Неподалеку от александрийского парка этот. История александрии

13.01.2024

Огромная территория Александрийского парка выполнена в вольном пейзажном стиле, и служит романтичным преддверием роскошной столицы фонтанов.

В 1725 году, в самый расцвет своей головокружительной карьеры, весь участок в 115 гектаров приобрел А. Меньшиков. Некоторые источники утверждают, что земля была пожалована Петром Первым в дар своему сподвижнику. Царский фаворит незамедлительно начал строительство личного дворца с громким именем «Монкураж» (Моя отвага). Но внезапная опала прервала и карьеру Меньшикова, и его незавершенный проект. Князья Долгорукие, получившие после него эти земли, тоже недолго числились владельцами.

Императрица Анна Иоанновна, ставшая следующей владелицей, вроде бы и занялась обустройством участка, создав на его территории Охотничий парк. Были построены обширные загоны для зверей (завезены были даже тигры), егерские флигеля. Успели и поохотиться: Анна Иоанновна была любительницей пострелять дичь из специально оборудованного павильона. Но в 70-х годах 18-го столетия местом Царской загородной резиденции было выбрано Царское Село и только развившееся охотничье хозяйство быстро пришло в упадок, а участки стали использоваться под огороды и выгоны для скота. Через два десятка лет от недостроенного Меньшиковского дворца остались жалкие руины, а изящный охотничий павильон Анны Иоанновны был растащен на доски.

Александрийский парк - годы расцвета

Следующим владельцем земель Александрийского парка стал император Николай Первый. С него и началось благоустройство живописного участка, отданного в дар любимой супруге – Александре Федоровне, и нареченного ее именем. На верхней террасе строится летняя резиденция в готическом стиле, а на нижней (прибрежной) создается искусственное озеро дивной красоты.

Настоящим чудом архитектуры стала замечательно вписавшаяся в ландшафт парка Готическая капелла в честь Александра Невского – домашняя небольшая церковь для членов царской семьи. Постройку удивительной красоты, легкости и изящества отличают самые выразительные элементы готики: витражные окна, статуи, богатый художественный декор.

Могила П. Эрлера - создателя этого великолепного памятника и романтического ландшафта всего парка, находится неподалеку от Капеллы. В течение 20-ти лет под его руководством формировался пейзажный стиль Александрийского парка.

От Нижнего парка Александрия отделена каменной стеной. Рельеф местности как нельзя лучше подходит именно для пейзажного стиля. Уютные привольные поляны чередуются с оврагами и возвышенностями, их пересекают петляющие дорожки и тенистые аллеи, свободно заросшие деревьями. Все в Александрии дышит сельской вольностью. Суровый Руинный мост из грубого камня словно ожидает романтического героя – храброго рыцаря в доспехах. Море – а оно видно из многих точек парка, лишь усиливает этот свободный мотив.

Впечатляет зеленое разнообразие Александрийского парка – липы, березы, клены, ясени, тополя. Прижились и диковинные экзоты, завезенные из дальних стран.

Архитектурные постройки Александрии

Почти все архитектурные формы носят в большей или меньшей степени готические элементы. Самое оригинальное сооружение – уже упомянутая Капелла. На месте Меньшиковских руин, на верхней террасе построен дворец в английском стиле «под готику» - Коттедж. От дворца открывается красивейшая панорама на Финский залив.

Несмотря на готическую наружность, внутри Коттедж обустроен в типично русском романтическом стиле. Фасады дворца были украшены придуманным специально для Александрии гербом. Его автором был знаменитый поэт В.А. Жуковский – и герб получился очень поэтичным: внутри нежного венка из белых роз – обнаженный меч.

Создатели стремились подчеркнуть пасторальный характер резиденции – и недалеко от дворца выросла Ферма с хозяйственными постройками. Позже она была перестроена в солидное здание, которому от фермы осталось лишь имя – «Фермерский дворец».

Последнее сооружение – четырехэтажный дворец Николая Второго (Нижняя дача) на берегу моря. Его стены хранили память о важнейших событиях в жизни царской семьи. Здесь Николай подписал манифест об участии России в Первой Мировой войне. Здесь только что обвенчавшиеся Николай Второй с супругой Александрой Федоровной прожили первое семейное лето. Здесь родился их сын – цесаревич Алексей. Как и многие комплексы Петергофа, Александрия сильно пострадала во время войны 1941-1945 г.г. От Нижней дачи остались руины. В настоящее время архитекторы разрабатывают проект его восстановления.

Остальные сооружения Александрии полностью восстановлены, и парк являет собой лучший образец пейзажного стиля.

Из истории Петергофских памятников

Октябрьская революция оставила свой след в истории Александрии – в парке открыли музей одного события – железнодорожный вагон царского поезда, в котором Николаем Вторым был подписан Акт об отречении от престола. В соседнем вагоне была размещена экспозиция о крушении царской власти и империалистической войне. В 50-е годы 20-го столетия неуместные памятники-вагоны были вывезены с территории Александрийского парка.

В Белой Церкви находится один из лучших парков Украины — Александрия, являющийся памятником садово-паркового искусства XVIII-XIX вв. Его красотой в свое время восхищались А.С. Пушкин и Т.Г. Шевченко, здесь бывали декабристы С. И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин. Парк возник как загородная резиденция графа К. Браницкого в конце XVIII в. по проекту и под руководством итальянского мастера Д. Ботани и садовника А. Станге. В дальнейшем в парке работали и другие мастера. Александрия служит прекрасным примером романтического парка. Парк создавался на месте природной дубравы у р. Рось в окружении полей и лугов. Гармонично сочетание его зеленого убранства с великолепными парковыми постройками, зеркальными прудами и долиной реки. Ландшафтный дизайн и рельеф территории с уклоном к реке и перепадом высот 27 м, выход скальных пород, особенно над р. Рось, у подножия Палиевой горы определили необычайную живописность планировки, ее естественность. Основа парковых композиций — природный лесостепной ландшафт, представленный здесь дубовым лесом в сочетании с полянами, лугами, речной долиной. В парке как бы продолжается ландшафт окружающих лесов, полей и пойменных лугов.

В композиции плана и стилевой направленности архитектурных объемов и сооружений Александрия имеет общие черты с другими парками романтического стиля. Здесь мы видим водопад "Руины", Турецкий домик, колоннаду "Эхо", Китайский мостик, множество водных зеркал. Стиль архитектуры — поздний классицизм. Наряду с элементами пейзажной планировки в наиболее посещаемой части парка имели место и элементы регулярности — партер у дворца, аллеи: Главная, Еловая, Березовая и Сосновая. Эмоциональное воздействие парковых пейзажей не случайно. Это результат продуманного построения парковых перспектив и всестороннего учета архитектонических и живописных качеств ведущих пород, использованных при формировании парковых пейзажей. Этим объясняется их высокий эстетический эффект во все времена года — летом и зимой, весной и осенью. По первоначальному проекту парк делился на два района — восточный, собственно парковый, благоустроенный, и западный — лесопарковый, с охотничьими угодьями и лесной растительностью. В восточном районе размещались дворцовый ансамбль Дединец, все декоративные павильоны, скульптура, пруды с водопадами, фонтанами и мостиками и основные узлы парковых композиций — Большая и Малая поляны, Дубрава. На границе западного и восточного районов в окружении цветников расположен бывший экономический корпус (ныне административное здание) — памятник архитектуры XVIII в.

Парк, заложенный два столетия назад, достиг кульминации в своем развитии в середине прошлого столетия. В его первоначальный замысел были внесены изменения, особенно архит. А. Энсом, проработавшим в парке около 50 лет. Наиболее привлекательным всегда было и остается композиционное ядро парка — Большая поляна, покрытая зеленым ковром цветущих трав и мощными группами вековых деревьев. С раннего утра и почти до захода солнца она залита ярким светом, придающим пейзажу легкость и прозрачность. Отсюда хорошо просматриваются белоколонный павильон Эхо, романтические Руины с прудом и каскадом, арочный мост, вековая парковая дубрава — жемчужина Александрии и долина р. Рось с далекими просветами на город, окрестные луга и лес.

Большой исторический интерес представляет поставленная в парке в 1829 г. в честь русско-болгарской дружбы композиция «Варна» — отклик на братскую помощь России в освободительной борьбе болгарского народа против турецкого ига. На окруженном рвом небольшом острове — два обломка скалы, стянутые обручем. В образованной нише стояла скульптура. Одно из замечательных сооружений парка — колоннада "Эхо" (конец XVIII — начало XIX вв.). Она замыкает одну из перспектив Большой поляны. Есть предположение, что её автором является архитектор И.Е. Старов, работавший в конце XVIII в. на Украине. Полуциркульная галерея замыкается двумя объемными ризалитами. Фасад представляет собой открытую колоннаду из четырнадцати колонн ионического ордера. Входы ризалитов оформлены портиками. Замечательная особенность колоннады — ее акустика, позволяющая услышать даже шепот в дальнем конце дания. Традиционные романтические руины, представляющие как бы развалины здания, фактически выполняют роль подпорной стенки плотины. В этом двухъярусном сооружении устроены водопад и видовая площадка над ним. Здесь растут замечательные деревья парка — раскидистый с широкой кроной дуб красный, мощные группы и одиночные экземпляры ели обыкновенной, сосны веймутовой, березы бородавчатой, дуба обыкновенного, сосны черной, гледичии, столетнее тюльпанное дерево с крупными белыми цветами — редко произрастающая в лесостепной зоне экзотическая порода. Всего в парке произрастает более 600 видов и форм древесных пород и около 700 травянистых растений. По разнообразию породного состава парк может конкурировать с ботаническими садами.

Китайский мостик

Работы по формированию и развитию парка после отмены крепостного права прекратились. К началу XX в. пришли в ветхость гидросооружения, разрушились отдельные постройки — дворец, гостиные флигеля, танцевальный павильон, были изъяты из состава парковых композиций усохшие деревья и целые группы, появились самосев и случайные посадки в различных местах парка.

Годы гражданской войны и немецко-фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны нанесли парку огромный урон. Из всех сооружений остался лишь экономический корпус. В 1922 г. Александрия была объявлена государственным заповедником и до 1946 г. находилась в ведении сельскохозяйственного техникума, а затем института. С 1946 г. парк был передан АН УССР и с этого времени началась его реконструкция. В 1955 г. разработан проект реставрации и развития парка. Собственно реставрация велась с 1957 по 1968 гг. Были восстановлены все основные парковые сооружения за исключением дворца и танцевального павильона: главный вход, Ротонда, Колонна печали, Большой водопад, колоннада "Эхо", Китайский и Арочный мостики, фонтаны. Некоторые сооружения построены заново: въезд в парк, композиция Лев у радонового источника, Круглая беседка, сооружения на хозяйственном дворе. В процессе реставрации и развития растительного комплекса парка были определены ландшафтные районы парка, проведены комплексная ландшафтная оценка природных факторов территории и ландшафтная таксация существующих насаждений, организовано центральное планировочное ядро, найдено решение новых ландшафтных участков во взаимосвязи с композицией парка в целом. Была упорядочена и развита сеть аллей, обеспечены водо- и электроснабжение, канализация.

Поскольку старое архитектурное ядро — Дединец было утрачено, возникла необходимость организации нового композиционно-планировочного центра. Сложившаяся сеть аллей (их девять), отходящих от бывшего композиционного центра — дворца, прекрасно сохранилась и по-прежнему занимает доминирующее положение в композиции парка. В связи с этим было признано логичным и необходимым восстановление памятника архитектуры — дворца и танцевального павильона на прежнем месте с размещением там административной части и паркового музея с картинной галереей. В западной части парка появилось несколько ландшафтных фрагментов, мало связанных между собой: еловая аллея, полукруг каштанов и куртина елей.

Кроме того, часть территории была засажена без всякого плана массивами ореховых и абрикосовых деревьев, которые закрыли ценные ландшафтные композиции и доступ к еловой аллее. В процессе реконструкции вновь проектируемый участок был как бы заключен в рамку: с запада — плавно изогнутая стена леса, с востока — окраина парковой дубравы, с юга — Палиева гора, с севера — березовая и сосново-лиственничная рощи. Это окружение представляет собой зрелую растительность, поэтому оно сразу включилось в новый пейзаж, определило его пространственную организацию. В соответствии с породным составом этого окружения на новом участке предполагается создать гармонирующие с ним композиции: Кленовую и Тополиную поляны — в восточной части, Березовую, Ореховую поляны и Дубравку — в западной. Центром композиции этой части парка является Ореховая поляна. Чтобы выявить ее, были полностью удалены абрикосовые деревья, выборочно расчищен орешник, подсажены другие виды растительности. В результате проявилось и оформилось овальное очертание поляны. Композиция завершается доминантой из мощной группы ясеней на газоне. Ореховая поляна окаймлена дорогой, от которой расходятся шесть аллей, связывающих ее с другими парковыми участками. В композицию новой части парка включена балка с тремя плотинами. Проходящие по ним аллеи соединяют восточную часть с западной. Интересно использован бывший дикий пруд сильно вытянутой формы, на котором устроен каскад из трех прудов: Потерчата, Русалка, Водяник при Старой плотине. Вновь созданная широкая дубовая аллея, которая начинается от Дединца, проходит Дубравку, каменную плотину, раскрывает пейзажи Ореховой поляны, показывает Круглую беседку и вливается в аллею, приводящую к Палиевой горе. В восточной части парка проектируется Восточная поляна, окруженная рамкой из старых парковых насаждений. К настоящему времени выполнены большие работы по реставрации парковых сооружений и реконструкции парка. Но время постоянно выдвигает новые требования: борьба с самосевом, реконструкция поливочного водопровода, восстановление участков, на которых утрачена почти вся растительность, вынос с территории не свойственных парку функциональных зон. Парковый ансамбль как динамическая система требует постоянного внимания и продуманного ухода. Сейчас можно с полным основанием сказать, что памятник природы и культуры Александрия обретает вторую молодость, даруя человеку прекрасную гамму эмоциональных и эстетических переживаний.

Когда бываешь в замках, загородных имениях или городских резиденциях правителей или просто известных людей, то почему-то воспринимаешь их только как музеи, которые обязательно надо посетить, но не как человеческое жилье, в котором люди жили, работали, любили, растили детей, страдали, радовались… Может быть, потому что за десятилетия и даже столетия отсутствия хозяев выветрился дух дома, или многочисленные разрушения и последующие реставрации навсегда изменили здание, сделали его нежилым? Совсем иное дело в парке Александрия, который входит в известнейший дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петродворец) в Ленинградской области.

Первоначально эти земли Петр I выделил под дачи своим поданным, владельцы менялись на протяжении лет, в их числе был Александр Меншиков, затем они перешли к князьям Долгоруким, после императрица Анна Иоанновна устроила здесь парк для охоты. И только в 1825 году владельцем стал император Николай I, который подарил эти владения своей супруге Александре Федоровне (в девичестве прусская принцесса Фридерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина) и в ее честь имение было названо «Александрия». В то время вряд ли мы свободно могли бы посетить эти места – личная собственность императорской семьи бдительно охранялась казаками и полицией.

Парк Александрия заложен был в 1826 году, но работы в нем продолжались на протяжении многих лет. Парк постепенно приобретал свои особенные черты, казалось, сами собой образовывались романтичные, уютные уголки, прокладывались дорожки, строились мостики… Одновременно под руководством архитектора Адама Менеласа началось строительство дачного домика или коттеджа. За три года Дворец-коттедж в готическом стиле был построен. Николай I, сын императора-рыцаря Павла I был также воспитан в романтических традициях рыцарства. Несмотря на любовные похождения, дамой его сердца всегда оставалась «Белая роза», как называли принцессу Шарлоту. Как дань рыцарским традициям, фасады Дворца-коттеджа украшает герб Александрии – щит с мечом, окруженный венком из белых роз, символ, придуманный поэтом В.А.Жуковским, учителем русского языка императрицы и воспитателем наследников.

Расположенный на двух террасах – прибрежной, которая граничит с Финским заливом и верхней, на которой расположились основные постройки, парк занимает около 115 га. С запада на восток, прямая, как стрела, парк пронизывает Никольская аллея. Это, пожалуй, единственная прямолинейная дорога в Александрии, все прочие аллейки, дорожки и тропинки вьются, изгибаются, переплетаются друг с другом, создавая причудливую сеть с таким расчетом, чтобы пейзаж просматривался наиболее эффектно с разных точек. Благодаря труду замечательного садового мастера П.И.Эрлера мы и сегодня можем любоваться прекрасным пейзажным парком, в котором группы деревьев (в основном привычных для России – березы, дубы, липы, клены, ясени, тополя) чередуются с уютными полянками и лужайками. Сохранились здесь и редкие экзотические деревья и кустарники. Умело вписан в ландшафт глубокий природный овраг, в котором с помощью плотины был сделан водопад. Вырытый перед северным фасадом дома пруд соединили с общей водной системой парка. Романтический характер парку придавали и малые архитектурные формы – беседки, садовые скульптуры и павильоны, в которых также просматривался готический стиль. Одной из интересных архитектурных находок А.Менеласа был мост, сооруженный из грубо отесанных каменных плит и гранитных валунов с перилами из березовых стволов. Мост, названный Руинным, так как рядом находились развалины меншиковского дворца «Монкураж», по иронии судьбы после войны 1941-1945 гг. сам оказался в руинах.

Пройдя мимо Руинного моста, мы увидим Фермерский дворец. Первоначально это была настоящая ферма с коровами, затем здание достраивалось, переделывалось и конце концов превратилось в настоящий двухэтажный дворец, который стал летней резиденцией следующего императора – Александра II. Есть сведения, что именно в Фермерском дворце император задумал указ об отмене крепостного права. Сама же непосредственно ферма была перенесена в специально построенный у южной границы Александрии домик, который носит название Новая ферма.

Одной из жемчужин Александрии является летняя домовая церковь царской семьи, освященная в честь Александра Невского. Многие детали этого здания были выполнены из чугуна, статуи святых сделаны из меди. Окна были украшены зеркальными витражами. В здании церкви наиболее ярко выражены элементы готического зодчества, может быть, поэтому она больше известна под названием Готическая капелла.

Между Фермерским дворцом и Готической капеллой находится величественный камень. Надпись гласит, что это надгробный памятник Петру Ивановичу Эрлеру, мастеру-садоводу, который принимал участие в создании многих парков, внес свой вклад в составление «Практического наставления для садовой команды», которое в то время активно использовали многие садоводы-профессионалы. Первоначально П.И.Эрлер был похоронен на Свято-Троицком кладбище, но в 1970 году его прах был перенесен на территорию Александрии. Недалеко от Фермерского дворца находится еще один памятник – гранитный обелиск, установленный в 1932 году. Это своеобразная дань признательности всем известным и неизвестным людям, участвовавшим в создании парков и дворцов Петергофа. Надпись на мраморной доске так и гласит: «Работным людям – строителям Петергофа». Наверное, этот памятник по праву принадлежит и современным служителям музейного комплекса Петергоф, всем рабочим, агрономам, архитекторам, смотрителям…

Более позднее сооружение – так называемая Нижняя дача или Нижний дворец, расположенный у северной границы Александрии, на самом берегу Финского залива. Началось все со строительства павильона «итальянской архитектуры» для императора Александра III, затем по повелению последнего российского императора Николая II павильон превратился в четырехэтажный дворец в итальянском стиле. Именно здесь, 12 августа 1904 года родился наследник престола, царевич Алексей. В парке Александрия у него было свое небольшое поле, на котором он посеял рожь и сам убирал ее серпом. Исполняя его завет: «Когда я умру, поставьте мне в парке маленький памятник», у Дворца-коттеджа ему была поставлена скульптура отрока в матросском костюмчике. К сожалению, до наших дней дошли только развалины Нижней дачи.

Многочисленные посетители парка и его построек отмечают, что в отличие от находящихся рядом парадных дворцов и регулярных парков, тихий, почти заповедный уголок Александрии оставляет ощущение присутствия… Кого? Наверное, бывших владельцев, членов царственной семьи Романовых, российских самодержцев. Кажется, что только что кто-то вышел из кабинета, что в парке еще раздаются голоса играющих детей, а незаконченное вышивание дождется свою хозяйку.

г. Петродворец, Санкт-Петербургское шоссе.

Территория современного парка Александрия была освоена еще до Петра I, в 1670 годах здесь были финские деревни Клементулла, Харье и хутор Поббуль.

Парк Александрия (Дворцово-парковый ансамбль «Александрия») - резиденция русских императоров XIX в. - начала XX в., расположенная восточнее Нижнего парка, она отделена от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе «Петербург - Ораниенбаум (Ломоносов)», а северная - по берегу Финского залива. Площадь парка - 115 гектаров.

Приморский пейзажный парк Александрия раскинулся на двух террасах: нижней (прибрежной) и верхней, на которой были возведены основные архитектурные сооружения ансамбля - Коттедж, Фермерский дворец и Капелла. Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи и узкие петляющие дорожки. Особое своеобразие в пейзаж Александрии привносит море, видимое из многих точек парка.

Территория, на которой расположена Александрия, принадлежала четырем владельцам, получившим от Петра I участки для дач. Согласно описям, это были участки подьячего Александра Яковлева, гвардии поручика Данилы Чевкина, генерала фельдцейхмейстера Якова Брюса и Петра Мошкова. В описи петровского времени нет имени Меншикова. Владельцы менялись уже при жизни Петра I до самого 1725 года. По некоторым данным, А. Меншиков прибрел эти земли в 1725–1726 годах. Здесь Александр Данилович начал строить дворец «Монкураж» («Моя отвага»). После опалы петровского фаворита эти земли были переданы его политическим противникам - князьям Долгоруким, которые мало заботились об их обустройстве, и в народе получили название «Долгоруковых пустых мест».

В 1730 году на русский престол вступила Анна Иоанновна. Императрица не особенно вникала в управление страной, предавалась увеселениям и тратила на них огромные средства. Как утверждают историки, императрица Анна была искусным стрелком, лихой наездницей и заправским охотником. В 1733 году эта местность становится собственностью императрицы, которая приспосабливает ее для царской охоты. В Охотничий парк («Ягд-Гартен») завозится огромное количество животных: оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров. В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней - деревянный павильон «Темпель». Именно отсюда стреляла императрица в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками. В семидесятых годах XVIII века, когда в качестве летней резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок, а из зверей сохраняются в небольшом количестве только олени, многие из которых стали ручными. За местностью укрепилось название «Олений зверинец». Часть его территории стала использоваться под выгон и огороды лейб-гвардии Драгунского полка.

К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, павильон «Темпель» разобрали.

В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Федоровне, и оно получает название «Собственная ее величества дача Александрия».

В 1826 году последовало распоряжение царя: «Строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый «котичь» со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка». С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали «коттедж». Работы возглавил архитектор Адам Менелас (1753–1831 г. г.), англичанин, приехавший в Россию в 1784 году в молодом возрасте и много лет проработавший здесь. Строительство дворца было закончено в 1829 году. Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами. Ажурные чугунные аркады с изящными цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас придавали дворцу легкость и нарядность. На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии - щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским. Этот герб имеется на всех главных постройках Александрии.

В 1840-х годах здание Коттеджа было несколько видоизменено. По проекту А. И. Штакеншнейдера с востока к нему была пристроена столовая с открытой террасой, выстланной мозаикой из разноцветного мрамора. На террасе был установлен двухъярусный мраморный фонтан со скульптурой, выполненной итальянскими мастерами.

В 1844 году в нише северной стены, обращенной к морю, была помещена мраморная статуя «Мадонна с младенцем» работы скульптора И. П. Витали. В отделке интерьеров дворца принимали участие лучшие мастера того времени. На поляне перед возвышенностью, на которой стоит Коттедж, вырыли пруд, соединив его с бегущим из оврага ручьем.

Одновременно со строительством дворца шло формирование пейзажного, романтического парка. Двадцать лет трудился над созданием парка замечательный садовый мастер Петр Иванович Эрлер, продолживший работы, начатые Ф. Вендельсдорфом и А. Гомбелем.

Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, березы и клены, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород. Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами - скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры. Так, вблизи Коттеджа стояли «готические диваны» с высокими спинками. И сейчас рядом с Коттеджем можно увидеть ажурную зеленую металлическую беседку. Романтический характер парка подчеркивал и Руинный мост, переброшенный через глубокий овраг. Он был сооружен А. Менеласом в 1827–1829 годах из грубо отесанных каменных плит вблизи бывшего Меншиковского дворца. Вместо перил лежали стволы берез. По краям на постаментах покоились массивные вазы из известняка.

Чтобы еще сильнее подчеркнуть идиллический характер резиденции, архитектор А. Менелас недалеко от Коттеджа в 1829–1831 годах построил «Ферму» с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Основание Фермы было положено выпиской из Англии породистых коров и даже пастуха (англичанина) к ним. По внешнему виду это был скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом, колонны которого были обвиты берестой.

В 1838–1839 годах по проекту уже другого архитектора - Андрея Ивановича Штакеншнейдера - к Фермерскому павильону была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились новые жилые комнаты для наследника будущего императора Александра II.

В последующие годы, вплоть до 1859 г., здание Фермы неоднократно переделывалось Штакеншнейдером и было приспособлено под летний дворец Александра II, ставшего в 1855 году императором. Хозяйство же бывшей Фермы было перенесено к южной границе Александрии в невысокое здание с маленьким внутренним двориком (дом 5 по Красному проспекту), построенное архитектором Э. Л. Ганом в 1853 году. В облике фасадов и отделке интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для построек Александрии. С восточной стороны от дворца был устроен «Собственный садик». Главным его украшением был фонтан «Ночь» - один из лучших среди украшений Петергофа.

Недалеко от Фермерского дворца архитектором Штакеншнейдером для игры детей были сооружены: крестьянская избушка, фермочка с огородом, водяная мельница, пожарная каланча и крепость с земляным валом. Интересно, что здесь, в Фермерском дворце, обсуждался указ об отмене крепостного права.

После революции Фермерский дворец был превращен в историко-бытовой музей, во время войны он был поврежден, позже отреставрирован.

Одной из самых оригинальных и интересных построек Александрии является Готическая капелла - домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского. Богослужения в ней проводились только в летнее время. Расположена она на холме вблизи Звериных ворот. Проект Капеллы был заказан берлинскому придворному архитектору К. Шинкелю. Постройку вели архитекторы А. Менелас и И. Шарлемань. Для здания церкви в 1832 году мастера Александровского литейного завода отлили из чугуна около тысячи разнообразных художественных деталей. В том же году по двенадцати моделям В. И. Демут-Малиновского на Александровском заводе из медных листов были выбиты сорок три статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и Богоматери с младенцем. На Петербургском стеклянном заводе были выполнены зеркальные стекла для витражей, установленных в розетках над порталами. В 1834 году все работы по сооружению церкви Александра Невского были закончены. Капелла - своеобразное архитектурное сооружение, гармоничное по своим пропорциям, великолепное по совершенству художественного декора из литого чугуна. В 1932 году Капелла была превращена в музей истории паркового комплекса Александрии. В годы войны зданию был нанесен большой ущерб, но позже - оно было отреставрировано.

Недалеко от Капеллы можно видеть надгробный камень на могиле Петра Ивановича Эрлера. Его имя вошло в историю паркового строительства в России первой половины XIX века. Замечательный мастер-садовод, принимавший активное участие в создании пейзажных парков Петергофа: Колонистского, Александрийского (Пролетарского), Лугового, Александрии, являлся одним из составителей «практического наставления для садовой команды», которое широко использовалось как руководство для мастеров во всех садах и парках. Умер П. И. Эрлер в Петергофе в 1857 году и был похоронен на Свято-Троицком кладбище. В 1970 году прах Эрлера был перенесен на территорию Александрии.

Последнее крупное дворцовое сооружение Александрии - четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей, так как располагался на берегу моря, в северо-восточном углу парка. Первоначально на этом месте стояла башня сигнального телеграфа, служившего Николаю для связи с Кронштадтом и Петербургом. В середине 80-х годов XIX века архитектор А. Томишко построил для Александра III павильон «итальянской архитектуры», а через десять лет он же пристройкой так называемой детской половины исполнил желание Николая II иметь в Александрии новую дачу.

Вблизи дворца на самом берегу залива были построены служебные помещения. Выдержанные в едином стиле, они создали небольшой дворцово-парковый ансамбль. Дача Николая II была свидетелем событий огромной политической важности. Так, здесь был подписан манифест о вступлении России в империалистическую войну.

В годы войны Нижняя дача была разрушена. В парке Александрии, недалеко от Коттеджа, в 1929 году был открыт необычный музей. Два вагона из царского поезда Николая II, бывшего его последней «резиденцией», были получены петергофскими музеями от Народного комиссариата путей сообщения и поставлены в парке. В одном из них последний русский царь подписал отречение от престола. В этих вагонах, сохранивших бытовую обстановку, и в специально построенном помещении была развернута выставка: «Империалистическая война и крушение царизма» со следующими разделами:
1) Причины мировой войны и участие в ней России.
2) Крушение царизма.
3) Последний рейс Николая Романова от Царского Села до Екатеринбурга.

Недалеко от вагонов Николая II стоял еще один «железнодорожный» памятник - вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая I. Во время оккупации вагоны сгорели, а их остовы были убраны уже в послевоенное время.

В 1932 году на поляне, недалеко от Фермерского дворца, был установлен еще один памятник - пирамидальный гранитный обелиск на массивном пьедестале. На мраморной доске, прикрепленной к обелиску, высечена надпись: «Работным людям - строителям Петергофа».

По материалам Е. П. Логуновой.

Одним из самых популярных туристических городов является Петергоф, расположенный в 29 километрах к западу от Санкт-Петербурга. В этом месте сосредоточено большое число памятников архитектуры и истории, музеев, фонтанов, дворцов времен царской России. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться здешней красотой.

Так, например, Александрийский парк является одной из главных достопримечательностей и излюбленным местом приезжих гостей.

История создания

Находится парк в северной части города, на берегу Финского залива. Территория занимает около 115 гектаров местности с живописными пейзажами.

Александрийский парк в Петергофе начал свою историю еще в 18 веке, именно тогда император Петр 1 распорядился отдать эти земли под дачи. Со временем эта территория переходит в собственность Анны Иоанновны, которая решает обустроить здесь прекрасное место для охоты.

Для этого местность почти в 6 квадратных километров ограждают специальным забором и начинают строить домики для гостей. На берегу залива была возведена беседка "Темпель" - излюбленное место царицы. Данная постройка является местом, часто посещаемым туристами, приехавшими на экскурсию в Александрийский в Петергофе (так назывались охотничьи угодья) представлял большое разнообразие животных - кабаны, зайцы, олени, волки, медведи, песцы и даже были тигры.

В семидесятых годах в Царском селе решают построить летнюю императорскую дачу для отдыха. Уже в 19 веке Николай 1 преподнес эти земли в подарок своей супруге Александре Федоровне.

Александрийский парк считается памятником не только архитектуры, но и истории, потому что именно здесь проживало четыре поколения семьи Романовых.

В основном строения в нем представлены в неоготическом стиле. Создавались они известными архитекторами: шотландцем А. Менеласом, русским А. И. Штакеншнейдером и немцем К. Ф. Шинкелем. За время своего существования парк претерпел много изменений, особенно большие разрушения были во время Второй мировой войны.

В наше время он является одной из национальных достопримечательностей края, представляя собой дворцово-парковый ансамбль. Также это прекрасное место для прогулок и отдыха в кругу семьи или с друзьями.

Описание красот

Помимо большого разнообразия памятников, расположенных на территории, Александрийский парк может похвастаться своими лугами, холмами, полянами. В сквере растут величественные дубы, стройные красавицы березы. Также имеются редкие породы деревьев и кустарников, завезенные из экзотических стран. Благодаря удачному сочетанию рельефа местности и зеленых насаждений пейзаж парка просто бесподобен. Также вся территория украшена небольшими скульптурами, беседками и караулками.

Одной из главных достопримечательностей является Никольская аллея, которая начинается у западных ворот в каменной стене и проходит прямой линией через весь Александрийский парк - до Большого пруда. Она разделила местность на северную прибрежную и южную нагорную.

Величественные постройки

Также большой популярностью среди гостей пользуется Дворец Коттедж, именно он является основной частью архитектуры парка. С его балконов открывается прекрасный вид на Финский залив. Именно здесь проводил свой летний отдых Николай 1.

Здание построено в неоготическом стиле. Вокруг дома посажен большой и красивый сад, в котором имеется беседка и расставлены скульптуры.

Особое внимание привлекает к себе Капелла, которая является церковью, построенной в 1834 году. Названа она в честь великого Александра Невского. Здание не очень большое, на его фасаде можно насчитать сорок три святых образа.

Несмотря на стиль постройки (средневековый, готический), здесь проводит свои службы с 2006 года православная церковь, а до этого времени находился музей.

История одного дворца

Недалеко от западного входа, на холме, расположился Фермерский дворец. Его история весьма интересна. Изначально в этом месте построили коровник с молочным хозяйством. В дальнейшем незначительные изменения, которые постоянно вносились архитекторами, привели к тому, что простой павильон стал дворцом.

Со временем это место стало любимым для летнего загородного отдыха семьи Александра II. Рядом с дворцом была оборудована детская площадка для игр.

Также здание имеет и историческую ценность - именно здесь рассматривали проект указа об отмене крепостного права. Помимо этого, при постройке здания был совершен технический прорыв - установлен первый лифт, хотя работал он вручную.

За свою историю много повидал дворец: детей и внуков императоров, музей на его территории, пансионат, разрушения во время войны.

В наше время началась полная реставрация здания, но все усилия уничтожил пожар, произошедший по вине работников. В связи с этим все было начато сначала. Так, в 2010 году Фермерский дворец, полностью обновленный, распахнул свои двери для гостей.

Знаменитые постройки

Последней в списке крупных достопримечательностей парка является Нижняя дача Николая II, которая расположилась в живописном прибрежном месте. Здесь состоялось подписание исторического документа - манифеста о вступлении России в Первую мировую войну.

Во время революции эта постройка получила больше всего повреждений, поэтому в целях безопасности туристов остатки здания были взорваны. В наше время восстановительные работы так и не начались.

Также на территории парка находится Большой Руинный каменный мост. Его название связано с находящимися рядом руинами дворца Монкураж - его в свое время не достроил

Как добраться?

Решив полюбоваться достопримечательностями родного края, прежде чем отправляться в дорогу, стоит узнать, как доехать до Александрийского парка из Санкт-Петербурга. Самый простой маршрут для туристов - на личном автомобиле: всего лишь стоит ввести адрес в навигатор и следовать проложенному пути.

На электричке: с доехать до остановки "Новый Петергоф". Затем, по вашему желанию, прогуляться пешком чуть более километра или воспользоваться местным автобусом № 200А или 278 до остановки "Музей".

Очень удачно будет воспользоваться маршрутными такси, которые идут по Санкт-Петербургскому шоссе и останавливаются напротив входа в сквер. Доехать можно от станций метро "Автово", "Ленинский проспект" и Балтийского железнодорожного вокзала.

Прежде чем отправиться на экскурсию, необходимо поинтересоваться, когда открывается для посещения Александрийский парк. Режим работы Верхней и Нижней смотровых площадок - ежедневно с 9.00 до 20.00 часов, а в субботу - до 23.00. Принимает парк своих гостей круглый год.

Впечатления гостей

Приезжие туристы, местные жители, посетившие Александрийский парк, отзывы оставляют весьма положительные. Огромная ухоженная территория, красивые пейзажи, много зелени: деревьев, кустарников и цветочных клумб; неповторимые дворцы, скульптуры, установленные на территории, мосты, фонтаны.

Единственное, что огорчает приезжих гостей, - это высокие цены на входной билет, но, несмотря на это, число желающих поближе познакомиться с историческим и культурным достоянием родного края весьма велико.



Похожие статьи