Где находится Белое море? Едем к морю… Белому! Как проехать к белому морю.

15.01.2024

Как же это получилось?

Еще зимой, обсуждая возможные варианты летнего отпуска с семьей, вдруг проскочила шальная мысль – а не рвануть ли на Белое море? Как в молодости, с байдарками и раскладкой меню… Дети-то уже подросли, и не стало никаких ограничений вроде бы. Тут же, возникло НО… времени-то прошло с тех пор не мало, уже привыкли мы в путешествиях к комфорту гостиниц и европейских кемпингов, не студенты чай уже давно…

С другой стороны, мы с мужем — огромные фанаты природы Севера. В мы уже побывали дважды, и все равно хотим туда снова и снова – наваждение какое-то. Но в этот раз у нас имелись обоснованные опасения, что желания наши не совпадут с возможностями, кризис ведь…

С третьей стороны, идти в поход на Белое море вчетвером (только семьей) тоже как-то было не спокойно. Мало ли что… Понятно же, что спокойней и веселее испытывать лишения и терпеть невзгоды вместе с компанией единомышленников-энтузиастов. И вот, о чудо! — мы совершенно случайно, отмечая ДР нашего друга в мае-месяце, заразили идеей пойти походом на Белое море друзей этого самого друга, которые, совсем не долго подумав — надо отдать им должное, — вынесли свой положительный ответ, что и стало НАЧАЛОМ — началом нашего незабываемого путешествия на Белое и Баренцево моря летом 2016г.

Первоначально мы планировали так: едем на автомобилях до Чупинской губы Белого моря, оставляем авто в Чупе, собираем байдарки/спускаем моторку и на острова с палатками. Наслаждаемся островной романтикой до 10 дней (как пойдет). Возвращаемся, оставляем прицеп с моторкой в Чупе и дальше — на Баренцево море (под большим вопросом). Или сразу в сторону дома с заездом в монастыри Белозерья Вологодской области.

Маршрут по факту получился таким:
14.07.2016г. – выезд из Москвы через пос.Правдинский (забираем часть группы) – г.Пудож (Вологодская область): трассы Е115-М8-А119;
15.07.2016г. – г.Пудож – Чупа – Нижняя Пулонга (Республика Карелия): трассы А119 – Е105;
16.07.2016г. – Нижняя Пулонга (стоянка на берегу моря)
17.07.2016г. – Нижняя Пулонга — остров Сидоров (Чупинская губа Белого моря);
18.07.2016г. – 24.07.2016г. – остров Сидоров с прилегающими островами;
24.07.2016г. – остров Сидоров–Нижняя Пулонга–Чупа–пос.Зеленоборский: трасса Е105;
25.07.2016г. – пос.Зеленоборский–пос.Лопарская (Мурманская обл.): трасса – Е105;
26.07.2016г. – пос.Лопарская–пос.ТерИберка (Баренцево море): трасса Е105 – «Серебрянская дорога»;
27.07.2016г.- пос.Териберка;
28.07.2016г. – пос.Териберка–Мурманск-Чупа–окрестности г.Лоухи (Республика Карелия): «Серебрянская дорога» – Е105;
29.07.2016г. – Лоухи–Сундозеро (окрестности водопада Кивач): трасса Е105;
30.07.2016г. – Сундозеро–Старая Ладога–д.Едрово: трасса Е105;
31.07.2016г. – д.Едрово–пос. Правдинский-Москва.

Всего около 4 700 км (как всегда, по окончании путешествия забыли посмотреть на спидометр, вспомнили только через пару дней).

Наша славная группа

состояла из 8 человек: двое наших подрощенных мальчиков (14 и 10 лет), два, теперь уже тоже наших, друга – Серега и Костя, наш дядя – Лев Александрович (дядя Лева), Элла и я с мужем ( , хорошо известным завсегдатаям этого сайта).

Получилось два полноценных автоэкипажа: ребята, дядя, Элла – на БМВ с прицепом и моторной лодкой

и мы – на Паджерике с двумя байдарками («двушкой» и «трешкой»).

Кстати, прицеп с лодкой оказались крайне незаменимыми в плане перевозки объемных не очень тяжелых вещей.

Планирование поездки проходило весьма гладко и совершенно без напряга. Примерно определили, что мы точно НЕ берем из еды (например, рыбные консервы, т.к. планировали рыбалку – оказывается, дурная примета, любой рыбак скажет – ха-ха!; яичный порошок, т.к. моторка позволяла нам взять гораздо больше веса и объема, – вместо него запланировали настоящие куриные яйца и т.д.); я нашла в интернете методику, как рассчитывать продовольствие на группу на количество дней, подкорректировали совместно и совместно же распределили кому-что закупать – благо интернет позволяет общаться онлайн в группах.

Далее распределяли по интересам: врачи – формировали аптечку, рыбаки – удочки и коптильню, туристы – всяческие котелки и другую утварь, в общем, как-то все само собой логически разложилось. Не забыть: источники электричества и влажные салфетки — все-таки 10 дней планировали жить робинзонами!

Старт был запланирован на четверг – дабы избежать толкотни на выезде из Москвы (как это бывает по субботам). Как я уже писала, встречались мы в поселке Правдинский (30 км от МКАД по Ярославке) – место нахождения дачи нашего дяди. Туда подтянулись и Серега с Костей. В итоге, после всех перемещений и перетрясок груза между машинами и прицепом с лодкой выехали мы около 11.30.

Конечно, можно и, как подтвердилось на обратном пути, лучше было бы поехать по Е105, т.е. через Тверь-В.Волочек-Ладогу-Петрозаводск-Мурманск (предупреждал же нас Костя!), но мы запланировали двигаться по Ярославке, т.к. по километражу получалось короче, чуть-чуть; ну, и дядин экипаж надо было забрать по дороге.

Первая остановка на ночлег в г.Пудож, чуть более 900 км от Москвы. Гостевой дом «У Наталии» прямо на трассе (бронировала через Букинг заранее, т.к. в этих местах экспромты не желательны, по опыту). Милые хозяева, для переночевать – идеальный вариант. До Пудожи дорога нас совсем не огорчала, ехали достаточно бойко, несмотря на узость трассы, прицеп с лодкой и байдарку на крыше. А вот на следующий день, когда мы двинулись дальше, буквально сразу, на выезде из Пудожи, начался ремонт дороги с постоянными реверсами, и это продолжалось примерно километров 40-50. В итоге на этот участок дороги мы потратили просто кучу времени и, как мне кажется, нервов водителей.
В Чупу в итоге мы прибыли около 17.00, нас уже ждал , местный житель, с которым мы заранее договорились оставить в его гараже автомобили.

Совершенно потрясающие люди, те, кто живет в северных широтах: простые, открытые, надежные, ужасно колоритные, с отличным юмором — можно перечислять до бесконечности. Просто удивительно для нас, жителей мегаполисов, оказывается, можно оставить ключи от гаража с машинами под половым ковриком, а потом без хозяина забрать машины и оставить деньги за постой («столько, сколько сочтете..»), и ничего плохого не произойдет – ни с машинами, ни с деньгами! — «Не бАлуют у нас» — объяснил Анатолий Николаевич.

План у нас был такой: разгружаем машины, часть скарба — в «Газель» Анатолия Николаевича, который забрасывает нас до Нижней Пулонги (около 15 км, т.е. максимально близко к нашей цели – острову Сидоров), а ребята при помощи сына Анатолия Николаевича на L-200 спускают лодку на воду в Чупе и идут до Пулонги по морю. Машины — в гараж, прицеп – рядом с гаражом.

Закупили то, что нужно было докупить в «сельпо», и подались к месту. Пока ехали с Анатолием Николаевичем, минут 20, не больше, младший мой ребенок на весь поход подхватил от него заразное выражение: «Етить-колотить; ни сесть-ни встать». Что это такое? Насколько это неприлично, а, может быть, и нет? Никто из нас так и не знает. Но оно с нами до сих пор. Вот такой колорит местный, запоминающийся.

Переночевали на стоянке недалеко от Нижней Пулонги.

На утро погода испортилась, задул сильный ветер, пошел дождь, решили не рисковать, переждать немного. Переместили лагерь в более тихое место, которое как раз освободилось, собирали байды, ягоды-грибы, в общем, погружались и приобщались..

На следующий день дождь прекратился, но ветер был достаточно сильным. Все-таки решили выдвигаться до Сидорова, тем более, что туристы постоянно прибывали и появилось беспокойство, что со стоянками на острове может быть плохо.

Нам предстояло пройти около 24 км по воде Чупинской губы. Ребята вышли раньше, чтобы найти стоянку – на моторке, мы – тихоходом, на байдах, привыкая к гребле и друг другу с веслами, да еще и небольшая волна/боковой ветер заставляли нас все время выравнивать лодки (т.к. без рулей) и слегка нервничать. Ребята, тем временем, разбив лагерь, приготовили еду на коллектив и успели нас подстраховать на подступах к Сидорову, так что, все получилось отлично!

Итак, стоянку заняли шикарную — оборудованную, рядом — никого в поле зрения, шик-блеск-красота! Радовались весь вечер!

Остров Сидоров – очень красивый и разнообразный своей природой. Достаточно большой. По форме, «сделан» в виде бабочки.

Излюбленное место для дневок разнообразных туристов: и катамаранщиков (преобладают), и байдарочников, и каякеров, — которые часто заходят сюда после сплавов с близлежащих речек (Кереть, например). Есть в нем и скалы, и лес, и болота, и песчаные пляжи, которые в отлив растягиваются на невероятное расстояние, и мхи с лишайниками, и грибы-подосиновики, и сыроежки, и черника-голубика, и морские звезды при отливе, и…, и…

Красивый и очень благодарный остров!

Как выяснилось, рыба в окрестностях Сидорова тоже водится в достаточном количестве. Ловили треску. С удовольствием и без фанатизма. Коптили, варили суп, жарили в кляре – вкуснотишчааа!! Спасибо нашим удалым рыбакам-добытчикам!

Чем занимались? Да все время что-то делали — без дела не сидели. Рыбачили, конечно. Сделали радиальные выезды на байдах на о.Шевруху, на реку Кереть,

оплыли вокруг Сидорова.

Занимались собирательством, гуляли, купались – вы не поверите!! Причем, плавали по-настоящему и подолгу, и это в Белом-то море!

Погода стояла просто отличная! Солнечно, тепло, без дождей.

Однако, прогноз нас предупредил, что 24 июля погода начнет портиться, и мы решили 24-го свернуться, чтобы спокойно дойти до Пулонги и двинуться дальше в сторону ТерИберки (Баренцево море).

Так и сделали. Спокойно дошли до Пулонги, высушились (ночью был сильный дождь), собрались и при помощи еще одного местного жителя на «буханке» добрались до Чупы.

Оставили прицеп с лодкой во дворе дома Анатолия Николаевича, под присмотром Надежды, его супруги, и рванули до пос.Зеленоборского (около 90 км от Чупы), где мы накануне забронировали коттедж (все тот же славный Букинг, с которым мы связались по интернету с о. Сидоров!! Можно ли было такое себе представить хотя бы 10 лет назад!?).

Коттедж оказался частью какой-то бывшей ведомственной базы отдыха на берегу красивейшего озера, который выкупили местные бизнесмены и привели в порядок. Особенно поразило, как с любовью был оформлен интерьер дома: поделками из нехитрых простых вещей, но очень душевно и со вкусом.

Следующий день – движемся в сторону Кольского полуострова, цель — Лопарская. Здесь у Серегиного друга детства загородный дом, куда он нас гостеприимно впустил. Отдельное спасибо!

Пейзажи и температура воздуха меняются просто на глазах: деревья все реже и приземистей, воздух все холоднее, становится пасмурно, хмуро, начинает моросить холодный дождик.

Казалось бы, Белое море – это уже Полярный круг и за, уже Север, но НЕТ! И разница-то всего каких-то 200-300 км! А вот где действительно не доброжелательно и сурово, так это на Кольском. Но сколько в этом природной гордой КРАСОТЫ! Дух захватывает практически все время.

Дом, в который нас любезно пустили, располагался недалеко от Мурманска, на реке Кола. Река Кола — от финно-угорского «кульйок» — рыбная река. Оказывается, в ней нерестится одно из самых больших по численности стад атлантического лосося! А по крупности особей эта река, пожалуй, самая выдающаяся в мире (ист. «Ответы.мэйл.ру»).

Ну, конечно, наши рыбаки не остались в стороне, приобрели лицензию на ловлю (кстати, цена ее различается: для местных – одна, для россиян из других регионов – другая (мы заплатили 2 200 тыр. за сутки, если не ошибаюсь), для иностранцев – третья – самая высокая, логически).

Проводник нам гордо сообщил, что сюда приезжал – внимание – принц датский! или норвежский!, на рыбалку, тут же были продемонстрированы его фото и фото лосося (или семги?), которого он выловил. Внушает. Ну, не верить оснований не было, наверное, приезжал.

Но… нам удача, к сожалению, так и не улыбнулась. Долго наши рыбаки забрасывали удочки, меняли позиции вдоль течения реки, прыгали с камня на камень… Рыба нагло плескалась у противоположного берега, к нам не шла. Местные рыбаки, у которых тоже, кстати, не ловилось, связывали такое невезение с тем, что вода в реке была необычайно теплой в это время года, а рыба в таких условиях не активна. Не знаю. Во всяком случае, ребята, как мне кажется, сделали все возможное.

И, наконец, последний наш переезд вперед — поселок ТерИберка. По сути, это край Земли. Побережье Баренцева моря, читай Северного Ледовитого океана.

Узнала я про это место совершенно случайно, мне пришла рассылка на почту от Трипэдвайзера, прошла по ссылке, и … дух захватило от фотографий, которые были выложены. Мысль побывать здесь крепко засела в моем мозгу. В тайне от всех я забронировала квартирку в Териберке через Айрнбиэнби с 26 по 28 июля. В конце концов, подумала я, а вдруг получится?! И черт с ними с деньгами, если что. Но мечта сбылась – все сложилось именно так, как и должно было.

Итак. Хозяйка нас заранее предупредила, что последняя заправка будет около Мурманска, заправить полный бак. Дорога от Мурманской трассы около 120 км, из которых 40 км до Териберки – грунтовка – очень «интересная» такая дорога (муж спускал колеса).

Териберка – это место, если кто не знает, где снимали нашумевший не так давно фильм «Левиафан». Этим последнее время и привлекают сюда туристов. Из нас этот фильм никто не смотрел (и как выяснилось потом, ничего не потеряли!), поэтому привлекались сюда исключительно красотами природы, которые увидели на фотках, размещенных в интернете, и моими восторженными ох-ах.

Надо отдать должное, что ожидания были оправданы в полной мере и даже больше. Погода, правда, портилась, похолодало, и дождь то и дело принимался, однако, красота этих мест компенсировала все эти мелочи с лихвой.

Когда мы стояли на скалах и смотрели на бирюзовое море вокруг, очертания островов у горизонта, небо, которое лежало почти на головах, у многих из нас в голове была только одна мысль: это не край Земли, это вершина Мира! Одна из… Здесь обязательно стоит побывать хотя бы раз в жизни!

А у двоих, самых неугомонных, членов нашей команды остались еще и нереализованные задумки: Саша не разбирал байду, чтобы выйти на ней в Баренцево море, чем приводил меня в благоговейный ужас – но разве остановишь?, а Серега возил с собой неопреновый костюм с маской и ластами, чтобы поплавать и оценить подводный мир Баренцева моря (Белое он уже оценил).

Представьте, 13 градусов воздух (про воду – не знаю, но она почти ледяная), ветрище, периодически моросит дождик, на каждом по 4 слоя одежды, не меньше; на головах шапки и т.д., а наши двое – вышли в море.

Очень забавно, ко мне, прыгающей на берегу в ожидании мужа из плавания, подошла женщина, которая тоже ожидала мужа, который (закон парных случаев) тоже плавал с маской, как наш Серега, и спросила, что делает Саша на байдарке в Баренцевом море? «Зачем он болтается? Касаток, что ли, отпугивает?» (от Сереги, который плавал вдоль берега) – а ведь, на полном ведь серьезе спросила.

Действительно, и касатки, и белухи, по словам местных жителей, частенько заходят в эти бухты. Нам даже повезло увидеть их, издалека…

28 июля мы выдвинулись назад, по дороге заехав в Мурманск — город боевой славы. Осмотрели мемориал «Алеша»,

вид на Кольский залив.

Но плану нашему не суждено было сбыться. По дороге из Чупы ребята выяснили, что с прицепом что-то не ладно. Остановились, разобрали,

поняли, что дальше этот прицеп ехать не может, накрылся какой-то важный подшипник (извините, передаю так, как понимаю). И дальше началось самое интересное. Мы стоим чуть в стороне от трассы, в чистой тундре, мобильная связь не ловится, лодку на дороге не бросишь и везти ее не на чем, ребята же ее сами, своими руками сделали — ситуация не веселая, мягко говоря! Что делать? Караул!

Как грится, где-нить в другой стране, наверное, народ ждал бы до синей бороды эвакуатор, но НЕ У НАС! Не с нашими изобретательными и рукастыми мужчинами.

Деталь удалось-таки снять – спасибо дальнобойщику, который дал нам какой-то уникальный ключ, потом — отвезти деталь в ближайший населенный пункт Лоухи (около 50 км в одну сторону), отдать местным умельцам, которые при помощи матюков и каких-то нехитрых технических приспособлений чудесным образом скрестили деталь от «девятки» с деталью немецкого прицепа. Нам же было сказано, что мимо этих Лоухов редкий автомобилист, непечатное слово, проезжает без потерь, поэтому у них, в Лоухах, и автосервисы на каждом углу.

В итоге, заночевали мы здесь же, на трассе,

в машинах, палатки разбивать ужасно не хотелось – тем более, мы их уже высушили, а по небу как раз ходили тучи.

На следующий день нам все-таки пришлось заехать еще и в Кемь, так как что-то в прицепе срослось не до конца. Там очень быстро поменяли что-то еще раз, а мы, тем временем, перекусили в прекрасном ресторанчике с видом на море и местом впадения в него реки, после чего, двинули дальше. Опять же, по дороге забронировали чудесный современный коттедж на базе отдыха «Шишки» на Сундозере, в который попали уже ближе к полуночи.

Утром, грех было не заехать на водопад Кивач,

который находился примерно около 15км и чуть в стороне от нашей трассы. Неприятно были удивлены, что теперь вход к водопаду! платный, тогда как мы там были лет 7 назад, и все было свободно, как и должно быть, по моему мнению. А тут сразу же вспоминается незабвенный Остап Бендер с Провалом. Как-то чувствуешь себя обманутым, чесслово.

Ну вот, кажется и все. В Лодейном поле высадили дядю с Эллой у ж\д вокзала, им ехать в Питер, продолжать свой отпуск – счастливые!, а мы – через Старую Ладогу, на трассу Санкт-Петербург – Москва в Москву.

По дороге сделали ночевку в деревне Едрово в мотеле, построенном для дальнобойщиков. Совершенно классный вариант, неожиданно для меня, — хороший уровень сервиса и невысокая стоимость проживания и услуг. Мне даже оттуда забытую мной, на радостях, любимую кофту по почте переслали, без проблем и очень любезно.

Вот такая получилась прекрасная история у нас. Все мечты и задумки мои (надеюсь, и всех остальных тоже) сбылись. Еще и появились новые прекрасные друзья, от чего мы абсолютно счастливы.

Хочется еще раз сказать всей команде – СПАСИБО, — и до новых путешествий.

Совсем недавно я публиковал репортажи о поездке в .
После первого посещения парка в 2014 году я был поражен красотой природы Архангельской области, а также наличием большого количества архитектурных памятников прошлых столетий.
Решил изучить материал поподробнее... Так у меня появилась идея доехать на автомобиле до Белого моря вдоль реки Онега.

Когда-то по этим местам проходил крупный сухопутный тракт, который связывал прибрежные беломорские районы с центром Руси. Насыщенный судоходный трафик был и на реке Онега, она соединяла Волгу с морем. Жизнь здесь била ключом: на берегах располагались города и села, строились храмы и шла торговля. С тех пор с точки зрения быта и жизни людей там мало что поменялось...

Дорога к южному побережью Белого моря из Петербурга интересна, местами (мягко говоря) не очень качественна и богата на достопримечательности. Мой маршрут выглядел примерно следующим образом:


Небольшие отворотки и заезды не показаны, а оранжевым выделены грунтовые дороги

На всем его протяжении в Ленинградской, Вологодской, Архангельской областях и республике Карелия в живописных и уединенных местах находятся красивые деревни и уникальные памятники старины.

Стартую по мурманской трассе и в районе Лодейного поля поворачиваю на Вытегру. Около г. Подпорожье находится ряд уникальных объектов, которые объединены в так называемое "Деревянное кольцо".

На границе Ленинградской и Вологодской областей дорога становиться грунтовой. В сухую погоду ездить по ней (если не пугает тряска) вполне возможно. В дождливую же погоду она превращается в настоящий ад, а точнее в болото. Грязь плотным слоем покрывает все машины, на подъемах "складываются" фуры, обгон в принципе разрешен, но практически невозможен или экстремален, скорость 20-40 кмч. Грязное месиво поглощает "жигули" почти на треть, а в лужах прячутся ямы "величиной с Камаз". Двумя словами - увлекательный аттракцион!

Перед Вытегрой проезжаю деревню Палтога. Тут прямо у дороги находятся две церкви. Деревянная - Богоявления Господня (1733г.) и каменная - иконы Божией Матери "Знамение" (1810г.). Вместе они образуют недействующий храмовый комплекс Палтогского погоста.

Можно сделать остановку, прогуляться по руинам и посмотреть как восстанавливают (пока только) памятник деревянного зодчества.

На въезде в г. Вытегра убитая обочина лучше основной дороги. Интересно мэр этого небольшого города вологодчины (если он существует) часто там ездит? Проезжаю шлюз, а за городом уже заветная "федералка". Разгоняйся насколько хватит совести... и денег:)

Где-то по левую руку остается геологический памятник природы - гора Андома, возвышающаяся над Онежским озером на 85 метров. Но у меня по времени заехать туда не получается. Не доезжая до Пудожи сворачиваю к реке Самина.

На ее берегах находится деревня Саминский Погост, самым высоким зданием которой является Церковь Илии Пророка (прим. 1700г.).

Совсем недавно рядом стояла Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Теперь же она в виде отдельных фрагментов лежит рядышком - печальное зрелище. К сожалению, ничто не вечно... с каждым годом таких уникальных памятников становится все меньше.

Время идет к закату, начинается вечерняя рыбалка на деревянном мосту.

Собаки, учуяв чужака, пытаются меня прогнать с Вологодской земли, а деревенские детишки, стоя остолбенело у дороги, провожают меня взглядом.



Впереди еще не один десяток километров грунтовки. Несмотря на белые ночи, ездить по таким дорогам в сумерках не очень комфортно.

Взяв в Пудоже курс на Каргополь, и сделав остановку на реке Водла,

Я оказался в карельских деревнях Усть-Река и Погост.

Находятся они на озере Колодозере. На мысу виднеется церковь Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Даже будучи деревянной, она кажется какой-то современной. И это впечатление не обманчиво. Время постройки 21 век.

Солнце зашло за горизонт. Неполная луна периодически выглядывает из-за облаков. В озере звучно плещется рыба.

Баньки и сараи постепенно растворяются в тумане, а деревенская молодежь на мотоциклах, по всей видимости, покатила на "дискач".

Остальные жители готовятся ко сну. Но у меня в планах доехать до Архангельской области - осталось каких-то 15 километров. На границе регионов асфальт сменяет змеевидная грунтовка - хорошо, что дорога мне уже известна.

Проезжая поворот на Морщихинскую, в голове всплывают впечатления от посещения . С того момента прошел уже год, а кажется что это было вчера. На противоположном берегу Лекшмозера просматривается уже знакомый силуэт церкви апостолов Петра и Павла

Спустя какое-то время сворачиваю на заросшую лесную дорогу, в темноте несколько раз сверяюсь с картой. Еще 5 километров через покрытые туманом поля и дремучие леса и над верхушками деревьев показался деревянный исполин.

На многие километры никого вокруг... В ночных сумерках в окружении тумана стоит призрак Сретено-Михайловской церкви. Впечатляющее и мистическое зрелище, от которого захватывает дух.

Когда-то тут была деревня, а ныне это урочище Красная Ляга, рядом с которым находится еще добрый десяток заброшенных деревень. Интересно долго ли этот великолепный памятник простоит в таком окружении?

Спустя пару часов я уже встречаю рассвет под Каргополем в селе Саунино. Солнце едва пробивается сквозь облака надвигающегося с юга циклона.

Единственная тропинка вдоль пруда окружена высокой травой, покрытой росой. Пробираюсь по ней, чтобы найти удачную точку для съемки, ведь на противоположном берегу стоит визитка Саунино - церковь Иоанна Златоуста (1665г.).

В планах у меня еще село Ошевенское, поэтому долго задерживаться тут не буду, а лучше посоревнуюсь в скорости на грунтовой дороге с атмосферным фронтом.

Но об этом в следующей части...

В Архангельск?» - в надежде, что просто-напросто не расслышал предложение главного редактора, я все-таки ожидал благоприятной развязки телефонного разговора.
«Старик, но это же классно -прокатитесь, покажете автомобиль в провинции. Представляешь, как такая кроха будет выглядеть на берегу Северной Двины? А заодно посмотрите - можно ли на этом Форде ездить по нашим дорогам». Представить это было трудно...

Пробег по маршруту Москва-Архангельск и обратно - путешествие серьезное. И дело вовсе не в расстоянии, а в дорогах да и в бензине. А автомобиль? Честное слово, предложи шеф поехать на самых обыкновенных Жигулях, задача выглядела бы проще...Нашу «божью коровку» на колесах ребята пригнали из Праги - говорили, что для длительного теста. Тест, тем более длительный, это, конечно, здорово. Но тащиться в такую даль, на Север, в канун декабря...

Дабы не выглядеть законченными авантюристами, решили все же ехать двумя машинами. В качестве автомобиля сопровождения и одновременно технички выбрали редакционный Land Rover Discovery. На этой машине стоит 2,5-литровый турбонаддув, что в нашем случае оказалось весьма кстати. В Discovery мы загрузили десяток 20-лит-ровых канистр (ведь оснащенный катализатором Ford прочно сидит на неэтилированной диете, и никакой уверенности, что нам удастся раздобыть такой бензин, конечно, не было) и для него же, на всякий случай, комплект зимних 13-дюймовых шипованных колес - все-таки на Север едем.

Вопрос о том, зачем мы потащились в такую даль, да еще на более чем несерьезном транспортном средстве, нам задавали везде. Отвечать, что у нас взбалмошный шеф, нам не хотелось, а потому мы открыли справочник под названием «Автомобильные и мотоциклетные туристские маршруты», изданный в Москве в 1990 году (это единственное справочное издание, из которого нам удалось почерпнуть хоть какую-то информацию о предстоящем маршруте), и прочли там правильный ответ. Оказывается, нами двигало «...стремление познать свою страну, узнать новое о ее истории и увидеть результаты социалистического строительства».

Забегая вперед, скажем, что первые характерные результаты «строительства» встретились нам на второй день пути.

ПОЗАДИ ОДНА НОЧЬ

«Где же моя черноглазая, где...» Конечно же, в Вологде! Именно в этом древнем городе мы сделали первую остановку.
Узкая и очень неприятная объездная дорога вокруг Ростова Великого и Переславль-Залесского сделала свое дело: пройти первый участок маршрута за световой день нам не удалось. И слава Богу. Поняли мы это на следующее утро, когда, полные энтузиазма, выехали с гостиничной стоянки и отправились искать дорогу на Архангельск. Переполох в городе мы вызвали тот еще: люди сворачивали головы, показывали на нас пальцами, а местные «черноглазые» расплывались в таких улыбках, что правая нога невольно тянулась к тормозу. Заправляемся на настоящей европейской заправке (как выяснилось позже, в последний раз), даем серию блиц-интервью местным автолюбителям - и в путь.
Возможностью комфортного передвижения с довольно высокой средней скоростью дороги побаловали нас еще километров эдак двести. Как мы и предполагали, вскоре покрытие стало потихоньку «кончаться». Правда, через сотню километров дорога вновь стала походить на нормальное шоссе. На участке от Вологды до Вельска такое чередование наблюдалось несколько раз.

К середине дня окружавшие нас пейзажи начали мрачнеть. Вот и признаки «социалистического строительства»: абсолютно вымершие, утратившие даже названия, деревни, черные, покосившиеся от времени дома, полуразрушенные деревянные церкви... Можно проехать не одну сотню километров и встретить в лучшем случае дряхлый почтовый фургон. Легковые автомобили здесь вообще редкость. Об обитаемости этих мест судишь лишь по доживающим свой век старухам, которые жгут костры вдоль трассы и пытаются продать залетным дальнобойщикам ведро клюквы. Впечатление жуткое.

Темнеет, и мы сбавляем скорость. Discovery идет уверенно, а вот Ford начинает демонстрировать свой городской характер - учащаются пробои в подвеске. Вообще за ходовую часть «малышки» мы опасались больше всего - в сочетании с небольшими шинами она совершенно не располагала к активной езде по плохим дорогам. Несколько раз ударялись колесными дисками об острые края ям, но, к счастью, все обошлось без повреждений. Так что работу подвески в этих условиях мы высоко оценить не можем, но согласитесь: сильно ругать европейский городской автомобиль за неприспособленность к «автобанам» российской глубинки нельзя - не его это стихия. Жесткие неровности, стыки и небольшие выбоины в покрытии машинка проходит неплохо, но на волнах раскачивается ужасно. Несколько раз, попадая в резонанс, машина буквально «взлетала» над дорогой, полностью разгружая подвеску и даже вывешивая колеса. Ощущение свободного полета, надо сказать, не из приятных. Удивительно, но, несмотря на тряску, установленный в салоне штатный проигрыватель компакт-дисков чувствовал себя прекрасно и работал без сбоев.

Если не считать досадных реакций на дорожные неровности, то на высоких скоростях Ford Ка ведет себя великолепно - не утомляет излишней остротой реакций, не требует первых подруливаний, не шумит, не свистит. Словно едешь на автомобиле двумя классами повыше.

Темперамент Ford Ка продемонстрировал умеренный - у мотора очень ровная тяговая характеристика. Претензий нет, но из-за отсутствия подхвата в зоне высоких оборотов порою не совсем удобно совершать обгоны: включаешь четвертую, а желаемого рывка нет. Признаться, от двигателя объемом 1,3 литра (да еще учитывая относительно небольшой вес машины) мы ожидали большего.

Впрочем, вполне возможно, что городскому автомобилю излишняя прыть и не нужна. Важнее другие достоинства, например, отсутствие шума от двигателя, что с радостью и отмечаем.
Очень понравилась управляемость. Незнакомая дорога, высокая скорость, ямы. Повороты подчас приходилось проходить на грани скольжения. Ford показал себя молодцом! Удобная чувствительность, плавные реакции... Поворот руля, и резким броском в сторону машинка объезжает препятствие без единого намека на потерю устойчивости. Ford Ка вообще очень надежно дерродемонстрировав легкий намек на крен, Ка словно приклеенный к покрытию «пишет» заданный радиус. Иногда кажется, что вот-вот задняя ось должна сорваться в занос. Ан нет! Машинка ровно соскальзывает всеми четыремя колесами наружу поворота.

Еще хотим отметить тормоза. Они точны, прогнозируемы и отличаются поистине «дамским» усилием на педали.

Интересный сюрприз в дороге преподнесла аэродинамика! При движении с высокими (110-120 км/ч) скоростями машинка показала себя настоящей чистюлей: лобовое стекло и фары почти не забрызгивались грязью. А вот после поездки по городу приходилось выходить из салона и работать тряпкой.

Длительная езда в полной темноте дает нам право поругать комбинацию приборов, вернее - ее подсветку. Ядовитое желто-зеленое пятно перед глазами раздражало сверх всякой меры.

К органам управления больших претензий не возникло. Стоит отметить лишь слишком «заумный» алгоритм управления стеклоочистителями и нечеткое включение задней передачи.

КУРЬЕЗЫ СЕВЕРНОГО КРАЯ

В Архангельске - проблема с гостиницами, а с гостиницами, при которых имеются охраняемые автостоянки, - проблема в квадрате. Сами понимаете, оставлять на улице Land Rover не хотелось, Ford - тем более. Как показывает практика автомобильных командировок, в таких ситуациях нужно обращаться к швейцару.

Внимательно выслушав наши опасения за сохранность припаркованных под окнами машин, услужливый дядя заявил: «Нет, ребята, у нас тут спокойно, не воруют. Недавно, правда, Вольво у входа взорвали, а так тихо». За 50000 рублей свидетель взрыва пообещал не спускать с наших автомобилей глаз. Обошлось.

В двадцати четырех километрах от Архангельска, на правом берегу Северной Двины, расположен населенный пункт Малые Карелы. Это музей северной деревянной архитектуры. Лучшего места для фотосъемки придумать трудно. Но мы и не подозревали, что здесь нас ждет очередной сюрприз. Музей работал, все было открыто. Более того, скверная погода не способствовала притоку посетителей - и мы были здесь одни.

«Съемка на территории музея стоит 300000 рублей», - фраза женщины-администратора прозвучала как приговор. Деньги у нас нашлись, но... Ни один из нас так и не смог припомнить случая, чтобы приходилось платить такие деньги за право сфотографировать автомобиль.

Обойтись в столь дальнем путешествии без общения с гаишниками трудно. И удивляли нас провинциальные стражи порядка не раз.

Пост под Вельском. Проверка документов. «Обнюхали» Ford, расспросили, куда и зачем едем, и вроде бы собрались отпускать, как молодой прапорщик вдруг неожиданно просит продать (продать!) ему лежащие в наших машинах СВ-радиостанции, которыми мы пользуемся, если идем колонной. Тяжело им, видать, без связи.

Вторую встречу с ГАИ мы невольно спровоцировали сами: попались за превышение скорости. Двадцать тысяч рублей благополучно перемещаются в карман мрачноватого лейтенанта (проникнуться идеей испытательного автопробега и простить нас за нарушение он не захотел). И только мы собрались ехать дальше, как у наших машин появляются коллеги мздоимца: «Ребята, какая классная машина! Вы что, журналисты? Из Москвы?» Дружеский разговор закончился раздачей свежих номеров Авторевю. Но так случилось, что на обратном пути они же остановили нас вновь.

Думаете, опять за превышение? Не тут-то было! Мы ехали строго по правилам! Оказывается, эти ребята видели сюжет по местному телевидению с рассказом о пробеге и нашей «божьей коровке». Ну, а что значит для них встреча с человеком из «ящика», объяснять не надо. Нас просто ждали и тормознули, чтобы еще раз потрепаться «за жизнь». Теперь уже не надо было оправдываться и делать невинные лица. «А штраф позавчерашний вернуть никак нельзя?» - ответом был кивок в сторону милицейского «козлика», где понуро восседал оставшийся без газет и рассказов о необычном «фордике» лейтенант.

А на выездном пикете из Архангельска гаишники нас расстроили: «Этот ваш Ford Ка по объездной дороге не пройдет - как пить дать завязнете. Но если хотите провести настоящие испытания, поезжайте». Легкий шок сменился любопытством. Во-первых, как они узнали марку машины? Во-вторых, откуда они знают об испытаниях? «Так я, ребята, газеты читаю», - уловив наше замешательство, сержант расплывается в доброй улыбке и достает из кармана свежий номер Правды Севера. Заметка о нашем путешествии в областной газете была подготовлена за ночь!

Хватало курьезов и по части топонимики. Очень позабавило, например, придорожное кафе Санта-Барбара. Река Чача и деревенька с соблазняющим названием Бухалово навеяли мысли о постое...

А вообще все было здорово. Везенье это или нет, но мы умудрились доехать на этом городском «малыше» до берега Северного моря и вернуться обратно без поломок и приключений. Несмотря на отвратительные дороги и высокую среднюю скорость, Ford Ка выдержал это испытание и, будучи совершенно неподготовленным к подобным рейдам, сумел все же предоставить нам достойный уровень комфорта.

И все же в качестве единственного семейного автомобиля, на котором и на работу, и к теще на блины, и в отпуск в Сочи, мы бы вряд ли порекомендовали такую кроху. А вот в качестве исключительно городского транспортного средства - вполне. Впрочем, вряд ли Ford Ка будет продаваться в России через сеть официальных дилеров. Пока что они делают упор на модели Escort и Mondeo, и это, вероятно, правильно.

Да, чуть не забыли - расход топлива! С учетом постоянного движения с максимально возможной (по комфорту и состоянию дороги) скоростью он составил около 8 литров на сотню.

Кандалакшский залив в начале июня сайт

По красной дороге вдоль берега Белого моря в Варзугу.

Кольский полуостров расположен между двумя морями - Баренцевым и Белым, и если северный берег, омываемый Ледовитым океаном суров и пустынен, то южный берег гораздо гостеприимнее и насыщен не только природными, но и историческими достопримечательностями. Во время двухдневной автомобильной экскурсии по берегу Белого моря мы проедем по знаменитой красной дороге, посетим самую северную пустыню в России, увидим высокие деревянные шатры церквей села Варзуга основанного в 15 веке, и во время ночевки на морском берегу полакомимся семужьей ухой, которую сами и приготовим. Общий путь экскурсии составит почти 600 км.

Первый день: Кировск -> Лодочный ручей (Белое море)

Двухдневная автомобильная экскурсия по берегу Белого моря с посещением загадочных лабиринтов, древнего села Варзуга, аметистовых копей и северной пустыни входит в состав недельного эколого-этнографического тура от компании "Норд Стоун" и является логическим завершением приключения на Кольском полуострове в формате "без рюкзаков".

После экскурсий по центру Мурманской области в Хибинах мы отправимся с вами в путешествие вдоль Терского берега Кольского полуострова. Выезжаем рано утром из Кировска на и первой нашей остановкой будет пересечение трассы Мурманск - Санкт-Петербург с водоотводящим каналом от Кольской АЭС. Кольская станция, первая атомная электростанция, построенная в СССР за полярным кругом, рядом с поселком Зашеек. Пуск первого блока станции произошел в июне 1973 года и с тех пор Кольская АЭС исправно снабжает Мурманскую область электричеством, что особенно нас радует долгой полярной ночью!

Свернув с трассы и проехав Кандалакшу, мы остановимся для фотосессии на высокой смотровой площадке над Кандалакшским заливом Белого моря. Кандалакша впервые упоминается в летописях в 1517 году и как один из форпостов российского государства и православия не раз отражала набеги супостатов, так в конце 16-го века жители и монахи Кокуева монастыря сражались с шведскими и финскими отрядами. В 1855 году, во время Крымской войны, Кандалакша отбилась от нападения англичан. Ныне город является крупным железнодорожным узлом на берегу Белого моря. Рядом с Кандалакшей снимался фильм "Кукушка", а место съемки мистических фрагментов мы посетили с Вами во время горной экскурсии по Хибинам .

Чем еще известна Кандалакша? Не только тем, что сюда каждый год приезжают студенты на ББС - Беломорскую биологическую станцию МГУ, но и одним из трех хорошо сохранившихся на Кольском полуострове загадочных лабиринтов-вавилонов. Кто их создал, зачем и с какой неведомой целью знатоки и старожилы считают по разному, но побывать тут стоит обязательно, вдруг именно Вам откроется секретная загадка этих древних мегалитов, распространенных по всем северному побережью Европы? Считается, что возраст лабиринтов превышает 2000 лет, а вот возраст лишайников на камнях лабиринта не превышает 300 лет, с чего бы это?

После обеда на живописной стоянке мы заедем еще в одно старинное поморское село на Белом море, мы едем в Умбу! Умба море, Умба море, Умба лес. Умба полная улыбок, Умба полная невест! Пел в прошлом веке Эдуард Хиль, ну а мы, посетив Умбу двинемся пересекать полярный кругу. Для удобства путешествующих пересечение обозначено специальной остановкой, где и будет совершено памятное фотографирование, а всем участникам присвоено звание "Пересекшему полярный круг". Вот мы и покинули заполярье, потому что параллель полярного круга ограничивает линию, выше которой бывают и полярный день и полярная ночь.

После деревни Оленица, где рождаются беломорские рогульки - местный каменный сувенир, закончится асфальтовое покрытие и мы съедем на знаменитую красную дорогу. Продвигаясь вдоль берега моря, мы направимся на восток в сторону села Кашкаранцы известного тем, что принадлежало это село легендарной новгородской боярыне Марфе Посаднице. Вообще, весь Терский берег, название которого произошло от слова "Тре" - лес, то есть лесной берег был вотчиной новгородской вечевой республики. А Кашкаранцы запомнится нам деревянной церковью Тихвинской иконы Божией Матери и высоким полосатым маяком.

Время уже к вечеру и нам надо спешить на ночлег, но по пути мы посетим еще одну святыню - часовню преподобного Безымянного Инока Терского. История тут приключилась запутанная, то ли рыбаки кого-то выловили в море, то ли видение рыбаку было: "Найти и похоронить", а потом часовню воздвигнуть, рядом с которой святой источник появиться должен... Дело давнее и темное... Во времена безбожные часовня была разрушена, но при этом место это было обозначено приметным крестом. Местные рыбаки-поморы всегда помнили верную примету о том, что «напротив креста всегда рыбу возьмешь». Во всяком случае - место живописное.

Вот и заканчивается первый день автомобильной экскурсии по Терскому берегу Белого моря, он выдался весьма насыщенным, мы приехали в устье Лодочного ручья и нас ожидает вечерний ужин с ухой из семги, посиделки у костра, и может быть для кого-то - романтическая прогулка по морскому берегу. В теплый период туристического сезона ночевка организовывается в шатровых кемпинговых палатках, а в более прохладное в домиках на турбазе. На месте стоянки всегда можно воспользоваться баней!

День второй: Варзуга -> Кандалакша -> Кировск

Позавтракав у устья Лодочного ручья, мы отправимся по приливно-отливной полосе в село Кузомень, что в переводе с карельского: "еловый мыс". Заехать в Кузомень стоит не только ради прогулки вдоль кромки моря, но и для посещения песчаных дюн в устье реки Варзуга. Должны сказать, что пески эти рукотворные и появились в этом мире стремлением человека к чистогану и наживе. В позапрошлом веке промышленники Терского берега добывали жемчуг, ловили семгу и варили соль. Выбили стада семги - пропал жемчуг, как это связано - расскажем во время экскурсии. Для выварки соли необходимы дрова, вот и сводили еловые леса под самый корешок. Леса нет, травы нет, дерн, который держит почву не образуется, а ветры весь гумус сдули и под действием морозного выветривания песчаник, слагающий берега разрушается и образуется песок. Таким образом, огромным пятном, появилась пустыня с шагающими соснами и человеческими черепами, выдуваемыми из местного кладбища.

Загрузив мегабайтами цифровых изображений карты памяти фотоаппаратов, мы направимся в самое известное село Кольского полуострова - Варзугу. По мнению высоколобых ученых название Варзуга произошло от поморского названия ярманки - веселого места. Говоря Варзуга, все время придется употреблять понятие "самое": самое древнее село, самое большое, самое известное деревянным зодчеством. В Варзуге находится самый большой комплекс деревянных церквей на Кольском полуострове. Село основано в 15 веке, когда монахи Соловецкого монастыря основали тут подворье и стали вылавливать семгу из речки.

Наиболее известна Варзужская церковь «Успения Пресвятой Богородицы», шатер высотой 34 метра созданный только топором и рубанком без гвоздей, был закончен мастером Клементом в 1674 году. Церковь в плане имеет форму равноконечного креста и воплощает традиционную, наряду с «кораблем», форму церковного строения.
Основание церкви, при возведении, состояло из четырёхстенного сруба в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков. В верхнюю часть церкви входят: восьмистенный сруб, сам шатёр, основание купола и купол-главка, увенчанный восьмиконечным крестом. Храм был украшен кокошниками и деревянной чешуёй, покрывавшей купола. Церковь стоит на месте более древней кладбищенской церкви села. Свидетельствует об этом большая плотность захоронений обнаруженных при реставрации храма в 2004 году, многие останки варзжуских жителей имеют признаки насильственной смерти.

Кстати, если нам конечно повезет, то по дороге от Кузомени до Варзуги мы сможем увидеть еще одно загадочное чудо Терского берега - табун полудиких лошадей. Есть две основных версии происхождения лошадиной популяции на терском берегу. Первая, что лошадей завезли во времена советской власти из Якутии для укрепления сельского хозяйства и в рамках обмена коневодческого опыта. После развала СССР лошади сразу как-то одичали и разбрелись на подножный ягельный корм. Что странно, колхоз "Всходы коммунизма" существует до сих пор, а скотинку, без идеологического управления, к рукам ни какой рачительный хозяин не прибрал. Смекаете? Странноватенько! Ну и вторая версия - эта лошадь была всегда и есть местный арктический тарпан, живущий тут с времен вымирания мамонтов и шерстистых носорогов!

Встреча на ж/д вокзале станции Чупа (поезд № 016, прибывает в 04:07 у ваг. № 10, табличка «Белое море»), групповой трансфер в коттеджи "Пулонга" (17 км). Коттеджи расположены на берегу Белого моря на окраине маленькой деревни Нижняя Пулонга.
Ночная встреча гостей, размещение. Чай в коттедже. Отдых после дороги.
Завтрак.
Информационный коктейль. Прогулка по морскому берегу - знакомство с местностью. Чай после прогулки. Свободное время.
Обед.

Банька на морском берегу с веничком и с морсами из лесных ягод (по комнатам - 1 час на комнату).
Мастер-класс по изготовлению сувенира своими руками.
Приветственный ужин на Белом море.

Завтрак.
Выезд на смотровую точку (группы по 4 чел.), откуда открывается завораживающая панорама многочисленных лесных озер и окрестной тайги. У каждого будет возможность сделать незабываемые фотокадры. Найти и взять с собой красивые камни-минералы на отвалах рудника. Прогулка на озеро Жемчужное, купание, рыбалка с берега (июнь-июль), сбор грибов, ягод (август-сентябрь). Возвращение в коттедж.
Обед .

Отдых. Пикник на морском берегу: копчение рыбы, лесной чай, бутерброды, лесные морсы из брусники, морошки.
Ужин.

Завтрак.
За доп. плату предлагается:

  • Выезд на автотранспорте на озеро в поход на моторных лодках между красивых скалистых берегов и островов. Для тех, кто знаком с управлением лодки с мотором (при наличии соответствующих документов), при желании - проведение инструктажа и самостоятельное управление. Желающие могут порыбачить. По погодным условиям купание, по сезону - ягодки, грибы. Обед-пикник у костра . Возвращение в коттедж. Ужин. Стоимость - 1900 руб./чел., при группе от 5 человек - 9500 руб./группа, катер.

Для тех, кто не едет - свободный день с питанием в коттедже. В лесу грибы, ягоды (конец июля, август - морошка, черника; сентябрь - брусника), рыбалка за доп.плату (июнь, июль, август, сентябрь), самостоятельные оздоровительные пешие прогулки по береговой линии Белого моря. Скандинавская ходьба.

Завтрак .
Морская прогулка на катере «Здоровье дарят водоросли». Водоросли обладают большей биологической активностью, чем наземные растения, а также лечебными и профилактическими свойствами. Маршрут проходит в Чупинской губе вокруг острова Олений - один день покажется настоящим путешествием полным впечатлений и эмоций.
Обед на природе в походных условиях.

Вылов Ламинарии из моря с последующим приготовлением салата из морской капусты! Возвращение в коттедж.
Ужин.

Завтрак. Обед. Ужин.
Свободное время: сбор грибов, ягод (август, сентябрь), рыбалка (июнь, июль, август, сентябрь), самостоятельные оздоровительные пешие прогулки по береговой линии Белого моря. Скандинавская ходьба.
По желанию за доп. плату:

  • эко-прогулка на морские острова на катере с подъемом на высокую точку, фотостоп панорамы - ковер из морских водорослей и соленый воздух, камни покрытые мхами и прижавшиеся к земле от суровых испытаний деревья. Водные просторы, возможность наблюдения за дикими белухами. Обед у костра на морском берегу с вашим активным участием. (продолжительность от 5 до 8 часов, по погодным условиям). Возвращение в коттедж. Ужин. Стоимость - при группе от 5 человек на ближние морские острова - 1900 руб./чел., = 9500 руб./катер; 2500 руб./чел. на дальние острова = 12500 руб./катер.

Завтрак.
Свободное время. По желанию за доп.плату:

  • Выезд на автомобильном транспорте на пересечение северного полярного круга (60 км) - фото на память у стеллы. СТоимость - 1200 руб./чел.= 4800 руб. /группа.

    Путешествие продолжится к порожистой речке Кереть с чаем под бурлящие потоки. Чай. На обратном пути домой заезд в пос. Чупа в музей "Валитов камень", где ждет интересный рассказ о местных минералах и не только. Возможность приобрести сувениры из камня. Возвращение в коттедж.

Мастер-класс по выпеканию карельских калиток, желающие могут увидеть весь процесс от начала до конца, попробовать свои силы и отработать навыки.
Ужин.
Вручение дипломов о пересечении Северного полярного круга, для тех, кто его пересекал.
Групповой трансфер на ж/д вокзал станции Чупа в 01:00 на ночной поезд № 015, отправление в 03:35.

Отзывы туристов 1/7

Кристина

Путешествие на Белое море - это фантастический отдых! Коттедж Пулонга - место, где живет Душа: вас ждет там настоящий домашний уют, вкуснейшие завтраки/обеды/ужины, тишина, спокойствие, знакомство с природой Карелии, выходы в море, прогулки, купание в чистейших водоемах. Вы однозначно не пожалеете! ...

Путешествие на Белое море - это фантастический отдых! Коттедж Пулонга - место, где живет Душа: вас ждет там настоящий домашний уют, вкуснейшие завтраки/обеды/ужины, тишина, спокойствие, знакомство с природой Карелии, выходы в море, прогулки, купание в чистейших водоемах. Вы однозначно не пожалеете! Этот отдых наполнит гармонией, придаст энергии и освежит мысли!

Все отзывы Оставить отзыв

Отзывы туристов 3/7

Поездка понравилась до каждой мелочи!!! Коттедж уютный, питание домашнее, хозяева обаятельны. Поездка в Хибины на квадроциклах- буря эмоций. хочется подчеркнуть профессионализм инструктора в Хибинах Сергея Шестихина, гида на море- Алексея Иевлева и организаторские качества Марии Иевлевой. Соловки...

Поездка понравилась до каждой мелочи!!! Коттедж уютный, питание домашнее, хозяева обаятельны. Поездка в Хибины на квадроциклах- буря эмоций. хочется подчеркнуть профессионализм инструктора в Хибинах Сергея Шестихина, гида на море- Алексея Иевлева и организаторские качества Марии Иевлевой. Соловки несколько смутили своей мирской организацией (никаких намеков, что ты попал в Святое место), но в целом было очень интересно! Единственный не очень приятный момент- команда парохода "Василий Косяков" набирала народ сверх лимита, при этом никаких спас-жилетов не было видно и в помине....а так как мы попали в очень сильный шторм и 80% пассажиров укачало...было странно, что никаких пакетов на этот случай не припасено, хотя команда, конечно, знала о штормовом предупреждении.

Все отзывы Оставить отзыв

Отзывы туристов 5/7

Колосков Евгений

Отдыхал с семьёй в Пулонге. Всё понравилось, отдых получился очень интересным и запоминающимся. На Белом море нужно побывать обязательно. Не буду пересказывать всего, просто приезжайте туда - не пожалеете! Кормили очень вкусно, за что отдельное спасибо Ольге Николаевне. Из экскурсий мне больше всего...

Отдыхал с семьёй в Пулонге. Всё понравилось, отдых получился очень интересным и запоминающимся. На Белом море нужно побывать обязательно. Не буду пересказывать всего, просто приезжайте туда - не пожалеете! Кормили очень вкусно, за что отдельное спасибо Ольге Николаевне. Из экскурсий мне больше всего понравилась поездка к белухам. Вообще в Нильме, как и в Пулонге, есть чего посмотреть. От сноркёлинга с белухами не отказывайтесь.

Все отзывы Оставить отзыв

Отзывы туристов 6/7

Королева Любовь Андреевна

Добрый день! Хотелось бы сказать огромное спасибо Алексею Анатольевичу, Ольге Николаевне, Алексею-младшему и Ксюше за прекрасно организованный отдых на берегу Белого моря. Редко удается встретить людей, которые так любят свою малую родину и прикладывают все силы, чтобы и их гости увидели и оценили в...

Добрый день! Хотелось бы сказать огромное спасибо Алексею Анатольевичу, Ольге Николаевне, Алексею-младшему и Ксюше за прекрасно организованный отдых на берегу Белого моря. Редко удается встретить людей, которые так любят свою малую родину и прикладывают все силы, чтобы и их гости увидели и оценили все красоты этого сурового края. Отдых был замечательным, после длительных прогулок по берегу моря в сопровождении Ланы, настоящей туристической собаки, ты возвращаешься в теплый и уютный дом, где всегда пахнет свежевыпеченным хлебом, где тебя накормят вкуснейшими блюдами, где даже пасмурная погода не помеха полноценному времяпрепровождению. Отдых в коттедже "Пулонга" - это редкая для Карелии возможность прикоснуться душой к этому прекрасному краю людям, не готовым идти с палатками и байдарками в походы. Большое спасибо хозяевам за организацию подобного отдыха. За время всего одной недели им удалось подарить мне много незабываемых моментов - и красоты природы в окрестностях рудника Хетоламбина, и первое знакомство с ягодой морошкой, и рыбалка с первой пойманной треской, и встреча с белухой в дикой природе, и путешествие к белухам и северным оленям, живущим в непосредственной близости с людьми, и пересечение Северного полярного круга с вручением диплома, которому завидуют теперь все друзья, и катание на лодке по большим волнам. Что может быть лучше для человека, живущего в большом городе... Лучшим же доказательством того, что отдых оказался потрясающим, я считаю то, что уже в поезде по дороге домой мне стали приходить мысли о том, что надо взять с собой в следующий раз, какие снасти для рыбалки прикупить, что надо тренироваться ловить рыбу вместе с папой хотя бы в реке, что обязательно надо купить резиновые сапоги и нож для походов в лес за грибами, которых там видимо невидимо, и не забыть вернуть банку для морошкового варенья, которую мне одолжила Ольга Николаевна. Надеюсь, что в следующем году мне так же удастся приехать в коттедж "Пулонга". Очень буду ждать следующей встречи со всеми. Большое спасибо за прекрасно проведенный отпуск, подобных ему еще не было в моей жизни!

Все отзывы Оставить отзыв

Отзывы туристов 7/7

Асташина Светлана

Здравствуйте дорогие наши хозяева,Ольга Николаевна,Алексей Анатольевич,Алексей и Ксения! Прошло уже полтора месяца,а мы всё ещё вспоминаем поездку в Пулонгу.Не было ни дня,когда бы мы не сказали:А помнишь... На этой неделе ребёнок писал сочинение о лесе. Писал,постоянно возвращаясь в Пулонгу,вспомин...

Здравствуйте дорогие наши хозяева,Ольга Николаевна,Алексей Анатольевич,Алексей и Ксения! Прошло уже полтора месяца,а мы всё ещё вспоминаем поездку в Пулонгу.Не было ни дня,когда бы мы не сказали:А помнишь... На этой неделе ребёнок писал сочинение о лесе. Писал,постоянно возвращаясь в Пулонгу,вспоминал,как было там. Закончил,почти душераздирающим: Я хочу вернуться туда опять. Придётся,наверное,пойти ему,да и самим себе,навстречу и приехать на следующий год к вам снова. Ждите нас,пожалуйста!

Все отзывы Оставить отзыв

В стоимость входит

  • проживание в коттеджах "Пулонга" 6 суток
  • питание по программе
  • пешая прогулка по морскому берегу
  • морская прогулка на катере «Здоровье дарят водоросли»
  • поездка на автомобиле на смотровую точку
  • ночные встреча и проводы + групповой трансфер ж/д ст. Чупа - коттедж - ж/д ст.Чупа
  • пикник на морском берегу
  • мастер-класс по выпеканию калиток
  • сеанс бани (1 час на комнату)
  • дипломы о пересечении Северного полярного круга (для тех, кто его пересекает)

В стоимость не входит

  • ж/д билеты
    Москва — ст.Чупа и обратно,
    Санкт-Петербург — ст.Чупа и обратно
  • эко-прогулка на катере на морские острова - 1900 руб./чел.(при группе от 5 чел.)
  • поход на моторных лодках по озеру - 1900 руб./чел. (при группе от 5 чел)
  • пересечение Северного полярного круга (+ именные Дипломы) с заездом на порожистую речку Кереть и посещение музея Камня в пос. Чупа - 1200 руб./чел.(при группе от 4 чел.- на легковом автомобиле)
  • дополнительное посещение бани - 1200 руб./час/4 чел., минимальный заказ 2 часа, после 22:00 - 1500 руб./час.
  • если вы приезжаете/уезжаете другими поездами - ночные встреча/проводы + индивидуальный трансфер - 1200 руб./легковой автомобиль.

Выберите размещение (входит в стоимость тура)


Одноместное размещение (комната с видом на поляну/на лес) руб/чел.

x1 Взрослый 29 500 Р

Одноместное размещение (комната с видом на море) руб/чел.

x1 Взрослый 29 900 Р

Одноместное размещение (комната с камином) руб/чел.

x1 Взрослый 32 900 Р

№ 2 Двухместная комната с камином 2 этаж (двуспальная кровать) руб/чел.

x2 Взрослый 24 900 Р



Похожие статьи