Где находится город бишкек. Открыть левое меню бишкек

28.10.2023

Бишкек - одна из тех "случайных столиц", что образовались на окраинах империи в ХХ веке. Говорят, давным-давно здесь стоял город Джуль на Великом Шёлковом пути. Более достоверно, что в 1825 году кокандский хан Мадали заложил две крепости на северо-восточной границе своих владений - Токмак и Пишпек. Последний в 1860-62 годах дважды взят русскими, после чего на руинах крепости обосновался казачий пикет (застава). Киргизы с южных гор и казахи северной степи встретили пришельцев благожелательно и принялись с ними торговать: к 1868 году пикет разросся до села, а в 1878 стал уездным городом Семиреченской области вместо разрушенного наводнением Токмака. К началу ХХ века Пишпек был самым маленьким из четырёх городов будущий Киргизии (6,7 тыс. жителей), но в 1924 году сюда пришла железная дорога, и Пишпек, два года спустя переименованный в Фрунзе, стал столицей киргизской автономии в СССР.

Фрунзе мне описывали как интеллигентный, в основном европейский город зелёных улиц и больших заводов. Глядя на нынешний Бишкек, в это поверить сложно. Как уездный город Семиречья, он слегка напоминает Алма-Ату: тот же советско-русско-кочевничий сплав, те же две речки с гор (Ала-Арча и Аламедин) и арыки вдоль улиц, та же "этно-советская" архитектура, такие же горы над южной окраиной, даже деление на "верх" и "низ"... вот только Бишкек относительно своих гор стоит ниже по склону! Как известно, в Алма-Ате цивильность и благополучие убывают сверху вниз, и вот если мысленно продолжить её ещё ниже - получится приблизительный образ Бишкека. Русские отсюда стремительно уезжают, киргизы - ещё стремительнее прибывают, и здешний "понаеханск" куда как хуже московского. Перестав быть Фрунзе, Бишкек вырос в полтора раза - с 625 до 875 тысяч только по официальным данным, а тут живёт где-то полтора миллиона. Но рост Бишкека бесконтролен, нищая вольница не способствует порядку, а потому город выглядит провинциальным и неустроенным. Как ни пытался я полюбить Бишкек, а не смог: думаю, не ошибусь, сказав, что это худшая из постсоветских столиц.

Однако столица есть столица, и о Бишкеке будет 6 постов - 3 про советский центр, один про Старый город, один про сопку Чон-Арык. Но начнём именно с "понаеханской" грани - базаров и вокзалов, благо транспортная система советского Фрунзе с аж шестью терминалами ("старые" и "новые" вокзалы, автовокзалы и аэропорты) действительно интересна.

Бишкек, в отличие от Алма-Аты, стоит всё-таки не на склоне, а в предгорьях, поэтому основная его ориентация - "горизонтальная": главные оси тянутся с запада на восток сквозь всю Чуйскую долину, нанизывая окрестные сёла. Собственно, таковых осей две, по разные стороны центра: на юге - железная дорога, а на севере - сквозной проспект Жибек-Жолу (Шёлковый путь), в прошлом Ташкентская улица (показательно, что другая экс-Ташкентская занимает аналогичное место в Алма-Ате). На последнем стоят два автовокзала - Новый Западный и Старый Восточный.

2.

Восточный действительно старый - редчайший пример автовокзала в сталинском стиле: прежде я видел такие лишь в и некоторых городах на шоссе Москва-Крым (Тула, Орёл). На самом деле сталианс тут сильно запоздалый - 1962 года. Ныне этот автовокзал служит внутриобластным (как в Алма-Ате восточный Саяхат), причём только по восточной половине Чуйской области. Мы ездили с него в Токмак, а внутрь зайти не сподобились - но как образец жанра он безусловно интересен:

3.

Западный (или Новый) автовокзал (расположением примерно соответствующий алматинскому автовокзалу "Сайран") в куда более ординарном здании 1970-х годов - это главный транспортный узел Северной Киргизии. Так как у подавляющего большинства местных маршруток и частников нет чёткого расписания и курсируют они по заполнению, от собственно автовокзала на несколько кварталов тянутся "лежбища": здесь - микроавтобусы в Каракол, там - минивэны в Чолпон-Ату, тут - частники в Нарын, а вот это - частники опять же в Каракол... Главные ворота столицы, это местная "площадь Трёх Вокзалов", и как говорят знающие люди - самое опасное для путешественника место Киргизии: если в целом по стране полиции мало и она не зловредная, здесь исправно практикуется всё то, чем "славится" Средняя Азия, только из-за отсутствия "законных оснований" вроде регистрации в 3-дневный срок - ещё более нагло.

4.

Раннее утро, в предрассветных сумерках мы с darkiya_v ждём заполнения машины в Чолпон-Ату. Между тем, по ходу повествования нам в ту сторону - далёкий флаг отмечает Ошский рынок:

5.

Представьте себе, что Черкизон находится в пешей досягаемости от Трёх Вокзалов - вот нечто подобное и представляет собой западная половина бишкекского центра. Главная "вертикальная" улица Кулиева отмечена высоковольткой:

6.

На самом деле это вполне себе исторический район Дунганской слободы: о дунганах, то есть китайцах-мусульманах (хуэй, в противоположность "обычным китайцам" хань), бежавших в Россию после Кульджинского восстания 1870-х годов, я уже рассказывал . В Пишпеке к концу 19 века их община была вторая по величине (около четрвети населения) после русской. Однако со временем дунгане покинули город и разошлись по окрестным сёлам, и сейчас здесь почти не живут.

7.

Когда-то здесь стояла дунганская мечеть, сгоревшая в Гражданскую войну - редкий и очень самобытный памятник, так как мечети они строили в китайской традиции - такие сохранились в и Караколе . От пишпекской же не осталось даже толковых фотографий, нынешняя Дунганская мечеть стоит где-то на севере города и внешне ничем не примечательна, но купол типовой киргизской мечети над грязными улочками Дунганки знаменует преемственность. Там, за этими трущобами и зеленью Ала-Арчинского кладбища - вполне цивильный городской центр:

8.

Между тем, мы вышли на Чуйский проспект - третья ось "запад-восток", главная улица центра, нанизывающая на себя главные площади, а на восточной окраине теряющаяся в промзоне. Парой кварталов западнее (правее относительно кадра) - Шлагбаум, фактически ещё одна автостанция (хотя и без здания-терминала), обслуживающая западную половину Чуйской области, и так как я квартировал в селе Садовом в 40 километрах западнее города, Шлагбаумом начинался и заканчивался каждый мой день в кыргызстанской столице. Впереди же, от Чуйского проспекта почти до железной дороги, простирается Ошский рынок:

9.

Женщины в длинных платьях на кадре выше не случайно - тут находится "лежбище" минивэнов на Джалал-Абад: рынок действительно Ошский - он сам себе автостанция, связующая со столицей Южную Киргизию. Дорога туда тяжёлая, порядка 500 километров по горам - для легковушки это 7-10 часов. "Лежбищ" тут несколько, ошские таксисты дежурят с другой стороны рынка, и почему-то берут чуть дешевле джалал-абадских. Но впрочем, Южная Киргизия - не самое дальнее место, куда отсюда можно уехать:

10.

А благополучно вернувшись из страны, где много денег и тебе не рады - купить какую-нибудь красивую штуку в родной дом:

11.

Вообще, купить тут можно практически что угодно: одежда и мебель, книги и автозапчасти, бытовая техника и сувениры, снаряга хоть для альпиниста, хоть для конника-чабана, стройматериалы и элементы юрт... Самые интересные прилавки я показывал - но не стоит думать, что у базара какой-то этнический уклон - нет, на 9/10 это самый обычный рынок, просто запредельно большой. Собственно Ош-базар - в корпусах позднесоветской постройки:

12.

Здесь я единственный раз в Киргизии поимел дело с милицией. Интересу ради решил углубиться в базар, и тут навстречу двое товарищей в форме. Конечно, не заметить меня они не могли:
-Мужчина! Ваши документы?
Досматривать меня повели как раз в этот красный контейнер - у них там гнездо. Я в принципе был спокоен - денег при мне было немного, "фотографии стратегических объектов" их вряд ли могли бы заинтересовать, да и в конце концов я знал, кому звонить в случае эксцессов: Света из Садового, у которой я вписывался, всех знает, а кого не знает - того уболтает, и к тому же в этот момент (как я узнал вечером) тоже была на рынке. Однако всё решилось проще: полицейские задали дежурный вопрос "И как вам в Кыргызстане?" - и дальше я перехватил инициативу, задействовав все свои ораторские способности: минут на пять толкнул довольно складную речь о том, где был, как мне в Киргизии понравилось и - главный упор - что у вас тут такие люди хорошие, такая страна свободная, никто меня тут не обижал, ни разу ещё никаких неприятностей не было, не то что в соседнем Казахстане... Копы заслушались, и видимо не захотели стать первыми киргизами, которые меня обидят, уподобившись казахам, поэтому даже толком не досмотрев, отпустили с миром. В общем, из трёх стычек с полицией в ту двухмесячную поездку (ещё на вокзалах и ) эта была самой забавной.
Покинув контейнер, я решил по базару уже не ходить (да и менты намекнули, что мне как явно неместному там может быть небезопасно) и пошёл по той же улице дальше на юг. Вот эта грязная канава - ни что иное, как Ала-Арча, местный аналог Большой Алматинки (а вместо Малой - речка Аламедин, протекающая восточнее центра). Горные реки питаются талым снегом, и потому в сентябре-октябре практически высыхают, зато по весне тут будет мощный прохладный поток:

13.

Баки в перспективе русла - местный пивзавод, причём слышал, пиво тут неплохое (сам не пробовал, и вообще пиво не люблю). Рынок сменяет прижелезнодорожная промзона, и с другой стороны видны мясокомбинат и завод сельхозтехники имени Фрунзе - не знаю, работают ли они. Машины на переднем плане же - лежбище ошских такси, с которыми я договорился забрать нас утром прямо из Садового и добросить до Джалал-Абада:

14.

Промзона по-кыргызстански:

15.

Там дальше есть ещё Бишкекский машиностроительный завод, эвакуированный в 1941 году из (который собственно и был основан в 1787 году вместе с "первоначальным" заводом) и вроде бы ещё работающий. Но до него я не дошёл, увидев лишь какие-то пекарни. Белый корпус, скорее всего, 1920-х годов: благополучно переживший революцию модерн - главная "изюминка" бишкекской архитектуры.

16.

Ну вот и железная дорога. О её печальной судьбе я уже писал в - железнодорожная сеть республики оказалась разорвана на несколько небольших линий, заходящих в неё из Казахстана и Узбекистана. Тем не менее, эта линия, от Турксиба на Иссык-Куль - самая крупная, и по ней даже проходит 2-3 пары пассажирских поездов в день (дизель на Мерке, дальние на Москву и, не ежедневно, Новокузнецк и Екатеринбург). В этой же промзоне - депо и единственный в Киргизии локомотиворемонтный завод, на который через 6 (!) границ приходится гонять технику с Юга.
Однако именно эта дорога, по сути вторая ветвь Турксиба от казахстанской станции Мерке, и начала превращение уездного Пишпека в азиатскую столицу.

17.

Пассажирский станций в Бишкеке также две, и место, к которому я вышел, находится между ними. Тремя километрами восточнее - центральная станция Бишкек-2, к которой я ходил в другой день и в другое время: к нему ведёт бульвар Эркиндик (Свободы) почти от главной площади, о котором я сделаю ещё отдельный пост - за спиной у меня остался конный памятник Фрунзе. Вокзал построен в 1930-38 годах, и совершенно не классицифицируется по стилю - не конструктивизм, не сталианс... а как будто бы такой совсем уж запоздалый модерн:

18.

Обратите внимание, как тихо и пусто на площади, и эти такси скорее всего ждут сотрудников вокзала - общественный транспорт сюда если и ходит, то крайне редко. Заброшена даже привокзальная гостиница - вот эта сталинка за забором, ожидающая сноса. Помимо четырёх вышеупомянутых "западных" поездов, есть ещё два восточных - круглогодичный дизель в Токмак (вроде бы дважды в день) и летний - в Балыкчи на Иссык-Куле. Кстати, КирЖД работает по московскому времени!

19.

Интерьер. Залы ожидания оказались закрыты, а в центральном зале очень красивый потолок:

20.

Со стороны путей фасад можно снять только вблизи - иначе мешают деревья. Прибывающих поездом встречает орёл. В принципе в Москве я не раз видел людей, берующих билет до Бишкека, то есть наверное в момент прибытия и отправления поезда тут всё меняется.

21.

Но парадоксальным образом, большую часть времени киргизские вокзалы - это тишь да гладь. К слову, тут дежурил мент, но на меня не обратил никакого внимания.

22.

Если же от того переезда с кадров №16-17 пройти полтора километра на запад (что я и, собственно, сделал) - можно выйти к станции Бишкек-1, в народе известной как Старый вокзал... да и то лишь жителям окрестных районов, в остальном городе это место в принципе как вокзал не воспринимают. Между тем, памятник интереснейший - при всей дореволюционности своих форм, он был построен в 1924 году, видимо как "времянка" до постройки Бишкека-2.

23.

Вид со стороны путей - сейчас тут поезд останавливается ровно дважды в сутки (дизель Бишкек-Мерке), а в остальное время та же пустота, чистота и уют, столь непривычные в Бишкеке. Рядом, правда, какое-то крупное "гнездо ментов", и людям в форме я старался на глаза не попадаться: второстепенные тихие станции в крупных городах - одно из любимых мест для "ловли злоумышленников" (с реабилитацией после небольшого "штрафа").

24.

В зале ожидания же самое классное - цветная плитка пола, сделанная ещё в 1914 году в Варшаве... как странно тут это звучит:

25.

Причём хорошо видно, что она досталась советской власти едва ли не случайно и большинство фигур на полу явно "лепились из того что было":

26.

Окрестный район по сей день известен как Пишпек - это название оставалось за станцией до 1991 года, в то время как нынешний Бишкек-2 был собственно станцией Фрунзе. У вокзала скверик, в скверике традиционный обелиск Великой Отечественной:

27.

Рядом небольшой Клуб железнодорожников:

28.

По окрестным дворам стоят путейские дома характерной архитектуры. Даже интересно - это просто дореволюционные проекты реализовали в 1920-х, или всё же проектировали с нуля, но в старом стиле?

29.

Похожий "путейский городок" есть в , куда железная дорога пришла тоже в 1920-е годы - там правда старый вокзал не сохранился, но ДК ЖД гораздо крупнее и красивее.

30.

А сами дворы вокруг Бишкека-1 тихи, уютны и в основном русскоязычны. Соотношение русских и киргизов (60% и 25%) во Фрунзе и Бишкеке поменялось на противоположное, и у меня такое чувство, что эти кварталы у станции - маленький Остров Фрунзе.

31.

Ещё тут есть довольно опрятный парк железнодоржников, где я посидел на лавочке и передохнул, возможно ещё какие-то дома в стиле "советского модерна" и промзона неясного возраста:

32.

А прилегающий с юга район лучше всего смотрится вертикально сверху: Бишкек-1 виден в левом верхнем углу. Грандиозных размеров ипподром (850м в длину) был, по рассказам Светы, одним из лучших в СССР, но в общем и у киргизов без дела не простаивает - национальных видов конного спорта у них очень много, взять хоть упомянутое в прошлой части "козлодрание". А рядом с ипподромом - Рабочий городок: так этот район отмечен на всех картах, но никакой информации о его происхождении мне найти не удалось:

33.

Однако, судя по планировке, это ни что иное, как "город-сад " 1920-х годов: популярная в те годы концепция создания идеальной городской среды, зародившаяся ещё до Первой Мировой войны в Англии. Налицо все признаки: круговая планировка (диаметр 1400м), 2 главных диаметра и ещё два радиуса, круглая площадь в центре да малоэтажная застройка. К таким городам-садам относится московский Сокол, калининградский ... Так и оказалось: первым же комментарием igor_alla дал мне наводку на исторический материал : если вкратце, Фрунзе 1920-х годов поднимали энтузиасты из Чехословакии, прибывшие сюда в количестве около двух тысяч человек и организовавшие кооператив "Интергельпо" ("Взаимопомщь"), причём название его было не чешским или латинским, а на искуственном языке эсперанто. Интергельпо посещал Юлиус Фучик, а несколько лет раннего детства провёл Александр Дубчек, впоследствии вошедший в историю как лидер "Пражской весны". "Интергельпо" построило важнейшие заводы и общественные здания довоенного города, и Рабочий городок был лишь одним из его проектов.
У одного из входов здание, в котором мне страшно хотелось увидеть недобитый конструктивизм... хотя конечно это крайне маловероятно.

34.

И в общем в Рабочем городке меня ждало тотальное разочарование: город-сад ныне скорее город-пустырь - грязные улицы без асфальта, высокие заборы, совершенно невзрачные дома и заросшая, загаженная центральная площадь. Если не знать, как это выглядит сверху - заподозрить что-то интересное здесь очень маловероятно. Мне же запомнились лишь узкие боковые улочки:

35.

В общем, я поймал маршрутку и поехал наверх. Маршрутка привезла меня в довольно приличный район - просторный и в основном новостроечный. Оттуда же был снят и вводный кадр - Тянь-Шань совсем рядом. Здесь же огромное здание Центра охраны детства и материнства, обилие машин и людей вокруг которого наглядно свидетельствует о положительном балансе рождаемости. Но самое интересное другое - всё это ни что иное, как постепенно застраиваемый Старый аэропорт:

36.

Следующей маршруткой я выехал на проспект Мира (Тынчтык) - главную в Бишкеке "вертикальную" ось. Тут тоже в принципе довольно тихо и относительно цивильно, а в улицах появляется ощутимый уклон - то есть (относительно ближайших гор, а не уровня моря) Бишкек здесь подходит к тем же высотам, на которых стоит Нижняя Алма-Ата.

37.

Чуть выше направо отходит безымянная улица среди новостроек - у её начала типовой для этих краёв конный памятник некоему Кочурбай-батыру (ничего о нём не нашёл), а в перспективе просматривается явно сталинская башенка и небольшой памятник кому-то из советских лётчиков (так как таблички нет, точнее сказать не могу):

38.

42.

Основу его составаляют, как водится, маршрутки - причём не убитые "газельки" и списанные автобусы из Кореи и Японии, а "Мерседесы" и "Форды". Нет здесь и столь характерных для соседнего Казахстана зазывал. Но, как и в Кишинёве, микроавтобусы тут со стоячими местами - только если в кишинёвских маршрутках отсутствует правый ряд кресел, то в бишкекских площадка расчищена за счёт нескольких передних рядов. И в принципе, после этих двух городов "маршрутки со стоячими местами" у меня стали плотно ассоциироваться с крайней бедностью страны.

43.

Тем не менее, муниципальный транспорт в Бишкеке тоже есть: иногда мне на глаза попадались китайские автобусы Yaxing (такой современный аналог ПАЗиков), и довольно часто на центральных улицах можно встретить троллейбус , существующий в Бишкеке с 1951 года. Вроде бы некоторое время назад он закрывался, но потом внезапно ожил, и сейчас чувствует себя неплохо - 8 маршрутов, около 200 машин, как советских, так и свежезакупленных. Правда, проехаться на троллейбусе как-то не задалось...
Осенью проезд в маршрутках стоил 10 сом (7 рублей), в муниципальном транспорте - 7 сом (5 рублей), то есть чуть дешевле, чем в Кишинёве. Теоретически, есть проект в 2020 году построить тут лёгкое метро из двух линий, но как-то мне в него не верится...

44.

А в основном Бишкек застроен примерно такими домами - столь характерные для Средней Азии многоэтажки 1970-80-х, при этом достаточно живописные:

45.

А часто ещё и с этническими мотивами:

46.

Вообще, довольно странно - чем менее развитая была ССР, тем красивее в ней строили в позднесоветское время - пока (а я объехал только половину республик) впечатление такое:

47.


Но едва ли не большую площадь, чем микрорайоны и центр, в Бишкеке занимает частный сектор довольно неприглядного вида. Где-то слышал оборот "глиняный пояс шахида" - по окраинам и на пустырях огромными темпами идёт стихийное строительство, особенно ускорявшееся после каждой из двух революций. В основном за счёт обитателей этих домов Бишкек и вырос почти до миллиона, ну а что это за люди и как они себя ведут в случае беспорядков - думаю, пояснять не надо... (дежурное - ну не все, конечно, навеняка большинство здешних жителей - адекватные и незлобные люди, но процент агрессивного быдла всё же несколько выше, чем в среднем по городу).

48.

На одной из низших точек Бишкека - рынок "Дордой", размерами (если судить по карте) превосходящий Ош-базар примерно вдвое - говорят, он уже давно оставил позади все базары Ташкента и Ферганской долины, и стал крупнейшим рынком на всём постсоветском пространстве. И "Дордой", и Глиняный пояс мы видели лишь из окна маршруток:

49.

Ну а последняя деталь бишкекского пейзажа - это ТЭЦ , стоящая на восточной окраине у железной дороги. Пущенная в 1961 году и с тех пор не раз расширявшаяся (правда, только в советское время), она примечательна своей 300-метровой, явно сейсмоустойчивой главной трубой (1989). В Средней Азии вообще хватает сверх-высоких труб (в так и вовсе высочайшая в мире!), построенных в 1980-е годы. Бишкекская труба - самая высокая в мире из расположенных в столицах государств (наряду с Варшавой, там тоже есть 300-метровая труба электростанции), и видна в городе реально из любой точки.. Бугор на заднем плане же - Чон-Арык, местный неокультуренный аналог . Вокруг столицы же, как видите, местность уютна и плодородна, орошаемая водами Большого Чуйского канала (1958-76), проходящего на северных окраинах прямо через город. Вот только долго ли эти поля и лесопосадки протянут под натиском раздувающейся столицы?

50.

Уууфф... На самом деле в этой части я показал самые неприглядыне стороны Бишкека - толчею базаров и автовокзалов, трущобы окраин и Рабочего городка, упадок железных дорог и расцвет стихийной торговли. В следующих трёх частях о куда более благовидных центральных районах - площади Ала-Тоо, "горизонтальном" Чуйском проспекте и "вертикальном" бульваре Эркиндык (все с окрестностями) соответственно.

КИРГИЗИЯ-2013
. Обзор поездки.. Реалии современности.
, живые и мёртвые.
Бишкек и Чуйская долина .
Вокзалы и базары.
Площадь Ала-Тоо.
Чуйский проспект.
Бульвар Эркиндык.
Шёлковый путь и Старый Пишпек..
Чон-Арык и виды города.
. Сёла Чуйской долины.
Токмак и Буранское городище. Древняя столица Восточного Туркестана.
Иссык-Куль
Дорога на Иссык-Куль. Боомское ущелье и Балыкчи (Рыбачье).
Вокруг Иссык-Куля. Деревни и пейзажи.
Чолпон-Ата. Иссык-Кульский курорт.
Каракол (Пржевальск). Старый город.
Каракол (Пржевальск). Общий колорит.
Пристань-Пржевальск.
Каракольское ущелье.
Ущелье Жеты-Огуз.
Тамга и Барскаонское ущелье.
Заоблачное плато Арабель.
Нарынская область .
Балыкчи - Нарын. Дорога через горы.
Чон-Туз и Араголь. Окрестности Кочкорки.
Нарын. Город на двух километрах.
Дорога на Таш-Рабат.
Таш-Рабат и .
Дорога Бишкек-Ош .
Северная половина.
Южная половина.
Базары Южной Киргизии.
Южная Киргизия .
Джалал-Абад, где лечился Иов.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Город.
Майли-Сай (Майлуу-Суу). Урановые рудники.
Арсланбоб. Кишлак и ореховый лес.
Арсланбоб. Горы и водопады.
Узген. Узбекистан в Киргизии.
Ош уездный и советский.
Ош восточный.
Ош. Вокруг Сулейман-горы.
Ош. Сулейман-гора.

Город Бишкек - столица Кыргызстана. Он считается самый крупным центром в республике. Здесь развиты разные сферы: промышленность, транспорт, культура. Бишкек - город республиканского подчинения. Расположился в центре на севере Площадь этого административного центра - 127 кв. км.

Немного истории

Этимология названия имеет две версии. По одной, город назван в честь героя легенды - богатыря Бишкек-Батыра. По второй - слово «бишкек» с местного наречия переводится как «дубинка». Образование населённого пункта в этой местности обязано Дело в том, что восточная его ветвь проходила как раз по этой территории - через Чуйскую долину. Со временем стоянки стали постоянными, население прибавлялось и уже к XII веку на этих землях было образовано городище Джуль. После того как Шёлковый путь перестал действовать, города, существовавшие благодаря ему, прекратили свою жизнь.

Через некоторое время на этой территории приживается узбекское население, образовав Кокандское ханство. В границах современного города была построена крепость Пишпек, на развалинах которой уже в 1825 году был основан город. В 1926-м поселение Пишпек было переименовано во Фрунзе. В город начинает активно развиваться по всем параметрам СССР: возводятся промышленные предприятия, оборотов набирает сельское хозяйство, строятся образовательные учреждения, театры, музеи и другие общественные здания, которые гордо представляют Кыргызстан. Столица (г. Фрунзе) получила официальный статус в 1936 г. После распада СССР изменили название на Бишкек.

Физико-географическая характеристика города

Бишкек находится у подножья Тянь-Шаня. Рельеф местности холмистый, средняя высота над уровнем моря - 700-900 метров. По городу проходит граница между умеренным и субтропическим климатическим поясом. Район резко континентального климата представлен на всей территории такого государства, как Кыргызстан. Столица, конечно же, не исключение. Здесь средние температуры января -2° С…-4° С, июля +23° С…+25° С. В летний период возрастает влажность - до 75%. Среднегодовая норма осадков - 400-500 мм. Через город протекают два притока водотока Чу: реки Ала-Арча и Аламедин. Обе берут своё начало на вершинах южной горной гряды. По северному району города проходит часть крупнейшего оросительного канала Киргизии - Большого Чуйского (БЧК).

Административно-территориальное деление

Конечно же, если рассматривать все города, которые относятся к столица - самый крупный. По административному делению, ещё со времён СССР, Бишкек был разделён на три района: Ленинский, Свердловский и Первомайский. Уже в 70-х годах был построен ещё один район города - Октябрьский. Самый крупный - Ленинский. В его подчинение входят и населённые пункты, находящиеся близ города - пгт. Чон-Арык и аул Орто-Сай. Во главе каждого района стоит - аким. Так называется глава государственной районной администрации.

Население столицы Республики Кыргызстан

Столица - город практически с миллионным населением. По статистическим данным на 2016 г., в ней проживают более 944 тыс. человек. Если считать с соседской агломерацией, то это количество увеличивается до 1 млн. Бишкек можно назвать интернациональным городом. В нём проживают представители многих национальностей. По процентному соотношению, они расположились так: больше всего, около 66% - киргизы, 23% населения - русские. Остальные 20% приходятся на такие национальности: казахи, татары, узбеки, корейцы, уйгуры, украинцы и др. Всего, их около 80. Основной язык общения в городе - русский. Что касается религиозной принадлежности, то тут тоже исповедуется несколько религий. Местное население, киргизы - мусульмане суннитского направления. Русские исповедуют православное христианство. В меньшем проценте присутствуют представители и других религий.

Экономика Бишкека

(фото смотрите в статье) справедливо зовётся промышленным центром страны. В Бишкеке функционируют предприятия всех отраслей. Самые крупные из них специализируются на металлообработке и машиностроении, лёгкой и пищевой промышленности и энергетике. Они сосредоточены в основном в восточной части города. Из-за своего близкого местоположения к Казахстану и Китаю, Бишкек также считается и торговым центром. Эта отрасль занимает одно из ведущих мест. Почему так? А всё потому что столица Республики Кыргызстан - международный торговый узел между вышеперечисленными странами и Россией.

Управление Бишкеком берёт на себя государственная администрация - городской кенеш. Здесь развиты все виды транспорта. Есть железнодорожное сообщение, аэропорт расположен в 20 км от города. Из общественного транспорта имеются автобусы, троллейбусы, такси. Также в планах на ближайшие годы - строительство ветки метро или электропоезда.

Экология и достопримечательности

Бишкек считается экологической столицей России. Этот статус город получил благодаря своему обильному озеленению. Многочисленные парки, скверы, аллеи, бульвары делают его территорию зелёным «оазисом» Киргизии. Много здесь и достопримечательностей, сохранившихся со времён Советского Союза. Среди них множество зданий этого периода - Исторический музей, филармония и другие исторические памятники. Ознакомившись с изложенной информацией, каждый из вас сможет ответить, какая столица Кыргызстана, кто живёт в ней и как развивается этот административный центр.

Бишкек произвел на меня исключительно приятное впечатление. В этом городе жизнь просто бурлит. Мне довелось здесь прожить полтора месяца, отправили по работе в командировку.

Кстати, Бишкек переводится, как «Мешалка для взбивания кумыса» , очень странное название для города.

Бишкек находится в Киргизии

Когда этот горд входил в состав СССР, то назывался он Фрунзе . Недалеко от этого города есть горы Тянь-Шань . Эти горы считаются одними из самых высокими в мире.

Этот город является одним из самых чистых городов в Азии . Здесь действительно можно дышать полными легкими.

Город этот немаленький и здесь проживает более восьмидесяти национальностей.

В Бишкеке хорошо развита транспортная система . Тут есть и такси, и автобусы, и маршрутки, и троллейбусы. Но вот метро и трамваев здесь нет.


Достопримечательности Бишкека

Конечно же, у меня было время побродить по городу и посмотреть различные интересные места и достопримечательности:

  • Парк Панфилова. Парк этот достаточно старый, но очень даже милый. Здесь много аттракционов для детей (многие эксплуатируются еще с советских времен). Находится он в самом центре города.
  • Площадь Ала-Тоо. Площадь достаточно большая, летом тут работают фонтаны , так что приятно по ней совершить променад.
  • Ошский базар. Очень колоритный базар. Находится он в западной части города. Здесь можно купить абсолютно все: и вещи, и фрукты с овощами, и различные сувениры, и даже бытовую технику. Да и цены тут вполне адекватные.
  • Ботанический сад. Это вполне чудесное место для летних прогулок . Содержится в достаточно приличном состоянии. Находится этот Ботанический сад недалеко от третьего микрорайона.

Еда в Бишкеке

Сразу хочется сказать, что цены на еду здесь достаточно невысокие , если сравнивать с российскими. Так поесть в приличном кафе можно и на двести рублей (уже перевела на наши деньги).


В этом городе просто куча заведений киргизской, азиатской, русской кухни. Также здесь очень много фастфудов. В них продают самсу, кебабы, лаваши (по типу нашей шаурмы).

Также в городе есть и пиццерии , но если честно, то европейскую и итальянскую еду здесь готовят не очень вкусно.

Существует немало версий происхождения названия города Бишкека. Но наиболее распространенными являются две из них. Согласно первой, город носит имя одного из сорока самых смелых и храбрых воинов Манаса. Другая версия гласит, что столица носит название специальной деревянной ложки для приготовления кумыса – символа древних кочевых кыргызов. Так какая же из них является более верной и правдоподобной? Откуда вообще взялись слова "Бишкек" и "Пишпек" и что они означают?

Давайте попробуем разобраться вместе.

Оказывается, предположения местных знатоков, которые связывали происхождение топонима с названием хозяйственного бытового предмета кочевников – бишкеком – мутовкой для взбалтывания кумыса, были отвергнуты еще в 1970 году кыргызским писателем и литературоведом Шаршенбеком Уметалиевым.


По сведениям известного топономиста Э.М. Мурзаева, еще в 1963 году Е. Койчубаев высказал мнение, что топоним "Пишпек" состоит из двух словосочетаний: "пиш" (беш) – "пять" и "пек" (бийик) – "высота". Следовательно, в переводе на русский язык оно означает "пять высот". Но данная гипотеза до сих пор так и не встретила поддержки у специалистов-топономистов.


Не получило признания и предположение, что этот топоним имеет исходную смысловую основу в двух кыргызских словах: "беш" – "пять" и "бек" – "владетель", то есть "пять владетелей".

Другой исследователь – географ Темиркул Эшенкулов – обнародовал предположение тюрколога-языковеда профессора Сагалы Сыдыкова, который считал, что этот топоним имеет древнетюркскую языковую основу – от ойратского слова "биштек", означающего "единственная или одинокая гора". Данная версия также не получила поддержки среди специалистов.

Поиск истины в исследованиях осложняется еще и непростой задачей. Как соотносятся названия "Бишкек" и "Пишпек"?


Кто-то полагает, что это одно и то же слово и не стоит их "разделять". Просто слово "Бишкек" - это трансформация топонима "Пишпек". (Ведь было же время, когда город Фрунзе жители областей называли "Боронзо".) Другие исследователи не соглашаются с такой точкой зрения и предлагают рассматривать два этих термина независимо друг от друга.

В 1998 году академик НАН КР Доолотбек Сапаралиев сделал заявление по итогам своих многолетних поисков сведений по истории происхождения названия города. (К слову, именно профессор Сапаралиев обнаружил наиболее раннее письменное упоминание слова "Бишкек" в том виде, к которому мы все привыкли.)

Академик против версии о происхождении названия от имени некоего батыра Бишкека, жившего в XVIII веке. Того батыра, по мнению профессора, звали Бешбеком, и это имя просто созвучно названию столицы, происходящему от древнеперсидского "пишкух" (в кыргызской транскрипции - "бишкек"), что означает "гора, приносящая счастье" (старинное название ближайшей к городу горы Байтик).


Историкам известно, что в древности здесь размещался город. Его жители на вершине близлежащей горы проводили различные общественно-ритуальные мероприятия (жертвоприношения, обряды бракосочетания, всенародные праздники и т. д.), поэтому они считали ее священным местом, приносящим счастье, иначе называли счастливой горой.

Город Бишкек находится на месте разрушенной кокандской крепости Пишпек. Достоверно определить происхождение названия столицы пока крайне проблематично. Эта тема еще долгое время будет предметом научных споров и станет источником вдохновения для многих историков и краеведов. В разное время свои предположения высказывали такие известные ученые, как В.В. Радлов, В.Д. Горячева, а также краеведы, среди которых особенно можно отметить В.Г. Петрова и В.Я. Галицкого. Как знать, может, ученые уже близки к тому, чтобы твердо и уверенно рассказать нам историю происхождения названия нашего любимого города.

Материал подготовила Ксения Сенькина.

«Мешалка для взбивания кумыса» - именно так переводится название города Бишкек, столицы Киргизии, ее современного и исторического центра. Зеленый город - так называют его киргизы, не только из-за обилия вековых дубов и тополей, плотной тенью осеняющих оживленные бульвары, но и благодаря молодому духу и витающему в воздухе оптимизму киргизской столицы. Основанный в 7 в., Бишкек сегодня - на редкость юный и бурлящий жизнью город: здесь масса баров и диско, рядом с которыми органично сосуществуют традиционные чайханы, монументы независимости и скульптуры древних киргизских героев не мешают - наоборот, дополняют друг друга, а на улицах вперемешку шествуют вековые старцы в «калпаках» и цветастых халатах и старлетки с минимумом одежды. И кумыс, кстати, здесь найти гораздо проще, чем какой-нибудь заграничный «мохито».

Как добраться до Бишкека

Из Москвы в Бишкек легко добраться регулярными рейсами национального перевозчика «Авиакомпания Кыргызстан» и российских S7 и «Аэрофлота». Борта «Авиакомпании Кыргызстан» поднимаются в воздух 4 раза в неделю из московского Домодедово. «Аэрофлот» осуществляет один рейс ежедневно и два - в среду и пятницу из Шереметьево-F. Время в полете - около 4 часов. На крыльях S7 можно добраться до Бишкека только с промежуточной посадкой в Новосибирске.

Международный аэропорт Бишкека Манас расположен примерно в 30 км км от города. Добраться оттуда в центр киргизской столицы можно на такси за полчаса.

Поиск авиабилетов в Бишкек

Транспорт в городе

Передвигаться по Бишкеку удобнее всего на такси - они весьма недороги и в изобилии снуют по улицам столицы. Машину можно «поймать» на улице или в любое время суток заказать по телефонам 150, 152, 154, 156, 166, 182 или 188. Поездка в пределах города будет стоить 100-300 KGS в дневное время и 150-500 KGS ночью. В любом случае уточнить стоимость лучше заранее. Машину с водителем можно также нанять на весь день - это обойдется дешевле аналогичного сервиса в прокатных конторах. Рассчитывайте на 1500-2000 KGS в день.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

С обретением независимости многие названия улиц в Бишкеке поменялись, поэтому, отправляясь по какому-либо адресу, лучше узнать и старое, и новое наименование, а еще лучше – использовать заметный ориентир.

Другой вариант - демократичные маршрутки на 9-14 мест, курсирующие по всем мало-мальски оживленным улицам. Правила их использования идентичны российским: махнуть рукой приближающейся машине, передать плату за проезд водителю (15-20 KGS, указывается в салоне) и громко озвучить пункт высадки.

Общественный транспорт Бишкека представлен автобусами и троллейбусами. Они работают с 5:30-6:00 до 21:00-21:30. Проезд стоит 8-10 KGS. Входить нужно через заднюю дверь, а выходить - через переднюю. Проезд оплачивается при выходе кондуктору.

Прогноз погоды

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

Карты Бишкека

Кухня и рестораны Бишкека

В Бишкеке масса заведений киргизской, азиатской, русской, персидской и прочих дружественных кухонь. Недорого перекусить можно в фастфудах, там подают киргизский аналог гамбургера: сэндвич с плоской котлеткой и всякой овощной и соусной всячиной. Другие варианты «быстрой еды» - самса, кебабы и разнообразные шашлыки. Разумеется, есть в киргизской столице и пиццерии-брассерии (а где их нет?) - там можно отведать интернациональной итальянской пиццы, пасты и прочих макарон, французских блинов-крепов и т. д. Чтобы основательно вкусить блюда национальной «высокой кухни», отправляйтесь в кафе «Лабиринт» (здесь подают вкусный «бешбармак»), кафе «Мазай» (разнообразные блюда из зайчатины), кафе «Астана» (шашлык из цыпленка и живая музыка по вечерам в уикэнд), чайхану «Джалалабад» и кафе «Файза». «Посидеть со вкусом» можно в помпезном Four Seasons - изысканные блюда европейской и азиатской кухонь, живая музыка и возможность пообедать на открытой террасе в теплое время года.

Освежиться в ходе прогулок по городу можно газированным напитком «шоро» на основе пшеничной муки - его продают постаканно с уличных лотков.

Популярные отели Бишкека

Шоппинг и магазины

Покупать киргизские сувениры стоит в знакомом нам по общему советскому прошлому ЦУМе - центральном универмаге киргизской столице на проспекте Чуй, 155. Здесь большой выбор местных поделок по приемлемым ценам. Другой популярный шоппинг-сайт Бишкека - шумный и колоритный базар Ош, на котором, кажется, можно купить даже самый диковинный товар. На рынке Дордой продают разнообразные бытовые товары, одежду и обувь, а на базаре Ак-Эмир можно купить свежие продукты местных фермеров: фрукты и овощи, кумыс и мягкие сыры, конскую колбасу и многое другое. Высококачественные изделия народных промыслов - «калпаки», войлочные ковры, предметы национального костюма - продаются в магазине Kyrgyz Style на улице Боконбаева, 133 и уютном бутике «Асахи» на проспекте Чуй, 136. Поклонников антиквариата обрадует настоящая пещера Аладдина на проспекте Манас, 47 - здесь собрано множество киргизских и азиатских древностей, а также знаковые вещи советской эпохи. За «живописью» стоит заглянуть в Asia Gallery, симпатичные и оригинальные глиняные изделия можно найти в арт-галерее «Саймалуу-Таш», а великолепная (и дорогая) вышивка представлена в арт-салоне «Тумар».

Гиды в Бишкеке

Развлечения и достопримечательности Бишкека

Современные достопримечательности Бишкека: центральная площадь Ала-Тоо и статуя Свободы «Эркиндик» в виде киргизки, держащей верхний элементы юрты «тюндюк», здание Парламента, Государственный флагшток (смена караула каждый час с 7:00 до 18:00), скульптурный комплекс «Манас», изображающий легендарного киргизского героя на верном коне в окружении супруги и советника, и монумент Победы.

Среди музеев города рекомендован к посещению Исторический музей - здесь можно увидеть найденные на раскопках многочисленные древние артефакты: наскальные рисунки городища Саймалуу-Таш, рунические надписи Таласа, предметы быта бронзового века и украшения кочевых племен начала нашей эры, старинные монеты. Особого внимания заслуживают этнографические коллекции: вышивка и национальные костюмы, богато украшенная конская упряжь, войлочные и шерстяные ковры, изделия из глины и соломы. В Музее изобразительных искусств можно вникнуть в тонкости установки и внутренней планировки традиционной юрты, увидеть национальные ковры «шырдаки» и другие изделия из войлока, а также насладиться живописными полотнами киргизских, узбекских и русских художников. Ностальгирующие по советской эпохе могут зайти в Музей Фрунзе и посетить Парк скульптуры с экспозицией на тему «Мир и труд».

В Музее изобразительных искусств можно вникнуть в тонкости установки и внутренней планировки традиционной юрты, а также увидеть национальные ковры «шырдаки».

Популярные парки Бишкека: «Дубовый парк» и Парк Панфилова, Парк Кемаля Ататюрка, проспект Эркиндик, засаженный дубами и серебристыми тополями, Бульвар Молодой Гвардии.

В окрестностях города стоит посетить природный парк «Байтыкская долина» и взойти на гору Боз-Пельдек, с которой открывается прекрасный вид на Бишкек. У южного склона горы расположено кладбище «Ханские могилы», где похоронен легендарный правитель долины. Обратите внимание на кованую башню с великолепным куполом. Увидеть редкие растения можно в ботаническом заказнике «Чон-Арык», а поправить здоровье - на месторождении торфяных грязей в селе Камышановка.



Похожие статьи