Игорь журавлев блогер. «Разве что — коллективное помешательство Последние версии о аварии самолета ту 154

29.06.2022

Трагедия в небе над черноморским побережьем произошла на фоне победных сообщений из Алеппо, сдачи Пальмиры, подвижек вперед и кровавых отступлений. Красивая идея «очистить музыкой» пространство, зараженное злом, разбилась в буквальном смысле. Страшно и горько.

Это черное воскресенье, 25 декабря 2016 года, стало проверкой на окончательное расчеловечивание – или на человеческую сохранность. Советник украинского президента предлагает принести к воротам посольства РФ пузырьки с «Боярышником». Белоруссия объявляет траур. Отечественные (!) журналисты сокрушаются о том, что мало погибло представителей СМИ и заявляют, что не о чем горевать. В Донецке предлагают назвать именем Елизаветы Глинки улицу, в Белграде – сквер, в Грозном – детскую клиническую больницу.

В Сирию летел самолет с поистине драгоценным грузом. С талантливыми, уникальными, неповторимыми людьми. «Соболезнования всем. Невосполнимая утрата, потому что они были незаменимые» , – с этими словами официального спикера МИД Марии Захаровой сложно не согласиться. Но может быть, этих, незаменимых, следовало бы особенно поберечь? Хотя – можно сказать: кто же знал…

Отказ техники или человеческий фактор?

Могли ли стать причиной плохие погодные условия? Маловероятно. Борт, наоборот, изменил направление – вместо военного аэродрома в Моздоке, где стоял сильный туман, направившись в Адлер, где небо было ясным. Метеосводка на момент вылета – ветер 4 м/с, видимость без ограничений, нижний край облачности 1000 метров. Человеческий фактор? Ошибка пилотирования? Но самолет вел двойной экипаж опытных пилотов, с налетом в сотни часов при разных метеоусловиях, прошедших подготовку к работе в чрезвычайных ситуациях – с «Чкаловского» часто летает руководство МО. Самолетом управлял летчик первого класса Роман Волков – высококлассный авиатор, налетавший 3000 часов. В разговорах с диспетчерами пилоты, согласно всем сообщениям, не выказывали никакого беспокойства. Среагировать на внештатную ситуацию (совершить аварийную посадку или хотя бы подать сигнал на землю) не успели, это правда. Эксперты предполагают, что могла иметь место трагическая цепочка случайностей: к примеру, отказ оборудования на взлете.

Выдвигаются также предположения о перегрузе горючего (брали с запасом «на Сирию»), о попадании в двигатель птицы – неподалеку от аэропорта расположен орнитологический парк. Но вряд ли птицы сумели вывести из строя все три двигателя. Ту – надежная машина, и известны случаи, когда подобные самолеты совершали посадку даже при отказе всех трех двигателей. И даже попадание в птичью стаю не объясняет мгновенный обрыв связи и уход с радаров. А система управления Ту-154 имеет четырехкратное резервирование.

Куда ни кинь, всюду клин

Если допустить, что гибель Ту-154 стала следствием террористического акта (через неделю после убийства посла в Турции, на фоне финальных «выступлений» администрации Барака Обамы и слухов о якобы объявленном Джорджем Соросом «дне Ч » – 25-м декабря, когда «все начнется»), то сама идея отправки российского военного контингента в Сирию становится бессмысленной. Ведь планировали перекрыть «бородатым» кислород там, на востоке – чтобы их не было здесь.

По интернету уже гуляет видео неясного происхождения: камера наблюдения, установленная якобы на одном из сочинских пляжей, зафиксировала в ночном небе яркую вспышку света. Предположительно, она произошла именно в те мгновения, когда борт RA-85572 потерял связь с землей.

Представители оперативного штаба по ликвидации последствий ЧС заявляют, что между тем, как самолет пропал с экранов радаров и моментом записи прошло примерно полчаса. К Ту-154 это видео «не имеет никакого отношения», а говорить о нештатной ситуации на борту преждевременно...

Слишком похоже на Египет

О том, что Ту-154 вместо Моздока направится в сторону Сочи, знать никто не мог, значит, не мог и вовремя устроиться в укромном месте с ПЗРК, убеждают одни комментаторы. Самая удобная диспозиция: выстрелить с моторной лодки «вдогонку», считают другие. Эта внеплановая посадка в Адлере имеет значение и в другом отношении: если на борту Ту-154 в самом деле находилось взрывное устройство, и в самом деле был выставлен таймер, приводящий его в действие, можно просчитать, где «по плану» должен был взорваться самолет. И кому это было бы выгодно. Полеты в Сирию осуществляются над Каспием, с облетом Турции – через воздушное пространство Ирана и Ирак.

Внезапное прекращение связи с землей (до этого пилоты были совершенно спокойны и не упоминали ни о каких полетных сложностях), а также разброс обломков в радиусе 15 километров, – основные аргументы в пользу версии о теракте. И еще – тревожное сходство с авиакатастрофой, случившейся осенью 2015-го над Синаем . Тогда, как выяснило следствие, взрывное устройство заранее заложили в багажном отсеке. После египетской катастрофы версию о террористическом акте не озвучивали очень долго. Сейчас – так же?

Неназванный офицер, который несет службу на «Чкаловском», поделился со СМИ: на самом деле груз военных самолетов выборочно проверяют бортинженеры, тщательного досмотра не ведется. Спецпочту не досматривают совсем. Кроме того, военнослужащий не исключает, что подложить могли что-то в лекарства, которые везла Доктор Лиза: «Неизвестно, кто и как собирал этот груз, Минобороны к нему не имело отношения» .

Официально в силовых кругах на данный момент версию теракта отрицают. И это понятно. Если все-таки версия о теракте подтвердится, это буквально взорвет репутацию Минобороны. Пронести что-либо на «Чкаловский», охраняемый объект военного назначения, утверждают силовики, было невозможно. Всех пассажиров и их багаж тщательно проверяли. Дозаправка – внеплановая, намеренно «встречать» самолет там никто не мог. Питание на борт не подавали. Посторонних не подпускали – к военному самолету вообще имели право приближаться только люди с соответствующей формой допуска. В Адлере самолет находился под охраной, на борт поднялись два пограничника и таможенник, наружу выходил только штурман; посторонние лица к дозаправке не привлекались – только штатный персонал.

В сети высказываются предположения, мол несмотря на все контраргументы вариант теракта, вероятно, станет самым ходовым в ближайшее время. И реальное состояние дел здесь не будет иметь значение - это будет единственная версия, которая позволит хоть на сколько то снять ответственность. Как можно предотвратить выстрел ПЗРК с надувной лодки?

По поводу радиуса разлета обломков у главы Минтранса Максима Соколова ответ простой: «Течение большое» . Гидроудар при столкновении с водной поверхностью, дополняют другие комментаторы. Такой силы, что тела погибших разорвало на части...

А может быть, Ту устарел?

Упавший в Черное море самолет Ту-154Б-2 выпущен был 33 года назад. Специалисты утверждают, что при должном обращении для самолета такого класса это не срок. В декабре 2014-го лайнер прошел капремонт на родном заводе в Самаре, в сентябре текущего года – плановое обслуживание. Запас летного и календарного ресурса имел достаточный. Аналогичные машины в гражданской авиации действительно уже идут на списание, но военные самолеты эксплуатируются гораздо реже – потому и служат дольше.

Очевидно, что сейчас говорить о причинах катастрофы бессмысленно: необходимо дождаться осмотра обломков самолета, фрагментов поражающих элементов (если они будут обнаружены), результатов судебно-медицинской экспертизы, расшифровки данных из «черных ящиков» (которые также еще нужно найти). С последним серьезная проблема: как выяснилось, самописцы не были оборудованы акустическими маяками. Для их обнаружения понадобится «площадная съемка рельефа дна с использованием гидролокаторов бокового обзора высокого разрешения» и месяцы работы… «с неявным результатом».

Пока что, параллельно с поисковыми работами, на военном аэродроме Чкаловский работает группа следователей. Идет изъятие техдокументации, образцов топлива, опрос свидетелей – всех, кто имел отношение к подготовке вылета Ту-154, проверка воинских частей, с которых ранее отправлялись грузы этим бортом. Известно, что помимо личных вещей 84 пассажиров на борту находилось военное оборудование и спецпочта.

По данным «Интерфакса» этим же самолетом в Сирию должны были лететь Иосиф Кобзон и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Певец вынужден был отказаться от выступления перед военными, т.к. отправляется на лечение, омбудсмену пришлось отправиться в командировку в Крым.

Не прерываясь ни на час

Поисковая операция ведется круглосуточно. Спасатели и водолазы Государственного центрального аэромобильного отряда «Центроспас» и Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», которых направило в Краснодарский край МЧС, не прекращают работу вторые сутки. Ил-76 доставил в район поисковой операции специалистов, имеющих опыт работ на больших глубинах – со специализированным водолазным снаряжением, оборудованием для проведения глубоководных работ, передвижными барокамерами и подводными управляемыми аппаратами «Фалькон». Кроме того, в Адлер прибыла оперативная группа ЦА МЧС России и силы Центроспас: 45 человек и 3 единицы техники. К ликвидации чрезвычайной ситуации привлечена группировка общей численностью личного состава более 3 тысяч человек, 200 единиц техники, 30 морских судов, 7 самолетов, 12 вертолетов и 20 беспилотных летательных аппаратов.

В готовности находятся 7 вертолетов авиации ЮРЦ МЧС России. После того, как будут обнаружены крупные конструкции лайнера, которые, как полагают поисковики, находятся на глубине, их обследуют 48 водолазов.


За день поисковики успели обследовать более 10 километров береговой зоны; с воздуха проверены секторы поиска площадью 240 кв. км; катерами ЮРПСО и ГИМС обследовано 100 кв. км. Уже подняты на поверхность 5 иллюминаторов, фрагмент обшивки, кислородные баллоны, детали сидений, колесо от шасси и запасной трап. Найденные тела и фрагменты тел доставляются на берег и передаются представителям Минобороны. Увы, выживших нет.

Видео МЧС России

Со всем пониманием относясь к большой миссии, которую взяли на себя и музыканты хора Александрова, и Доктор Лиза, и все, кто был на борту летевшего в Латакию Ту-154, может быть, стоит задаться вопросом о необходимости смешивать пиар и войну. Если не клеится с яркими мероприятиями – вспомним недавнюю сдачу Пальмиры, особенно болезненную после праздничного концерта Валерия Гергиева, и поход авианосца "Адмирал Кузнецов", не столько удивившего всех черным дымом, сколько тем, сколько ценных самолетов он уронил в Средиземное море. Вряд ли можно отрицать, что оркестр летел не только для поднятия духа наших военных, но и ради того, чтобы "под камеры", летевшие тем же бортом, прославить победы нашей армии на родине.

Можно ли избежать гибели гражданских и военных россиян, чье число уже перевалило за десяток, без прекращения нашего участия в Сирии? Война всегда за собой тянет гибель гражданских и военных даже вне линии фронта. Для смерти военнослужащих есть даже такое страшное понятие, как небоевые потери. В лучших армиях мира служащие взрывают себя в военных лагерях и умирают от болезней в период передислокаций. Так и в этом случае – вне зависимости от причин падения самолета, смерть выдающихся пассажиров произошла по причине нашего участия в войне. И если мы спасли Сирию от развала и зарождения нового очага хаоса на Ближнем Востоке , то сейчас самое время выйти оттуда или заморозить свое участие и не вляпаться во второй Афаган.

26 декабря в России объявлено днем национального траура. Редакция «Нашей версии» выражает соболезнования родным и близким всех, кто погиб в авиакатастрофе Ту-154. Светлая память.

25 декабря в 5.20 утра Ту-154Б-2 223-го летного отряда Минобороны после дозаправки в Сочи вылетел в Латакию и уже через несколько минут пропал с радаров. На борту самолета находились 92 человека: 8 членов экипажа, артисты и сотрудники академического ансамбля песни и пляски имени Александрова, включая художественного руководителя коллектива Валерия Халилова, 9 российских журналистов – съемочные группы Первого телеканала, НТВ и «Звезды», а также сопровождающие лица, в том числе известная благотворительница, председатель фонда «Справедливая помощь» доктор Елизавета Глинка, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и другие сотрудники министерства. Артисты должны были дать предновогодний концерт для военных с авиабазы «Хмеймим», Доктор Лиза сопровождала партию лекарств и гуманитарной помощи для больницы в Латакии.

По данным на утро 26 декабря, из воды поднято 12 тел погибших. Поисковая операция в районе авиакатастрофы продолжается.

Расследование, версии

"Закрылки!" И затем: "Командир, мы падаем!" Таковы были последние слова одного из членов экипажа Ту-154, зафиксированные бортовым самописцем самолета.

Как пишет в среду «Коммерсант» со ссылкой на мнение опрошенных газетой специалистов, неуборка закрылков на старте является неприятным, но не фатальным событием. Выход из такой ситуации подробно описан в руководстве по летной эксплуатации Ту-154, эти действия постоянно отрабатываются экипажами на тренажерах. Возникающий при подобном происшествии пикирующий момент летчики компенсируют штурвалом и с помощью стабилизатора самолета (горизонтального оперения, расположенного в хвостовой части). Это позволяет выровнять машину и вернуться на аэродром вылета. Но экипаж Ту-154 Минобороны, пишет газета, по какой-то причине не смог решить проблему отказавших закрылков, а напротив - «своими действиями лишь мог усугубить аварийную, но еще не критическую ситуацию, возникшую на борту» - начав, по-видимому, слишком активно тянуть штурвалы на себя и одновременно увеличивая режим работы двигателей. В результате самолет мог выйти на закритические углы атаки, потерять скорость и упасть в море.

Ранее ТАСС сообщал со ссылкой на источник в силовых структурах, что к атастрофа Ту-154 над морем произошла, когда пилоты, как и положено, убирали механизацию, увеличивающую на взлете подъемную силу крыла. "При этом по пока непонятным причинам самолет шел с большим углом тангажа, - сказал источник агентства. - По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км/ч". Самолет вдобавок болтало из стороны в сторону". При большом положительном угле тангажа у самолета оказывается чрезмерно задран нос и он теряет подъемную силу. Источники агентства не исключают сочетания нескольких причин катастрофы одновременно, включая и технический, и человеческий факторы.

Самописцы были найдены во вторник рано утром. "В 5 часов 42 минуты по московскому времени на удаленности 1600 метров от берега на глубине 17 метров телеуправляемым аппаратом "Фалкон" обнаружен основной бортовой самописец. В ближайшие часы самолетом военно-транспортной авиации он будет доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил в подмосковные Люберцы, специалисты которого займутся его расшифровкой", - говорилось в сообщении Минобороны, которое цитировал ТАСС.

Водолазы судна "Эпрон", которое ведет поиски погибших, подняли, по данным на 9.00 среды, 15 тел.

РИА Новости цитировало свой источник, который сказал агентству о сроках расшифровки полетных данных, зафиксированных бортовыми самописцами: «По опыту могу сообщить, что это занимает от одного дня до нескольких лет. Всё зависит от степени повреждения плёнки. В условиях катастрофы Ту-154 есть основания полагать, что всё сохранилось».

Также приводились данные о том, что ночью на удалении 1700 метров от берега на глубине около 30 метров обнаружены пять фрагментов самолета в дополнение к поднятым ранее. "Это несколько частей фюзеляжа, фрагменты двигателей, различные механизмы и агрегаты", сообщает ТАСС.

Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на ФСБ, основными рабочими версиями крушения Ту-154 в Черном море, которое произошло 25 декабря, являются "попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета".

Во вторник утром на первый план выдвинулась версия попадания посторонних предметов в двигатель. Как сообщил «Коммерсант», сотрудник береговой охраны погранвойск ФСБ, находившийся в момент авиакатастрофы на катере в акватории Сочи, рассказал, самолет вместо набора высоты быстро снижался к поверхности моря с неестественно задранным вверх носом, после чего коснулся хвостом воды.

В то же время агентство НСН приводит слова бывшего замминистра гражданской авиации СССР, заслуженного пилота Олега Смирнова, который высказал свои сомнения: «Информации свидетеля вряд ли можно на сто процентов доверять, потому что все это происходило ночью. Представьте себе, ночь, ничего не видно, и вы вдруг видите, что самолет летит с задранным носом. Как это возможно? Да, у него были включены фары, виден был их свет. Где находился свидетель? Если в море, то что-то можно было разглядеть, если с берега, то он видел только удаляющийся самолет. Конфигурацию удаляющегося самолета ночью разглядеть невозможно», - заявил НСН Смирнов.

"Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено", - сообщили в понедельник агентству "Интерфакс" в ЦОС ФСБ России. Там отметили также, что имеется запись видеорегистратора, с которой работают члены следственной группы. Кроме того, установлены очевидцы падения авиалайнера.

Важным свидетельством являются уже поднятые из воды фрагменты самолета и тела погибших в авиакатастрофе. Следов взрывчатки на них не найдено. Также не обнаруживается характерных для взрыва или попадания ракеты повреждений. На основе этого источник агентства "Интерфакс", знакомый с ситуацией делает вывод о том, что "версия теракта на данный момент не находит подтверждения".

В качестве аргумента в пользу этой версии наблюдателями приводится то обстоятельство, что о пилотов не поступило никакого тревожного сигнала. В случае теракта они действительно могли не успеть его подать. Но источник агентства объясняет это обстоятельство иначе: "Факт, что пилот не подал сигнал SOS, объясняется тем, что пилоты находились в стрессовом состоянии: в критическом состоянии они пытались спастись, речь шла о секундах. И понятно, что им было не до того, чтобы подать сигнал".

Ранее, также со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, "Интерфакс" сообщал, что согласно свидетельским показаниям и другим объективным данным, полученным в ходе расследования, "самолет не мог набрать высоту и по какой-то причине - возможно, перегруза и технической неисправности - рухнул в море". Самолет летел низко, не набирая высоту, необычно долго, - подчеркнул источник со слов свидетелей происшедшего. "Речь идет, скорее всего, о возможной поломке агрегатов, отвечающих за набор высоты, либо недостаточной тяге двигателей. При этом не исключен и человеческий фактор, который мог способствовать возникновению критической ситуации", - сказал он агентству.

Некачественное топливо маловероятно, как причина крушения самолета. По словам источника "Интерфакса", другие воздушные суда, заправленные в Сочинском аэропорту одновременно с рухнувшим самолетом, совершили свои полеты безаварийно.

Он также отметил: "На данном этапе версия теракта практически исключена", - ее опровергают имеющиеся материалы объективного характера, в том числе и показания очевидцев.

Ранее российские информагентства со ссылкой на источник в спецслужбах сообщали: «Ту-154 вылетел с аэродрома Чкаловский, где пассажиры и багаж тщательно досматривались и проверялись». «Планировалась его дозаправка в Моздоке, но из-за погодных условий она была перенесена в Адлер, и таким образом, сведений о том, что самолет будет дозаправляться в аэропорту Сочи, заранее не было». Сообщалось также, что в аэропорту Адлера самолет был взят под охрану, на борт поднимались только два пограничника и таможенник, питание на борт не подавалось. Покидал самолет лишь штурман для контроля дозаправки, а сама она осуществлялась штатным персоналом. Эти обстоятельства в понедельник дали основание говорить, что «на данный момент нет никаких данных, свидетельствующих в пользу теракта, и органы безопасности и следствие не рассматривают эту версию как основную».

Крушение произошло почти в идеальную для полетов погоду. Пилотировал борт опытный летчик первого класса Роман Волков. Выпущенный в 1983 году, Ту-154 году был отремонтирован 2 года назад, а осенью этого года прошел плановое обслуживание.

Министр транспорта России Максим Соколов, возглавивший правительственную комиссию, объяснил большой разброс обломков самолета Минобороны Ту-154 (на который некоторые наблюдатели указывают как на признак теракта) большим течением в этом районе. Правительственную комиссию по выяснению причин катастрофы поручил образовать президент Владимир Путин. Президент поручил также оказывать всю необходимую помощь родственникам погибших.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова, версия теракта «полностью исключена»: «Самолет Минобороны, воздушное пространство России, здесь не может быть такой версии», – заявил он РИА «Новости». Озеров предположил, что Ту-154 не удалось выйти на нужную траекторию разворота над морем после взлета.

При этом источники петербургского издания "Фонтанка" сообщили, что ФСБ отрабатывает версию теракта и проверяет всех, кто имел доступ к лайнеру Ту-154.

Расследование уголовного дела о крушении самолета Ту-154 Минобороны над Черным морем по поручению председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина передано в Центральный аппарат СК. Об этом сообщила в воскресенье и. о. руководителя управления взаимодействия со СМИ СК РФ Светлана Петренко."По поручению председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина уголовное дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия"), по факту крушения самолета Ту-154 в Краснодарском крае передано в Центральный аппарат СК России для проведения наиболее полного и объективного расследования".

В понедельник "Интерфакс" сообщил, что военно-следственным отделом СК России по Сочинскому гарнизону по факту крушения воздушного судна возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 (нарушение правил полетов или подготовки к ним).

Трагедия

В воскресенье утром летевший в Сирию из сочинского аэропорта самолет Ту-154 Министерства обороны РФ упал в воду примерно через 2 минуты после взлета. В самолете находились 92 человека, из них восемь членов экипажа, двое госсслужащих, восемь военнослужащих, почти в полном составе хор ансамбля имени Александрова, балерины, девять тележурналистов, а также Елизавета Глика, известная как доктор Лиза.

Часть состава Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова летел в Сирию на базу Хмеймим поздравлять российских военнослужащих с Новым Годом. Вместе с ним летел и его начальник и художественный руководитель, генерал Валерий Халилов.

Исполнительный директор МОО "Справедливая помощь" Елизавета Глинка сопровождала гуманитарный груз для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.

Люди несут цветы к зданию в Москве, где располагается Ансамбль песни и пляски им. Александрова, это Земледельческий пер., 20, стр. 1, к зданию на ул. Пятницкой, 17/4 стр. 1 , в котором находится Фонд "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки, а также к телецентру "Останкино".

В день крушения начались активные поисково-спасательные работы, на которые брошены все силы МЧС Юга России и подкрепление из Москвы В спасательной операции задействованы суда, вертолеты и беспилотные аппараты МЧС и Вооруженных сил РФ. Фрагменты корпуса Ту-154 были обнаружены в 1,5 километрах от берега на глубине 50-70 метров. Происходит также обнаружение тел погибших. По данным Минобороны на середину дня 26 декабря, поиски на месте падения Ту-154 ведут 45 кораблей и судов (в полтора раза больше, чем накануне днем), 12 самолётов, 10 вертолётов. Вечером удалось поднять большой фрагмент фюзеляжа.

В связи с крушением самолета Минобороны РФ организована горячая линия, телефон: 8-800-100-1886. Более 3 тыс. человек принимают участие в поисково-спасательной операции в Черном море .

Президент объявил понедельник днем траура по погибшим в крушении Ту-154.

Погибшие

Состав экипажа Ту-154 85572:

1. м-р Волков Р.В.

2. к-н Ровенский А.С.

3. п/п-к Петухов А.Н.

4. к-н Мамонов А.В.

5. ст. л-т Парикмахеров В.Н.

6. м-р Трегубов В.А.

7. ст. л-т Сушков B.C.

8. ст. л-т Суханов А.О.

Список лиц, перевозимых на воздушном судне:

Военнослужащие:

1. г/л-т Халилов В.М.

2. п-к Хасанов А.Б.

3. п-к Ваганов А.И.

4. п-к Иванов А.Ю.

5. п/п-к Колосовский А.В.

6. м-р Долинский А.И.

7. п-к Негруб А.Н.

8. к-н Абросимов С.С.

Федеральные государственные гражданские служащие:

1. Губанков А.Н.

2. Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация «Справедливая помощь»:

1. Глинка Е.П.

Средства массовой информации:

1.Рунков Д.А.

2.Денисов В.В.

3.Сойдов А.А.

4.Лужецкий М.В.

5.Обухов П.К.

6.Пестов О.М.

7.Ржевский В.В.

8.Суранов А.А.

9.Толстов Е.В.

ФБГУ «Ансамбль им. Александрова»:

1. Сонников А.В.

2. Гужова Л.А.

3. Ивашко А.Н.

4. Бродский В.А.

5. Булочников Е.В.

6. Голиков В.В.

7. Осипов Г.Л.

8. Санин В.В.

10. Буряченко Б.Б.

11. Бобовников Д.В.

12. Баздырев А.К.

13. Белоножко Д.М.

14. Бесчасинов Д.А.

15. Васин М.А.

16. Георгиян А.Т.

17.Давиденко К.А.

18.Денискин С.И.

19.Журавлев П.В.

20.Закиров P.P.

21.Иванов М.А.

22.Иванов А.В.

23.Котляр С.А.

24.Кочемасов А.С.

25.Кривцов А.А.

26.Литвяков Д.Н.

27.Мокриков А.О.

28.Моргунов А.А.

29.Насибулин Ж.А.

30.Новокшанов Ю.М.

31.Поляков В.В.

32.Савельев А.В.

33.Соколовский А.В.

34.Тарасенко А.Н.

35.Трофимов А.С.

36.Узловский А.А.

37.Халимон B.JI.

38.Штуко А.А.

39.Крючков И.А.

40.Ермолин В.И.

41.Быков C.JI.

42.Колобродов К.А.

43.Корзанов О.В.

44.Ларионов И.Ф.

45.Ляшенко К.И.

46.Михалин В.К.

47.ст.с-т Попов В.А.

48.Разумов А.А.

49.Серов А.С.

50.Шахов И.В.

51.Арчукова А.А.

52.Гильманова P.P.

53.Игнатьева Н.В.

54.Клокотова М.А.

55.Корзанова Е.И.

56.Пырьева Л.А.

57.Сатарова В.И.

58.Трофимова Д.С.

59.Хорошова Л.Н.

60.Цвиринько А.И.

61.Шагун О.Ю.

62.Гурар Л.И.

63.Сулейманов Б.Р.

64. Столяр И.В.

При этом приоритетной остается версия о технической неисправности борта, потерпевшего катастрофу над Черным морем

Версию внешнего или внутреннего воздействия на потерпевший крушение самолет Минобороны Ту-154 выдвигают авиационные эксперты - хотя приоритетной сейчас остается версия о технической неисправности борта. Тем не менее, некоторым специалистам эта трагедия напомнила катастрофу с Боингом А321 над Синайским полуостровом.

Свой взгляд на возможную причину катастрофы Ту-154, упавшего в акваторию Черного мора, нам изложил летчик, экс-командир Ил-96, Сергей Кнышов.

Понимаете, самолеты просто так не падают... Во-первых, как техника, так и летчики военного ведомства - одни из лучших. Во-вторых, погодные условия, насколько я знаю, также были хорошими. Более того, даже если на борту возникла нештатная ситуация, КВС должен был сообщить о ней на землю. -Но сделано этого не было. Значит, просто не успел... Очень похоже на то, что на борту произошло нечто такое, из-за чего пилоты не смогли сделать того, что обязаны, - рассказал «МК» летчик.

По словам Сергея Кнышова, особенности аэропорта, окруженного морем, также вряд ли могут быть причиной ошибки пилотирования:

Несмотря на то, что взлет идет на море, это никак не влияет на аварийность - не дети же за штурвалом сидят. Тем более, насколько я понимаю, летчики не первый раз летали по этому маршруту.

По словам эксперта, не исключено, что произошло внешнее воздействие или взрыв внутри салона. Атаковать самолет могли с берега из того же ПЗРК (переносной зенитный ракетный комплекс):

Самолет был не более чем в пяти километрах от берега - дистанция для ПЗРК достаточная. Но должна была быть вспышка и свидетели, которые ее видели, - предположил пилот.

Что же касается версии о взрывном устройстве на борту самолета - то необходимо выяснять, какие рейсы самолет совершал ранее, была ли возможность такой «закладки».

Вообще, вся ситуация с Ту-154 сильно напоминает ситуацию с самолетом, который потерпел крушение над Синайским полуостровом в октябре 2015 года, - добавил эксперт «МК». - Тогда, если помните, о тракте также заговорили значительно позже.

Нужно еще раз подчеркнуть, что это частное мнение эксперта - официальные источники сейчас называют приоритетной версию о технической неисправности борта. Появилась информация о том, что перед крушением Ту-154 якобы развернулся на 180 градусов. Если эти данные верны, значит, борт пытался вернуться в аэропорт Адлера.

Окончательно установить причины трагедии должна специальная государственная комиссия. Сейчас на месте катастрофы продолжается поисковая операция.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

В аэропорту Адлера были две крупные катастрофы.

Одна из них случилась в 1972 году. Ил-18 компании «Аэрофлот» вылетал в Москву. В 19.22 экипаж доложил о выполнении взлета. Диспетчер передал условия выхода - правым разворотом с набором высоты до 3000 м на Лазаревское. Экипаж подтвердил получение указаний, после чего связь с ним прекратилась - самолет рухнул в море примерно в 10 км от берега. Погибли 109 человек. Следствие выдвигало ряд версий катастрофы, в том числе об отказе техники, приборов и нападении на экипаж. А в качестве приоритетной рассматривалось столкновение самолета со стаей перелетных птиц, поскольку это был период их миграции. Однако точную причину так и не установили.

Вторая произошла в ночь со 2 на 3 мая 2006 года. Авиалайнер Airbus A320-211 авиакомпании Armavia выполнял рейс RNV967 по маршруту Ереван-Сочи, но при заходе на посадку в аэропорту самолет рухнул в Черное море и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 105 пассажиров и 8 членов экипажа погибли. Причиной катастрофы были признаны несогласованные действия экипажа при попытке набора высоты после получения команды диспетчера об уходе на второй круг.

«Ошибочные действия экипажа» названы причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем, произошедшей 25 декабря 2016 года. РИА «Новости» со ссылкой на Министерство обороны сообщило: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».

Практически одновременно с сообщением РИА «Новости» в интернет просочились четыре страницы доклада начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова об итогах работы «комиссии по расследованию авиационного происшествия». Документ очень похож на настоящий. Он датирован 4 мая 2017 года и имеет исходящий номер 137/2/883 ДСП (аббревиатура ДСП обозначает — для служебного пользования).

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова очень подробно описан последний полет разбившегося Ту-154, входившего в состав 800-й авиабазы особого назначения воздушно-космических сил (ВКС) РФ. При этом последние минуты — посекундно. Ключевой вывод, содержащийся в документе: «Причиной катастрофы самолета Ту-154 Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (сутуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушного судна, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью».

В документе подчеркнуто, что командир воздушного судна майор Роман Волков«стал испытывать затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета» , не понимая, с какой из двух взлетных полос сочинского аэропорта предстоит взлет.

В 5 часов 24 минуты 36 секунд экипаж приступил к взлету с курсом 238°. Но уже на седьмой секунде разбега командир воздушного судна (КВС) «эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета».При этом с применением «ненормативной лексики», что привело «к упущению КВС контроля наземных параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей» .

Едва оторвавшись от земли, задав самолету тангаж 15°, майор Волков отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты. А уже на 53-й секунде полета, когда самолет набрал всего 157 метров высоты, КВС приказал убрать закрылки, хотя по всем регламентам эта операция производится на высоте не менее 500 метров. При этом Волков продолжал отклонять штурвал от себя. Что привело к тому, что на высоте 231 метр самолет перешел на режим снижения, теряя высоту со скоростью 6-8 м/с. Сработала сирена, в кабине замигало красное табло. Но никто из экипажа не обратил на это внимания.

На 70-й секунде полета, когда Ту-154 находился всего в 90 метрах от поверхности воды, КВС резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, в крутой левый крен 53°. Самолет устремился к поверхности воды в три раза быстрее, со скоростью 20 м/с, и был уже обречен.

На 73-й секунде полета Ту-154 на скорости 540 км/ч и левом крене около 50, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул.

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова указано, что возникновению критической ситуации на борту Ту-154 способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях.

Опытные военные летчики, которых мы попросили прокомментировать выводы комиссии о причинах сочинской катастрофы и распространенный в интернете документ, похожий на доклад начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, сошлись во мнении, что и в официальном сообщении, и в «документе» много нестыковок.

Наши эксперты обратили внимание, что в сочинском аэропорту самолеты выруливают на старт за автомобилем сопровождения. Кроме того, аэропорт оборудован подсветкой указателей номеров рулёжек и взлетно-посадочных полос. «Заблудиться» в сочинском аэропорту практически невозможно. Если майор Волков «потерялся» уже на земле, тут же должен последовать запрет на взлет.

Произошедшее уже после взлета, объяснить невозможно:

— Разве что произошло коллективное умопомешательство, — заявил один из наших экспертов. — Действия и капитана и экипажа абсолютно неадекватные. Действия рулями (особенно рулем направления — от педалей) после взлета не поддаются нормальному объяснению. Скорость полета, указанная в документе, позволяет самолету держаться в воздухе, но нормальный, обученный, проверенный и допущенный к полетам на данном типе пилот таких действий рулями допустить не мог.

Не поддается объяснению и фактическая самоустраненность второго пилота и штурмана:

— Экипаж видит, что КВС совершает одну роковую ошибку за другой, и ничего не предпринимает. Такое в военно-транспортной авиации невозможно.

— Можно предположить, что отказал КПП-1 (командно-пилотажный прибор — основной прибор любого самолета), — предположил еще один наш собеседник. — В «документе» сказано о его прямой индикации, мол, это сложно. Да, сложно. Во время переучивания, на тренажере. А Волков был опытным летчиком. Кроме того, у КПП-1 есть дублирующий авиагоризонт АГР-72.

Наши эксперты обратили внимание, что в «документе» написано о том, что шасси убрали, но на всех фотографиях собранных обломков разбившегося Ту-154 шасси находятся в выпущенном положении.

Один из наших экспертов, ветеран военно-транспортной авиации, имеющий более 10 тысяч часов налета, из которых около 4 тысяч — командиром экипажа Ту-154, продолжает придерживаться версии, которую «Новая» обнародовала еще в марте. Наш собеседник предполагает, что штатный командир экипажа Ту-154 майор Роман Волков во время взлета выполнял функции второго пилота, впрочем, находясь на своем месте, а взлетал пилот, не только не обученный и не допущенный к полетам на данном типе самолета, но и не внесенный в полетное задание, старший по званию и должности. Да, имевший большой летный опыт, но на других типах самолетов, например на Ан-72. На борту разбившегося самолета действительно находился старший инструктор-летчик войсковой части 42829, подполковник. И летал он именно на Ан-72.

«Документ», позиционирующийся как доклад генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, очень похож на настоящий, но наши эксперты не исключают, что это фальшивка, изготовленная «на базе» настоящего документа.

По официальной версии крушения Ту-154 в Сочи 25 декабря 2016 года за штурвалом самолета вместо человека оказался орангутанг, ставший нелепо дергать ручки управления, что и привело к трагедии. Если провести параллель с управлением автомобилем, это выглядело бы так: водитель сел за руль, тронулся – и въехал в сугроб. Сдал назад – и смял три авто рядом. Потом поехал вперед – и врезался со всей дури в мусорный контейнер, на чем поездка и закончилась.

Вывод: или шофер был мертвецки пьян – или что-то стряслось с автомобилем.

Но самописцы Ту-154 показали, что самолет был полностью исправен. А предположить, что летчик начал взлет в мертвецком виде на глазах других членов экипажа, никак не самоубийц – тоже не выходит. Да и его голос на самописце абсолютно трезвый.

Однако же самолет упал – якобы в результате необъяснимых действий экипажа. Или объяснение все же есть – но военное руководство отчаянно скрывает его?

Ушлые журналисты раскопали, что самолет, возможно, был сильно перегружен – отсюда и все следствия. Причем перегрузили его не в сочинском аэропорту Адлере, где он делал промежуточную посадку, а на подмосковном военном аэродроме Чкаловский, откуда он стартовал.

Вес сверхнормативного груза – больше 10 тонн. Однако на Чкаловском, согласно документам, в этот Ту-1542Б-2 залили керосина на 10 тонн меньше полной чаши – 24 тонны, в итоге общий вес самолета составил 99,6 тонн. Это превышало норму всего на 1,6 тонны – и потому было некритично. Пилот наверняка отметил, что взлет там произошел с натугой – но причин тому могло быть много: ветер, атмосферной давление, температура воздуха.

А вот в Адлере, где самолет присел для дозаправки – эта дозаправка и сыграла роковую роль. В баки самолета долили топлива уже под пробку – до 35,6 тонн, отчего его взлетный вес и стал больше допустимого на 10 с лишним тонн.

И если принять эту версию с перегрузом, все дальнейшее получает самое логичное объяснение.

Отрыв самолета от взлетной полосы Адлера произошел на скорости 320 км/ч – вместо номинальной 270 км/ч. Дальше подъем происходил со скоростью 10 метров в секунду – вместо обычных 12–15 м/с.

И через 2 секунды после отрыва от земли командир корабля Роман Волков потянул на себя штурвал, дабы увеличить угол взлета. Дело в том, что траектории взлета и посадки строго определены на каждом аэродроме: посадка происходит по более пологой, взлет – по более крутой. Это необходимо, чтобы развести по высоте взлетающие и идущие на приземление лайнеры – без чего им постоянно грозило бы столкновение в воздухе.

Но увеличение угла подъема привело к падению скорости – слишком тяжелый самолет отказывался выполнять данный маневр. Тогда пилот, вероятно, уже понявший, что ему подложили некую свинью в виде лишнего груза, отдал штурвал от себя, чтобы прекратить подъем и тем самым набрать скорость.

Это произошло на высоте 200 метров – и если бы самолет так и остался в этом эшелоне, пусть в нарушение всех правил, трагедии, возможно, и не произошло бы. Но Волков пилотировал машину за пределами ее допустимых режимов – чего не делал до него никто, так как полеты с перегрузом категорически запрещены. И как повел себя самолет в этих условиях, трудно вообразить. К тому же не исключено, что тот лишний груз, будучи плохо закреплен, еще и нарушил центровку самолета в процессе взлета.

В итоге в кабине возникла легкая паника. Пилоты стали досрочно убирать закрылки – чтобы снизить сопротивление воздуха и за счет того быстрее набрать скорость.

Тут началось опасное сближение с водой, над которой шла линия взлета. Скорость уже была приличной – 500 км/час, Волков резко взял штурвал на себя, чтобы поднять самолет, одновременно начав разворот – видимо, решил вернуться на аэродром. Тогда и стряслось непоправимое: самолет в ответ на действия пилота не пошел вверх, а рухнул в воду, разлетевшись от столкновения с ней на фрагменты…

Такой сценария, основанный на данных самописцев, абсолютно непротиворечив – и выглядит куда правдоподобней бредового объяснения Шойгу, что летчик де потерял пространственную ориентацию и вместо набора высоты стал выполнять снижение.

При взлете никакой вообще пространственной ориентации от летчика не требуется. Перед ним два главные прибора: высотомер и индикатор скорости, он следит за их показаниями, не отвлекаясь на виды за окном…

Можно еще спросить: а как вообще перегруженный самолет смог оторваться от взлетной полосы? Ответ прост: существует так называемый экранный эффект, значительно увеличивающий подъемную силу крыльев на высоте до 15 метров от земли. На нем, кстати, основана концепция экранопланов – полусамолетов-полукораблей, летающих в пределах этих 15-и метров высоты с гораздо большим грузом на борту, чем у равных по мощности воздушных судов…

Ну, и теперь самые главные вопросы.

Первый: что за груз был помещен в брюхо этого Ту – и кем?

Ясно, что это были не легковесные лекарства доктора Лизы, летевшей этим рейсом, и не бронетранспортер: в пассажирском самолете нет широкого порта для въезда всякой техники. Этот груз был, очевидно, достаточно тяжелым и компактным – чтобы войти через грузовой люк.

А какой именно – предположить тут можно что угодно: коробки с водкой, снаряды, слитки золота, собянинская плитка… И почему это решили отправить не грузовым, а пассажирским рейсом – причины тоже могли быть любые. От разгильдяйства по неотправке боевого груза, прикрыть которое решили исподволь – до самых криминальных схем вывоза драгметалла либо иной контрабанды.

Другой вопрос: знали ли летчики об этом левом грузе? Наверняка! Тут не иголка в стоге сена – а целый стог, который от глаз не утаить. Но что именно там было и каков истинный вес этого – пилоты могли и не знать. Это ведь армия, где приказ высшего чина выше всех инструкций; и скорей всего тот приказ был снабжен еще каким-то щедрым посулом – с намеком на всякие козни в случае отказа. Под действием такой гремучей смеси сегодня совершается уйма должностных преступлений – когда подневольный человек оказывается перед выбором: или прилично заработать – или остаться без работы и без штанов.

И известный русский авось при этом тоже, как говорится, никто не отменял!

Кто приказал? Тут тоже может быть большой разброс: от какого-нибудь подполковника, зама по вооружению – до генерала-полковника. В зависимости от того, что именно за груз загнали в самолет.

Короче говоря, в Чкаловском самолет перегружают, но компенсируют этот перегруз неполной заправкой – а в Адлере уже заливают баки под завязку. Очевидно, расчет был в том, чтобы на своем горючем долететь до сирийского Хмеймима (пункт назначения) и обратно. И то, что командир корабля согласился в Адлере на эти 35,6 тонн горючего, говорит в пользу того, что настоящей величины перегруза он все-таки не знал. Лети он в одиночку – еще можно допустить лихое удальство, которому сам Чкалов положил начало в нашей авиации. Но за спиной Волкова были и свой экипаж из 7 человек, и еще 84 пассажира, включая артистов ансамбля Александрова!

О том, что Министерство обороны в этом деле не просто темнит, а вовсю скрывает истину – говорят такие факты.

1. Версия Шойгу о «нарушении пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира, приведшей к ошибочным действиям с органами управления воздушным судном» не выдерживает никакой критики. Для любого летчика не то что с 4000 часов налета, как у Волкова, но и с вдесятеро меньшим, взлет – самое простое действие, не требующее никаких особых навыков. Вот, скажем, посадка в сложных метеоусловиях – совсем другое дело. Катастрофа при посадке того же Ту-154 с польской делегаций под Смоленском – типичный пример нехватки мастерства и опыта пилота. Но при взлете на исправном самолете никто еще не разбивался никогда.

2. Расшифровка самописцев наверняка уже в первые дни после трагедии давала весь расклад случившегося. Тут уместна аналогия с этим же польским случаем в 2010 году: тогда уже на 5-й день МАК (Межгосударственный авиационный комитет) выдал исчерпывающую версию происшествия, которая полностью подтвердилась впоследствии.

Об адлерской же катастрофе МАК упорно молчит уже 6 месяцев. На его сайте, где публикуются подробные разборы всех летных происшествий – на предмет адлерского висят всего два кратких сообщения, что расследование продолжается. И еще такой многозначительный пассаж:

«Для расследования этой катастрофы привлечены ресурсы научно-исследовательских и экспертных учреждений. Среди них Межгосударственный авиационный комитет, обладающий большим опытом расследования происшествий с самолётами типа Ту-154 и необходимыми ресурсами для оказания содействия в целях ускорения расследования. Одновременно МАК информирует, что официальные комментарии по данному расследованию предоставляет исключительно Минобороны России».

То есть, читай, «нам рот заткнули, извините».

3. Естественно, министр обороны в первые же часы, если не минуты после катастрофы узнал, какой груз был на борту разбившегося Ту. И неимоверно долгие поиски обломков самолета, не добавившие ровно ничего к информации самописцев – говорят о том, что искали тот самый тайный груз. А вовсе не истину, которая была ясна военным сразу же.

Ну, и еще вопрос: а почему военные во главе с их министром так прячут эту истину? И от кого – от самого Путина или от народа?

Ну, чтобы ее прятали от Путина, я очень сильно сомневаюсь: он не похож на человека, которого можно эдак вокруг пальца обвести. Значит, прячут от народа. Значит, эта правда такова, что как-то страшно подрывает престиж наших военных.

То есть либо какой-то подполковник, полный идиот, загрузил в пассажирский самолет то, чего в нем близко не должно было быть. И тогда тень на всю нашу армию, в которой на коне такие идиоты, что могут своим идиотизмом угробить аж костяк ансамбля Александрова.

Либо причастен генерал-полковник, входящий в самую головку – и тогда тоже стыд и срам: выходит, через смену Сердюкова на Шойгу наша армия не очистилась от генерального бесчинства?

И самое последнее. Помните, когда мы в детстве смотрели фильм «Чапаев», многие из нас кричали в зале: «Чапай, беги!» Так же спонтанно хочется сегодня, когда все практически стало ясно с адлерской трагедией, крикнуть летчику Волкову: «Не бери этот груз! А взял – не взлетай выше 200-т метров над морем!»

Ведь если разобраться по спокойному уму, которого и не хвалило летчику, попавшему в шторм обстоятельств, у него был шанс спасения. А именно: при перегрузе самолета даже не пытаться соблюсти инструкцию, которая обязывает на такому-то удалении от аэродрома подняться на такую-то высоту. Нарушить ее к черту, схлопотать за это выговор, пусть даже увольнение – но спасти этим свою жизнь и жизни других. То есть лететь на минимальной высоте, вырабатывая топливо – и когда вес самолета через час-полтора снизится, начинать подъем.

Другое, что опять же напрашивается на ум – если решил вернуться в Адлер, делать разворот не путем стандартного виража с боковым креном, что и свалило самолет в море, а так называемым «блином». То есть одним рулем направления – когда самолет остается в горизонтальной плоскости, а радиус разворота при этом сильно вырастает: практически не применяемый в современной авиации маневр.

Да только и этот шанс, который мог бы спасти этот самолет, в дальнейшем плане был бы все равно призрачным и убийственным. Допустим, Волкову удалось бы выкрутиться из гиблой ситуации, заданной организаторами его полета. Тогда в следующий раз ему или его коллеге навесили бы уже не 10, а 15 лишних тонн какого-нибудь «неуказанного» груза: ведь аппетиты растут по мере их удовлетворения. И трагедия произошла бы все равно – не в этом случае, так в следующем, при сохранении ее причин.

Дай Бог, чтобы в итоге этой катастрофы кто-то кому-то в наших вооруженных силах дал как следует по мозгам, поставив крест на безобразиях, приведших к неизбежному исходу.

Александр Росляков



Похожие статьи