Усадьба коломенское. Спасские ворота в коломенском Спасские ворота коломенское

26.12.2023

Воскресенские ворота - двухарочные ворота Китайгородской стены, сооруженные в 1535 году, давшие название Воскресенской площади, расположены между бывшим зданием Городской думы и Историческим музеем.

В 1680 году над воротами были надстроены две башни, увенчанные двуглавыми орлами. В 1917 году ворота и Иверская часовня, построенная в 1781 году, использовались в качестве оборонительного рубежа от большевиков, но в 1931 году они были снесены, а проезд был переименован в Исторический.

И только в 1994-1995 годах Иверская часовня и Воскресенские ворота были восстановлены по проекту архитектора Олега Игоревича Журина, а Исторический проезд - переименован в проезд "Воскресенские ворота", в 1995 году снова став пешеходным.

В новом праздничном убранстве Воскресенские ворота являются не только красивым памятником архитектуры старой Москвы, но и напоминанием о чудесном событии Воскресения Христа.

Дворцовые ворота в музее-заповеднике "Коломенское"

Дворцовые ворота музея-заповедника "Коломенское" обращены в сторону церкви Вознесения и Москвы-реки и привлекают внимание посетителей своим необычным и красивым орнаментом в стиле мозаики.

Эти дворцовые ворота были построены в конце семнадцатого века и долгое время считались главными воротам царской резиденции, пока не построили Задние ворота.

Раньше ворота использовались для въезда почетных гостей, посолов и, конечно, самого царя на Государев двор, а сегодня они служат главным входом в музей-заповедник "Коломенское".

Виноградные ворота

Виноградные ворота расположены неподалеку от Оперного дома, в конце аллеи, ведущей из архитектурного ансамбля Царицыно в парк. По словам автора, они выполнены в стиле "нежной готической архитектуры" и представляют собой великолепное нарядное сооружение, которое включает в себя целый скульптурный ансамбль. Главным и необычайным украшением ворот является загадочный и сложный узор, выполненный из белых граненых камней на металлическом каркасе, который заполняет проем арки "золотой" виноградной гроздью. Ранее декор ворот был еще разнообразнее – их украшали четыре вазы, две собаки и два купидона.

Виноградные ворота являются одним из самых замечательных и удивительных сооружений в Царицыно. В декоративном убранстве сооружения можно отметить большое количество архитектурных приемов, которые сделали ворота своеобразной эмблемой ансамбля. Ежегодно это место привлекает к себе множество туристов, желающих увидеть архитектурный памятник воочию. Неподалеку от Виноградных ворот расположена длинная аллея с множеством лавочек, на которых вы сможете отдохнуть в тени широколистных деревьев.

Спасские ворота музея-заповедника Коломенское

Спасские ворота были сооружены в 1670-х годах совместно со стенами Государева двора и предназначались для въезда в хозяйственную часть дворцового имения. Название ворот произошло от одной из икон, находившейся над арками ворот – изображения Спасителя. У ворот есть и второе давнее название – «Задние».

Спасские ворота обеспечивали два проезда: узкий - для пешеходов и пошире - для обозов с грузами. Дверцы ворот в давние времена были глухими. С юга к воротам прилегали два здания Стрелецких караулен, которые были построены в 1680-е годы и служили для несения караульной службы с наружней и с внутренней стороны царского имения. Караульни были разрушены в 1814 году при строительстве дворца императора Александра I.

В 2001–2003 годах работниками Московского государственного объединенного музея-заповедника были проделаны полномасштабные работы по восстановлению ворот, а в 2007 году были реконструированы Стрелецкие караульни.

Спасские ворота

Спасские ворота Московского Кремля выходят на Красную площадь. Именно на них расположены знаменитые куранты, ставшие главными часами России.

Спасские ворота считаются главным входом в Кремль. Они были возведены в 1491 году итальянским зодчим Пьетро Солари. В то время башня и ворота носили название Фроловские - по названию часовни, стоящей в непосредственной близости от въезда в Кремль.

Высота башни ворот – 67 метров, ее венчает трехметровая звезда, установленная в 1937 году вместо двуглавого орла, украшавшего вершину с начала XVII века. Вообще, XVII век стал свидетелем многочисленных изменений в истории ворот. Тогда они были переименованы в Спасские – из-за образа Спаса Нерукотворного, который находился прямо над воротами. Спасские ворота считались святыми и все проходящие должны были кланяться перед входом.

В то же время Спасские ворота стали использовать как царские – именно через них российские самодержцы въезжали в Кремль после коронации.

Сегодня ворота также считаются главными в Кремлевском комплексе.


Достопримечательности Москвы

1672-73 гг. Ансамбль усадьбы Коломенское. Ансамбль передних ворот. Передние ворота, расположенные на территории Государева двора царской усадьбы Коломенское, были построены в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году. Это были главные ворота летней царской резиденции, так как парадный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге,

и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор. Здесь же высоких гостей встречали «хитроумной затеей», которые так любили устраивать в своих дворцах русские государи. Роль «диковины» отводилась большим механическим львам работы «иноземного мастера» Петра Высоцкого, встречавшим гостей грозным рычанием: «За воротами стояли четыре льва, сделанные из дерева и одетые в шерсть, похожую на львиную. Внутри львов находились часовые механизмы, пружина которых заставляла львов вращать глазами и по временам издавать страшный рев. Внутри ворот находились четыре таких же льва». Центральную часть ансамбля Передних ворот составляет сложное четырехъярусное прямоугольное в плане здание Передних ворот, стоящее на белокаменном цоколе. В нижнем ярусе оно прорезано двумя разновысотными сводчатыми проемами, предназначавшимися для проезда и «пешего хождения». Во втором ярусе находится большая Органная палата, в которой был устроен механизм «львова рыканья», приводивший в действие огромные фигуры львов.

В третьем ярусе размещался часовой механизм. Над ним в проемах башни висели колокола часового боя. Наверху глухого восьмигранного шатра был установлен опаянный белым железом деревянный царский двуглавый орел с короной.

С северной стороны к Передним воротами примыкают каменные одноэтажные палаты Приказной избы, в которых было сосредоточено административное управление огромным хозяйством царской усадьбы.

С южной стороны примыкали Полковничьи палаты и помещение ледников с уникальным белокаменным водоотводом, служившим для оттока воды от таявшего в погребах льда.

Фряжский погреб

В 2002-2003 годах, после проведенных полномасштабных комплексных научно-исследовательских реставрационных работ была заменена кровля до воссоздания белокаменного цоколя, благодаря чему открылся исторический, первоначальный облик Ворот. В результате реставрационных работ как в сказке появились утраченные ранее печуры, воссозданы средневековые окна и дверные проемы, обнаружен часовой механизм XVIII века, соединенный с колоколами на ярусе звона, отреставрированы внутристенные лестницы, проведены уникальные работы по инъектированию балок перекрытий. Как результат – сохранены подлинные конструкции балок XVII века, воссозданы белокаменные полы, исторические интерьеры Приказных и Полковничьих палат, проведена покраска шатра на период XVII века, выявлены исторические габариты печей. И теперь, приехав в Коломенское, посетители могут увидеть те самые Ворота, которые в XVII веке встречали иностранных послов, прибывающих на прием к царю Алексею Михайловичу. В первой половине 2004 года в ансамбле Передних ворот открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского».

Сытный двор

Сейчас вы можете ознакомится не только с архитектурным памятником XVI века, но и расположенной в нем экспозицией “Вехи истории Коломенского”.

Спасские ворота

С западной стороны на территорию современного Государева двора в Коломенском посетители могут пройти через Задние или Спасские ворота. Ворота исторически служили хозяйственным въездом в дворцовую усадьбу (парадный въезд на Государев двор осуществлялся через Передние ворота) - через них въезжали колымаги и кареты, возы и пошевни с разной кладью.

Первое упоминание о Задних воротах содержится в чертеже XVII века из Приказа Тайных дел – Ворота на чертеже нанесены против Передних ворот по оси восток – запад. По первоначальной надписи над изображением ворот на этом чертеже известно, что они названы «задними». Ворота изображены с крещатыми бочками, как было принято.Спасские ворота имеют два проезда: один широкий для обозов и всадников и другой для пешеходов. Створки Задних ворот, согласно упоминаниям, также как и Передних, были глухими. На чертеже, выполненном командой князя П.В.Меркулова в 1767 г., Задние ворота изображены вместе с утраченными Стрелецкими караульнями.

В 1813 году к западному фасаду Задних ворот были пристроены две каменные стены, образовавшие перед воротами небольшой двор. Эти две каменные стены ограничили служительские и садовничьи земли, примыкавшие к Государеву двору.

Садовые ворота.

Садовые (Вознесенские) ворота (XIX в.)
Сохранившиеся фрагменты являлись воротами в Вознесенский сад. Стена и ворота сложены в начале XIX века из кирпичей разобранных построек XVII века.
В 2006-2007 гг. Вознесенские ворота вместе с частью ограды Государева двора были воссозданы.

В начале XXI века было проведено комплексное архитектурно-археологические исследования территории. Были раскрыты и музеефицированы фундаменты хозяйственных построек, погребов и примыкавших к ним стрелецких караулен.

Кстати, именно здесь находился деревянный дворец Алексея Михайловича, который из-за ветхости был разобран в XVIII веке. На его месте за 200 с лишним лет выросли крупные деревья. Стараясь сохранить образовавшийся сад, строители воссоздали дворец в другом месте.

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича.(новый)

Воссоздан по старинным чертежам в 2007-2008 гг. на новом месте - у пересечения проспекта Андропова и 1-й улицы Дьяково Городище. «Оригинальный» дворец династии Романовых был сооружён в XVII веке (1667 г.) и располагался возле церкви Казанской иконы Божьей Матери, вплоть до 1767 года. Он состоял из отдельных хором, соединённых между собой переходами и самой церкви Казанской иконы Божьей Матери. До наших дней сохранились лишь фрагменты фундамента «оригинального» дворца.
Работы начаты летом 2007, завершены в ноябре 2008 г.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Сады Коломенского

Исторические сады занимают значительную часть музея-заповедника.
К началу XVIII века в сохранившихся списках садов значатся:
Красный, Казанский, Новый, Вознесенский, Большой и Дьяковский.
В них росли тысячи яблок, сотни груш, кусты малины, смородины,
крыжовника, белой и красной вишни, редкие деревья - кедры, пихта,
грецкие орехи.
В садах высаживались овощи и лекарственные травы.
Урожай использовался про «государев обиход», т. е. для царской семьи.
До наших дней сохранились три сада: Казанский, Дьяковский и
Вознесенский.

Челобитный столб


Проезд: метро "Коломенское"
Памятник архитектуры. XVII в. Столб находился у главного фасада несохранившегося дворца царя Алексея Михайловича. По преданию на столб клали челобитные – просьбы и жалобы царю. На нем размещали царские указы. Позже на столбе были установлены солнечные часы. Челобитный столб представляет собой кирпичное цилиндрическое сооружение, сложенное из большемерного кирпича размером 31х14,5х8,5 см, высотой 103 см, диаметр средней части 75 см; имеет цоколь высотой 23 см.
Первоначально сооружение было известно как Челобитный столб. Название указывает на его функцию – места подачи челобитных – просьб и жалоб – великому государю, а также публичного оглашения царских приговоров и повелений. В советскую эпоху столб имел название – Часовой столб.
Обычно появление столба связывают с постройкой в Коломенском в 1667-1670 гг. нового дворца царя Алексея Михайловича Романова. Полагают, что в этот период, ближе к юго-восточному углу дворца, был поставлен Челобитный столб.
Впервые существование Челобитного столба за¬фиксировано на плане государева двора, выполненном состоявшим в свите герцога Голштинского камер-юнкером Ф. Беркгольцем, предположительно, в 1740-х гг. В переведенной на русский язык экспликации к плану он обозначен как «столб, на который прибивают приказы и объявления». Принимая во внимание определенные погрешности перевода, можно констатировать правильную смысловую передачу сохранения функций данной постройки.
На дошедшем до нас архивном плане 2-й половины XVIII в. отмечено
местоположение Челобитного столба. В ведомости дворцового села Коломенского 1760-х гг., цитируемой И.В. Маковецким по архивному источнику, наряду с другими постройками, упомянут и Челобитный столб, это единственное имеющееся на сегодня письменное свидетельство его существования.
К этому временному периоду относится изображение Челобитного столба, сделанное работавшим в России немецким театральным декоратором Фридрихом Гильфердингом. Дошедшая до нашего времени гравюра (в 2-х вариантах) является единствен¬ным подлинным изображением Дворца царя Алексея Михайловича, выполненным с натуры и незадолго до его разборки. У юго-восточного угла хором, перед окнами царского терема, на поросшей травой площадке Гильфердингом показан Челобитный столб – невысокое вазонообразное сооружение «с приступами» и двухчастным круглым навершием, обнесенное изгородью из жердей. Надо полагать, что в те годы он вряд ли использовался по назначению, являясь, скорее, памятником ушедшей эпохи.
Во время Отечественной войны 1812 г. стоявшими в Коло¬менском французскими войсками усадебным постройкам был нане¬сен значительный урон. Не исключено, что именно тогда Челобитный столб практически был утрачен.
С середины 1820-х гг. началось возрождение Коломенского ансамбля. Одновременно со строительством велись большие работы по благоустройству усадебной территории. В этот период был возведен Челобитный столб, но в другом материале и иной конфигурации.
Хранящаяся в ГМЗ «Коломенское» акварель середины XIX века, сомнительно приписываемая Ф.Солнцеву, и анонимный чертеж того же времени из фондов РГАДА, изо¬бражающие дворец ХVII века, видимо, воспроизводят современный, существовавший Челобитный столб, заметно отличающийся от по¬казанного на гравюре Гильфердинга. Это цилиндрической формы кирпичное сооружение, завершающееся круглой плитой, имеющей незначительный вынос, и поставленное на многоступенчатом постаменте. В 1872 г. И.Е. Забелин, работая над монументальным трудом «Домашний быт русских царей в XVII и XVIII столетии» и часто посещая Коломенское, высказал предположение, что данный памятник в XVII в. был устроен не для челобитных, а для солнечных часов, так как находился на самом Государевом дворе, куда не пускали посторонних, а у Передних ворот стоял стрелецкий караул. Это предположение в 1928 г. повторил известный искусствовед В.Згура.
Такая гипотеза оказалась востребованной в советский период. В конце 1920-х гг. под руководством П.Д. Барановского начинаются комплексные работы по исследованию и реставрации древних памятников усадьбы. Приступая к восстановлению столба, Барановский опирался на его сохранившиеся изображения. В частности, на фотографию 1905 г. сделанную жителем села Коломенского И. Медведевым, которая свидетельствует о заброшенности памятника, утрате им завершения и значительном разрушении его кирпичной кладки, выполненной большемерным кирпичом.
Вначале 1930-х гг. им была воплощена в жизнь идея о солнечных часах, высказанная ранее Забелиным. К сожалению, фотодокументы этого периода не обнаружены. Фотография 1956 г. свидетельствует о проведенной реставрации, однако можно полагать, что серьезных изменений облика, который придал ему Барановским, Часовой столб не претерпел.
В процессе реставрационных работ 2000-х гг. была докомпанована и восстановлена лицевая поверхность кирпичной кладки, устроена по периметру столба отмостка из искусственного белого камня. Кирпичная кладка оштукатурена. Таким Челобитный столб сохранился до настоящего времени.

Домик Петра I, XVIII в.

Москва,ансамбль усадьбы Коломенское
Проезд: метро "Коломенское"

Дом Петра I в Коломенском – единственный в Москве мемориальный музей, посвященный царю-реформатору. Он был построен в 1702 г. на острове Маркове в устье Северной Двины, близ впадения ее в Белое море. В этом специально для него построенном доме царь прожил два месяца, наблюдая за постройкой Новодвинской крепости, которая должна была защитить город Архангельск, единственный в то время морской порт России, от ожидавшегося нападения шведского флота. Простой деревянный дом имеет три теплых жилых помещения с холодными сенями между ними. Особенность дома – большое количество окон, что дало повод современникам называть царское жилище «государевыми светлицами». В XIX веке дом Петра перевезли в Архангельск. Для обеспечения сохранности над памятником возводится деревянный «футляр», который позже был заменен на кирпичный «футляр-павильон». В послереволюционные годы возникла угроза уничтожения исторического памятника, поэтому в 1934 году П.Д. Барановский привез его в Коломенское. В 2008 году была проведена полномасштабная научная реставрация памятника. Ремонтно-реставрационные работы включали в себя усиление и замену утраченных элементов конструкций, устройство перекрытий и стропильной системы, протезирование бревен, замену верхних венцов сруба, воссоздание элементов крыльца. Экспозиция в Домике Петра I воссоздает интерьер домика времени жизни в нем Петра I, повествует о начальном этапе петровских преобразований и знакомит с разносторонними интересами царя-преобразователя.

Петр Первый в Коломенском

В Московском объединенном музее-заповеднике начался новый выставочный проект формата оpen air «Мастера скульптуры на открытом воздухе в Коломенском». Здесь установили копию знаменитой скульптуры Петра I. Оригинал находится в центре Антверпена (Нидерланды). Это произведение – работа всемирно известного мастера Георгия Франгуляна. Модель памятника российскому Императору в музее-заповеднике установили не случайно. Именно здесь, на древней Коломенской земле провел свое детство Петр I. Скульптура появилась вблизи Государева двора, у домика Петра I.
Оригинал же стоит в центре Антверпена (Нидерланды) с 1998 г. Тогда скульптуру подарила русская делегация, приехавшая в Нидерланды на фестиваль «Дни Петра Великого».

Автор скульптуры – Академик Российской академии художеств Г. Франгулян. Среди известных работ – скульптура «Распятие», установленная в соборе св. Франциска, памятники Б. Окуджаве и И. Бродскому в Москве, А. Пушкину в Брюсселе, скульптурная композиция «Ладья Данте» в Венеции. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Музее им. А. Пушкина и частных коллекциях в различных странах мира.
С именем первого Российского Императора в Коломенском связано многое. После Азовского похода 1696 г. именно здесь он собрал войско, прежде чем торжественно въехать в Москву. В декабре 1709 года сюда свезли плененных под Полтавой шведов, а позже царь-победитель с триумфом вошел в столицу.
Память об Императоре хранят и стены Домика Петра I. Он был построен в 1702 г. в устье реки Северная Двина корабельными мастерами специально к приезду государя. Царь проживал в нем более двух месяцев и следил за строительством Новодвинской крепости. Чтобы спасти Домик Петра I, его разобрали, перевезли в Москву, реставрировали, а в 1936 году открыли для посетителей. Напротив крыльца домика на площадке стоят галерные якоря. Они были найдены у Коломенского в Москве-реке. По музейной легенде, они затонули и лежали здесь с тех пор, когда на реке строились суда для флотилии Петра I.
С Нидерландами у Петра I складывались особые отношения. Там в 1717 г. останавливался русский царь, с целью налаживания торговых связей с западным государством. Бронзовый император стоит, уперев руки в боки. Под ногами - сургучная печать Петра. Для придания монументу большей динамичности одна рука императора на 20 см длиннее другой. По данным ЮНЕСКО, памятник Петру I в Антверпене входит в десятку лучших уличных скульптур Европы.

Хозяйственная постройка 17-18 век

Хозяйственная постройка (Медоварня), XVII в., ансамбль усадьбы Коломенское. Москва,метро "Коломенское"
В 1927 году Медоварня – один из первых памятников деревянного зодчества из собрания музея – была перевезена в Коломенское с территории бывшего села Преображенского. Медоварня – хозяйственная постройка бывшего Николаевского Единоверческого монастыря, служившая кухней для приготовления напитков на основе меда.
Постройка деревянная, рубленная, прямоугольная в плане, покрытая двускатной кровлей.

Медоварня, редкий памятник деревянной архитектуры Подмосковья этого периода поражает монументальностью. Огромные стволы лиственниц, из которых она сложена, достигают в размере 40-50 см.
Редкий памятник деревянной архитектуры Москвы этого периода поражает монументальностью.
В 2001 году были проведены противоаварийные ремонтно-реставрационные работы. В настоящее время в помещениях Медоварни проводятся экскурсионно-художественные программы, знакомящие посетителей музея-заповедника со старинными народными обрядами, обычаями и праздниками.

Водонапорная башня

Москва,метро "Коломенское"
Водовзводная башня, XVII в. - водовзводная башня построена во второй половине XVII в. В 1675 г. мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни - проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяково.
в Коломенском

Неподалеку от церкви Вознесения обособленно от других памятников стоит Водовзводная башня. Вероятно, она была построена в 70-е гг. XVII в. Точная дата не установлена. По легенде, опубликованной в XIX в., в этой башне хранились клетки с соколами для соколиной охоты царя Алексея Михайловича. Поэтому второе название башни - Соколиная. В 1675 г. мастером Богданом Пучиным в башне был установлен водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Верхнюю часть сооружения завершает крыша - "бочка" с металлическим покрытием,точно повторяющая первоначальную форму кровли. Под восточным пряслом здания располагается узкий белокаменный колодец со сводом. Из него выходят две керамические трубы в сторону Георгиевской колокольни и в сторону с. Дьяково. Колодец, возможно, доходил до водоносного слоя. Механизм подъема воды не сохранился, однако башня использовалась именно для этой цели.

В 70-ые годы XVII века для обеспечения водой Дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском было построено специальное здание Водовзводной башни. В ней с помощью механизмов вода поднималась из колодца в резервуары и по трубам разводилась потребителям.

В восточном крыле до настоящего времени сохранилась лишь часть утраченного водонапорного механизма – белокаменный сводчатый бассейн с колодцами и двумя трубами.
Одновременно с вышеупомянутым назначением Башня использовалась и как проездные ворота, ведущие в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково. В первой половине XVIII века с переносом столицы в Петербург загородная резиденция российских правителей утрачивает свои функции. Водонапорный механизм как и часть других сооружений Государева Двора не эксплуатируется.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском
Москва, Андропова проспект, 39
Проезд: м.Коломенская, м.Каширская
Год постройки: Между 1529 и 1532.
Церковь. Действует.
Престолы: Вознесения Господня
Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в. при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер - все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына - наследника престола, либо в 1530 г. в честь рождения этого сына - будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой). Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон. Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви - XVII в.

Следующей усадьбой, которую я решил посетить в один из майских дней, стало Коломенское — бывшая царская вотчина и подмосковное село. Сейчас это государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, который расположен к югу от центра Москвы и занимает территорию 390 га.

Как обычно для начала небольшая справка, благодаря которой можно проследить всю историю Коломенского и хорошо понимать, куда же я направлялся:

1336 год — первое письменное упоминание о Коломенском в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты
1528-1532 годы — строительство знаменитой шатровой Церкви Вознесения Господня
1651 год — строительство Церкви Казанской иконы Божией матери
1667-1668 годы — строительство Теремного дворца Алексея Михайловича (был разобран при Екатерине II)
1923 год — основание музея-заповедника
1994 год — Церковь Вознесения Господня в Коломенском включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
2001-2007 годы — проведение реставрационных работ

Ближе всего ко входу в музей-заповедник расположена станция метро "Коломенская" Замоскворецкой линии. Есть также одноимённая ж/д станция, которая находится к западу, но судя по по карте придётся пробираться по не очень хорошим дорогам через промышленные предприятия и гаражи, да и времени уйдёт больше. Поэтому я доехал на метро до станции "Коломенская" и, выйдя из первого вагона, оказался сразу около выхода. От станции пришлось пройти около 700 метров на юг вдоль проспекта Андропова прежде чем оказаться около ограждений музея-заповедника.

Вообще в Коломенское существует несколько проходов (КПП). Наиболее заметными, как мне показалось, являются два из них:
— на пересечении проспекта Андропова и Коломенского проезда. Через него можно попасть, если идти от станции "Коломенская" на юг около 1 км.
— на пересечении Каширского шоссе и проспекта Андропова. Через него я как раз вышел и попал почти сразу на станцию метро "Каширская".


Я же не стал добираться ни до одного из них и попал на территорию заповедника через одну из открытых калиток, которая первой попалась мне, пока я шёл от станции метро "Коломенская". Дальше я направился по аллее.


Вдоль неё попадаются такие обрубленные деревья.

За ними находится экскурсионное бюро музея-заповедника .


Неподалёку расположен стенд с планом заповедника. Поэтому перед тем как отправиться дальше, пришлось внимательно изучить карту и выбрать оптимальный маршрут, который позволил бы увидеть как можно больше достопримечательностей.


Около большого стенда с картой находятся Спасские ворота . Они были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы.


Название ворот происходит от одной из икон над проездными арками - образа Спасителя. Известно и другое старинное их название - "Задние". Ворота имеют два проезда: широкий для обозов с грузами и узкий для пешеходов. В 2001-2003 годах сотрудниками Московского государственного объединенного музея-заповедника были выполнены полномасштабные работы по реставрации Задних ворот.

Пройдя через ворота, слева от меня оказывается стена белого цвета - бывшая ограда Государева двора, которая примыкает к Спасским воротам с северо-запада и продолжается в направлении к церкви Казанской иконы Божией Матери. По другую сторону от меня находилась Стена Кормового двора, представляющая собой сохранившиеся до настоящего времени фрагменты грады Государева двора XVII века. Ограда, частично возведенная в каменных, частично в деревянных конструкциях, как бы замыкала в своем прямоугольнике строения Государева двора, тем самым, обеспечивая безопасность царской резиденции. За период существования она неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, и до настоящего времени сохранилась лишь фрагментарно.


За Спасскими воротами расположена восстановленная планировка территории Государева Кормового двора на период XVII века. Он представлял собой комплекс каменных сооружений, возведенных одновременно с деревянным дворцом Алексея Михайловича в 1667-1668 годах. Здесь выпекали хлеб, готовили разнообразные блюда из мяса, дичи, рыбы, круп и овощей, хранили припасы. Стена и хозяйственные постройки к середине XVIII века пришли в ветхость, и в 1815 году основная часть построек была разобрана, а стена сохранена.


В начале XXI века было проведено комплексное архитектурно-археологические исследования территории. Были раскрыты и музеефицированы фундаменты хозяйственных построек, погребов и примыкавших к ним стрелецких караулен.


Кстати, именно здесь находился деревянный дворец Алексея Михайловича, который из-за ветхости был разобран в XVIII веке. На его месте за 200 с лишним лет выросли крупные деревья. Стараясь сохранить образовавшийся сад, строители воссоздают дворец в другом месте.


Среди деревьев затерялся памятник Александру II . Он был обнаружен и перевезён в Коломенское из деревни Шайдорово в начале 1970-х годов. Памятник был установлен крестьянами села Шайдорово в благодарность императору Александру II за отмену крепостного права на улице или перекрестке, так как был рассчитан на осмотр с разных точек зрения. Ко времени своего обнаружения памятник был лишен икон, помещавшихся в киотах по четырем граням столба, а также текстовых надписей. В 2005 году силами специалистов-реставраторов проведена реставрация памятника.

Но больше всех на территории до Передних ворот выделяется Церковь Казанской иконы Божией матери .


Изначально она была деревянной и строилась при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х годах. В 1651 году взамен деревянной было построено ныне существующе кирпичное здание церкви.


Расположенная в центре Государева двора церковь служила домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.

С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.


В настоящее время в Церкви Казанской иконы Божией Матери круглогодично проводятся службы. Внутрь можно свободно зайти, что я и сделал.

Напротив Спасских ворот, на другой стороне бывшего Государева двора, находится комплекс Передних ворот с несколькими пристроенными зданиями. Они также были построены в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году. Это были главные ворота летней царской резиденции, так как парадный въезд в Коломенское в то время осуществлялся со стороны Москвы-реки по «посольской» дороге, и именно через них высокие гости въезжали на Государев двор.


Центральную часть ансамбля Передних ворот составляет сложное четырехъярусное прямоугольное в плане здание Передних ворот, стоящее на белокаменном цоколе. В нижнем ярусе оно прорезано двумя разновысотными сводчатыми проемами, предназначавшимися для проезда и для пешеходов. Во втором ярусе находится большая Органная палата, в которой был устроен механизм "львова рыканья", приводивший в действие огромные фигуры львов. В третьем ярусе размещался часовой механизм. Над ним в проемах башни висели колокола часового боя.


Наверху глухого восьмигранного шатра был установлен опаянный белым железом деревянный царский двуглавый орел с короной.

С северной стороны к Передним воротами примыкают каменные одноэтажные палаты Приказной избы , в которых было сосредоточено административное управление огромным хозяйством царской усадьбы.


С южной стороны примыкали Полковничьи палаты и помещение ледников с уникальным белокаменным водоотводом, служившим для оттока воды от таявшего в погребах льда.


В 2002-2003 годах, после проведенных полномасштабных комплексных научно-исследовательских реставрационных работ была заменена кровля до воссоздания белокаменного цоколя, благодаря чему открылся исторический, первоначальный облик Ворот.


Общий вид на ансамбль зданий около Передних ворот открывается со стороны Церкви Вознесения Господня.


Неподалёку от Передних ворот находится хозяйственная постройка XVII века — медоварня . В 1927 году её одну из первых памятников деревянного зодчества перевезли в Коломенское с территории бывшего села Преображенского. В 2001 году были проведены противоаварийные ремонтно-реставрационные работы. Меня поразили огромные стволы лиственниц диаметром до полуметра, из которых сложена медоварня.


Но главной достопримечательностью Коломенского является Церковь Вознесения Господня . Она предстаёт перед взором сразу же после прохода через Передние ворота.


Церковь Вознесения Господня была построен в 1532 году по указу великого московского князя Василия III по обету в честь рождения долгожданного наследника Ивана, в будущем - первого русского царя Ивана IV Грозного.

Освященный в честь праздника Вознесения Господня, храм стал первым на Руси примером каменной шатровой постройки: его крестообразный в плане объем перекрыт высоким восьмигранным конусом-шатром.

Церковь Вознесения Господня долгое время оставалась самым высоким зданием на Руси (62 метра). В 1994 году церковь была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО .


В начале XXI века сотрудниками Московского государственного объединенного музея-заповедника была проведена полномасштабная реставрация церкви, воссоздан иконостас, открылась музейная экспозиция в подклете - нижнем этаже церкви. В 2007 году реставрация храма была закончена и состоялось торжественное открытие памятника. Несмотря на свой почтенный возраст, храм не подвергался значительным перестройкам и реконструкциям, что стало одной из причин для включения памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Между Передними воротами и Церковью Вознесения находится здание Трапезной церкви Святого Георгия (сооружение середины XIX века), которое составляет вместе с расположенной рядом Георгиевской колокольней XVI века единый комплекс Георгиевской церкви . Колокольня служила звонницей для Церкви Вознесения Господня.

Постройка XIX века была возведена на месте более ранней пристройки XVII века к западной стороне колокольни архитектором Е.Д.Тюриным. В 2004 году были проведены реставрационные работы. После реставрации воссоздан внешний архитектурный облик Трапезной по проекту Е.Д.Тюрина.


Рядом с колокольней и трапезной находится Водовзводная башня . Она была построена в 70-ые годы XVII века для обеспечения водой дворцового комплекса загородной царской резиденции в Коломенском. Одновременно с этим башня использовалась и как проездные ворота, ведущие в Вознесенский сад и дворцовое село Дьяково. В первой половине XVIII века с переносом столицы в Петербург загородная резиденция российских правителей утрачивает свои функции. Водонапорный механизм как и часть других сооружений Государева Двора не эксплуатируется. С того момента башня несколько раз ремонтировалась и реставрировалась. Последняя научная реставрация была проведена в 2007 году.

Учитывая, что Церковь Вознесения Господня находится на возвышенности, от неё открывается панорамный вид на Москву-реку и город в целом.


К северу от Церкви Вознесения расположена единственная сохранившаяся постройка от находившегося здесь дворца императора Александра I начала XIX века. В 1825 году по проекту Е.Д.Тюрина на месте обветшавшего екатерининского дворца здесь был построен дворец для Александра I. Но государь в этом же году скончался и не успел его посетить. В 1870-е годы заброшенный дворец был разобран, и от него остался только павильон , служивший чайным домиком или домашним театром. В 2005-2006 годах Московский государственный объединенный музей-заповедник провел полномасштабную реставрацию павильона, вернувшую ему первоначальный вид.


Главный, выходящий на реку фасад, украшен скромным дорическим портиком.


Ведущую к портику широкую лестница украшают скульптуры сидящих львиц.


Между павильоном 1825 года и Церковью Вознесения находятся 2 пушки XVII века .


Они направлены в сторону Москвы-реки.


На этом осмотр мною достопримечательностей, расположенных в центральной части музея-заповедника, был закончен. Я направился в южную часть Коломенского. Для этого мне пришлось спуститься по довольно крутому спуску, который вывел меня прямо к Москве-реке.


Здесь же находится Нижний Коломенский пруд .


В одну сторону открывается вид на набережную.


Здесь можно увидеть плавающих уток и покормить их.


С другой стороны через устье Голосова оврага перекинут каменный мост .


Около него находится небольшой водопад - Коломенский ручей , протекающий по Голосову оврагу.


На юг от моста также простирается набережная Москвы-реки. Но в виду того, что там ничего интересного не было видно, я направился по старинной дороге (неасфальтированной и незамощённой). Но теперь это был довольно крутой подъём.


Вообще в южной части музея-заповедника находится большое количество оврагов, как довольно больших и глубоких (с вершины некоторых открываются замечательные виды), так и небольших.


Если по левую сторону от меня Москва-река, то по другую сторону находится сильно заросшее древнее кладбище.


Здесь я смог разглядеть только основание Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове .


Я решил подойти к церкви поближе. Хорошо, что вскоре дорога привела меня ко входу на древнее кладбище. К слову сказать, там гуляли и другие посетители музея-заповедника. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм постройки середины XVI века. Он был закрыт в 1924 году, однако, являясь выдающимся памятником архитектуры, не был разрушен и долгое время оставался заброшенным.

Деревня Дьяково вошла в состав Москвы в 1960 году и в 1980-е годы практически прекратила свое существование (несколько имеющихся в настоящее время домов построены уже в 1990-х). Кладбище при церкви действовало до 1980 года, затем было закрыто. Церковь была вновь освящена в 1992 году, в настоящее время проводятся регулярные богослужения. Недавно была завершена масштабная реставрация.

Дальше мой путь лежал через Дьяковский яблоневый сад , где можно встретить уже довольно старые деревья.


Некоторые из них имеют интересную форму.

На территории сада располагается пруд .


В яблоневый сад из центральной части музея-заповедника можно попасть также через Голосов овраг. Для этого сооружены лестницы.


Яблоневый сад плавно переходит в вишнёвый сад бывшего села Дьяково.


Если идти вдоль сада, то можно уже выйти с территории заповедника. Хотя почти у самого выхода находится воссозданный деревянный дворец Алексея Михайлович а .


Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Нынешнее строение представляет собой макет дворца Алексея Михайловича в натуральную величину.


Строительство происходит по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.

По словам властей города строительство должно завершиться в 2010 году.


Внешне дворец уже готов. Но можно заметить рабочих, которые скорее всего ещё отделывают большое число внутренних помещений.


Вокруг дворца высажены молодые деревья.


Присутствуют и интересные дизайнерские решения.


На этом моя прогулка по Коломенскому закончена. Надеюсь её когда-нибудь повторить, чтобы посетить пока невиданные мне места.

Задние, или Спасские ворота в Коломенском – архитектурная и историческая реликвия второй половины XVII века. Они ограничивали с западной стороны Государев двор с деревянным шедевром – . Отличительная особенность конструкции этого сооружения – крыша в виде перекрещивающихся бочек. Сейчас через Спасские ворота в Коломенском проходят посетители музея-заповедника от проспекта Андропова.

Ориентироваться по положению, которое занимают Спасские ворота в Коломенском среди остальных достопримечательностей, поможет высотное фото. Впереди указанного стрелкой сооружения виднеются контуры восстановленных фундаментов хозяйственных построек. Среди них похожее на садовую теплицу строение, это навес над ледником продовольственных запасов для царского стола, еще один музейный экспонат.

Дорожка от ворот ведет на Липовую аллею, где раньше находился сгоревший дворец, любимая резиденция отца Петра Великого. Восстановили его на новом месте, гораздо южнее, чтобы сохранить выросшие за века деревья. Возле Москвы-реки видна высокая , на середине пути между нею и Спасскими воротами – , бывший домовой храм царского семейства.

Спасские ворота в Коломенском и их окружение

На информационном стенде, встречающем прошедших Спасские ворота в Коломенском, дата их строительства указана конкретно, хотя историки пока не единодушны. Упомянуты в тексте пояснения Стрелецкие караульни – помещения для стражи, примыкающие к воротам с южной стороны. Здесь же фото объекта с его наружной стороны, рядом пояснительный текст на нескольких языках.

Один из двух арочных проемов, которыми оборудованы Спасские ворота в Коломенском, заметно превосходит второй по габаритам. Предназначался он для проезда конных экипажей с вельможными обитателями дворца и их гостями, сюда же направлялись прибывающие подводы с продовольствием. Проезд, как и пешеходную калитку меньшего размера, ограждают створки решетчатых дверей.

На крупном изображении калитки для прохода людей можно разобрать, как устроены Спасские ворота в Коломенском. Кирпичная кладка в основном оштукатурена, оставлены без покрытия декоративные выступающие пояски в местах начала закруглений арок. Между внутренним и наружным фасадами – более глубокая по габариту арка, куда убираются створки дверей в открытом положении.

Упомянутая уже Липовая аллея – одно из самых живописных мест всего музея-заповедника Коломенское. Дорожка выложена тротуарной плиткой неброской расцветки, возле ограждающих бордюров проложена ливневая канализация для сбора дождевых вод. Фонари освещения, садовые скамейки, обилие зелени располагают к неспешным прогулкам, маршруты которых определяют по схемам территории.

Именно Липовую аллею пожалели при определении места расположения восстанавливаемого царского дворца, который современники причисляли к чудесам света. Спиливать вековые деревья, выросшие на месте бывшей резиденции, ради иллюзорной исторической достоверности явно нецелесообразно. Древние деревья будут радовать еще многих посетителей музея-заповедника, ведь липы живут 300 лет и более.

Еще об архитектуре ворот

Если сравнить очередную фотографию с заглавной, то очевидно. что фасадными частями Спасские ворота в Коломенском с обеих сторон одинаковы. Арочные проемы разделены колоннами со стволами, прилегающими вплотную к стенам. Обводы из нештукатуренного красного кирпича подчеркивают правильную форму арок, над которыми с обеих сторон выполнены выемки (киоты) для икон. Ворота и названы Спасскими по одному из святых образов, встречавших посетителей и ныне восстановленных.

При реконструкции 2007 года восстановлены часть крепостной стены Государева двора с северной и Стрелецкие караульни с южной стороны ворот. Отремонтирована крыша и кровельное покрытие, выполненное традиционным методом из древесины. Приметна форма верхней части ворот, где продольная фигурная бочка пересекается двумя поперечными. Отдаленно такая кровля напоминает завершение церкви Святого великомученика Георгия Победоносца в Коломенском, где на бочке установлены три главы вдоль продольной оси.

Зимний вид Спасских ворот

Музей-заповедник популярен у москвичей и приезжих в любое время года, доказательство тому — фотографии нашего слайдера. Морозец и густая пелена снежных хлопьев не препятствуют прогулкам, только бодрит, не давая подолгу засматриваться на достопримечательности. Снежный ковер и сугробы на скамейках не менее живописны, чем зеленое летнее убранство. Пользу зимних прогулок трудно переоценить, это и удовольствие, и закаливание организма.

Облетевшая листва оголила древесные ветви, однако иногда они и зимой весьма живописны. Именно так было во время нашего зимнего посещения музея-заповедника, когда ветки были покрыты густыми шапками снега. Зимний пейзаж разительно отличается от летнего и прекрасен по-своему.

При этом продольная бочка кровли, венчающей Спасские ворота в Коломенском, почти не видна. Выпавший снег хорошо удерживается чешуйчатым покрытием, и темнеют только торцы поперечных бочек, теперь похожие на купола.

Спасские ворота музея-заповедника Коломенское

Спасские ворота были сооружены в 1670-х годах совместно со стенами Государева двора и предназначались для въезда в хозяйственную часть дворцового имения. Название ворот произошло от одной из икон, находившейся над арками ворот - изображения Спасителя. У ворот есть и второе давнее название - «Задние».

Спасские ворота обеспечивали два проезда: узкий - для пешеходов и пошире - для обозов с грузами. Дверцы ворот в давние времена были глухими. С юга к воротам прилегали два здания Стрелецких караулен, которые были построены в 1680-е годы и служили для несения караульной службы с наружней и с внутренней стороны царского имения. Караульни были разрушены в 1814 году при строительстве дворца императора Александра I.

В 2001-2003 годах работниками Московского государственного объединенного музея-заповедника были проделаны полномасштабные работы по восстановлению ворот, а в 2007 году были реконструированы Стрелецкие караульни.



Похожие статьи