Зимний дворец что там сейчас. Где находится Зимний дворец? Стоимость билетов и часы работы

29.06.2022

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо, бывший императорский дворец, построенный по проекту Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 годах. С 1920 года здание входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

До 1762 года в Санкт-Петербурге успели построить пять Зимних дворцов, включая нынешний вариант. Первый дворец был построен в 1712 году, второй — в 1720 году, третий — в 1735 году, предпоследний четвертый — в 1755 году. Последний Зимний дворец с момента постройки и до 1904 года использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. После революции 1917 года во дворце заседало Временное правительство. С 1920 года здание стало использоваться в качестве музея.

Здание дворца имеет форму каре из 4 флигелей, которые располагаются вокруг Большого двора, а своими фасадами смотрят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь.

Пышный и великолепный облик Зимнего дворца должен был продемонстрировать статус нового города на Неве как столицы Российской империи. Это было достигнуто установкой особых двухуровневых колонн на фасадах здания, а также с помощью скульптур и ваз, расположенных над карнизом по всему периметру дворца.

Над внутренней отделкой залов Б. Ф. Растрелли не успел лично закончить работу, так как был отстранен Екатериной II, интерьеры дворца заканчивали Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Самые известные помещения дворца — это Иорданская галерея, Иорданская лестница, Фельдмаршальский зал, Петровский (Малый тронный) зал, Гербовый зал, Военная галерея 1812 года, Георгиевский (Большой тронный) зал, Большая церковь, Пикетный (Новый) зал, Александровский зал, Октябрьская лестница, Белый зал, Золотая гостиная, Малиновый кабинет, Будуар, Синяя спальня, Аванзал, Большой (Николаевский) аванзал, Концертный зал, Малахитовая гостиная, Малая (Белая) столовая.

В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар, продолжавшийся целых 3 дня, а восстановление здание после которого потребовало около 2 лет.

В 1844 году император Николай I подписал указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше Зимнего дворца. Запрет действовал вплоть до 1905 года.

Во время Первой Мировой войны, в 1915 году, во дворце размещался военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

Штурм Зимнего дворца, а точнее его окружение и арест членов Временного правительства, стал основным событием октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков.

В период Великой Отечественной войны в подвалах дворца были оборудованы 12 бомбоубежищ, рассчитанных на 2000 человек. За годы войны в здание дворца попали 17 артиллерийских снарядов и 2 авиационные бомбы. Но уже в ноябре 1944 года Зимний дворец был частично открыт для посещения, хотя его полное восстановление заняло несколько лет.

Интерьеры дворца часто используются для съемок художественных фильмов, а также моделируются в мультипликационных лентах и компьютерных играх.

Во дворце живет почти 50 котов, ведущих свою родословную от голландского кота Петра I. Их основная роль — охрана Зимнего дворца от мышей. Существует даже специальный фонд друзей котов Эрмитажа, а сотрудники музея устраивают для них специальные праздники.

Трехэтажное здание Зимнего дворца имеет в своем составе 1084 комнаты, 1945 окон и 117 лестниц. Длина фасада со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота дворца — 23,5 метра, общая площадь — 46516 квадратных метров.

Зимний дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра города.

Туристу на заметку:

Посещение Зимнего дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции , разместившегося во дворце, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями, входящими в архитектурный ансамбль

Зимний дворец является крупнейшим дворцовым сооружением Петербург а. Размеры и великолепная отделка позволяют с полным правом отнести его к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имеет ничего подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображает он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминает о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец для нас является представителем всего отечественного, русского, нашего»,- так писал о Зимнем дворце В. А. Жуковский. История этого памятника архитектуры богата бурными историческими событиями.

В начале XVIII века в том месте, где сейчас стоит Зимний дворец, строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр I воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой.

В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови по приказу царя при ступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Доменико Трезини, итальянский архитектор швейцарского происхождения. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в январе 1725 года здесь умер Петр I (в комнате первого этажа за нынешним вторым окном, считая от Невы).

В дальнейшем императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены, и работа закипела. В 1735 году строительство дворца было завершено, и императрица переехала в него на жительство. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Урихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.

Елизавета Петровна также пожелала императорскую резиденцию переделать под свой вкус. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принял решение строить все здание заново. Новый проект - очередного здания Зимнего дворца - Елизавета Петровна подписала 16 июня 1754 года.

Строительство продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и недолгое правление Петра III .

Любопытна история приезда во дворец Петра III. После смерти Елизаветы в ее гардеробах осталось 15 тысяч платьев, многие тысячи туфель и чулок, а в государственной казне оказалось лишь шесть серебряных рублей. Сменивший на троне Елизавету Петр III пожелал немедля въехать в свою новую резиденцию. Но Дворцовая плошадь была загромождена грудами кирпичей, досками, бревнами, бочками с известью и тому подобным строительным мусором. Капризный нрав нового государя был известен, и обер-полицмейстер нашел выход: по Петербургу было объявлено, что все обыватели имеют право брать на Дворцовой площади всё, что им заблагорассудится. Современник (А. Болотов) пишет в своих мемуарах, что чуть ли ни весь Петербург с тачками, повозками, а кто и с санками (несмотря на близость Пасхи!) прибежал на Дворцовую площадь. Над ней поднялись тучи песка и пыли. Обыватели хватали все: и доски, и кирпичи, и глину, и известь, и бочки... К вечеру площадь была очищена полностью. Торжественному въезду Петра III в Зимний дворец ничего не мешало.

Летом 1762 года Петра III свергли с престола. Строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II. Осенью 1763 года императрица возвращается после коронационных торжеств из Москвы в Петербург и становится полновластной хозяйкой нового дворца.

Прежде всего Екатерина отстранила от работ Растрелли, и распорядителем на стройке стал Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого и личный, секретарь Екатерины II. Императрица переместила покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова.

Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания - Белый зал. Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме того, императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружен также зимний сад и Романовская галерея. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. В 1764 году в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Большинство картин размещалось в уединенных апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» («место уединения»).

Построенный Елизаветой четвертый, ныне существующий дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф. Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I.

Фасады дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи.

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.

Южный фасад прорезан тремя въездными арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец.

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. На втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними - огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый театр.

Несмотря на то, что в 1762 году Зимний дворец был завершен, в течение долгого времени еще велись работы по отделке внутреннего интерьера. Эти работы были поручены лучшим русским архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж. Б. Баллен-Деламоту и А. Ринальди.

В 1780-1790-х годах работы по переделке внутреннего убранства дворца продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. Вообще, дворец невероятное число раз переделывался и перестраивался. Каждый новый архитектор старался привнести что-то свое, порой разрушая уже построенное.

По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца. Помещения по сторонам галерей носили служебный характер. Здесь находились кладовые, караульное помещение, жили служащие дворца.

Парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии располагались на втором этаже и были построены в стиле русского барокко - огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный декор «рококо». На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Подвергался дворец и разрушениям. Например, 17-19 декабря 1837 года произошел сильный пожар, который полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего, от которого остался лишь обгорелый остов. Потушить пламя не могли три дня, все это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны. В результате бедствия погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Начатые сразу же восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Согласно приказу Николая I , дворец должен был быть восстановлен таким же, каким он был до пожара. Однако не все было так легко сделать, например, только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин с целью покушения на Александра II произвел в Зимнем дворце взрыв. При этом было убито восемь солдат из караула и сорок пять ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

В конце XIX - начале XX века внутреннее оформление постоянно изменялось и пополнялось новыми элементами. Таковыми, в частности, являются интерьеры покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, созданные по проектам Г. А. Боссе (Красный будуар) и В. А. Шрейбера (Золотая гостиная), а также библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский). Среди обновленных интерьеров наиболее интересной была отделка Николаевского зала, в котором находился большой конный портрет императора Николая I работы художника Ф. Крюгера.

Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. После убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. С этого момента в Зимнем дворце проводились лишь особо торжественные церемонии. Со вступлением на престол Николая II в 1894 году императорская фамилия вновь вернулась во дворец.

Самые существенные изменения в истории Зимнего дворца произошли в 1917 году, вместе с приходом большевиков к власти. Очень много ценностей было расхищено и повреждено матросами и рабочими, пока дворец находился под их контролем. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости , были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло здания под охрану. Вскоре ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в Кремле и в здании Исторического музея.

С Октябрьской революцией в Зимнем дворце связана любопытная история: после штурма дворца красногвардеец, которому было поручено расставить караулы для охраны Зимнего, решил ознакомиться с расстановкой караулов в дореволюционное время. Он с удивлением узнал, что один из постов издавна находился на ничем не примечательной аллее придворцового сада (царская семья называла его «Собственным» и под этим названием сад был известен петербуржцам). Пытливый красногвардеец выяснил историю этого поста. Оказалось, что как-то царица Екатерина II , выйдя утром на Разводную площадку, увидела там проросший цветочек. Чтобы его не затоптали солдаты и прохожие, Екатерина, вернувшись с прогулки, приказала у цветочка поставить охрану. А когда цветочек увял, царица забыла отменить свой приказ о пребывании караула на этом месте. И с тех пор, около полутораста лет на этом месте стоял караул, хотя уже не было ни цветка, ни царицы Екатерины, ни даже Разводной площадки.

В 1918 году часть помещений Зимнего дворца была отдана под музей Революции, что повлекло за собой переустройство их интерьеров. Полной ликвидации подверглась Романовская галерея, в которой находились портреты государей и членов дома Романовых. Многие покои дворца заняли приемный пункт для военнопленных, детская колония, штаб по устройству массовых торжеств и т. д. Гербовый зал использовали для театральных представлений, Николаевский зал переоборудовали в кинематограф. Кроме того, в залах дворца неоднократно проводились съезды и конференции различных общественных организаций.

Когда в конце 1920 года эрмитажные и дворцовые коллекции возвратились из Москвы в Петроград, для многих из них просто не нашлось места. В итоге сотни произведений живописи и скульптуры пошли на украшение особняков и квартир партийных, советских и военных руководителей, домов отдыха чиновников и членов их семей. С 1922 года помещения Зимнего дворца начали постепенно передаваться Эрмитажу.

В первые дни Великой Отечественной войны многие ценности Эрмитажа срочно эвакуировали, часть из них укрыли в подвалах. Для предотвращения пожаров в зданиях музея окна заложили кирпичом или закрыли ставнями. В отдельных помещениях паркеты укрыли слоем песка.

Зимний дворец был крупной мишенью. Большое число бомб и снарядов разорвалось вблизи него, а несколько попало в само здание. Так, 29 декабря 1941 года снаряд врезался в южный флигель Зимнего дворца, выходящий на кухонный двор, повредив железные стропила и кровлю на площади триста квадратных метров, разрушив находящуюся на чердаке установку противопожарного водопровода. Было пробито чердачное сводчатое перекрытие площадью около шести квадратных метров. Другой снаряд, попавший в трибуну перед Зимним дворцом, повредил водопроводную магистраль.

Несмотря на тяжелые условия, существовавшие в блокадном городе, Ленгорисполком 4 мая 1942 года обязал строительный трест № 16 произвести первоочередные восстановительные работы в Эрмитаже, в которых приняли участие аварийно-восстановительные мастерские. Летом 1942 года перекрыли кровлю в местах повреждения ее снарядами, частично исправили опалубку, установили разбитые световые фонари или железные листы, заменили разрушенные металлические стропила временными деревянными, отремонтировали водопроводную систему.

12 мая 1943 года в здание Зимнего дворца попала бомба, частично разрушившая кровлю над Георгиевским залом и металлические стропильные конструкции, а в кладовой отдела истории русской культуры повредившая кирпичную кладку стены. Летом 1943 года, несмотря на обстрелы, продолжали заделку просмоленной фанерой кровли и перекрытий, световых фонарей. 2 января 1944 года еще один снаряд попал в Гербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрытия. Снаряд пробил и потолок Николаевского зала. Но уже в августе 1944 года Советское правительство приняло решение о восстановлении всех зданий музея. Реставрационные работы потребовали огромных усилий и растянулись на много лет. Но, несмотря на все утраты, Зимний дворец остается выдающимся памятником архитектуры барокко.

В наши дни Зимний дворец вместе со зданиями Малого, Большого и Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра образует единый дворцовый комплекс, которому мало равных в мировой архитектуре. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений русского зодчества. Все залы этого дворцового ансамбля, возводившегося на протяжении множества лет, занимает Государственный Эрмитаж - крупнейший музей мира, обладающий огромными коллекциями произведений искусства.

В облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышном декоре его фасадов, раскрывается художественно-композиционный замысел архитектора Растрелли - глубокая архитектурная связь с городом на Неве , ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Дворцовая площадь

Любая экскурсия по Зимнему дворцу начинается на Дворцовой площади. Она имеет свою историю, которая не менее интересна, чем история самого Зимнего. Площадь сформировалась в 1754 году во время строительства Зимнего дворца по проекту В. Растрелли. Важную роль в ее формировании сыграл К. И. Росси, который в 1819-1829 годах создал здание Главного штаба и здание Министерства и связал их в единое целое великолепной Триумфальной аркой. Александровская колонна заняла свое место в ансамбле Дворцовой площади в 1830-1834 годах, в честь победы в войне 1812 года . Примечательно, что В. Растрелли предполагал разместить в центре площади памятник Петру I. Завершает ансамбль Дворцовой площади здание Штаба гвардейского корпуса, созданное в 1837-1843 годах архитектором А. П. Брюлловым.

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.

Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.

Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор? где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.

Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII - первой четверти XIX века.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней можно видеть различные детали декора - колонны, зеркала, статуи, затейливую золоченую лепнину, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, Фрагмент Иорданской лестницы за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части - дворцовый Театр.

Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично - во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепниной - изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшен иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф.А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонте-бассо, изображающего Воскресение Христово.

Белый зал

Был создан А. П. Брюлловым на месте ряда помещений, имевших по фасаду в центре три полуциркульных, а по бокам по три прямоугольных окна. Это обстоятельство навело архитектора на мысль разбить помещение на три отсека и выделить средний особо пышной обработкой. Зал отделен от боковых частей арками на выступающих пилонах, украшенных пилястрами, а центральное окно и противоположная дверь подчеркнуты коринфскими колоннами, над которыми помещены четыре статуи - женские фигуры, олицетворяющие искусства. Зал перекрыт полуциркульными сводами. Стена против центральных окон разработана аркатурой и над каждым полукругом размещены попарно барельефные фигуры Юноны и Юпитера, Дианы и Аполлона, Цереры и Меркурия и других божеств Олимпа.

Свод и все части перекрытия над карнизом обработаны кессонами с лепниной в том же насыщенном декоративными элементами позднеклассическом стиле.

Боковые отсеки орнаментированы в духе итальянского Ренессанса. Здесь под общий венчающий карниз введен второй более мелкий ордер с тосканскими пилястрами, покрытыми мелкой лепкой с гротескным орнаментом. Над пилястрами помещен широкий фриз с фигурками детей, занятых музыкой и танцами, охотой и рыбной ловлей, жатвой и виноделием или играющих в мореплавание и войну. Такое соединение архитектурных элементов разного масштаба и перегрузка зала орнаментикой характерны для классицизма 1830-х годов, однако белый цвет придает залу целостность.

Георгиевский зал и Военная галерея

Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею.

Военная галерея является своеобразным памятником героическому военному прошлому русского народа. Она содержит 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814 годов. Портреты исполнены известным английским художником Дж. Доу при участии русских живописцев А.В.Полякова и В. А. Голике. Большинство портретов исполнено с натуры, но так как в 1819 году, когда началась работа, многих уже не было в живых, некоторые портреты писались по более ранним, сохранившимся изображениям. Галерея занимает во дворце почетное место и непосредственно примыкает к Георгиевскому залу. Строивший ее архитектор К. И. Росси уничтожил существовавшие здесь ранее шесть небольших комнат. Галерея освещалась через застекленные проемы в сводах, поддерживающихся арками. Арки опирались на группы сдвоенных колонн, стоявших у продольных стен. На плоскости стен в простых золоченых рамах в пять рядов были расположены портреты. На одной из торцовых стен, под балдахином, был помещен конный портрет Александра I работы Дж. Доу. После пожара 1837 года он был заменен таким же портретом кисти Ф. Крюгера, именно его картина и находится в зале сегодня, по сторонам ее помещены изображение короля прусского Фридриха Вильгельма III, исполненное также Крюгером, и портрет императора австрийского Франца I работы П. Крафта. Если взглянуть на дверь, ведущую в Георгиевский зал, то по сторонам ее можно увидеть портреты фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли кисти Доу.

В 1830 годах в галерее часто бывал А. С. Пушкин . Он увековечил ее в стихотворении «Полководец», посвященном Барклаю де Толли:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

Пожар 1837 года не пощадил и галерею, однако, по счастью, все портреты были вынесены солдатами гвардейских полков.

Восстановивший галерею В. П. Стасов в основном сохранил ее прежний характер: он повторил обработку стен сдвоенными коринфскими колоннами, оставил то же расположение портретов, сохранил цветовое решение. Но некоторые детали композиции зала были изменены. Стасов удлинил галерею на 12 метров. Над широким венчающим карнизом был помещен балкон для прохода на хоры смежных залов, для чего ликвидировали арки, опиравшиеся на колонны, ритмически разбивавшие слишком длинный свод на части.

После Великой Отечественной войны галерея была реставрирована, и в ней дополнительно помещены четыре портрета дворцовых гренадеров, ветеранов, прошедших компанию 1812-1814 годов рядовыми солдатами. Эти работы также выполнены Дж. Доу.

Петровский зал

Петровский зал также известен как Малый тронный зал. Отделанный с особой пышностью в духе позднего классицизма, он был создан в 1833 году архитектором А. А. Монферраном . После пожара зал был восстановлен В. П. Стасовым, причем первоначальный облик его сохранен почти без изменений. Основное отличие позднейшей отделки связано с обработкой стен. Ранее панно на боковых стенах разделялось одной пилястрой, теперь их помещено по две. Отсутствовали бордюр вокруг каждого панно, большой двуглавый орел в центре, а на обивке алого бархата были в диагональных направлениях укреплены одинакового размера бронзовые позолоченные двуглавые орлы.

Зал посвящен памяти Петра I. Скрещенные латинские вензеля Петра, двуглавые орлы и короны включены в мотивы лепного орнамента капителей колонн и пилястр, фриза на стенах, в роспись потолка и отделку всего зала. На двух стенах помещены изображения Полтавского боя и сражения под Лесной, в центре композиций - фигура Петра I (художники - Б. Медичи и П. Скотти).

Е ще в 1752 году Ф. Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было принято окончательное решение строить новый дворец на прежнем месте.

По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф. Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию».

Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный - в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф. Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены.

Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец.

Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце - она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III.

В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838-1839 годах занимались архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов.

Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной - дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».

Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.

Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.

Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время - в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.

Ныне здание Зимнего дворца принадлежит Государственному Эрмитажу, здесь располагаются экспозиции музея.

«Зимний дворец? - А где Эрмитаж? - А Эрмитаж и Зимний дворец это одно и тоже? Эрмитаж это название музея расположенного в Зимнем дворце?» - такие вопросы можно часто услышать и от российских и от иностранных туристов. Чтобы разобраться, что к чему, давайте начнем рассказ о самом известном здании Петербурга издалека, с момента основания города на Неве…

Первые Зимние дворцы

Для тех, кто знает историю Петербурга, не является секретом тот факт, что первоначально Петр I не планировал устройства центра города на Адмиралтейском острове. Первые здания Петербурга возводились на Петербургском острове, вокруг нынешней Троицкой площади. Затем, царь вынашивал планы строительства центра города в Кронштадте , на Васильевском острове, но никак не на левом берегу Невы. Возникновению нынешнего исторического центра способствовала случайность, а точнее царское увлечение. Петр I любил работать топориком. И не только лично рубить головы недовольным, но и строить корабли.

После основания в 1705-1706 годах Главного Адмиралтейства, державный строитель Петербурга столкнулся с проблемой хорошо знакомой многим обитателям наших спальных районов. С Петербургского острова до Адмиралтейства было сложно и долго добираться, даже учитывая тогдашнее отсутствие пробок. Вот и пожелал государь иметь жилье рядом с местом работы. В 1708 году на участке между Невой и нынешней Миллионной улицей для Петра был построен деревянный двухэтажный «Зимний дом». Это строение находилось на месте нынешнего Эрмитажного театра, и его принято считать первым Зимним дворцом.

Теперь у Петра появилась возможность, каждое утро бегать на верфь. Вскоре вокруг царских
палат появились дома государевых слуг и прихлебателей, а «промышленная окраина» внезапно стала политическим и аристократическим центром Петербурга.

В 1712 году «Зимний дом» был расширен, за счет пристройки к нему так называемых «Свадебных палат», но обжившийся на новом месте Петр Алексеевич стал задумываться о более представительной резиденции. В 1716 году по проекту архитектора Георг Маттарнови началось строительство нового Зимнего дворце, расположенного на месте предыдущей постройки. В дальнейшем, исследователи отмечали удачный выбор места под главную царскую резиденцию: «...дворец расположен так, что из него видна бо́льшая часть города, крепость, дом князя Меншикова и в особенности через рукав реки открытое море»

Строительство петровского Зимнего дворца было закончено в 1723 году. Это событие было отпраздновано торжественным пиром, но в новом здание Петр I прожил недолго. 28 января 1725 года император скончался в Большом зале Зимнего дворца от последствий незалеченной гонореи.

Второй Зимний дворец Петра I

После смерти Петра, в Зимнем дворце еще некоторое время жила его вдова - Екатерина I. При Анне Иоанновне двор обосновался в соседнем особняке Апраксина, расположенном на месте нынешнего Зимнего дворца. Петровский «Зимний дом» использовался различными дворцовыми службами, а затем был заброшен. При Екатерине II на его месте было построено здание Эрмитажного театра.

В 1970-1980-ее годы, ленинградские ученные к своему удивлению обнаружили, что многие элементы Петровского Зимнего дворца сохранились до наших дней. Архитектор Джакомо Кварнеги возводивший здание театра, использовал стены и несущие конструкции старого здания, благодаря чему сегодня мы можем увидеть помещения, где последние два года свой жизни провел Петр I. Сегодня они частично отреставрированы и в них проводятся экскурсии.
При императрице Анне Иоанновне на месте домов Апраксина, Чернышева, Рагузинского и Морской Академии было начато строительство нового Зимнего Дворца, третьего по счету. Работы продолжались с 1732 по 1735 года. В новом четырехэтажном здание было около 70 парадных залов, более 100 спален, театр, капелла, канцелярия, служебные и караульные помещения.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В дальнейшем, этот Зимний дворец не раз перестраивался и достраивался, пока императрица Елизавета Петровна не обнаружила, что дворец стал напоминать не парадную резиденцию, призванную демонстрировать мощь Российского государства, а курятник. Внешний вид здания портили бесчисленные конюшни, технические пристройки и сараи, построенные главным образом со стороны Адмиралтейского луга (нынешней Дворцовой площади). Снова встал вопрос о перестройке дворца, но тут выяснилось, что будет проще, снести старое здание, а на его месте построить новый дворец. Соответствующий указ был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года:

«Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приему иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению…»

Франческо Бартоломео Растрелли, (1750-1760-ее гг)

Строительство дворца

Руководил строительством нового Зимнего дворца придворный архитектор Елизаветы Петровны Франческо Бартоломео Растрелли. Зодчий понимал, что ему дано задание огромной политической важности и стал рьяно оправдывать оказанное ему высокое доверие, ведь дворец возводился «для единой славы всероссийской».

По плану мастера, Зимний дворец должен был представлять собой огромный четырехугольник со внутренним двором. Фасад и интерьеры оформлялись в стиле барокко, непревзойденным мастером которого был Расстерли. Каждый из фасадов дворца был индивидуален. Главным фасадом считался Южный, выходящий на Дворцовую площадь. Он был самым пышным. В его центре находились три арки, ведущие в парадный двор. Фасад смотрящий на Неву напоминал бесконечную колоннаду. Парадный облик имел и западный фасад, выходивший на Разводную площадь, где Растерли планировал поставить памятник Петру I , работы своего отца, Карло Бартоломео.

Внутри Зимнего дворца по проекту Растерли предполагалось устроить 1050 парадных и жилых залов площадью 46 тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб.

Зимний дворец задумывался как архитектурная доминанта центра Петербурга и самое высокое светское здание города. До указом Николая I возведение зданий выше Зимнего дворца в центре Северной столицы было запрещено. Вся система внешнего декора, колонны установленные в два ряда, статуи, была призвана подчеркивать огромную (четырехэтажную!) высоту здания.
На строительстве Зимнего дворца работали около четырех тысяч человек, в число которых входили лучшие мастера со всей России. Территория нынешней Дворцовой площади и Александровского сада была покрыта шалашами, в которых жили рабочие. Сменить местожительство пришлось и двору. Для него Растрелли построил временный деревянный Зимний дворец, расположенный на месте современного дома Чичерина, на углу Невского проспекта и реки Мойки.

Елизавета Петровна очень хотела поскорее переехать в новую резиденцию, но этого не произошло. 25 января 1761 года императрица скончалась. А 6 апреля 1762 года двор перебрался в построенный Растерлли Зимний дворец. Предание гласит, что после окончания работ, Дворцовая площадь представляла собой свалку мусора. Хитрый генерал-полицмейстер Петербурга барон Н.А. Корф предложил через герольдов объявить, что каждый горожанин волен брать с места бывшей стройки, все что ему необходимо. На следующий день, перед Зимним дворцом можно было гладить белье… Бедные петербуржцы растащили даже кучи извести.

Зимний дворец становится Зимним дворцом

Не успела еще высохнуть свежая известка, покрывавшая стены Зимнего дворца, как здание стали перестраивать. Новая императрица Екатерина II, взошедшая на престол после непродолжительного, но запоминающегося правления Петра III, не была поклонницей барокко. Растрелли был вынужден подать в отставку и покинуть Петербург, а для перестройки Зимнего дворца была приглашена новая команда архитекторов: Ю.М.Фельтен, Ж.Б.Валлен-Деламот и А.Ринальди.

Задуманные Растрелли внутренние интерьеры дворца были почти что полностью уничтожены. Сегодня от них сохранилась только роскошная Иорданская лестница, по которой каждый день проходят тысячи туристов идущих осматривать сокровища Государственного Эрмитажа. На месте старого Тронного зала и театра возникла новая Невская анфилада, включившая Аванзал, Большой и Концертный залы.

Истинным украшением дворца стал Большой Тронный или Георгиевский зал созданный Джакомо Кварнеги. Его центральным объектом был большой трон, исполненный П.Ажи. Для оформления интерьера этого главного парадного зала Зимнего дворца использовался цветной мрамор и золоченая бронза.

При Екатерине II Зимний дворец стал центром светской и культурной жизни Северной Пальмиры, местом проведения помпезных придворных празднеств и балов.
Англичанин У.Кокс, побывавший на балу в Зимнем дворце в 1778 году, описывал увиденное в следующих словах: «Богатство и пышность русского двора превосходят самые вычурные описания. Следы древнего азиатского великолепия смешиваются с европейской утонченностью…, блеск придворных нарядов и обилие драгоценных камней оставляют за собой великолепие других европейских государств». На балу присутствовало около восьми тысяч человек. Правда, эта толпа дворян, богатых купцов и уважаемых ремесленников не смешивалась с аристократами, которые отплясывали, за низеньким барьером, отделявших придворных от прочих гостей.

Работы по оформлению Зимнего дворца продолжались и в последующие царствования. За исключением Павла I, который предпочел Зимнему дворцу Михайловский замок , каждый император стремился добавить что-то свое в убранство главного дворца Российской империи.
Особо масштабные работы были проведены после 1812 года, когда возникла необходимость продемонстрировать всему миру новый статус России - победительницы Наполеона, лидера объединенной Европе в борьбе за светлые идеалы посвященного абсолютизма.

Военная галерея Зимнего дворца. Г.Г. Чернецов

В 1826 году Карл Росси перед Георгиевским залом устроил Военную галерею, стены которой украшали 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Картины для этой комнаты, писал английский художник Д.Доу. Именно ей А.С. Пушкин посвятил свои строки:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата…
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

В перестройке Зимнего дворца принимал участие и Огюст Монферан. Он построил лестницу подъезда императрицы, украсив ее горельефами, статуями и колоннами, оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. В.А.Жуковский с восторгом писал царской резиденции:

«Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего…»

А как же Эрмитаж?

Турист посетивший пригороды Петербурга, легко обнаружит, что свой «Эрмитаж» есть и Пушкине и в Петергофе. Это слово в переводе с французского языка означает «Уединенный уголок». Вельможи и короли XVIII века любили заводить в своих садах и парках уединенные павильоны для интимного времяпровождения. А Екатерина II устроила свой «уединенный уголок» прямо в центре Петербурга.

С этой целью в 1764—1775 годах, к Зимнему дворцу было пристроено здание, которое известно сегодня как Малый Эрмитаж. В нем Екатерина II проводила время с избранной публикой в неформальной обстановке. Посторонних в Эрмитаж не пускали. Даже столы в этом помещении накрывались заранее, после чего слуги оставляли «укромный уголок» и удалялись.
В целом атмосфера Эрмитажа напоминала современные корпоративны. Формально, гости оставляли чины и условности за дверью. Те кто говорил глупости должны были выпить стакан холодной воды или прочитать страницу из «Телемахиады» Тредьяковского.

Для того, чтобы вечера в Эрмитаже стали культурным времяпровождением, Екатерина II, решила оформить помещение подобающей коллекцией картин. Начало эрмитажного собрания было положено в 1764 году, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Императрица так же повелела скупать за границей все ценные произведения искусства, появлявшиеся на аукционах.

В Англии были куплены работы Рубенса и Ван Дейка. Русский посол в Париже, граф Д.А. Голицын благодаря своим связям с Д.Дидро и другими представителями французской культуры смог приобрести такие всемирно известные шедевры как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи»Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне др.

К концу правление Екатерины II эрмитажное собрание картин составляло четыре тысячи полотен. Малый Эрмитаж уже не вмещал все шедевры. Для коллекции пришлось построить специальное здание получившее название Старый Эрмитаж.

В Эрмитаж поступали не только картины. Агенты Екатерины так же закупали гравюры, рисунки, античные древности, произведения декоративно-прикладного искусства, древние монеты, оружие, медали и книги.

Традиция пополнения коллекция Эрмитажа продолжилась и в XIX веке. При Александре I были приобретены картины Рембрандта и Рубенса «Снятие с креста», Ферма «Поттера», полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю. В этот период Эрмитаж из личного собрания картин императора постепенно трансформируется в музей. Правда, это была отнюдь не общедоступная галерея. Для посещения Эрмитажа требуется взять специальный пропуск подписанный начальником придворной конторы. Даже А.С. Пушкин получил такой документ только благодаря протекции, воспитателя царских детей В.А. Жуковского.


Интерьеры Нового Эрмитажа на акварели К.Ухтомского, 1856 г.

Важным поворотным этапом в «демократизации» доступа в Эрмитаж стало строительство здания Нового Эрмитажа, который был закончен 1856 году. Это было первое специально построенное здание музея в Росси. Уже в 1852 году экспозиция Нового Эрмитажа приняла первых посетителей, а в 1866 году доступ в музей стал открытым и … бесплатным. Стоимость билетов компенсировало Министерство Императорского двора. Разумеется, внутрь пускали только «по-европейски» одетую публику, что уже само по себе закрывало доступ для представителей бедных слоев общества.

После революции, музей Эрмитаж получил ценные приобретения, но вместе с тем понес серьезные утраты. В главный музей страны свозились ценности, экспроприированные из частных коллекций русских аристократов и промышленников. В то же самое время, в конце 1920-хх годов, часть картин Эрмитажа была продана за рубеж, для финансирования индустриализации. А коллекция картин русской живописи, была передана Русскому музею .

В 1920-ее годы понятия Эрмитаж и Зимний дворец постепенно становятся единым целым, поскольку музей получает для размещения своих экспозиций почти все помещения бывшей царской резиденции.

После Великой Отечественной войны, коллекции и запасники Эрмитажа пополнились трофейными произведениями искусства, вывезенными из Германии в качестве компенсации за шедевры, уничтоженные гитлеровскими войсками в России.

Легенда о оружейнике Тарасюке

Относительно Зимнего дворца существует немало любопытных баек. Самыми банальными из них являются истории о призраках Петра I, Николая I и Николая II регулярно прогуливающихся по ночным залам Эрмитажа. Есть легенды о подземных ходах Эрмитажа, которые ведут то в Манеж, то в Мраморный дворец .

Из всех этих преданий только одна история отличается оригинальностью содержания и драматичностью сюжета. Якобы в начале 80-хх годов, Первый секретарь ленинградского горкома КПСС Григорий Романов, лютый враг свободолюбивый интеллигенции, задумал справить в Таврическом дворце свадьбу своей дочери. Для этого, сатрап, потребовал от руководства Эрмитажа выдать ему парадный сервиз Екатерины II на сто сорок четыре персоны. Директор Эрмитажа, Борис Борисович Пиотровский заявил, что сервиз можно будет взять только через его труп, но когда руководство КГБ сообщило, что это в принципе можно будет организовать, Борис Борисович ушел домой и сказался больным.

В Эрмитаж за сервизом выехали сотрудники горкома, и только один человек стал на их пути. Это был сотрудник музея Тарасюк. Облачившись в средневековые латы, он взял в руки меч и грозно двинулся на незваных гостей. Трусливые агенты тирании в паники ретировались, но тут произошло одно крайне печальное для всех честных музееведов событие. Как раз в это время, ночью, в залы Эрмитажа выпускали злобных собак. Тарасюк был экспертом по оружию, но доспех, который он одел был предназначен для верховой езды. Когда ученый уже торжествовал победу, злобные псы впились в его самое уязвимое место, незащищенное доспехами… Тарасюк потерял свое мужество, а ликующие горкомовцы забрали сервиз.

Дальнейшая судьба шедевра была печальна. Когда на свадьбе закричали «Горько!», партократы стали бить драгоценную посуду об пол… Впрочем это не сошло Романову с рук. Из-за этой истории его не сделали генеральным секретарем ЦК КПСС, вместо Михаила Горбачева.

Тарасюк же был уволен из Эрмитажа и уехал в Израиль, где его следы потерялись.

Пожар в Зимнем дворце К.Ж. Верне


От пожара к войне

Символической вехой в истории Зимнего дворца, стал катастрофический пожар 1837 года. В дальнейшем, причиной возгорания был назван «отдушник, оставленный не заделанным при последней переделке большой Фельдмаршальской Залы»; отдушник «находился в печной трубе, проведенной между хорами и деревянным сводом залы Петра Великого, расположенной бок-о-бок с Фельдмаршальской, и прилегал весьма близко к доскам задней перегородки. В день несчастного происшествия выкинуло из трубы, после чего пламя сообщилось через этот отдушник доскам хоров и свода залы Петра Великого; ему предоставляли в этом месте обильную пищу деревянные перегородки; по ним огонь перешел к стропилам. Эти огромные стропила и подпорки, высушенные в течение 80 лет горячим воздухом под накаливаемой летним жаром железной крышей, воспламенились мгновенно».

Запах дыма был замечен еще утром 17 декабря, но поскольку источник огня долгое время никто не мог обнаружить, принятие необходимых мер было отложено на вечер. К тому времени, внутренние перекрытия Зимнего дворца уже горели вовсю и когда пожарные взломали стены, пламя вырвалось наружу…

Зимний дворец горел три дня. За это время выгорели все его интерьеры. Это был один из крупнейших пожаров в истории Петербурга. Зарево от огня было видно за несколько километров от города. Лишь героическими усилиями солдат и слуг удалось спасти почти всю дворцовую обстановку и картины. Их выносили на улицу и складывали у Александровской колонны.

Сразу же после катастрофы, в Зимнем дворце начались ремонтные работы, которым руководители архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов. Император Николай I приказал им «восстановить в прежнем виде» все интерьеры дворца. Сразу отметим, что зодчие отменно справились с ответственным правительственным заданием. Облик прежнего Зимнего дворца был возрожден всего за два года.

В некоторых залах с согласия государя были все-таки допущены изменения. Так Гербовый зал Стасов увеличил до тысячи квадратных метров и серьезно изменил его отделку.

После этого ремонта, парадные интерьеры Зимнего дворца без существенных изменений дошли до наших дней. Этого правда нельзя сказать о жилых помещениях дворца. Только Александровский и Белый залы, лестница подъезда «Ее Императорского Величества», Ротонда, Арапский и Малахитовый залы, сохранились до нас в том виде, как их задумывал А.П. Брюллов. Прочие жилые комнаты дворца, неоднократно перестраивались в соответствие со вкусами их владельцев. Разумеется, здесь нельзя говорить не о каком художественном единстве, хотя интерьеры некоторых личных покоев сами по себе очень интересны. Среди них стоит отметить «Красный будуар» императрицы Марии Александровны, «Золотую гостиную» созданную В.А. Шрейбером и личную библиотеку Николая II (автор А.Ф.Красовский).

До самой революции Зимний дворец продолжал исполнять функцию площадки для важнейших политических мероприятий Царской России. Здесь проходили приемы иностранных послов, торжественные балы, приемы верноподданных делегаций, церемонии открытия Государственной думы. В тяжелую или в торжественную минуту к этому зданию устремлялись толпы верноподданных. 9 января 1905 года, к Зимнему дворцу, к царю, двинулись колонны петербургских рабочих, прося милости и заступничества. К сожалению, диалога между властью и народом в тот день не получилось… А вот 1 августа 1914 года, колонна патриотически настроенной интеллигенции все-таки дошла до Дворцовой площади и рухнула на колени перед обожаемым монархом, появившимся на балконе Зимнего.

В XIX веке раз в год двери Зимнего дворца распахивались для жителей столицы. 1 января в нем проводился новогодний маскарад. Причем в царский дома могли прийти не только дворяне, но, и «купцы, мещане, лавочники, ремесленники всякого рода, даже простые бородатые крестьяне и крепостные люди, прилично одетые. Все это теснилось и толкалось вместе с первыми чинами двора, представителями дипломатии и высшего света. Разодетые дамы, в бриллиантах и жемчугах, военные и штатские звездоносцы и вперемежку с ними фраки, сюртуки и кафтаны. Государь и царское семейство, с многочисленною свитою, прохаживаясь из одной залы в другую, иной раз с трудом могли пройти сквозь толпу». Для многих это была замечательная возможность подкрепиться: «В залах расставлено было множество буфетов с золотой и серебряной посудой, с прохладительными напитками всякого рода, отличными винами, пивом, медом, квасом, с обилием кушаний всякого рода от самых изысканных до простонародных… Толпа вокруг буфетов сменялась толпою, по мере того, как они опоражнивались и снова наполнялись. На таких ежегодных праздниках иной раз наезжало в Зимний дворец от 25 до 30 тысяч человек. Иностранцы не могли надивиться порядку и приличию толпы, и доверчивости государя к своим подданным, которые с любовью, преданностью и чувством самодовольства теснились вокруг него в течение 5 или 6 часов. Тут не соблюдалось ни малейшего этикета, в то же время никто не злоупотреблял близостью к царской особе».

А вот в качестве царского жилья, Зимний дворец использовался все реже. Оказалась, что в новых исторических реалиях, огромное здание плохо отвечает требованиям безопасности. И не только противопожарной. 5 февраля 1880 года народоволец Степан Халтурин пронеся в Зимний дворец 30 килограмм динамита, устроил взрыв под столовой, где должен был обедать императора Александр II. Государь чудом не пострадал. Погибло 11 солдат лейб-гвардии Финляндского полка.

После того как народовольцы все-таки убили Александра II в 1881 году, новый царь, Александр III, предпочел жить в безопасной Гатчине , а в Зимний дворец наведываться вахтовым методом. Лишь кода на престол взошел Николай II августейшая семья, снова вернулся на берега Невы. Правда, после начала революции 1905 года, Зимний дворец больше напоминал укрепленный лагерь. Кроме царя, в нем жили и некоторые ключевые фигуры режима - например премьер-министр Столыпин. Только там они могли чувствовать себя в безопасности. Сам же Николай II следуя примеру своего отца, все больше и больше времени проводил в Александровском дворце Пушкина.

С началом Первой мировой войны жизнь в Зимнем дворце претерпела новые изменения. Императорская семья появлялась в старых стенах все реже и реже. В 1915 году ряд дворцовых залов были отведены под госпиталь.

Зимний дворец в XX веке

После февральской революции 1917 года, в помещениях Зимнего дворца некоторое время работала Чрезвычайная комиссия временного правительства по расследованию преступлений царизма, а с лета 1917 года, в бывшие царские покои «вселилось» и само Временное правительство. Газеты писали ехидные статьи о А.Ф.Керенском блаженствующем в кровати Николая II. Все дворцовые ценности и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в здание Исторического музея.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года Зимний дворец стал ареной исторических событий. Силы военно-революционного комитета, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов после серии коротких стычек, захватили бывшую царскую резиденцию и арестовали министров Временного правительства. Бульварная пресса была переполнена леденящими кровь статьями о разгроме дворцовых интерьеров дикими рабоче-крестьянскими толпами и печальной участи ударного женского батальона, бойцов которого, ждала участь хуже смерти. Правда, следует отметить, что научная литература этих сведений не подтверждает.

Спустя три дня после ареста Временного правительства новые советские власти взяли Зимний дворец под охрану как памятник культуры. Впрочем, на первых порах он использовался с самыми разными целями. В огромном здание действовал и Музей Революции, и приемный пункт для военнопленных старой армии, и штаб по устройству массовых торжеств и даже кинематограф. Только с 1922 года все помещения Зимнего дворца стали постепенно передаваться Эрмитажу.

В это же время начались работы по перепланировке бывших жилых и служебных комнат Эрмитажа. На первом этаже была восстановлена Растреллиевская галерея, вместо 65 комнат фрейлина было воссоздано 17 первоначальных залов.

Огороды на территории Зимнего дворца в дни блокады

В годы Великой Отечественной войны Зимний дворец серьезно пострадал. Немецкими бомбами и снарядами были повреждены Иорданская лестница, Малый тронный (Петровский) зал, Гербовый зал. Реставрация этих объектов заняла много времени после войны. Самые ценные экспонаты были эвакуированы в Свердловск. Во внутреннем дворе Зимнего дворца был разбит огород, где выращивались овощи.

В последующие десятилетия Зимний дворец-Эрмитаж стал одним из крупнейших музеев планеты. В нем хранится до трех миллионов уникальных произведений искусства. Ежегодно Зимний дворец посещают миллионы туристов и петербуржцев.

6

Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам - ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга – это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж . Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы и таким образом строение приобрело форму огромного каре.

Четвертый Зимний дворец для Анны Иоанновны

Взошедшая на престол Анна Иоановна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Для строительства выбрали место также на левой стороне Невы, на месте Адмиралтейского дома Апраксина. Здание, построенное в 1733 – 1735 годах, было просторным, в нем было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной.

Временный Зимний дворец для Елизаветы Петровны

Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует ее статусу и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца. На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки . В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию , но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход – они делали козырек и надстраивали сверху 1-2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зеленому тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец на Дворцовой площади - это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры» , после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.



Похожие статьи