Нирья Бганот: смерть во имя жизни пассажиров. Она погибла, спасая от террористов жизни незнакомых ей людей! Достойна уважения… Стюардесса спасла 359 жизней

29.06.2022

В самый разгар лета, 12 июля, планета отмечает Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.

Именно эти очаровательные девушки обеспечивают комфорт авиаперевозок, а в случае опасности первыми приходят на помощь пассажирам. О героических стюардессах, сумевших не растеряться в тяжелой ситуации, - в сегодняшнем обзоре «МН».

Надежда Курченко: жизнь за пассажиров

История знает немало случаев, когда стюардессы ценой собственной жизни спасали пассажиров от неминуемой гибели. В нашей стране наиболее известным стал подвиг Надежды Курченко, в 1970 году в возрасте 19 лет вступившей в схватку с террористами, стоившую ей жизни.

В тот злополучный день, 15 октября 1970 года, пассажирский самолет «Аэрофлота» с 46 пассажирами и 5 членами экипажа совершал рейс из Батуми в Сухуми. Ничто не предвещало беды.

В воздухе самолет должен был находиться всего около получаса. Однако судьба распорядилась иначе. Едва Ан-24 оторвался от взлетной полосы, один из пассажиров попросил Надежду Курченко незамедлительно передать командиру экипажа черный конверт.

Девушка, почувствовав опасность, направилась в кабину пилотов предупредить командира экипажа о странном пассажире. Но злоумышленник резко поднялся с места и устремился вслед за стюардессой, достав из кармана пальто револьвер. На свою беду Надежда обернулась и увидела, что за ней следует вооруженный преступник.

Девушка мгновенно захлопнула дверь в кабину пилотов, успев крикнуть, что на борту вооруженный человек. Террорист вплотную подошел к стюардессе и безапелляционно потребовал впустить его к пилотам. Надежда ответила категорическим отказом. Завязалась драка.

Пилоты, оценив ситуацию, попытались помочь Надежде, заложив несколько резких виражей, чтобы преступник упал. К сожалению, это не сработало. Во время драки террорист выстрелил Надежде в бедро. Но даже получив серьезное ранение, девушка продолжала сопротивляться.

В сложившейся ситуации два пассажира попытались помочь Надежде. Но сосед террориста, оказавшийся его сыном, вскочил с места и демонстративно распахнул плащ, под которым прятал связку гранат. Подросток пообещал, что если кто-то из пассажиров сдвинется с места, он взорвет самолет.

В этот момент его отец, потеряв терпение, выстрелил стюардессе в живот и ворвался в кабину пилотов. Перестрелка продолжилась. Раненым членам экипажа террорист приказал вести самолет в Турцию. Истекая кровью, командир экипажа Георгий Чахракия чудом сумел дотянуть до турецкого берега, но сажать машину пришлось второму пилоту Шавидзе.

Самое печальное, что турецкие власти, арестовав террористов, которыми оказались 46-летний Пранас Бразинскас и его 13-летний сын Альгирдас, литовцы по происхождению, отказались выдать их СССР. В Советском Союзе старшего Бразинскаса ждал расстрел, а в Турции он получил всего восемь лет тюрьмы, его сына отправили за решетку на два года. После освобождения преступники перебрались в США.

Правда, в 2002 году справедливая кара все же настигла террористов. Во время ссоры младший Бразинскас до смерти избил своего 77-летнего отца битой, за что получил 16 лет тюрьмы.

А Надежду Курченко за проявленный героизм посмертно наградили боевым орденом Красного Знамени.

Олег Космачев: вынес больше двадцати человек

Рассказывая о героизме хрупких стюардесс, было бы несправедливо обойти вниманием мужчин, работающих бортпроводниками на авиарейсах.

Как показала история пассажирских авиаперевозок, мужчины-бортпроводники оказываются незаменимы при аварийных посадках самолетов. Во время подобных ЧП за считаные минуты необходимо помочь пассажирам покинуть поврежденное воздушное судно.

В критической ситуации в аэропорту Самары 17 марта 2007 года, когда во время посадки Ту-134 зацепил взлетную полосу, перевернулся и развалился на части, бортпроводник Олег Космачев не растерялся. Во время инцидента шесть человек погибли, 23 получили ранения, а самолет загорелся.

Олег выдавил аварийный люк и помог пассажирам выбраться наружу. Затем, рискуя жизнью, мужчина вернулся в горящий лайнер, чтобы одного за другим вынести на руках тех пассажиров, кто не мог передвигаться самостоятельно, в том числе нескольких детей.

По данным спасателей, за спасенные жизни Олега Космачева должны благодарить более двадцати человек. Причем, спасая других, бортпроводник совершенно не думал о себе, хотя медики обнаружили у него повреждение позвоночника, а также ожоги дыхательных путей. К счастью, после лечения здоровье бортпроводника-героя полностью восстановилось.

Нирджа Бханот: пуля для модели

Во всем мире работа стюардессой считается одной из самых романтических. Порой, оставив модный подиум, элегантные девушки продолжают свою карьеру в качестве бортпроводниц, даже не подозревая, каким опасностям они могут подвергнуться.

В качестве примера можно привести историю индианки Нирджи Бханот, сменившей работу профессиональной модели на профессию стюардессы в авиакомпании Pan American World Airways на маршруте Мубаи - Нью-Йорк.

Во время одного из рейсов 5 сентября 1986 года во время посадки в Карачи самолет был захвачен четырьмя исламистами.

В заложниках оказались 361 пассажир и 19 членов экипажа. Преступники потребовали, чтобы самолет немедленно поднялся в воздух и взял курс на Кипр. Дальнейшие события разворачивались как в остросюжетном кино.

Стюардесса успела предупредить членов экипажа, которые тут же покинули самолет через люк в кабине пилота. Узнав об этом, преступники пришли в ярость. Они вычислили среди пассажиров американца, подтащили его к входному люку и, расстреляв в упор, выкинули на взлетную полосу. Подобным образом они пообещали поступить со всеми гражданами США, оказавшимися на борту самолета.

Услышав это, 22-летняя Нирджа Бханот приказала остальным бортпроводникам незаметно собрать паспорта у американцев и спрятать их в мусоропроводе самолета. Спустя 17 часов переговоров с террористами силовики начали штурм самолета. В суматохе боя Нирджа Бханот, рискуя быть убитой, открыла аварийный люк и сумела вывести из самолета практически всех захваченных пассажиров.

Когда стюардесса уже сама собиралась покинуть воздушное судно, она неожиданно увидела трех маленьких детей. Невзирая на опасность, девушка вернулась в салон и спасла малышей.

К сожалению, ее заметили террористы. Очередь из автомата прервала жизнь Нирджи. Но даже умирая, стюардесса продолжала выполнять профессиональный долг, закрыв своим телом американского мальчика.

Благодаря подвигу девушки были спасены 359 заложников из 380 человек, находившихся на борту самолета. Посмертно стюардессе была присвоена самая престижная награда в Индии - орден Ашока Чакра.

Шейла Фредерик: против работорговцев

Современная история знает случаи, когда стюардессы оказывали помощь людям в ситуациях, казалось бы, далеких от их прямых обязанностей. Подобная история произошла в 2011 году с Шейлой Фредерик, работавшей стюардессой на рейсе, следующем из Сиэтла в Сан-Франциско авиакомпанией Alaska Airlines.

Стюардесса, как обычно, выполняла свои обязанности, обходя пассажиров и предлагая им помощь. Неожиданно внимание женщины привлек пожилой мужчина, путешествующий вместе с девочкой 14-15 лет.

По непонятной причине он запретил своей спутнице разговаривать со стюардессой, отвечать на ее вопросы и даже поднимать глаза. Резко выделялся контраст в одежде странной парочки. Мужчина был одет дорого и солидно, в то время как девочка выглядела растрепанной и неопрятной.

Улучив момент, когда спутник девочки отвлекся, Шейла наклонилась к ней и предложила пойти в уборную, где ей была оставлена записка. В случае если девочка нуждалась в посторонней помощи, она должна была написать ответ.

Стюардесса не ошиблась: юная пассажирка сообщила ей, что похищена торговцами людьми. В аэропорту работорговец был арестован полицией, а девочка отправлена в колледж.

Дмитрий Соколов.

FOTOLIA,

ТАСС/И. Чохонелидзе,

INDIATIMES.COM,

Это произошло 5 сентября 1986 года в Пакистане, в городе Карачи. Тогда группа радикальных исламистов захватила самолет американской авиакомпании Pan American. И если бы не отважная стюардесса Ниржда Бханот, погибли бы сотни людей. Однако эта девушка без колебаний пожертвовала своей жизнью, чтобы спасти других.

Нирджа окончила среднюю школу, училась в Мумбаи. Некоторое время работала моделью и представляла многие известные бренды. В марте 1985 года Нирджу выдали замуж по договоренности между родителями, но муж остался недоволен приданым и через два месяца вернул жену обратно. После неудачного замужества Нирджа решила работать стюардессой в Pan American.

Захват самолета

Бханот была старшим бортпроводником на рейсе PA 73. Когда самолет, вылетевший из Мумбаи, в 05:00 приземлился в пакистанском городе Карачи, четверо вооруженных террористов захватили в заложники пассажиров и экипаж. Нирджа сориентировалась мгновенно: ей удалось предупредить пилотов, после чего они покинули самолет через запасной люк.

Вначале террористы расстреляли всех, кто назвался американцем, затем потребовали у пассажиров сдать паспорта, намереваясь казнить оставшихся граждан США, однако отважная стюардесса спрятала документы в мусоропроводе, из-за чего исламисты больше никого не убили: не смогли определить американцев на глаз.

В момент штурма самолета пакистанской полицией Нирджа воспользовалась суматохой, чтобы эвакуировать всех пассажиров. Ее не смутили ни выстрелы, ни взрывы гранат. Перед тем как покинуть самолет, она заметила прятавшихся за сиденьями троих детей, которые боялись выйти.

Девушка вернулась, но ее заметили - террористы открыли огонь. Нирджа закрыла детей своим телом и была смертельно ранена, однако, прежде чем умереть, она успела эвакуировать и этих пассажиров. И только после этого скончалась. Кстати, один из спасенных ею мальчиков вырос и стал пилотом.

Нирджа Бханот была посмертно награждена орденом Ашока Чакра, наивысшей индийской наградой за отвагу, проявленную в мирное время, и стала самой молодой из всех, кто был ее удостоен.

Это был первый в СССР случай захвата такого масштаба пассажирского самолета (хайджекинг). С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.

А начиналось все так.

Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс - на Сухуми. На борту самолета находилось 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Время в полете по графику - 25-30 минут.

Но жизнь поломала и график, и расписание.

На 4-й минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт - ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции.

В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.

Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут - и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты - красная, затем - зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.

ЧЕРНЫЙ КОНВЕРТ

Я летел к месту ЧП через несколько часов. Летел, не зная ни обстоятельств драмы, ни фамилии убитой бортпроводницы. Все предстояло узнать на месте.

Сегодня, спустя 45 лет, я намерен вновь - хотя бы вкратце - изложить события тех дней и снова сказать о Наде Курченко, ее мужестве и ее героизме. Сказать об ошеломляющей реакции миллионов людей так называемого застойного времени на жертвенность, отвагу, смелость человека. Сказать об этом, прежде всего, людям нового поколения, нового компьютерного сознания, рассказать, как это было, ибо мое поколение помнит и знает эту историю, а главное - Надю Курченко - и без напоминаний. А молодым людям нелишне бы знать, почему многие улицы, школы, горные вершины и даже самолет носят ее имя.

После взлета, приветствий и наставлений пассажирам бортпроводница вернулась в свое рабочее помещение, узкий отсек. Она открыла бутылку "боржоми" и, дав воде настреляться сверкающими крохотными ядрами, наполнила четыре пластмассовых стаканчика для экипажа. Поставив их на поднос, вошла в кабину.

Экипаж всегда был рад присутствию в кабине красивой, юной, на редкость доброжелательной девушки. Наверное, и она чувствовала это отношение к себе и, конечно, радовалась тоже. Возможно, и в этот предсмертный час она с теплом и благодарностью подумала о каждом из этих ребят, легко принявших ее в свой профессиональный и дружеский круг. Они относились к ней, как к младшей сестре, с заботой и доверием.

Безусловно, у Нади было замечательное настроение - утверждали все, кто видел ее в последние минуты ее чистой, счастливой жизни.

Напоив экипаж, она вернулась в свой отсек. В этот момент и раздался звонок: бортпроводницу вызывал кто-то из пассажиров. Она подошла. Пассажир сказал:

Передай срочно командиру, - и протянул ей какой-то конверт.

"НАПАДЕНИЕ! ОН ВООРУЖЕН!"

Надя взяла конверт. Их взгляды наверняка встретились. Она наверняка удивилась, каким тоном были сказаны эти слова. Но выяснять ничего не стала, а шагнула к дверце багажного отделения - дальше была дверь пилотской кабины. Вероятно, ощущения Нади были написаны на ее лице - скорее всего. А чувствительность волка, увы, превосходит любую другую. И, наверное, как раз благодаря этой чувствительности террорист усмотрел в глазах Нади неприязнь, подсознательное подозрение, тень опасности. Этого оказалось достаточно, чтобы больное воображение объявило тревогу: провал, приговор, разоблачение. Самообладание отказало: он буквально катапультировался из кресла и бросился вслед за Надей.

Она успела сделать лишь шаг к пилотской кабине, когда он распахнул дверцу ее отсека, только что ею закрытую.

Сюда нельзя! - закричала она.

Но он приближался, как тень зверя. Она поняла: перед ней враг. В следующую секунду понял и он: она поломает все планы.

Надя закричала снова:

Вернитесь на свое место. Сюда нельзя!

Но он достал оружие - нервы сгорели дотла. Надя не знала его намерений. Но понимала: он абсолютно опасен. Опасен для экипажа, опасен для пассажиров.

Она ясно увидела револьвер.

Распахнув пилотскую кабину, она крикнула экипажу изо всех сил:

Нападение! Он вооружен!

И в то же мгновение, захлопнув дверь кабины, развернулась лицом к разъяренному таким ходом дел бандиту и приготовилась к нападению. Он, так же как и члены экипажа, услышал ее слова - без сомнения.

Что оставалось делать? Надя приняла решение: не пропускать нападающего в кабину любой ценой. Любой!

СХВАТКА НА ПОСЛЕДНЕМ РУБЕЖЕ

Он мог быть маньяком и перестрелять экипаж. Он мог погубить экипаж и пассажиров. Он мог... Она не знала его действий, его намерений. А он знал: прыгнув к ней, он попытался сбить ее с ног. Упершись руками в стенку, Надя удержалась и продолжала сопротивляться.

Первая пуля попала ей в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя - выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок. Надя отбивалась ногами, руками, даже головой.

Экипаж оценил ситуацию мгновенно. Командир резко прервал правый разворот, в котором находились в минуту нападения, и тут же завалил ревущую машину влево, а затем - вправо. В следующую секунду самолет пошел круто вверх: пилоты старались сбить с ног напавшего, полагая, что опыт его в этом деле невелик, а Надя удержится.

Пассажиры были еще с ремнями - ведь табло не гасло, самолет только набирал высоту.

Молодчик распахнул серый плащ, и пассажиры увидели гранаты - они были привязаны к поясу. "Это для вас! - закричал он. - Если кто-нибудь еще встанет, расколем самолет!"

В салоне, увидев бросившегося к кабине пассажира и услышав первый выстрел, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили с кресел. Двое из них были ближе всего к месту, где сидел преступник, и первыми почувствовали беду. Галина Кирьяк и Аслан Кайшанба не успели, однако, сделать и шага: их опередил тот, кто сидел рядом с убежавшим в кабину. Молодой бандит - а он был намного моложе первого, ибо они оказались отцом и сыном - выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясенных пассажиров.

Ни с места! - заорал он. - Не двигаться!

Пилоты с еще большей резкостью стали бросать самолет из одного положения в другое. Молодой выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и вышла навылет. Разгерметизация воздушному судну еще не угрожала - высота была незначительной.

В следующий после второго выстрела миг молодчик распахнул серый плащ и люди увидели гранаты - они были привязаны к поясу.

Это для вас! - закричал он. - Если кто-нибудь еще встанет - расколем самолет!

Было очевидно, что это не пустая угроза - в случае провала им терять было нечего.

Между тем, несмотря на эволюции самолета, старший оставался на ногах и со звериной яростью пытался оторвать Надю от двери пилотской кабины. Ему нужен был командир. Ему нужен был экипаж. Ему нужен был самолет.

Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину. За ним - его выродок с обрезом.

В Турцию! В Турцию! Вернетесь к советскому берегу - взорвем самолет!

42 ПУЛИ ПО ЭКИПАЖУ

Очередная пуля пробила спину командира - Григория Чахракия. Чтобы сохранить в организме хотя бы немного крови, чтобы не потерять сознания и не выронить из рук штурвал, Григорий изо всех сил прижался к спинке командирского кресла. Следующий выстрел - пуля парализует правую руку штурмана Валерия Фадеева и попадает в грудь. В руке - микрофон связи, Фадеев теряет сознание, разжать его руку с микрофоном не может никто - каждый из членов экипажа уже ранен, Надя мертва.

Выхода нет: самолет не должен упасть в море - в салоне 46 пассажиров, есть дети. Второй пилот видит: командир все же теряет сознание. Шавидзе берет управление на себя - ведет машину, как в кошмарном сне: в залитой кровью друзей кабине, среди орущих преступников, под угрозой обреза и револьвера, под угрозой гранат.

Когда в сером сне реальности показывается прибрежный турецкий аэродром, он выпускает в небо аварийные ракеты. И самолет, пробитый сорока двумя пулями, припадает к чужой жесткой земле...

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ


ПОКА ЖИВА НАДЕЖДА...

За мужество и героизм Надежда Курченко была награждена боевым орденом Красного Знамени, именем Нади был назван пассажирский самолет, астероид, школы, улицы и так далее. Но следует сказать, видимо, и о другом.

Масштабы государственных, общественных действий, связанных с беспрецедентным событием, были огромны. Члены Государственной комиссии, МИД СССР вели переговоры с турецкими властями несколько суток подряд без единого перерыва.

Следовало: выделить воздушный коридор для возвращения угнанного самолета; воздушный коридор для переправки из больниц Трабзона раненых членов экипажа и тех пассажиров, которые нуждались в срочной медицинской помощи; конечно, и тех, кто не пострадал физически, но оказался на чужбине не по своей воле; требовался воздушный коридор для пролета спецрейса из Трабзона в Сухуми с телом Нади. В Сухуми уже летела из Удмуртии ее мать.

Забот было много. Но все эти драматические действия не могли сгладить острую боль потери - Надя оставалась в центре любых разговоров огромной страны, теле- и радиопередач, газет.

В обсуждении вопроса похорон Нади принимал личное участие маршал авиации, министр гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев. Я дважды - в силу обстоятельств - разговаривал по телефону с министром, который выслушивал пожелания, советы, просьбы встретить в Сухуми мать Нади, определиться с местом похорон, другими действиями. Могло бы быть нечто подобное в наши суетные дни - забота министра сверхдержавы о судьбе убитой бортпроводницы крошечного заштатного рейса?

Нет. Не могло. Я, во всяком случае, в это не верю.

В "Комсомолку", где я тогда работал (и был первым и единственным журналистом из Москвы на месте трагедии), только в первые две недели после даже искореженных цензурой репортажей пришло свыше 12 тысяч писем и телеграмм от потрясенных читателей, оплакивавших Надю и восхищавшихся ее мужеством!

Была такая страна. И были такие люди. Возможно ли это сегодня?

В день похорон Нади над ее заваленном цветами гробом и над головами тысяч людей, идущих за ее гробом по улицам города, все самолеты, уходившие в рейс, покачивали крыльями, демонстрируя дань уважения своей защитнице, своей юной сослуживице, своей героине. В каждом из этих самолетов бортпроводницы со слезами на глазах говорили своим пассажирам:

Посмотрите вниз, пока виден город. Это люди прощаются с нашей подругой. С нашей Надей.

Вы верите, что мы все те же?

Мать Нади, Генриетта Ивановна, с которой я стоял у гроба Нади и которая сухо и безжизненно повторяла, глядя на поразительно красивое лицо дочери: "Теперь ты у меня не смеешься, ты у меня серьезная", передала мне записки, блокноты, бумаги Нади. Среди них я нашел фразу ученицы 9го класса Надежды Курченко: "Хочу быть достойной дочерью Родины и готова отдать за это жизнь, если это потребуется".

Вот в эти привычные для слуха слова, но написанные рукой и сердцем Нади, я верю абсолютно.

РАСПЛАТА


Бандиты сами наказали себя

Террористами оказались 46-летний литовец Пранас Бразинскас (на фото справа), бывший завмаг из Вильнюса, и его 13-летний сын Альгирдас (слева). Турецкие власти отказались выдать преступников СССР и сами осудили их. Старший получил восемь лет, младший - два. Через некоторое время обоих освободили по амнистии, и бандиты перебрались в Венесуэлу, а оттуда в США: сошли в Нью-Йорке с самолета, направлявшегося в Канаду. Литовская диаспора добилась разрешения оставить их в стране.

Поселились Бразинскасы в калифорнийской Санта-Монике. В феврале 2002 года 77-летний Пранас поссорился с сыном, за что получил несколько смертельных ударов битой. Альгирдас был осужден на 16 лет тюрьмы.

1973 год. Советский Союз голубем облетела баллада "Звездочка моя ясная". Ни у кого не вызывало сомнений: песня посвящена юной стюардессе, навсегда оставшейся в небе. Убитой за три недели до свадьбы. И исполняется от имени ее жениха. Грустная история по сей день тиражируется в Интернете. Однако это всего лишь красивая легенда...

Композитор Владимир Семенов: "Эту песню многие пели и поют. Но мне кажется, самым лучшим ее исполнителем был и остается Саша Лосев..." Солист студенческого самодеятельного ансамбля, победитель районного конкурса, где главный приз - запись собственной пластинки на фирме "Мелодия"...

Трагический ореол, который обрела песня, спустя 22 года черным облаком накрыл и ее первого исполнителя. Незадолго до своего ухода Лосев признавался, что прежде он пел "Звездочка моя ясная" с одним подтекстом, теперь - в память о своем рано умершем сыне. И подводил печальный итог: "Необъяснимым образом главная песня в программе стала главной и в жизни".

Главной песней "Звездочка" стала и в жизни композитора Владимира Семенова. Ему было уже 35 лет. За плечами Астрахань, автомобильно-дорожный техникум, самодельная электрогитара и сотни километров на раздрызганном автобусе, колесившем с концертными бригадами астраханской филармонии...

"Конечно, я помню историю с захватом самолета, тогда очень много писали о подвиге Нади, - рассказывает Семенов. - Но, признаться, ни о чем таком не думал, когда достал с магазинной полки маленький сборничек стихов вологодской поэтессы Ольги Фокиной. Буквально 12-13 страничек, напечатанных на тонкой газетной бумаге. Я начал их листать и вдруг наткнулся на слова "Песни у людей разные, а моя одна на века". Что-то меня зацепило в этих строчках".

Родилась песня, которую Семенов показал своему другу, композитору Сергею Дьячкову. Тот и привел Семенова к Стасу Намину, руководившему вокально-инструментальным ансамблем. Записали маленькую пластинку, сложившуюся из трех композиций - песни Оскара Фельцмана "Есть глаза у цветов", песни Сергея Дьячкова "Не надо" и баллады Владимира Семенова "Звездочка моя ясная". Разлетелась она по стране тиражом почти в 7 миллионов экземпляров!

"После всех нервотрепок - репетиций, записей - я с женой поехал отдохнуть в Сочи, - вспоминает сегодня композитор Владимир Семенов. - Лежу на песочке и вдруг слышу что-то знакомое - где-то вдалеке проплывает теплоход, огромный, интуристовский, и оттуда доносится голос Саши Лосева: "Песни у людей разные, а моя одна на века!"

Вологодская поэтесса Ольга Фокина написала эти строчки за несколько лет до трагедии на борту Ан-24. Строчки о своем, очень личном. Ее знаменитый земляк, писатель Федор Абрамов говорил, что Ольга "очень близка к жизни, у нее всегда в стихах не выдумка, не буквы, не слова - стихи порождены самой жизнью... они пленяют, очаровывают тебя искренностью, чистотой и непосредственностью чувств".

Всем тем, чем запомнилась и навсегда осталась в народной памяти Надя Курченко.

Она была так молода и так красива, была такой весёлой и жизнерадостной, и ещё она любила Раджеша Кханну (знала фразы из всех его фильмов). Ещё она любила летать, любила свою работу и любила людей .

У каждого народа есть свои большие и маленькие герои . Большим отдаются ежегодные почести, о них много говорят, восторгаются и превозносят. Они известны на весь мир, который любит каждого из них по-своему безграничной, самоотверженной, безраздельной любовью. Но есть и маленькие герои, чьи поступки часто не получают должной огласки и об их подвиге знают лишь немногие. Тысячи таких людей, по сути, и составляют нашу историю.

Шикарный, очень реалистичный фильм с Сонам Капур в главной роли. Папа её, Анил Капур , я думаю, по сей день преисполнен гордости за работу своей дочери в этом фильме и за роль такой героической девушки, как Нирджа Бханот . Об этой истории я (к стыду своему) узнала только в прошлом году, (когда записывала себе на просмотр фильмы, по фильмографии Сонам ) хотя в Индии Нирджа является национальным героем, удостоенным высшей награды за мужество. И конечно же начала как можно больше читать об этой истории. И вот теперь наконец посмотрела её. Впечатления и эмоции просто захлёстывают.

Грустный фильм , но очень замечательное повествование о молодой, смелой, сильной духом девушке, которая совершила большое дело и подвиг. Снят очень реалистично и правдоподобно . Такие истории нужно снимать обязательно, и обязательно их показывать, (ведь их случается всё больше с каждым днём, во всём мире) о подвигах людей на рабочих местах, выполняющих свой долг, даже если это угрожает собственной жизни. Фильм, которых мало. Фильм про человека, которых мало… Нужно обязательно смотреть этот фильм и увидеть — какие бывают люди в этом мире и так несправедливо покидают его раньше времени…

Съёмки в ограниченном пространстве всегда даются тяжелее, но режиссёру удалось правильно передать эмоции и поведение пассажиров и террористов. В целом при ограниченном количестве действий атмосфера страха, ужаса и паники чувствовалась довольно чётко. Когда смотрела фильм, я рассуждала что у всех такие разные судьбы… но такими смелым, сильными, героическими людьми я буду всегда восхищаться. Вот иногда думаю, как бы я повела себя, в подобной ситуации… и даже не знаю. Из всех людей, кого я лично (в той или иной мере) знаю на сегодняшний день, включая саму себя, так, как Нирджа , не смог бы поступить никто. И сейчас вспоминая свои ощущения при просмотре этого фильма, (я словно сама находилась в числе этих людей-заложников), вся сущность сжимается в маленькую такую трусишку, и сидит где-то глубоко внутри, таращась на такие же напряжённые лица окружающих. А если ещё чётко представить как один из этих бородатых мужиков размахивает пистолетом перед твоим лицом, то моментально немеют ноги и руки, и начинается паника. Терроризм отвратителен. Не знаю существ в природе, способных на такой акт жестокости, кроме людей.

Фильм о стойкости, человеколюбии, отваге и настоящем героизме ! Отлично срежессировано, прекрасная игра актёров. Фильм — драма снят на высочайшем уровне — полное ощущение, что действующие актёры, играющие героев, проживают свои роли . Храбрая и не по годам решительная в своём героизме и самоотверженности девушка — такие истории надо помнить всем! Я восхищена Подвигом Нирджи !

Актёры были великолепны. Сонам просто шикарна в этой роли , прожила её каждой частичкой своей души. Незабываем и образ созданный Шабаной Азми . Она в роли матери Нирджи . Вся её трагедия, всё горе просто непередаваемы, до сих пор перед глазами стоит её взгляд, а в голове звучат её слова. Настолько реалистично сыграть горе матери потерявшей и вынужденной хоронить своего ребёнка (в каком бы возрасте он ни находился) можно сыграть только либо пережив подобное наяву, либо будучи гением. И что в данном случае изображено Шабаной , я не знаю. Надеюсь второе.

Наслаждения от фильма «Нирджа» я не получила лишь только по одной простой причине, слишком тяжёлый сюжет (до сих пор комок слёз в горле стоит) о событиях, которые происходили в реальности, и о героине, которая была молода, красива, добра, заботлива, и которой довелось оказаться старшей бортпроводницей на злополучном рейсе самолёта захваченном террористами. 7 сентября девушке исполнялось 23 года, и на её день рождения произошла такая вот трагедия. Не дай Бог кому-то оказаться в такой ситуации когда-нибудь и где-нибудь. Фильм снят весьма реалистично, интересно, драматично . Всё время вместе с пассажирами авиалайнера я находилась в страшном напряжении, волнении и переживании за жизни всех и каждого, особенно когда один психопат террорист на всех орал и размахивал оружием перед лицом людей. Да и шутка ли, более трёхсот пятидесяти человек на борту, и все в страшной опасности, и поддержать их некому, кроме молоденьких бортпроводниц, оставшихся в самолёте после бегства из него экипажа, оказывается так положено по инструкции. Возможно это и правильно, так как таким образом ломаются планы террористов захвативших самолёт. Но с другой стороны пассажиры в такой ситуации оказываются под более страшной угрозой гибели из-за паникёрства психованности и жестокости захвативших самолёт террористов.

В начале фильма, мы попадаем на праздник с песнями и танцами, но это только в самом начале, а потом вы забудете о том, чей это фильм, кто его снимал, вы просто будете смотреть и переживать. Фильм к просмотру рекомендую даже тем, кто скептически относится к фильмам индийского производства. Этот фильм не похож на типично индийский. Актёры сыграли отлично и хорошо передали драматизм событий. Фильм смотрится на одном дыхании и вызывает бурю эмоций, а после просмотра остаётся горькое послевкусие . Для меня это признак качественного кино. Люблю фильмы, основанные на реальных событиях. Можно узнать много интересного, то, что казалось бы давно ушло в историю и позабыто.

Ужасный инцидент произошёл 32 года назад. 5 сентября в одном из городов Пакистана террористы захватили пассажирский самолёт. Если бы не Нирджа Бханот, которая была бортпроводницей на том злополучном самолёте, то жертвами могли стать все пассажиры.
Нирджа отдала свою жизнь, дабы другие люди не погибли от рук террористов.

У девушки вполне обычная история: жила с родителями, окончила школу и переехала в Мумбаи. Сначала стюардесса пробовала себя в модельном бизнесе и выступала на показах, но вскоре желание быть моделью пропало. За год до страшной трагедии Бханот выдали замуж родители, но супруг оказался недоволен своей невесткой и вскоре пара разошлась. Через некоторое время Нирджа решила стать бортпроводницей. Девушка прошла собеседование в компанию Pan American.

5 сентября была старшей стюардессой на борту. Утром самолёт приземлился в городе Карачи. Там и был произведен захват судна радикальными исламистами. Но Нирджа смогла предупредить пилотов о случившемся, они благополучно покинули судно через запасной выход.

Находясь на самолёте, террористы убили всех, кто являлся гражданином Америки. После этого они заставили всех людей собрать документы, дабы убить остальных жителей США. Нашей героине удалось убрать документы в мусорный контейнер. Именно поэтому исламисты больше не убили ни одного человека, так как определить граждан США без паспортов было невозможно.

Когда полиция штурмовала судно, Нирджа Бханот мгновенно среагировала и вывела пассажиров через запасной выход. Но в самом конце эвакуации она заметила нескольких детей, которые в страхе сидели за сиденьями самолёта.

Террористы увидели, как девушка побежала спасать детей и начали стрелять. Бортпроводница успела закрыть своим телом детей, но погибла. Все пассажиры были эвакуированы благодаря Нирдже.

Обратите внимание! Один из спасенных малышей в настоящий момент стал пилотом.

Как известно, девушку посмертно наградили самой значимой наградой для индийского народа. Нирдже дали орден Ашока Чакра. Конечно, данная медаль за отвагу не вернёт девушку к жизни, но это дань уважение к человеку, который пожертвовал собой ради спасения пассажиров. Многие пассажиры не раз приходили на могилу девушки дабы почтить память и ещё раз сказать «Спасибо» за тот невероятный поступок.



Похожие статьи