Как добраться до монголии. Едем в монголию

06.01.2024

Монголия, довольно большое государство, расположенное в Центральной Азии. У нее есть всего две соседствующие страны. С западной и восточной стороны, она соседствует с Китаем, а с северной стороны с Россией.

Те кто впервые посещает эту страну часто не знают о том, что в ней проживает лишь половина коренного населения, остальная часть людей, живет по кочевническому образу жизни и не находится в ней постоянно.

Законно принятым родным языком в стране, считается монгольский, хотя письменность применяется и кириллическая. В целом в стране проживает много народностей, в том числе и русские люди.

Привлекает к себе туристов Монголия, тем что в ней нетронутая человеком и цивилизацией в целом природа и действительно есть на что посмотреть. Наверное поэтому тут сильно развит экотуризм. Но какая бы причина не заставляла вас посетить эту страну, всегда актуальным остается вопрос о том, как туда добраться и сколько лететь до Монголии из Москвы. Вот это мы с вами и постараемся выяснить.

Как добраться?

Итак, как уже говорилось выше, страна граничит всего с двумя странами, что прямо указывает на то, что добраться в Монголию из Москвы, лучше всего воздушным путем, то есть самолетом. Время перелета, какую бы компанию вы не выбрали, составить не менее 9 часов.

Какие авиа рейсы доступны из Москвы?

Самые популярные маршруты, можно перечислить по пальцам, их всего три. Именно их обычно выбирают туристы, чтобы долететь до страны из российской столицы. Итак, все три маршрута отправляются из Москвы, и попасть по ним можно в три наиболее привлекательных для туристов города: Улан-Батор, Ховд, Даланзадгад.

Однако не каждый авиа перелет будет так быстротечен, чаще всего в пути вас будут ожидать пересадки и перерывы между пересадками, причем достаточно длительные от 5 часов передышки и более.

Некоторые маршруты заложены с пересадками и отдыхом таким образом, что время по поезду составит более суток. Наиболее прямой и быстрый маршрут это Москва — Улан-Батор, через Астану. Именно попав на этот рейс вам удастся набраться быстрее всего, потратив на дорогу 9-12 часов.

Если же вам интересно, сколько лететь часов из Москвы до Монголии, скажем с точкой прибытия в Ховде, то время на дорогу составит порядка 15-17 часов. Согласитесь это на порядок дольше чем маршрут Москва-Улан-Батор.

Добраться до Монголии, если Москвой считать отправную точку можно и через китайскую столицу, только время в пути гораздо увеличиться. Главное знать одно, что наиболее активной и разноплановой точкой отправления, всегда считали в России именно столицу. Что прямо указывает на то, что именно Москва и ее аэропорт 3 раза в неделю доставят вас в Монгольскую республику собственными силами.

Вопросы проживания в стране?

Приехав в страну у вас сразу возникнет вопрос о собственном размещении и придется подыскивать для себя жилье. Где же остановится и сколько это стоит? Если вы прибыли в Улан-Батор, то эти вопросы отпадут сразу же, поскольку именно в этом городе расположена основная масса гостиниц страны.

Номера в них довольно доступные по цене, уютные по общим стандартам. Однако далеки от международных требований к содержанию номеров. Стоимость гостиничного номера на двоих среднего класса,обойдется вам не дороже 50 долларов за сутки проживания.

Важно знать,что в стране ежегодно проходит фестиваль под названием «Наадам» и в этот период жилье дорожает примерно на 20-25% от стандартной цены.

Для тех же туристов и гостей, которые не желают останавливаться в крупных мегаполисах страны, придется смирится с мыслью о том, что местом для проживания станет кемпинг. Который представляет собой внушительную по размерам площадку с юртами в которых есть минимальная мебель и электричество.

Для тех, кто впервые планирует посетить страну!

Если вы никогда ранее не были в этой стране, то вам необходимо знать несколько вещей:

1. Посещать страну без заранее сделанной комплексной прививки не стоит, потому что тут велик риск заражения инфекционными опасными болезнями.

2. При знакомстве с достопримечательностями, строго запрещено делать видео и фото государственных, военных, пограничных объектов, а также внутреннего убранства монастырей и храмов.

3. В стране есть большой риск быть обворованным местными карманниками, поэтому все ценное и большую сумму денег разумно хранить в сейфах гостиничных комплексов.

4. Для расположения к себе местного населения, стоит знать, что тут принято брать и давать любые предметы и деньги лишь правой рукой, в знак доверия и уважения.

Надеемся, что данная информация станет вам полезной и поможет Вам выполнить перелет без каких-либо потерь!

Добраться можно из Иркутска, Читы, Улан-Уде. Лучше всего самолетом из Москвы, как уже писалось, если вы проживаете в европейской части страны. Автобусом будет утомительно однозначно. Дорог там нет. Есть направления. Теперь о том, что там и где можно посмотреть. Если вас реально интересует история, то вообще поездку в Монголию я бы начинал с Бурятии. Вы вначале бы познакомились с историей того же Улан-Удэ, посетили Борзю, Кяхту, посетили Даурию и Даурский заповедник, который лучше всего смотреть и посещать весной, когда там реально очень красиво. А вот в Монголию в Улан –Баторе реально особо смотреть нечего. Ну посмотрите национальный краеведческий музей. Вторая достопримечательность, это отъехать на окраину города, который в массе своей представляет пятиэтажки панельки, и посмотреть другой город. Это юрты кочевников, которые просто уже вросли в землю, с узкими улочками, даже с названиями улиц. Правда грязь и запах еще тот. Да и без сопровождающего вам не советую туда соваться. Не сказал бы как предыдущий автор, что монголы уж такой злобный народ. Скорее они даже наивные как дети. Пьющие, это факт.

А реально за впечатлениями стоит ехать в пустыню Гоби. Но в первую очередь посмотрите на календарь. Не стоит ехать зимой. Если вам конечно не страшны морозы под 40 градусов. Весной в начале мая так же не стоит. Начинаются пылевые бури и дует пронизывающий ветер. Спрячешься за угол здания от него – просто жара. Кажется, сейчас расплавишься. А нос высунешь – ледяной ветер. Самый комфортный период с двадцатых чисел мая до 10 июня. Потом бы посоветовал сентябрь месяц. Летом стоит жара, которую не каждый выдержит. Одно дело 35градусов у моря нежиться, совсем другое дело в каменистой пустыне. Само такое природное явление посмотреть стоит. Практически ничего подобного вы не найдете на земной шаре. Барханы и скалы, камни, пожухлая трава и пыль, о которой стоит сказать отдельно. Я такой пыли, сколько путешествовал ни где никогда больше не встречал. Только в Забайкалье и Монголии. Мелкая, каштанового цвета и мельче, чем цемент. Стукнешь ногой, и она висит в воздухе как облако хоть час. Лезет всюду и везде. Такое чувство, что от нее невозможно отделаться и защитится.

Что посетить в Монголии? В первую очередь это ущелье отшельников. За тем Нэмэгэтинскую впадину. Вот уж познакомитесь с поистине лунным пейзажем. Без солнышка даже сторон горизонта не определите. Это дно высохшего моря, где много находок рептилий мелового периода. ПЕСКИ ХОНГОРЫН-ЭЛС, где самые огромные барханы в Монголии, да и во всей пустыне Гоби. Ну и конечно Баяндзаг.Кстати, он находиться всего в 15 км от Буглана. поэтому это очень востребованный туристами объект. Здесь утесы, песчаные столбы много следов раскопок динозавров, кладок их яиц. К тому же, данное место уже обжито туристами. Есть накатанные дороги. Можно спокойно обойти пешком. Нет той крутизны в подъёмах. Вот в том же ущелье отшельников, да и в других местах, готовьтесь увидеть первозданную природу. И не редко не в самом лучшем ее проявлении. Как на Марсе, с крутыми подъёмами, острыми камнями в вперемежку с песком и пылью.

Вообще стоит искать экскурсию в Гобийский национальный заповедник. Другой вариант, брать на прокат и сопровождающего и машину. Как правило это советский УАЗ. помните, Монголия имеет одно из самых низких плотностей населения. Народа вообще очень мало. Зато территория сравнима с неплохим государством. Просто взять машину на прокат, что в Улан-Баторе в принципе возможно и отправиться самому – самоубийство. Особенно ехать в Гоби. Вернуться оттуда у вас будет мало шансов. Вы просто заблудитесь. А уж если сломается машина, я вам не завидую. Думаете, сядете на дороге и дождетесь попутку? Дождетесь, лет эдак через пять. Скорее степной медведь придет. Так, что если едете в первые, все поездки только организованные. Никакой самодеятельности.

Что касаемо городов Монголии, то смотреть там практически нечего. Что Улан-Батор, что Сухэ Батор.Ну а в Чой-Балсане вообще нечего делать, разве что посмотреть на руины Киевской Дивизии ЗАБВО СССР, где на КПП две березки и те засохли.

В организованной экскурсии ищите так же посещение монастырей буддийских, а также мест стоянки кочевников. Вот тут никакой игры. Что интересно, они реально живут так, как вы и увидите. Ну может только разнообразить их быт спутниковая тарелка да генератор. И то далеко не везде. В общем отправитесь в реально дикие края.

Девушка по пути домой из Владивостока решила на недолго заскочить в Монголию. Публикуем ее рецепт путешествия.

Цены актуальны на дату публикации. € 1 = 2864 монгольских тугрика

Почему Монголия?

Немногие путешественники посещают Монголию, а те, кто посещают, называют ее одной из самых впечатляющих стран, которые они когда-либо видели. Это была первая причина, по которой я поехала в эту страну. Вторая – в июне там проходил «Дом для всех»: проект Академии Вольных Путешествий, который периодически организуется в разных странах мира. В таком доме может бесплатно пожить любой путешественник. Меня привлекло это возможностью пообщаться с разными путешественниками и узнать от них что-то новое.

Русские путешественники и туристы Монголию не особо балуют. Я встречалась с такими, кто жил у самой границы с родиной Чингисхана, но ни разу там не был. А зря! Страннику будет что посмотреть в этой стране, а бонусом станет то, что большая часть населения говорит по-русски (многие в разговоре со мной называли Монголию 16-й республикой СССР).

Как добраться?

Главный аэропорт Монголии находится недалеко от Улан-Батора и называется Буянт-Уха – Международный аэропорт Чингисхан . В среднем самолет от Москвы в обе стороны стоит € 500, полет займет 6 часов. Гражданам Украины и Беларуси придется добираться до Монголии с пересадкой в Москве.

Другой вариант – это долететь до близлежащих к стране российских городов: Иркутска или Улан-Удэ. Сюда уже билеты на самолет будут стоить дешевле: порядка € 200. Из Иркутска до столицы Монголии уже можно добираться на поезде (€ 90), а из Улан-Батора на автобусе (€ 20) или тоже на поезде (€ 60).

Среди европейских туристов очень большой популярностью пользуется легендарный Транссиб – дорога от Москвы до Улан-Батора. Билет на поезд будет стоить € 260, путь займет чуть больше четырех суток. Поезд отправляется только по вторникам и средам с Ярославского вокзала.

Виза, валюта, жилье

Россиянам не нужна виза в Монголию, если они планируют посещать эту страну менее 30 дней. Украинцам и беларусам повезло больше: им виза не понадобится, если они планируют пробыть в этой стране менее 90 дней.

В качестве валюты тут используют те самые тугрики. На банкнотах изображен основатель Монгольской империи – великий Чингисхан. В целом с его именем или изображением ты будешь встречаться сплошь и рядом в Монголии – в названиях гостиниц, магазинов, пива и разных блюд. Монголы до сих пор очень любят и чтят Чингисхана.

«С именем или изображением Чингисхана ты будешь встречаться в названиях гостиниц, магазинов, пива и разных блюд»

Большинство гостиниц Монголии сосредоточено в столице – Улан-Баторе, тут можно найти жилье на любой вкус и кошелек. Так, самый дешевый хостел будет стоить от € 3, а «президентский люкс» в гостинице «Улан-Батор» обойдется в € 500. В целом каучсерфинг по стране тоже стоит искать только в Улан-Баторе. Правда, тебе могут попытаться продать через каучсерфинг какой-нибудь тур по стране – будь то в пустыню или же к настоящим кочевникам, не соглашайся. Лично мне поступило много таких запросов (я даже вспомнила , где была ровно такая же ситуация с каучсерфингом), но писали и обычные монголы, которые с радостью приглашали меня к себе домой. Так я останавливалась у мужчины, который заведовал хостелом, где познакомилась с крутыми ребятами со всего мира.

Транспорт

Про транспорт в Монголии много не напишешь, просто потому, что он отсутствует. По городу и на маленькие расстояния ты вполне можешь доехать с помощью автобусов, а вот если захочется поехать в пустыню Гоби или в какие-то другие интересные города, то тут единственный вариант – это машина (либо автостоп, либо аренда).

На мой взгляд, автостоп в Монголии прекрасный, люди подбирают очень охотно. Но тут придется столкнуться сразу с тремя сложностями – иногда эти же прекрасные люди будут просить у тебя денег, вторая – в отдаленных от Улан-Батора частях трафик намного менее оживленный. Один раз мне даже пришлось ждать одну машину два часа. Третья сложность в том, что дорог в некоторых частях Монголии нет совсем.

Если автостоп не для тебя, то выбирай аренду машины. Средняя цена машины на трое суток на bookingcar составляет € 300. В менее известных сервисах можно арендовать машину от € 70 за сутки. Самым выгодным вариантом будет аренда «Буханки», поскольку туда может поместиться до 8 человек.

Маршрут

Мне не хотелось ехать в пустыню Гоби, потому что я уже была в Сахаре, поэтому я строила свой маршрут таким образом, чтобы провести в стране как можно больше дней и посмотреть как можно больше интересностей. Заезжала в Монголию я из Улан-Удэ, а выезжала в Кызыле.

Улан-Батор (4 дня)

Приготовься: Улан-Батор – это практически единственный город в Монголии в том понимании, в котором мы привыкли его видеть. Здесь – уникальное сочетание советских высоток вместе со стоящими рядом маленькими юртами.

В Улан-Баторе можно застрять надолго, особенно если вокруг тебя хорошая компания! В хостеле, где я жила по каучсерфингу, было много классных иностранцев. Иногда я могла проводить полдня, не выходя из дома и общаясь с ребятами. Просто удивительно, насколько иностранцы тащятся по Монголии! Возможно, нам стоило бы перенять это? В мою последнюю ночь в хостеле мой хост приготовил на нас всех голову барана – это настоящее монгольское лакомство, которое не было похоже на все то, что я когда-либо пробовала раньше. Помимо самого мяса, я впервые ела бараньи глаза и мозг. Звучит ужасно, но на самом деле это очень вкусно и стоит обязательно попробовать!

«Помимо самого мяса, я впервые ела бараньи глаза и мозг. Звучит ужасно, но на самом деле это очень вкусно»

Помимо зависания в хостеле, в Улан-Баторе есть много интересного и для культурного путешественника. Начни с центральной площади Чингисхана, где находится памятник национальному герою Монголии – Сухэ-Батору. Отсюда можно пешком дойти до Национального музея истории Монголии (Juulchin 1) . Сюда стоит прийти, чтобы посмотреть на быт монголов с доисторических времен до наших дней, вход в музей € 5.

От музея истории можно отправиться к другому музею – динозавров (Independence Square, 5th Khoroo, Chingeltei District/Чингэлтэй дүүрэг 5-р хороо) , вход – чуть меньше € 2. На территории Монголии ученые нашли множество останков динозавров и познакомиться с ними можно в этом музее (это же кости самых настоящих динозавров!).

Закончив знакомство с динозаврами, пройдись к Зимнему дворцу Богды-гэгэна (Khoroo 11) , где можно увидеть, в каких условиях жил последний император Монголии. Прогулка из центра займет примерно полчаса, но лучше-таки идти пешком, потому что в Улан-Баторе страшные пробки. Стоимость билета в музей составляет € 3.

От дворца тебе будет рукой подать до памятника боевой дружбе советских и монгольских войск Зайсан (гора Зайсан) . Отсюда будет здорово встретить закат и увидеть свысока весь Улан-Батор.

Насладившись исторической частью Улан-Батора, второй день можно спокойно посвятить буддистскому аспекту. Начни с самого большого буддистского монастыря Монголии и с первого религиозного центра страны – монастыря Гандантэгченлин . Здесь постоянно проживают больше 600 монахов и проводятся различные буддистские ритуалы. Монастырь прославился в том числе благодаря полой 26-метровой статуе Будды из меди и золота. Вход сюда обойдется тебе в € 1,25. Помимо этого монастыря в Улан-Баторе много маленьких дацанов, но они менее интересны для путешественника.

Отдельный расслабленный день можно выделить на шопинг. Для этого приходи на рынок Наран тул (Khoroo 14) . Здесь можно в первую очередь закупиться на дальнейшее путешествие по Монголии, а также просто купить национальные сувениры. Помимо всего прочего, тут можно найти кости динозавров, изделия из верблюжьей шерсти и шерсти яка, национальные платья. Осторожно: на рынке орудуют карманники, поэтому держи все свои вещи впереди себя и ни за что не упускай их из виду!

Национальный парк Горхи-Тэрэлж (2 дня)

Побыли немножко в городе и хватит, пора ехать на природу! Благо в Монголии только одна природа и есть, а также множество национальных парков. Доехать до Горхи-Тэрэлж можно на автобусе, который будет стоить чуть меньше евро, ехать примерно два часа.

Парк очень красивый: между гор пасутся сами по себе верблюды, а кто-то даже предлагает покататься на них. Наибольшую известность парку принесли скалы необыкновенной формы, созданные природой.Также внутри парка находится буддийский храм Арьяабал , куда стоит обязательно заглянуть! Это место силы, место, где отдыхает душа и тело. Во время подъема к храму тебе придется преодолеть 100 белых и 8 черных ступенек, в это время тебя будут окружать деревянные таблички, на которых написаны буддистские мудрости.

Остаться можно тут же, в парке. Сейчас тут понастроили множество туристических баз, которые предлагают отдых, в том числе, в национальной юрте (будет стоить от € 30). Я же положилась на авось и во время автостопа познакомилась с чудесной семьей, которая позволила мне пожить в своей юрте.

Поездку в национальный парк советую совместить с поездкой к статуе Чингисхана в Цонжин-Болдоге . Это самая высокая конная статуя в мире. Помимо осмотра статуи снаружи ты можешь зайти внутрь, где тебя будет ждать музей, посвященный Чингисхану, а также можно забраться на смотровую площадку наверху статуи. Вход внутрь € 3.

«Огромные дюны и свистящий ветер – это то, что позволит тебе почувствовать себя в самой настоящей пустыне»

Национальный парк Элсэн-Тасархай (1 день)

Если ты, как и я, не хочешь тратить много времени и денег на посещение Гоби, езжай в парк Элсэн-Тасархай, где ты сможешь увидеть кусочек пустыни. Ехать от Улан-Батора сюда порядка четырех часов и вот сюда уже не ходит общественный транспорт, поэтому у тебя два варианта: автостоп либо аренда машины. Огромные дюны и свистящий ветер – это то, что позволит тебе почувствовать себя в самой настоящей пустыне. Ночью же здесь как никогда ярко светят звезды. Чтобы увидеть это все, бери с собой палатку, либо напросись на ночлег к местным кочевникам.

Хархорин (1 день)

Из парка будет удобно доехать до Хархорина – древней столицы монгольской империи в XIII веке (которая раньше называлась Каракорум). Несмотря на былое величие, сегодня город выглядит как обычный поселок и в целом тут делать нечего. Будет интересно тут тем, кто хочет увидеть место, где становилась Золотая Орда и начинался путь Чингисхана. Тут стоит побывать на руинах древнего города Каракорум, от которых, к сожалению, мало что осталось, взглянуть на монастырь XVI века Эрдене-Дзу. Также сюда любят приезжать, чтобы посмотреть на огромный каменный фаллос, торчащий из земли. Фаллос направлен к лощине, которую местные называют женским лоном. С этим своеобразным «памятником» местные связывают сразу несколько легенд. По их словам, бездетная женщина должна посидеть на фаллосе, молясь, чтобы у нее появились дети, – и тогда, говорят, проблема разрешится. Другая легенда гласит, что тут раньше находился мужской монастырь. Фаллос стал напоминанием монахам, чтобы они научились усмирять свою плоть, вместо того чтобы бегать на свидания к девушкам из соседнего села.

Улаангом (2 дня)

Поскольку монгольская граница с Россией не работает на этом КПП по выходным, то мне пришлось подольше застрять в Монголии. Улаангом маленький, ничем не примечательный городок, куда часто ездят россияне для закупки китайских товаров. Тут есть гостиницы, в которых можно остановиться за € 2, я же расставила свою палатку рядом с речкой, протекающей за городом. Тут же стояли «летние дачи» – юрты монголов, а также паслись целые стада коров, лошадей и яков.

Остановиться здесь стоит, чтобы пообщаться с милыми монголами, попробовать себя в качестве пастуха, пасущего скот (мне разрешили бесплатно прокатиться на лошади, погоняя медленных коровок!), и просто отдохнуть от только что совершенного большого путешествия по Монголии.

Лайфхаки

Не стоит покупать тур, чтобы побывать в настоящей монгольской юрте. Монголы очень приветливый народ, и они пригласят тебе просто так к себе домой, если ты им понравишься.

Не жди от монгольских супермаркетов ничего интересного, в основном тут встречается вся та же еда, которую мы привыкли видеть на полках своих супермаркетов. За национальными вкусностями следуй прямиком в кафешки или на рынок.

Основной продукт, который едят монголы – мясо. Вегетарианцу тут будет очень тяжело, поэтому прихвати с собой пару килограммов овощей: в Монголии они на вес золота.

В Монголию можно приехать без повода, а можно и с ним. Самый главный повод приехать сюда – это самый большой национальный фестиваль в Монголии, Наадам (в 2019 году будет с 11 по 15 июля). Тут тебя будут ждать монгольская борьба, скачки и стрельба из лука, все это очень впечатляюще.

Даже если ты едешь в Монголию летом, прихвати с собой теплые вещи. Ночью в пустыне и степи может быть очень холодно.


Бюджет на одного на 10 дней:

Еда – € 25

Музеи – € 5

Транспорт – € 2

Сувениры – € 6

Ночлег – каучсерфинг и палатка

Всего: € 38

Фото:

В Монголии я находился с 19 июня по 8 июля 2009 года. Вместе с полячкой Агнешкой, работающей в Улан-Удэ, мы заехали в страну через погранпереход в Кяхте (Бурятия), провели два дня в Улан-Баторе, проехали по маршруту Улан-Батор-Арвайхээр--Баянхонгор--Алтай--Ховд--Улаангом--Хархорин--Улан-Батор. Затем я уже в одиночестве проехал по маршруту Улан-Батор--Ундерхаан--Баян-Ула и выехал в Россию через погранпереход Верхний Ульхун (Забайкальский край). Большую часть пути проехали автостопом, часть — на маршрутках и автобусах.

Плюсы и минусы

Первый плюс — кочевое население, сохранившее традиционный образ жизни. Говорят, что для монголов жизнь не сильно изменилась со времен Чингисхана, и это похоже на правду: значительная часть страны по-прежнему живет в юртах, разводит скот, кочует с места на место в поисках новых пастбищ, ест мясо и молоко. Разве что кочуют теперь многие на УАЗиках и японских грузовиках, а у наиболее зажиточных рядом с юртами стоят спутниковые антенны и солнечные батареи. А в остальном то же самое — вплоть до национальных костюмов, которые монголы носят не по большим праздникам, а в повседневной жизни.

Второй плюс — красивая и нетронутая человеком природа.

Это не та унылая степь юга России или Украины, навевающая скуку. Монгольские степные пейзажи красивы и разнообразны и очень редко изуродованы человеческими постройками. Уходящая вдаль равнина на горизонте всегда обрамлена красивыми холмами, где-то попадаются живописные скалы или камни, где-то степь переходит в каменистую или песчаную пустыню, где-то сменяется горами, покрытыми лесом. А по этим монгольским просторам тут и там стоят юрты и бродят тучные стада крупного и мелкого скота: коровы, козы, овцы, лошади, верблюды, яки.

Минусы Монголии логичным образом вытекают из плюсов.

Красивая природа и традиционный образ жизни сохранились благодаря тому, что цивилизация сюда еще не дошла. Только Улан-Батор можно назвать цивилизованным городом, где есть всё, что нужно для той городской жизни, к которой мы все привыкли. Большинство же остальных городов — это скорее поселки городского типа. Областной центр Монголии напоминает последний российский райцентр, монгольские райцентры и вовсе напоминают деревни. А между этими городами простираются огромные пространства, где человеческое присутствие заметно только по одиноко стоящим юртам да колее в степи.

После путешествия по Монголии Россия начинает казаться вполне цивилизованной страной, в которой есть множество автомобильных и железных дорог, придорожные кафе, туалеты, магазины и супермаркеты. Когда я выезжал из Монголии в Россию, возникло четкое ощущение, что возвращаюсь из Азии в Европы: последние 50 км перед границей была убитая грунтовая дорога с ямами и лужами, по которой проезжали 1-2 машины в день, а после границы начинался ровный асфальт с хорошим трафиком. Одним словом, приятно, что мы хоть какую-то страну обогнали лет на сто вперед.

Единственное, в чем Монголия заметно нас опередила, — это животноводство.

После того как видишь стада из нескольких сотен животных, которые как саранча оккупировали зеленеющее монгольское пастбище, не очень радостно смотреть на трех-четырех худых голодных коров, бродящих возле какой-нибудь забайкальской деревни. Но в остальном, как я уже сказал, наша страна гораздо цивилизованнее. Я при всей своей страсти к путешествиям все-таки люблю комфорт, ровные дороги, быстрые машины, горячий обед хотя бы раз в день и горячий душ хотя бы раз в два дня, поэтому в Россию после Монголии вернулся с некоторым облегчением.

Информация о стране

По Монголии есть довольно неплохой путеводитель Lonely Planet на английском языке и весьма паршивый «Ле Пти Фюте» на русском языке. Для знакомства с культурно-историческим контекстом рекомендую почитать замечательную книгу Исая Калашникова «Жестокий век» (история жизни Чингисхана от рождения до смерти), а также посмотреть отличный фильм Никиты Михалкова «Урга - территория любви» (про взаимоотношения русских и монголов).

Визы

В Москве есть посольство, а в Улан-Удэ, Иркутске и Кызыле консульства Монголии. Сделать визу самостоятельно без приглашения обычно трудно: монголы сразу отсылают в турфирму. Оформление визы в турфирме занимает в среднем 1-2 недели и стоит 2-3 тыс. рублей (включая консульские сборы).

Как добраться

Из Москвы в Улан-Батор напрямую летают «Аэрофлот» и «Монгольские авиалинии» (Miat — Mongolian Airlines). Билет туда-обратно у обеих компаний стоит 20-30 тыс. руб., но у «Аэрофлота» бывают иногда спецпредложения и распродажи, во время действия которых цена перелета уменьшается в два раза.

Также с Ярославского вокзала каждую неделю ходят поезда Москва--Улан-Батор и Москва--Пекин (через Улан-Батор). Время в пути — больше четырех суток. Стоимость плацкарта — 5-6 тыс.рублей в один конец.

Еще один вариант — прилететь на самолете из Москвы в Иркутск или Улан-Удэ, а оттуда ехать по земле. Из Улан-Удэ до Улан-Батора ходят автобусы, а из Иркутска - поезд до Улан-Батора.

Граница

Между Россией и Монголией существует десяток погранпереходов. Работают они, как правило, с 9.00 до 17.00. Нужно иметь в виду, что всего три перехода — международные, то есть там могут пересекать границу жители третьих стран. То есть если вы не гражданин Монголии или России, пересечь границу можно будет только в Кяхте (Бурятия), Ташанте (Республика Алтай) и в Наушках (Бурятия). Учтите, что основной переход, расположенный в Кяхте, — автомобильный, пешком его пересекать нельзя, так что если едете автостопом, придется на границе вписываться в какую-то машину.

Климат

Погода в Монголии переменчивая, с резкими колебаниями температур. Зимой очень холодно (Улан-Батор даже считается самой холодной столицей мира) — от 25 до 30 градусов мороза, летом обычно жарко — от 25 до 35 градусов тепла. Летнюю жару смягчают ветра, гуляющие по монгольской равнине, но они же создают иной раз большие трудности. Пару раз дуло так сильно, что палатку установить было просто невозможно (при этом на равнине часто невозможно найти никакого укрытия от ветра). Даже не представляю, как жутко здесь должно быть зимой при таком ветре.

Деньги

1 доллар равен 1422 тугрикам, 1 рубль — 48 тугрикам. Поменять деньги на все путешествие лучше сразу в Улан-Баторе. В остальной Монголии банки встречаются в количестве, не превышающем пределы статистической погрешности.

Как и белорусские рубли, монгольскую тугрики существуют исключительно в бумажном виде, поэтому в ходе путешествия возникает ощущение, что у вас куча денег.

Дороги

До путешествия в Монголию я думал, что в России нет дорог. Теперь я понял, что в нашей стране дороги все-таки есть, причем даже неплохие, потому что монгольские дороги — это тихий ужас. Только с севера на юг (из России в Китай) через Улан-Батор идет приличная асфальтированная дорога, плюс есть участки от Улан-Батора на запад до Арвайхээра с ответвлением на Хархорин и от Улан-Батора на восток до Ундэрхана.

Остальные же дороги, включая важнейшие трассы, соединяющие запад и восток страны — это обычно три-четыре накатанные колеи в степи, которые сходятся-расходятся и ведут от одного городка к другому.

Между населенными пунктами нет ни заправок, ни кафешек, ни километровых столбов, ни дорожных указателей, ни гаишников, ни сотового покрытия — только голая равнина, по которой каждый едет так, как ему вздумается. Впрочем, качество дорог такое, что нарушить скоростной режим не удастся при всем желании, а обилие колей сводит столкновения к минимуму. Рельеф обычно такой, что можно даже съехать с колеи и ехать по степи в любом направлении.

По таким дорогам некоторые умудряются ездить даже на простых легковушках, но все же лучше использовать японские внедорожники или российские УАЗики. Последние, кстати, предпочтительнее, потому что у монголов они очень распространены и, случись что, вы быстро найдете запчасти. Еще монголы ездят на мотоциклах, корейских микроавтобусах, японских грузовиках, российских КамАЗах. Иностранные туристы обычно передвигаются на джипах и мотоциклах. На трассе мы встречали путешественников четыре раза: поляков на мотоциклах, австралийца на мотоцикле, группу французов на джипах и компанию корейцев на микроавтобусе.

Если едете на своем транспорте, обязательно запаситесь GPS-навигатором:

вместо дорог здесь направления, так что вполне реально заблудиться, уехав случайно по колее, ведущей в какую-то отдаленную деревню. Карту лучше покупать на монгольском языке — тогда будет проще выяснить у кочевников, где вы находитесь и куда вам ехать. Если же будете путешествовать автостопом, можно в принципе обойтись без навигатора: водители обычно знают дорогу и едут от одного города до другого. Главное — выяснить, куда именно едет водитель, а дальше доверить ему поиск верного пути.

Автостоп

Монголия — самая сложная для автостопа страна из всех, где я был. Тем не менее ездить автостопом здесь интересно и забавно, и если у вас есть в запасе время, можете прокатиться таким образом.

Только учтите некоторые особенности монгольского автостопа.

Первая и главная проблема — низкий трафик. Очень хорошо ездить только по асфальтированным трассам. Еще довольно оживлена трасса от погранперехода в Ташанте до Улан-Батора (через Улаангом и Цэцэрлэг), хотя и здесь иногда можно прождать попутку несколько часов. На остальных же дорогах машины проходят крайне редко — вплоть до трех-четырех машин в день. Так что запаситесь терпением, а еще книжками, журналами или кроссвордами — можно будет хоть чем-то занять себя, пока будете полдня сидеть у трассы. Короче, «в рюкзаке моем сало и спички и Тургенева восемь томов» — это как раз про Монголию.

Нам иной раз так надоедало сидеть у дороги, что мы брали рюкзаки и шли пешком, поэтому у многих монголов — водителей и местных жителей — складывалось ощущение, что мы так и идем по их стране. Сущность автостопа им объяснить сложно, поэтому так даже лучше. Еще учтите, что между областными центрами (если эта дорога не ведет в Улан-Батор) трафик совсем низкий. Например, из Улаангома в Мурун вряд ли можно будет попасть напрямую, потому что основной поток машин в Улан-Батор идет южнее, через Цэцэрлэг. А уж по местным дорогам автостопить даже не стоит и пытаться, если не хотите застрять где-то на неделю.

Вторая проблема — это выбор нужной колеи для голосования.

Легче всего на выезде из крупного города: обычно несколько километров до и после крупного населенного пункта идет одна асфальтированная дорога, так что достаточно выйти из города и начать голосовать у этой дороги. По-другому дело обстоит в степи или у небольших городков и деревушек: здесь колеи могут расходиться на расстояние до полукилометра и выбрать из них нужную довольно сложно. Иногда можно ориентироваться по линиям электропередач (обычно столбы стоят вдоль основной колеи), но это правило не всегда срабатывает. Лучше всего найти какое-то возвышение, откуда открывает вид на окрестности, следить, на какой именно дороге появится машина, и в случае чего быстро двигать туда. Если вы замашете руками, а водитель увидит вас, он, скорее всего, остановится или даже повернет и доедет до вас.

Третья проблема — переполненность машин.

За время путешествия мы только два раза ехали в машине, где был один водитель. Обычно же помимо него в машине есть пассажиры, которые, как правило, занимают все места. Интересно, что машины останавливаются, даже если переполнены (выяснить, не случилось ли с вами чего), но сесть в остановившуюся машину удается далеко не всегда. Иной раз приходилось ехать в машине вчетвером-впятером на заднем сиденье, посадив на колени монгольского ребенка, иной раз — лежать на багаже в кузове грузовика, покрываясь пылью и песком, иногда — сидеть на спальнике в кабине дальнобоя, слегка потеснив кучу вещей и дальних родственников водителя, которых он взял с собой. Короче, комфорта не ждите.

И четвертая проблема — деньгопросность местного населения.

В принципе денег за подвоз ожидают все, но большинство уговаривается подвезти бесплатно. «Денег нет» по-монгольски — «мунго байхго». Перед посадкой в машину всегда один-два раза стоит произнести эти слова. Только четыре раза водители, услышав такую фразу, разочарованно ехали дальше — и все эти разы дело происходило на оживленном участке трассы, где мы довольно быстро ловили следующую машину. В остальных же местах водители понимают, что следующую машину ты будешь ждать еще полдня и после тяжелых раздумий все-таки кивают — мол, залезай. Впрочем, дальнобойщики и зажиточные уланбаторцы на джипах делают это без долгих раздумий. Но все равно немного тяжело — особенно после России, где про деньги у автостопщиков практически никто из водителей не спрашивает (я, например, уже даже не предупреждаю о том, что еду бесплатно).

Если же не позволяют средства, но позволяет время, используйте велосипед — это будет ненамного медленнее, а если вы опытный велобайкер, то, может, даже быстрее, чем автостопом. Так, например, участок от Баянхонгора до Алтая длиной в 390 км мы проехали за три дня. А на участок от города Баян-Уул до пограничного перехода Верхний Ульхун длиной 49 км у меня ушел целый день (тут вообще мог дойти пешком за то же время).

Но как бы ни был сложен автостоп в Монголии, он все же помогает поближе познакомиться с местной жизнью, пообщаться с монголами, многие из которых знают русский язык. Так что если перечисленные трудности вас не смущают, собирайте рюкзак — и вперед.

Рейсовый транспорт

Только в Улан-Баторе есть какое-то подобие автостанций, с которых автобусы по определенному расписанию и тарифам уходят в разные областные центры. В других же городах автобусы ездят как бог на душу положит.

Путеводители рекомендуют искать микроавтобусы на городском рынке. Там же можно найти водителей, которые едут в другие города и ищут попутчиков для компенсации расходов. Lonely Planet почему-то именно это называет «автостопом» (hitch-hiking), то есть рекомендует пойти на рынок и найти такую машину. Не знаю, по-моему, традиционный автостоп всё же эффективнее.

В ценах на автобусы ориентироваться было довольно сложно. Например, от Улан-Батора до Луна (130 км) мы ехали за 6 тыс. тугриков, но от Улан-Батора до Дархана (220 км) моя попутчица ехала за те же деньги. Хотя, может, дело в том, что до Дархана нужно ехать по асфальтированной дороге, а часть пути до Луна - это уже описанная колея в степи.

Ночлег

Каждому, кто путешествует по Монголии, нужно непременно хоть раз переночевать у кочевников. Сделать это просто, достаточно подойти к юрте в степи и вежливо напроситься в гости. Во время нашей единственной вписки в юрте мы поступили вообще очень деликатно: спросили, можно ли поставить палатку рядом с юртой, но потом, пока мы сидели и отдыхали после жаркого дня, нас пригласили в саму юрту. В общем, если оказались в степи и рядом будет юрта — смело напрашивайтесь в гости. Лучше взять заранее конфет и шоколадок, чтобы раздать детям. Поставьте что-то на стол к чаю — и все будут счастливы. Если повезет, попадете на обильный ужин.

Еще один хороший вариант ночлега — придорожные кафешки.

Почти в каждой есть одна или несколько больших кроватей шириной 4-5 метров, где может бесплатно переночевать любой, кто закажет ужин или завтрак в этой забегаловке (обычно ужин на одного стоит 2-3 тыс. тугриков). Правда, на той же кровати будут спать еще несколько человек, но вольных путешественников при наличии собственного спальника это, думаю, не смутит.

В крупных городах есть и гостиницы. Мы останавливались в них два раза. В городе Арвайхээр номер на двоих стоил 11 тыс. тугриков, в Алтае 15 тыс. тугриков. В первой гостинице не было душа, во второй горячей воды. Но если что, в городах можно найти общественные бани и принять там душ за 1-2 тыс. тугриков.

В особо раскрученных среди туристов местах есть гестхаузы и хостелы, в том числе эдакие юрточные кемпинги (несколько юрт, в которых можно переночевать). Впрочем, тем, кто ночевал в настоящей юрте, это будет не особо интересно: внутри нет никаких атрибутов кочевого быта, только несколько кроватей и тумбочек. В Хархорине такой гестхауз стоил 5 тыс. тугриков с человека.

Ну и, конечно, огромный выбор ночлега имеется в Улан-Баторе.

Во-первых, это единственный город, где живут более или менее активные члены Hospitalityclub и Couchsurfing, так что без проблем можно найти бесплатный ночлег. Во-вторых, тут есть гостиницы, хостелы, гесхаузы на любой вкус и карман.

Еда

Вегетерианцам в Монголии делать нечего. Все овощи и фрукты завозят из Китая, а сами монголы делают и едят почти все из мяса или молока. Только в Улан-Баторе можно найти овощные салаты, в остальных местах такая роскошь — редкость. Я всегда был мясоедом и антивеганом, но тут даже начал испытывать ностальгию по винегрету или томатно-огуречному салату. Так что будьте готовы, если вы совсем не переносите мяса, закупить нужные продукты в Улан-Баторе и везти их с собой.

Самое популярное блюдо в Монголии — буузы, известные тем, кто бывал в Иркутской области или Бурятии, под именем «позы».

Это мелкорубленое мясо, завернутое в тесто и приготовленное на пару. Очень вкусная и питательная вещь. Чтобы наесться, мне хватало 4-5 штук. Стоят обычно 300 тугриков за штуку. Другая популярная еда — хушуур, напоминающий наш чебурек и стоящий 300-400 тугриков за штуку. Также популярна «цуйван», лапша с кусочками мяса и картошки. Она стоит 2-2,5 тыс. тугриков. Этими тремя блюдами мы в путешествии в основном и питались.

Еще в Монголии очень много интересных молочных блюд, но они, как правило, в столовках не продаются — нас угощали ими либо в юртах, либо в машинах.

Особенно запомнились сыр, по вкусу напоминающий творог, очень вкусное кремообразное масло и слабоалкогольный напиток на основе молока, напоминающий кумыс. Главный безалкогольный напиток — чай с молоком. В Улан-Баторе мне он не понравился, но потом за неимением выбора пришлось его полюбить. Подается он обычно без сахара, слегка подсоленный (впрочем, я этой соли особо не чувствовал). В столице в чай также добавляют немного масла, но в провинции такого нет. Весьма питательная вещь. Стоит 100-200 тугриков за чашку, а иногда подается и вовсе бесплатно.

Как и во всех остальных аспектах, Улан-Батор и остальная Монголия — это две большие разницы.

В столице выбор еды велик и разнообразен. Тут есть как дешевые столовые с упомянутыми выше блюдами и ценами, так и пафосные рестораны с итальянской, японской и прочими кухнями на любой вкус и карман. Мы один раз как-то забрели даже в вегетерианское кафе.

Дешевую столовую обычно можно опознать по слову «газар» на вывеске.

Что касается продуктов, то тут тоже большая разница между столицей и провинцией. В Улан-Баторе много магазинов и супермаркетов с хорошим выбором продуктов, в других городах — преимущественно маленькие лавки, выбор в которых меньше, чем в любом российском сельском магазине. Обычный их набор — газировка, водка, шоколадки-печенья и, если повезет, огромный кусок мяса в холодильнике. Даже хлеб попадается редко. Магазин можно опознать по слову «дэлгуур» на вывеске.

Кафешки и большие магазины встречаются только в городах, поэтому, учитывая качество дорог и низкий трафик, лучше всегда иметь при себе запас воды и еды хотя бы на один день.

Язык

В Монголии достаточно много людей говорит по-русски. Один раз нас даже подвозила выпускница филфака МГУ. Из встреченных водителей большая часть знала хотя бы несколько слов и фраз по-русски, а примерно с каждым третьим можно было даже вполне сносно объясниться.

Но всё же специально рассчитывать на то, что вам попадутся русскоязычные монголы, не стоит.

Попробуйте немного поучить монгольский, это сильно облегчит вашу жизнь в путешествии и поможет гораздо лучше узнать местную жизнь. Я, к сожалению, знал лишь несколько важных для путешественника фраз, а остальное дополнял русскими словами и жестикуляцией. Но если жестами я еще мог сказать «можно ли тут поставить палатку?» или «остановите здесь, пожалуйста», то задать более сложные и интересные вопросы («а как дети кочевников ходят в школу?», «а чем вы топите печку?» и т. д.) уже не получилось.

Английский язык народ знает гораздо хуже, чем русский. В основном этим может похвастаться образованная молодежь, столичные попрошайки и работники туристической сферы.

Интернет и связь

Есть несколько сотовых операторов, из которых нам порекомендовали Mobicom. На дороге сотовая связь, естественно, не действует, но почти во всех крупных и мелких населенных пунктах покрытие есть. Одно-два интернет-кафе встречаются в большинстве областных центров и в изобилии распространены в Улан-Баторе.

Монголия – азиатское государство, граничащее с Россией и Китаем. Страна не имеет выхода к морю.

Основа рельефа – плато, приподнятое на высоту 900 – 1500 метров над уровнем моря, и горные хребты, а также – пустыня Гоби. По территории Монголии проходит южная граница вечной мерзлоты.

Общая площадь – 1 564 116 кв. км, численность населения – 3 000 000 человек, среди которых 95% составляют монголы, 5% - тюрки, 0,1% - китайцы и русские. Монголия – страна с самой низкой плотностью населения в мире. Официальная религия – тибетский буддизм. Официальный язык – монгольский.

Столица – город Улан – Батор.

Города Монголии

Улан – Батор, ведущий свою историю с 1639 года, – главный город страны, без посещения которого не будет полноценного представления о Монголии. Здесь гармонично сочетаются современная архитектура и древние храмы, иномарки последнего года выпуска и всадники в национальной одежде, ночные клубы и религиозные ценности. Юные туристы любят посещать городской Парк аттракционов. В Улан – Баторе приветливые местные жители, превосходная национальная кухня, шикарный шопинг (кстати, лучший рынок кашемировых изделий Наран – Тул находится именно в Улан – Баторе) и, конечно же, экскурсионная программа. Большое количество гостей собирается на ежегодный фестиваль Наадам, проводимый с 11 по 13 июля, где можно окунуться в национальную атмосферу и понаблюдать за мастерами по стрельбе из лука, борьбе и джигитовке.

Как добраться до Монголии

Прямого авиасообщения между Беларусью и Монголией не существует.

Самым оптимальным вариантом будет перелет по маршруту Минск – Улан – Батор с одной стыковкой (например, в Москве или в Пекине) авиакомпаниями «Аэрофлот» или Air China. Время в пути составит около суток (с учетом стыковок), стоимость билета «туда – обратно» - от 1300 долларов США на одного человека.

Из Москвы в Улан – Батор курсирует поезд (время в пути – 101 час).

Климат Монголии

Территория Монголии находится под влиянием резко континентального климата.

Средняя температура воздуха летом составляет от +15 до +40 градусов, зимой – от -10 до -35 градусов, в зависимости от области. Разница между дневными и ночными температурами зимой может достигать 30 градусов. Число солнечных дней - 260 в году.

Годовое количество осадков находится в пределах от 100 мм до 500 мм. Дожди идут, как правило, с середины июля по сентябрь. Снег в горах может лежать в течение всего календарного года. С мая по июнь возможны пыльные бури.

Лучшее время для путешествий по стране – период с середины мая по октябрь.

Гостиничная база Монголии представлена современными отелями от 1* до 5* только в городе Улан – Баторе. Здесь Вы встретите прекрасное обслуживание и комфортные условия проживания. Стоимость номера в гостинице 5* - от 180 долларов США с человека. Завтраки, как правило, включены в стоимость.

Вне Улан – Батора основными видами размещения являются юрты («гэры»), причем от аналогов кемпингов до VIP – размещения со всеми удобствами. Питание – полупансион или пансион, стоимость – от 35 долларов США в сутки.

Банки, деньги, обменные пункты

Валюта Монголии – тугрик. Хождение имеют бумажные банкноты достоинством 1,3,5,10,20,50,100,500,1000,5000,10 000 тугриков и монеты номиналом 20,50,100,200 тугриков. К расчетам принимаются и доллары США (правда, неофициально).

График работы банков и специализированных обменных пунктов:

С 9.00 – 9.30 до 12.30 и с 14.00 до 15.00 – 17.00

Произвести обмен валюты можно в банках Улан – Батора, в «обменниках» и в некоторых гостиницах. Не рекомендуется обменивать деньги у «уличных» менял. Банкоматы также расположены только в столице. В провинции обменять валюту практически невозможно.

Кредитные карты основных мировых платежных систем к расчетам принимаются только в крупных банках, отелях и некоторых магазинах Улан – Батора. С трэвел – чеками (желательно в долларах США) работает только Банк Развития и Торговли Улан – Батора.

Чаевые не обязательны, но и не запрещены – 5 – 10% от общей суммы в знак благодарности будут приняты обслуживающим персоналом с радостью.

Безопасность туристов

В общем и целом Монголия – страна, безопасная для путешествий, но соблюдение элементарных правил поведения убережет Вас и Ваших близких от мелких и крупных неприятностей:

  • Ценные вещи, крупные суммы денег и документы желательно оставлять в сейфе отеля
  • В местах большого скопления людей не рекомендуется оставлять без присмотра личные вещи
  • Следует быть предельно осторожными за пределами городов – можно столкнуться со стаями одичавших собак
  • Не следует путешествовать по степи без сопровождающего гида
  • Перед поездкой следует принять профилактические меры против заболеваний чумой, холерой, тифом, менингитом, гепатитом С и бешенством
  • Перед выходом на улицу рекомендуется воспользоваться солнцезащитным кремом
  • Воду для питья, чистки зубов или создания льда желательно брать бутилированную
  • Употреблять в пищу мясо, рыбу и молоко следует только после предварительной тепловой обработки
  • Перед употреблением в пищу овощей и фруктов их следует тщательно вымыть, с фруктов – снять кожуру, овощи – подвергнуть тепловой обработке
  • При посещении храмов следует соблюдать дресс – код – плечи, грудь и колени должны быть закрыты
  • Нельзя шутить с именем Чингисхана – это основатель Монголии
  • Нельзя прикасаться к голове другого человека, особенно ребенка
  • Нельзя поворачиваться спиной к старшим
  • Нельзя шутить с огнем – затаптывать, бросать туда мусор и заливать водой

Транспорт

Учитывая большую протяженность Монголии, самым удобным средством передвижения здесь является самолет. Внутренние авиаперевозки осуществляются между Улан – Батором и основными населенными пунктами страны. Стоимость билетов невелика, но для иностранцев – дороже, чем для местных жителей.

Железнодорожное сообщение развито не совсем хорошо – существует только одна пассажирская линия, связывающая Улан – Батор, Дархан, Сух – Батор и Эрдэнэт.

Основные населенные пункты связаны автобусными маршрутами. Существует расписание движения, которого местные водители придерживаются практически всегда.

Городской транспорт Улан – Батора – это троллейбусы, автобусы и маршрутные такси. Стоимость проезда – 500 тугриков. Общественный транспорт находится в плохом техническом состоянии, всегда забит людьми, двигается без расписания.

Стоимость проезда в такси – 500 тугриков за 1 км пути, конечный расчет – исходя из показаний спидометра.

На озере Хубсугуле развит водный транспорт.

Брать автомобиль напрокат настоятельно не рекомендуется и лишено смысла – дороги плохие, правила местными водителями не соблюдаются, основные туристические объекты находятся на большом расстоянии друг от друга, передвигаться самостоятельно по пустыне Гоби очень опасно. Тем, кто отважится самостоятельно сесть за руль, необходимо будет предъявить:

  • Международное водительское удостоверение
  • Кредитную карту или наличные (от 50 долларов США в день)

Полноприводный автомобиль вместе с водителем можно нанять за 70 долларов США в сутки.

Развлечения, экскурсии, достопримечательности

Достопримечательности столицы – города Улан – Батора – начинаются, как и везде, со Старого города – площади Сухэ – Батора с памятником этому национальному герою и колоколом Мира, со зданиями Парламента, Биржи и Дворца культуры. Далее – визитная карточка города – монастырь Гандан («великое место абсолютного счастья»), символом которого является статуя Будды долголетия высотой в 26 метров. Внутри статуи – 27 000 кг сухих лекарственных трав и 2 000 000 свитков с мантрами. Не менее значим для истории страны и монастырь ламы Хойдзиню, включающий 5 храмов, 5 ворот, Музей буддистского искусства с уникальными экспонатами. Одним из самых посещаемых мест Улан – Батора является дворцовый комплекс Богдыхана – последнего императора. Весьма познавательны и увлекательны городские музеи – Естественной истории, Изобразительных искусств, Национальный исторический, Театральный, Интеллектуальный, Центр буддийской медицины, Шаманский центр.

Большое количество туристов приезжает в археологический парк Каракорум, где можно увидеть достопримечательности 13 – 16 веков – ханский дворец, квартал ремесленников, первый буддийский монастырь Монголии и наскальные рисунки первых поселенцев этой территории.

Природными достопримечательностями Монголии являются озеро Ховсгол (самое глубокое в Центральной Азии), долина реки Селенги, впадающей в озеро Байкал, гора Богдо – Уло (место рождения Чингисхана) и пустыня Гоби, в которой находятся самые большие в мире залежи костей ископаемых животных.

Любители активного времяпрепровождения занимаются рафтингом, спортивной рыбалкой, совершают конные туры и мотопробеги, а также проживают в юртах на высокогорных пастбищах.

Кухня и рестораны

Национальная кухня Монголии практически не подвергалась влияниям других кухонь мира и существует почти в первозданном виде. Основные продукты – это мясо (баранина, может быть говядина, конина, мясо яков и сайгаков), рис, горох и другие бобовые, дикорастущие ягоды, травы и коренья, молочные продукты (кумыс, ряженка, сушеный творог, сыр).

Самыми популярными блюдами Монголии являются следующие:

  • «боодог» - мясная грудина, зажаренная изнутри раскаленными камнями «хорхог» - слабо проваренное мясо без соли и специй
  • «бахан» - козленок, запеченный прямо в шкуре
  • вареное овечье сало
  • жареные бараньи гениталии
  • «борц» - вяленое мясо
  • «хушур» - блины с начинкой из мяса и лука
  • «буз» - паровые пельмени
  • мясная лапша
  • пирожки с начинкой из сырого мяса
  • «хашур» - пирожки с кониной, жаренные в масле

Из напитков – кислое молоко «Айран», кумыс, монгольский чай (плиточный чай с молоком, солью, маслом, поджаренной мукой или слегка обжаренным курдючным салом)

Из алкоголя – водка «Архи» (из кобыльего молока), «Айраг» (домашний самогон), «Шимин Архи» (крепостью около 12%), неплохое местное пиво

Шопинг и магазины

Магазины Монголии работают по индивидуальному графику.

Чаще всего из Монголии привозят кашемировые и медные изделия, одеяла из верблюжьей шерсти, украшения, ковры, предметы национальной одежды, всевозможные статуэтки.

Таможня

Ввозить иностранную валюту можно в пределах 2000 долларов США (или в эквиваленте). Вывозить – в пределах ввезенной суммы.

Ввозить местную валюту можно в пределах 815 тугриков. На сумму, превышающую данное количество, необходимо банковское разрешение.

Следует задекларировать ввозимые предметы истории, художественные произведения и электронные компоненты.

Разрешено ввозить:

  • До 200 сигарет или 50 сигар или 250 г табака
  • До 1 л крепкого алкоголя, до 2 л вина, до 3л пива
  • Товары личного пользования - на сумму не более 1000 долларов США на человека

Запрещено ввозить и вывозить:

  • Наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые и отравляющие вещества
  • Неконсервированные мясопродукты
  • Оружие и боеприпасы без соответствующего разрешения
  • Образцы растительных и животных тканей, крови и препаратов на ее основе
  • Порнографическую кино – видеопродукцию

Стоимость каждого вида вывозимых изделий не должна превышать 500 долларов США.

Не нашли подходящий вариант отдыха – передайте хлопоты по организации поездки нашим профессиональным менеджерам, заполнив , и они оперативно свяжутся с Вами! Мы можем отправить Вас в любую точку планеты!



Похожие статьи
  • Паленке, мексика - «путешествие в мексику!

    - Инструктор во выживанию РГУФК. Историк - история центральной Америки. Древние Храмы, Затеряные в джунглях деревни, Пирамиды и лазурные пляжи Юкатана. 1-ый день Прилет в Канкун – город, который входит в пятерку лучших курортов мира. Переезд...

    Дворцы
  • Сокровища и артефакты «Титаника

    Пассажирский лайнер "Титаник", погрузившись в океанскую бездну, не пропал бесследно и оставил после себя множество артефактов, ценных предметов, семейных реликвий, которые находились на корабле в момент крушения. Сейчас все эти вещи можно найти в...

    Дворцы
  • Озеро кроноцкое на карте

    Гляди на озеро: ни солнце, ни звезда, ни дубы, хоть отражаются столь ярко, не оставляют в нем следа. Владимир Набоков Кроноцкое озеро - живописный памятник природы Камчатского полуострова. Одно из самых больших по своему размаху, оно...

    Горы и вулканы