Город Сен-Жан-Пье-де-Пор. Города Юга Франции

10.01.2024

1. Небольшой город Сен-Жан-Пье-де-Пор (см. фото 1) находится в департаменте Атлантические Пиренеи. Расстояние между Сен-Жан-Пье-де-Пор и ближайшими крупными городами Юга Франции: в 80-ти километрах к востоку, Биарриц (модный курорт на атлантическом побережье Юга Франции). и Памплона в 55-ти километрах. Город совсем не большой если не сказать что очень маленький: всего 1500 человек населения, но не смотря на его размеры город Сен-Жан-Пье-де-Пор очень известный не только во Франции, ни и далеко за её пределами.

2. На фото 2: город Сен-Жан-Пье-де-Пор , . Города Юга Франции это не только курортные Канны, беспечный Марсель или развесёлая Тулуза. Здесь есть очень много совершенно не туристических маленьких городков, где люди живут так как жили их предки 200-300 лет назад. Один из таких городов на Юге Франции — провинциальный Сен-Жан-Пье-де-Пор, лежащий в предгориях Пиренеев на самой границе с Испанией. Древняя столица испанского графства Нижняя Наварра, Сен-Жан-Пье-де-Пор в наши дни может похвастаться огроммной цитаделью (640 х 280 метров), сохранившейся со времён Средневековья.

Город Сен-Жан-Пье-де-Пор. Города Юга Франции. Виноградники в окрестностях.

3. Этот маленький город, основанный в 1177 году известен прежде всего благодаря тому, что путь Святого Иакова начинается именно в St Jean Pied De Port. Да, благословенный El Camino de Santiago, идущий через пиренейские перевалы, начинается именно в этом затерянном среди бескрайних гор французских Пиренеев маленькой городке. Через Сен-Жан-Пье-де-Пор протекает река Нив, на высоком берегу которой расположилась городская цитадель Chateau de Mendiguren. Путь святого Иакова начинается у ворот, именуемых в честь этого святого покровителя Испании. Сам паломнический путь занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества.

Город Сен-Жан-Пье-де-Пор. Города Юга Франции. Вид со стен цитадели

4. Путей на самом деле много. Эта ветка — путь Святого Иакова через города Юга Франции, Лангедок и далее к Сантяго де Компостелла через Пиренеи называется Camino Frances, длинна его состовляет 790 километров и заканчивается он у Кафедрального Собора в Сантьяго де Компостелла, где покоятся мощи Святого Иакова, проповедававшего на Иберийском полуострове в 7 веке. Испанцы часто говорят: Испания живёт под звездой Святого Иакова, но и Юг Франции тесно связан с этим святым. Паломники добираются самолётом или поездом до ближайшего Биаррица (город на побережье в 55 км от Сен-Жан-Пье-де-Пор), а оттуда на автобусе до Сен-Жан-Пье-де-Пор. Здесь отправная точка их предстоящего пути. Довольно часто этот участок пути Святого Иакова называют Дорога Французских Королей.

4. Город Сен-Жан-Пье-де-Пор изобилует туристическими кемпингами и гостиницами. Судите сами, если в 1987 году по пути Святого Иакова прошли всего 1200 человек, то в 2010 году уже 300 тысяч паломников решились на это порой нелёгкое путешествие. От Сен-Жан-Пье-де-Пор есть два пути через Пиренеи. Первый путь через перевал Валькарлос, именно эту дорогу выбрал Наполеон, когда решил оккупировать Испанию. На перевале находится древний монастырь агустинцев, пожалуй один из самых старинных в Пиренеях, виды открывающиеся оттуда запоминаются очень и очень надолго. Второй путь через Ронсевальское ущелье, но при плохих погодных условиях, зимой здесь нередки лавины, а летом камнепады, многие паломники выбирают первый путь через перевал.

Полезная информация для туристов о Сен-Жан-Пье-де-Пор в Франции - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Сен-Жан-Пье-де-Пор – город, расположенный в департаменте Атлантические Пиренеи региона Аквитания. Он находится в той части региона, которая называется Северной (французской) страной басков. Город расположен рядом с испанской границей, в 50 километрах от побережья Бискайского залива. Ближайшими крупными городами являются Памплона, Биарриц и Тулуза.

В Средние века Сен-Жан-Пье-де-Пор получил известность благодаря своему расположению на одной из веток паломнического маршрута, называемого «Дорогой французских королей». Эта дорога также называется Путем Святого Иакова, она ведет к храму, в котором хранятся мощи Святого Иакова. Он расположен в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Благодаря христианской святыне город приобрел такую же значимость в католическом мире, как города Рим и Иерусалим. Собор над ковчегом с мощами был построен в конце X века. Паломнический маршрут проходит через Пиренеи, а Святой Иаков считается покровителем Испании.

Путем паломников в свое время прошли король Англии Эдуард I, Франциск Ассизский, художник Ян ван Эйк, Папа Римский Иоанн Павел II, писатель Пауло Коэльо. Достопримечательностями города, связанными с паломничеством, являются Ворота Святого Иакова, охраняемые ЮНЕСКО с 1998 года, а также паломнические дома, построенные из розово-серого песчаника для странствующих. Согласно местным легендам, путешественники по дороге в Сантьяго-де-Компостела ориентируются по Млечному пути, который здесь считают знаком Святого Иакова.

История города Сен-Жан-Пье-де-Пор также связана с именем английского короля Ричарда Львиное Сердце. Именно по его распоряжения в XII веке был основан город, ставший приграничным форпостом Наваррского королевства. Позднее он стал столицей Нижней Наварры, а в 1790 году вошел в состав французского департамента.

Городской замок дважды подвергался перестройке: в первой половине XVII века его превратили в крепость, а в XVIII веке его укрепил известный военный инженер и архитектор Вобан. Размеры городской цитадели впечатляют – они составляют 600 метров в длину и 150 в ширину.

Недалеко от города можно увидеть мемориальный камень, установленный на месте предполагаемой гибели рыцаря Роланда, жившего в VIII столетии. Роланд погиб в битве с сарацинами при Ронсевальском ущелье, перед смертью рыцарь трубил в рог, призывая на помощь. История Роланда до наших дней дошла в виде произведений французского эпоса.

Я проснулась в шесть утра, сразу же выключила будильник, чтобы его не услышали Микель и Кароль, перекусила на кухне, собралась и вышла, заперев за собой дверь. Ключ Микель попросил бросить в почтовый ящик на калитке. Но калитку я почему-то отпереть не смогла. Любой более-менее нестандартный замок может поставить меня в тупик. Времени стоять и разбираться не было, поэтому я перекинула рюкзак через заборчик, перелезла сама и опустила ключи в почтовый ящик.
До метро надо было идти всего пару минут, билет был куплен ещё вчера. Я без проблем добралась до автобусной станции, выяснила, откуда отправляется автобус в Памплону, дала водителю заранее распечатанный билет и забралась внутрь. Место мне досталось прекрасное - самое первое справа, всё отлично видно.
Я очень люблю общественный транспорт в Испании! Дороги прекрасные, автобусы и поезда комфортабельные, перемещаться так - одно удовольствие. Раннее утро - совсем не моё время, но как же всё в это время красиво, особенно если ты едешь по Стране Басков.


Почему у басков такой странный язык? Почему они называют Памплону Ируньей?.. Риторические вопросы.
В Памплоне у меня было больше четырёх часов до следующего автобуса. Я оставила рюкзак в камере хранения и пошла гулять. Хорошо с интернетом и гугл-картами! Я посмотрела, где центр и всякие достопримечательности, и пошла туда.
Первым делом я нашла памятник под названием «Энсьерро».

Энсьерро - это обычай выпускать из загона быков и убегать от них по огороженным улицам. В Памплоне это очень популярное зрелище, которое проводится в течение недели в июле на праздник Сан-Фермин. Я побродила вокруг, поснимала с разных ракурсов.

Ну что за свинство: в Барселоне я три дня искала, где продаётся обувь этой марки, а тут магазин попадается мне, когда я просто прохожу мимо! Эх. Если бы не строжайший контроль массы багажа, точно не ушла бы без покупки. Не судьба.

Время близилось к полудню. Зашла в церковь.

Потом заглянула в телефон и обнаружила, что есть ещё достопримечательность под названием Цитадель. Пошла туда.

Цитадель - это такая крепость пятиугольной формы довольно внушительных размеров, но сейчас это скорее не крепость, а парк.

Я поняла, что уже немного проголодалась, вернулась в центр и заказала пару пинчос. Это, конечно, не аутентичные баскские закуски, но тоже очень неплохо. Фаршированный морской ёж (кожура, или скорлупа, или как там она называется, твёрдая и несъедобная), а на втором что, не помню.

Надо сказать, хватило мне этого ненадолго, поэтому потом я купила немного еды в супермаркете и несколько ломтиков хамона на центральной улице.
Я опять заметила знаки Камино, и на сей раз обследовала их гораздо внимательнее, ведь именно по этому пути мне предстоит ехать. В Памплону я ещё вернусь. Я прогулялась по Камино немного на разведку, ну и потом уже пошла обратно к автобусной станции.
Вот тут уже было заметно, что большинство пассажиров паломники. Многие были с объёмистыми рюкзаками, некоторые везли с собой трости. То и дело раздавалась французская речь - ну, это, скорее всего, обычные посетители Памплоны возвращались домой. У меня опять был хороший вид из окна, и я от него не отрывалась.
Автобус остановился ненадолго в Ронсевале, подобрал ещё несколько человек, и поехал дальше вниз по серпантину по направлению к границе. Надо сказать, что виды были неописуемой красоты: высокие горы и ущелья, заросшие лесом. Автобус бодро катился вниз, то и дело поворачивая, а я нервничала не на шутку, оглядываясь назад и понимая, что завтра мне предстоит подняться обратно на гружёном велосипеде. Перепады высоты были довольно значительные. Наконец мы пересекли границу, которая была чуть ли не в самой низине, и я потеряла сигнал. Вскоре перед нами открылись зелёные луга Франции, и вот наконец мы въехали в Сен-Жан-Пье-де-Пор. Я была на месте!
Город меня очень впечатлил. Он совсем небольшой, население около полутора тысяч человек, но выглядит как с картинки. Очень нарядно, на главных улицах висят разноцветные флаги.

Вход в мой альберг.

Закинула вещи, заплатила и пошла гулять дальше. Через дорогу был главный паломнический офис, где я оформила креденсиаль - удостоверение паломницы. Когда ты останавливаешься где-то поесть или поспать, ты ставишь себе печать этого места с датой (как минимум два раза в день), и так можно доказать, что ты действительно прошла Камино. Первую же печать мне сразу поставили в офисе, а заодно дали бумаги с маршрутом, расстоянием между посёлками, адресами и телефонами альбергов по пути, перепадом высот и с кучей другой полезной информации.
Везде продаются сувениры. Ничего не купила, сейчас жалею, что ничего нет из Франции.

Я нашла то место, откуда снимали фотографию на моём рабочем столе! У меня, конечно, совсем не так красиво получилось, но зато моё.

Вид с того самого моста на этот:

Опять заглянула в церковь. Она как раз недалеко от моста.

Побродила по разным магазинам, особенно запомнились магазины пряностей. Время близилось к ужину, а ужин согласно условиям проживания нужно было обязательно провести в альберге. Дело в том, что хозяин каждый раз знакомит гостей между собой, позволяет им рассказывать истории, в общем, подготавливает к духу Камино. Зачастую при этом образуются компании, которые так потом и идут вместе. В общем, замечательно всё организовано, хотя последнее и было для меня неактуально, потому что я единственная была на велосипеде.
Мы собрались в патио под навесом, расселись вокруг стола. Хозяин предлагал нам представиться и рассказать о себе. Кого там только не было! Много французов, пара немцев, венгр, австралийка, американка из Калифорнии глубоко на пенсии... Вот только испанцев не было, увы. За столом разговаривали по-французски, по-английски и по-испански, хозяин владел всеми этими языками и переводил, когда надо.
Из самой еды мне больше всего запомнился десерт, как раз испанский arroz con leche - рис с молоком. Я никогда раньше его не пробовала и была уверена, что он мне не понравится по своей консистенции и не очень-то привлекательному виду. Но на самом деле оказалось вкусно! Он был прохладный, сладкий и с корицей.
После ужина я наконец-то решила детально осмотреть велосипед и собрать всё необходимое. Ой-ё... Я запуталась моментально. Педали оказались очень странными (полуавтоматические), они не прикручивались нормально, спереди торчал обрывок провода... Я порылась в альфорхе с инструментами, чего там только не было! Нашла гелевую подушку на сиденье, надела. Хоть с этим справилась. Насчёт остального пришлось звать на помощь.
В велосипедах более-менее разбирался один из французов - Жан-Люк, а ещё мне помогала англоязычная женщина, я уже не помню, откуда она. Мы столпились вокруг. Жан-Люк показал, что оборванный трос ведёт к велокомпьютеру и сказал, что он не будет работать, но это неважно. Одна из педалей, как оказалось, должна была прикручиваться в противоположном направлении, поэтому у меня и не получалось. Педали свободно вращались вокруг своей оси, и мне надо было располагать их так, чтобы наступать на плоскую поверхность, потому что обувь у меня была неприспособлена для велосипеда.
Надо сказать, что я смотрела на этот незнакомый велосипед и была в настоящей панике. Да я с ума сошла - проехать почти восемьсот километров, да ещё и через горы! Завтра я первый раз в жизни сяду за баранку этого пылесоса, а мне предстоит один из тяжелейших этапов на всём пути! И во что только я ввязалась...

День 1 (ад и перевал). Сен-Жан-Пье-де-Пор - Ронсесвальес

Saint-Jean-Pied-de-Port - Roncesvalles

Встал относительно рано, оделся сразу в форму, пошел завтракать. Завтрак континентальный, но пристойный. После завтрака час собирал велосипед, потом в номере мучительно распихивалл все барахло в сумки. Окончательно нормально всё у меня улеглось где-то на четвертый день, когда я понял, что и в какой степени мне может пригодиться.

Навешивал сумки - пришлось их перенастраивать. От всех этих несуразиц начал нервничать - долго искал по городу место выдачи креденсиаля, нашел с трудом. Креденсиаль выдают чудесные тёти из общества друзей Камино, вдобавок дали распечатку альберге по маршруту - с адресами и указаниями условий проживания. Там же привесил на рюкзак ракушку:) Потом закупил воду, бананы, сэндвич и в итоге стартовал в 9:30 - это очень плохо и очень неправильно. Старт летом не может происходить позже половины седьмого, максимум - семь, оптимальный старт 5:50, когда занимается рассвет . Ну и, конечно, (балбес!) забыл в номере японскую мочалку. В том году мочалку я оставил в Таиланде на острове. Надо себе зарубку сделать, что ли?.. На носу, скажем.


Эта фотография взята из открытого источника

Сразу на выходе из города пошли очень приличные торчки. Сначала я крутил довольно-таки бодро, несмотря на то, что груженый вел был натолько непривычен, что меня бросало из стороны в сторону, потом еще раз пришлось перевесить сумки, за которые я при езде стал задевать пятками, чего не было в Москве. Прикатывать снаряжение перед походом обязательно! Через какое-то время градиент начал повышаться до совершенно непристойных цифр, и в какой-то момент пришлось спешиться. (Градиент - это уклон дороги, выраженный в процентах, равный синусу угла наклона траектории, домноженного на 100%, который пишут на дорожных знаках. Если за 100 метров дорога поднимается на 5 метров вверх, то это градиент в 5%, а если на 15, то 15%. Градиент в 100% это угол в 45 градусов, в природе таких дорог не встречается)

Но уже через час после отъезда виды стали радовать. Я нарочно взял эту (не самую удачную) фотографию, на ней виден уклон, но тут я еще шел в седле. Временами дорога уходила на грунт и шла между овечек.

Становилось жарко, но адреналин держал. Асфальт пер чуть ли не прямо вверх и меня куда чаще обгоняли пешеходы, чем я их...

В какой-то момент я понял, что толкать велосипед в эту дикую гору в велотуфлях - не самая лучшая идея и переобулся в кроссовки, возблагодарив Небо за то, что я их таки с собой взял. Добрался до какого-то камня, сфотографировал велик и понял, что на мне нет очков. Оставил их в полутора км ниже, когда переодевал кроссовки... Катастрофа! Но без очков ехать нельзя , запасные я не брал и я скатился вниз. Уклон такой, что выжимаешь гидравлику до боли в трицепсах, а груженый вел всё равно потихоньку ползет вниз. Потерял как минимум 35-40 минут...

Спустя еще час подъема почти полностью пропали деревья, остались поля и пасущиеся на них лошадки:

Надо мной кружился какой-то местный орел в 10 метрах - или позировал, или ждал пока я сдохну)))

Пока я пёр велик вверх, мне приходили в голову банальности, достойные Коэльо: Моя жизнь - это первый этап камино. Ты не можешь ехать, потому что нет сил, исходных данных и не тренировался. На зубах толкаешь. Видишь перед собой за поворотом простор, но дорога поворачивает и ты видишь еще один торчок. Главное - что никто тебя туда не гнал, и никто тебе за это конфету не даст.
Потом они еще будут приходить какое-то время, а потом рефлексии закончатся.

У водопоя Роланда оставил упаковку изотоников (о чем впоследствии сильно жалел). Ну зато сфотографировал франко-испанскую границу, бгг

На самый главный перевал я взобрался только к 4 часам дня. Жрать не хотелось совсем и выкинул купленный сендвич. Вода еще была. Я самонадеянно переоделся обратно в велотуфли, бггг.

Почему самонадеянно? Подому что пошел даунхилл с диким уклоном. Снимать сил уже особенных не было. Вообще сил, казалось, уже не было.

Даунхилл это Бог с ним, но там сплошняком шел крупный битый булыжник. Ехать по нему верхом казалось мне слегка опрометчивым, и я катил. Теперь приходилось цепляться за велик, чтобы он не улетел куда-нибудь в кусты.

Но булыжник через какое-то время кончился, и пошел просто даунхилл по грязи. Очень хотелось домой, к маме и пожрать, и я поехал. Мадре миа! Я катил по таким склонам, на которые накануне я бы даже смотреть не стал!!! Затекали трицепсы от усилия на тормозных ручках. Велосипед легко продолжал скользить по грязюке вниз с полностью заблокированными колесами. Один раз таки я упал через руль, наткнушись на хорошо замаскированный корень - абсолютно без последствий, даже успел выстегнуться, но было страшно.

Вплоть до Ронсесвальеса шли только грунты. Когда я вырулил к городу, не было даже поползновения ехать дальше, как было написано у меня во втором варианте плана.


Грунты на спуске

Альберге в Ронсесвальесе прекрасный, таких больше не будет, разве что в Бургосе, но и там пожиже. Нужно не забывать, что при заселении можно попросить купон на ужин пилигрима в ближайшем ресторане - 10 евро. Но ужин, по сравнению с тем, что я ел потом весьма слабый. Ели вместе с двумя испанцами и австралийкой - они пешеходы. Прекрасно поговорил по-испански, переводил девушке на английский сказанное испанцами. Сходил музей и капитул, посмотрел гробницу Санчо VII Могучего (1154-1234 г.), и цепь, которую он разорвал ручищами, добираясь до какого-то маврского визиря. В Ронсесвальесе в принципе, нет ничего, кроме двух отелей, громадного альберге, двух баров, трех храмов и музея. Всё охватил)))

Но первый день был таки очень тяжелым. Я знал, на что я иду, когда поехал по тропе Наполеона, а не по шоссе, поэтому воспринял это стоически, а вот у источника Роланда я встретился с плачущей американской велотуристкой, которая сказала, что « If I"d known it would be so...» и дальше много непечатного. Залезая на тропу Наполеона, надо быть уверенным, что вы её сможете пройти , потому что снять вас с маршрута в некоторых точках будет невозможно - есть места, куда можно добраться только пешком. Вечером в альберге я встретил итальянца-пешехода, с которым мы параллельно пыхтели на подъём какое-то время, он рассказал, что американскую даму с велосипедом вытащили паломники-пешеходы, она сама так и не смогла дойти.

Самое обидное, что я не включил Strava на телефоне и от усталости не переписал данные с велокомпа, а они обещали быть прекрасными - в гору я на некоторых участках вел толкал со средней скоростью километра полтора в час.

Но виды искупили всё, да.

И откуда направлюсь в Сен Жан Пье де Пор. Все-таки маленькие Европейские городки кажутся мне более привлекательными.

Ресторанчик на улочках Bayonne, France

Набережная Bayonne, France

Но я здесь проездом и через 40 минут электричка унесёт меня в отправной пункт моего пути Camino de Santiago.

Как добраться в Сен Жан Пье де Пор

На самом деле, вариантов, как доехать до французского городка Saint Jean Pied de Port из Парижа или Барселоны — множество.

Делюсь с вами своим опытом:

  1. ночной автобус Париж — Байонне (Bayonne)
    Рекомендую автобусную компанию FlixBus . У этой компании очень часто бывают распродажи, советуем оформить подписку на спец. предложения.их сайте.
    При покупке билета обратите внимание, что при выборе «Парижа» в выпадающем списке много терминалов, но только из трех из них вы сможете отправиться в Байону. (Paris — Orly Sud, Porte Maillot, Bercy Seine)
  2. электричка Байонне (Bayonne) — Saint Jean Pied de Port
    Билеты можно приобрести ⇒

Сен Жан Пье де Пор (Saint Jean Pied de Port) — городок — все как я люблю

Канал Сен Жан Пье де Пор

Улочка Сен Жан Пье де Пор

Из этого милого места я завтра начинаю своё длительное путешествие «Боже дай мне сил«.

Вид с хомла в Cен Жан Пье де Пор

Красивая церковь на старинном кладбище Сен Жан Пье де Пор

Место в церкви Notre Dame du Bout du Pont, где пилигримы могут поставить свечку

Saint Jean Pied de Port хорош всем, начиная с живописной железной дороги, заканчивая атмосферой, которая царит в городе, благодаря постоянной тусовке большого количества Пилигримов. Завтра мне предстоит самый сложный отрезок всего путешествия, 27 км в гору. По правде говоря, я рассчитывала поделить этот отрезок пополам, но на регистрации

Регистрация пилигримов и выдача паспортов

мне с утра сотрудница сказала, что все отели заполнены и что нужно преодолеть весь отрезок в один день, радует, что я не одна в ужасе от этого, общая беда — мотивирует. Кажется, что в нашем альберге собрался весь мир: корейцы, австралийцы, аргентинцы, американцы ну и ясное дело европейцы.

Мой первый альберге, другими словами, это хостел для пилигримов

Работница альберге сначала приняла меня за бразильянку, надеюсь не из за волос, а из за другой их гордости (угадайте какой), потом, услышав, что я говорю по английски, решила, что я итальянка (ну это мы уже в Азии проходили).



Похожие статьи