Александрийский (Фаросский) маяк – интересные исторические факты. Путешествия от а до я Александрийский маяк где

09.10.2023

Александрийский маяк, стоявший на восточном берегу острова Фарос, считается одним из Семи чудес света. В далёком прошлом городская гавань Александрии была мелководная и каменистая, поэтому чтобы обезопасить морские суда от беды, на подходе к городу был построен каменный маяк. Первый и единственный на греческой земле Фаросский или Александрийский маяк построил Сострат Книдский. Строительство было начато в 283 году до н. э. и продолжилось всего 5 лет. Во временя Птолемея возведённый маяк был выше самой высокой пирамиды. Для его строительства Сострат Книдский использовал все новейшие изобретения и достижения александрийских ученых. Своё имя он увековечил на мраморной стене величественного сооружения. Надпись гласила: "Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов", её он похоронил под слоем штукатурки, поверх которой написали восхваления царю Птолемею Сотеру. Но, время расставило всё по своим метам и мир узнал подлинное имя архитектора и строителя одного из чуда света, после того, как тонкий слой штукатурки отвалился от стены. Маяк представлял собой грандиозное трёхъярусное сооружение, высотой 120 метров. Его нижний этаж имел четыре грани, обращенные к частям света (на север, восток, запад и юг), восемь граней второго яруса имели направления восьми главных ветров, самый верхний третий этаж - купол маяка с величественной семиметровой статуей Посейдона.

Одна из статуй, украшавшая башню маяка, направлением руки показывала время суток, так в период солнцестояния на небе она держала руку вверх, как бы указывая на солнце, после захода моряки могли видеть статую с опущенной рукой вниз. Ещё одна статуя отбивала каждый час днем и ночью, другая указывала направление дующего ветра. Ученые придумали для маяка сложную систему металлических зеркал, который помогали усилить свет огня, что бы моряки могли видеть его издалека. Всё это уникально и фантастично для того периода времени. Не зря Александрийский маяк зачислили в одно из семи чудес света. Территория маяка была обнесена крепостной стеной, за которой располагался целый военный гарнизон.

Маяк исправно выполнял свои обязанности до 14 века. С падением Римской империи он перестал светить. Простояв 1500 лет, маяк пережил сильнейшие землетрясения и воздействия природных сил, в виде ветра и дождя. За этот долгий срок, огромный даже для камня, он начал разрушаться. Его огонь навсегда погас, не выдержав землетрясение (IV век). Обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго ещё стояли стены нижнего этажа.

Даже когда он был наполовину разрушен высота его составляла около 30 м. В середине XIII века материк вплотную приблизился к острову и маяк стал не нужен совсем. В начале XIV века его разобрали на камни, а на его развалинах построили средневековую турецкую крепость, которая до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.

В настоящее время сохранился только цоколь маяка, который целиком встроен в средневековую крепость. В 1962 году, в прибрежных водах, на глубине 7 м, аквалангистами были обнаружены остатки Александрийского маяка. Со дна моря были подняты потрескавшаяся колонна и знаменитая статуя Посейдона, венчавшая купол маяка.

В 332 году до н.э. Александр Македонский основал Александрию. В 290 году до н.э. правитель Птолемей I. приказал как можно быстрее возвести на небольшом островке Фарос маяк как символ города и береговой ориентир.

Фарос находился близ побережья Александрии - с материком его соединяла огромная искусственная перемычка (дамба), которая одновременно являлась частью городской гавани. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта - в нем преобладают равнины и низменности, и морякам для успешного плаванья всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Таким образом, функция строения на Фаросе была определена с самого начала. Собственно, маяк, именно как сооружение с системой, отражающих солнечный свет зеркал и сигнальными огнями на вершине, датируется примерно I веком н. э., что относится к временам уже римского господства. Однако Александрийский Маяк, служивший береговым знаком для мореплавателей, был возведен еще в IV веке до нашей эры.


Создал маяк архитектор Сострат из Книдии. Гордый своим творением, он захотел оставить свое имя на фундаменте сооружении, однако Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, запретил ему совершить этот вольный поступок. Фараон желал, чтобы на камнях было выбито только его царственное имя, и чтобы именно его почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, будучи умным человеком, не стал спорить, а просто нашел способ обойти приказ владыки. Сначала он выбил на каменной стене такую надпись: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", после чего покрыл ее слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Минули века, и штукатурка покрылась трещинами и осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.

Строительство затянулось на 20 лет, но в итоге Александрийский маяк стал самым первым в мире маяком, и самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. Вскоре весть о Чуде разлетелось по всему свету и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто - Фаросом. После, слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (испанском, румынском, французском)

В X столетии было составлено два подробных описания Александрийского маяка: путешественниками Идриси и Юсуфом эль-Шаих. Согласно им высота здания равнялась 300 локтям. Поскольку такая мера длины, как "локоть", у разных народов имела разные размеры, то при переводе на современные параметры, высота маяка колеблется от 450 до 600 футов. Хотя думается, первая цифра больше соответствует истине.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа - тонких одиночных башен, а скорее, напоминал футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.

Высота первого этажа превышала 200 футов, а длина - 100 футов. Таким образом, самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.

Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом, опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона - повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Говорят, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии 35 миль (56 км).

В самой нижней части маяка располагалось множество служебных помещений, где хранился инвентарь, а внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять топливо для костра на самый верх.

Кроме этого механизма, вдоль стен к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Согласно источникам, там же было установлено массивное вогнутое зеркало, вероятно, изготовленное из отполированного металла. Его использовали для того, чтобы отражать и усиливать свет костра. Говорят, что в ночное время кораблям путь к гавани указывал яркий отраженный свет, а днем - огромный дымовой столб, видимый издалека.

Некоторые предания гласят, что зеркало на Фаросском маяке можно было использовать еще и в качестве оружия: якобы оно было способно так сфокусировать солнечные лучи, что сжигало вражеские корабли, едва они появлялись в поле зрения. В других легендах говорится, что в нем можно было увидеть Константинополь на другом берегу моря, используя это зеркало как увеличительное стекло. Обе истории кажутся слишком уж неправдоподобными.

Самое полное его описание оставил арабский путешественник Абу Хаггаг Юсуф ибн Мохаммед эль-Андалусси, посетивший Фарос в 1166 году. Его записи гласят: "Александрийский маяк расположен на самом краю острова. Его цоколь имеет квадратное основание, длина сторон которого равна примерно 8,5 метрам, при этом северная и западная стороны омываются морем. Высота восточной и южной стены цоколя достигает 6,5 метров. Однако высота стен, обращенных к морю, намного больше, они более отвесны и напоминают крутой горный склон. Каменная кладка маяка здесь особенно крепка. Должен сказать, что та часть постройки, описанная мною выше, самая современная, так как именно здесь кладка обветшала больше всего и нуждалась в восстановлении. На той стороне цоколя, которая обращена к морю, видна древняя надпись, которую я не могу прочитать, ибо ветер и морские волны источили каменную основу, из-за чего буквы частично осыпались. Размеры буквы "А" чуть меньше 54 см. А верхняя часть "М" напоминает большую дыру в днище медного котла. Размеры же остальных буквы схожи.

Вход на маяк находится на значительной высоте, ибо к нему ведет насыпь протяженностью в 183 метра. Он покоится на ряде арок, ширина которых столь велика, что мой спутник, встав под одной из них и раскинув руки в стороны, не смог коснуться ее стен. Всего там было шестнадцать арок, и каждая из них больше, чем предыдущая. Самая последняя арка особенно поражает своими размерами ".


Как же самый первый в мире маяк оказался на дне Средиземного моря? Большинство источников говорят о том, что маяк, подобно другим сооружениям древности, пал жертвой землетрясений. Маяк на Фаросе простоял 1500 лет, но подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н. э. серьезно его повредили. А землетрясение 1326-ого (по другим источникам 1323 года) довершило разрушение.

Совершенно недостоверной кажется история о том, как большая часть маяка в 850 году была превращена в развалины благодаря интригам императора Константинополя. Так как Александрия весьма успешно соперничала с вышеупомянутым городом, то правитель Константинополя задумал хитроумный план по уничтожению маяка на Фаросе. Он распустил слухи о том, что под фундаментом этого строение спрятан клад баснословной ценности. Когда в Каире калиф, (бывший в то время властителем Александрии) услышал эту молву, то приказал снести маяк, чтобы отыскать спрятанные под ним сокровища. Только после того, как гигантское зеркало было разбито и два яруса уже разрушены, калиф осознал, что его обманули. Он попытался восстановить здание, но его попытки не увенчались успехом. Тогда он перестроил уцелевший первый этаж маяка, превратив в мечеть. Однако как бы ни была красочна эта история, она не может быть правдивой. Ведь путешественники, побывавшие на Фаросском маяке уже в 1115 году н. э. свидетельствуют о том, что и тогда он все еще оставался целым и невредимым, исправно выполняя свою функцию.

Так, Маяк все еще высился на острове, когда в 1183 году Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Увиденное настолько потрясло его, что он воскликнул: "Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!"
Два землетрясения в 1303 и в 1323 годах разрушили маяк на Фаросе так сильно, что арабский путешественник ибн Батута уже не смог попасть внутрь этого сооружения. Но даже эти руины не дошли до наших дней: в 1480 году правивший в то время Египтом султан Кайт Бей возвел на месте маяка цитадель (форт). Для строительства были взяты остатки каменной кладки маяка. Таким образом, маяк стал частью средневекового форта Кайт-Бей. Однако блоки, из которых некогда был сложен Александрийский маяк, до сих пор можно различить в каменных стенах форта - благодаря их исполинским размерам.


Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – . Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Александрийский маяк: краткое описание на доклад

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк построили на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как .

Он входит в число самых известных чудес древнего мира, наряду с , и .
Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы Александрийский маяк находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения ) город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк на острове Фарос: предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.


Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов. Притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро. Как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет. Часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка.
Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света. Хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н. э.

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птолемей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя. А затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Как выглядел Фаросский маяк

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

    • со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
    • Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
    • Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
    • Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
    • Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
    • Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
    • Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
    • Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
    • На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
    • Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
    Чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра. Он, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Александрийский маяк: крушение

Прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше. Они восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

Александрийский маяк

В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет огня отражался от бронзовых пластин) языков пламени, а днем - столб дыма. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство,™ разным данным, ушло от 5 до 20 лет, а завершен он был около 280 года до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. Общая высота маяка составляла 117 м.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Маяк Маяк – высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, на пути следования судов – для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где абсолютно нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

7. Фаросский маяк Александр Македонский, завоевывая мир, заложил немало городов. Он основал Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую, Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану (нынешний Герат) и много других, а в 332

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Радио - маяк А почему, интересно, никто из нас не вспомнил, что в самолете есть радио? Вспомни мы об этом вовремя, наверняка бы не сбились и без компаса....Многие сотни лет верой и правдой служат морякам световые маяки. Во всех океанах и морях Земли указывают они вспышками

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Александрийский маяк В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Зачем был нужен Александрийский маяк? В III веке до нашей эры в египетской Александрии был построен маяк, чтобы прибывающие в бухту города корабли могли успешно обходить прибрежные рифы. Это сооружение состояло из трёх мраморных башен, самая верхняя из них напоминала по

Из книги автора

Радиолокационный маяк Радиолокационный маяк – это приемо-передающее устройство, радиостанция навигационного назначения.Радиолокационный маяк работает совместно с радиолокационной станцией, которая установлена на самолете, судне или любом другом движущемся

Из книги автора

Радионавигационный маяк Радионавигационный маяк – передающая радиостанция с известным местоположением, которая непрерывно излучает специальные радиосигналы.Суда и самолеты могут на борт принимать радиосигналы, посланные радиостанцией, по которым они и определяют

Из книги автора

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк является одним из

История седьмого Чуда света - Александрийского Маяка - связана с основанием в 332 году до н.э. Александрии, города, который был назван в честь великого римского полководца Александра Македонского. Следует отметить, что на протяжении своей карьеры завоеватель основал около 17 городов с аналогичными названиями, однако лишь египетскому проекту удалось дожить до сегодняшних дней.


Александрийский маяк

Основание города во славу великого полководца

Македонский отбирал место для основания Египетской Александрии очень тщательно. Ему не понравилась идея расположения в дельте Нила, и поэтому было принято решение разбить первые строительные площадки в 20 милях к югу, неподалеку от заболоченного озера Мареотис. Александрия должна была иметь две большие гавани - одна предназначалась для торговых судов, приходящих со стороны Средиземного моря, а вторая - для кораблей, идущих по Нилу.

После смерти Александра Македонского в 332 году до н.э. город перешел под власть Птолемея I Сотера - нового правителя Египта. В этот период Александрия превратилась в процветающий торговый порт. В 290 году до н.э. Птолемей приказал построить на острове Фарос огромный маяк, который бы освещал путь идущим в гавани города кораблям в темное время суток и в непогоду.

Строительство маяка на острове Фарос

Строительство Александрийского Маяка датируется IV веком до н.э., но сама система сигнальных огней появилась только в I столетии до н.э. Создателем этого шедевра инженерного и архитектурного искусства считается Сострат, житель Книдии. Работы продолжались чуть более 20 лет, и в итоге Александрийский Маяк стал первым в мире строением подобного типа и самым высоким зданием античного мира, не считая, конечно, гизейских пирамид.

Высота Александрийского Маяка составляла приблизительно 450-600 футов. При этом строение было абсолютно не похоже ни на один из имеющихся в то время памятник архитектуры. Здание представляло собой трехъярусную башню, стены которой были сложены из мраморных плит, скрепленных свинцовым раствором. Самое полное описание Александрийского Маяка составил Абу эль-Андалусси - знаменитый арабский путешественник - в 1166 году. Он отметил, что маяк помимо выполнения сугубо практичных функций служил весьма заметной достопримечательностью.

Судьба великого Маяка

Фаросский маяк освещал путь мореплавателям на протяжении более 1500 лет. Но сильные подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н.э. сильно повредили здание, а мощнейшее землетрясение 1326-го года окончательно разрушило одно из величайших архитектурных сооружений мира. В 1994 году останки Александрийского Маяка были обнаружены археологами, а впоследствии образ строения был более-менее удачно восстановлен с помощью компьютерного моделирования.



Похожие статьи