Семь чудес света нашего времени: описание. Семь чудес света нашего времени: описание Петра - жемчужина Иордании

09.03.2024

Шедевры, созданные руками античных мастеров, до сих пор поражают человеческое воображение – своей красотой, грацией, идеальными пропорциями, точностью расчёта. Но даже среди этих, безукоризненно сделанных произведений искусства, периодически появлялись работы, настолько великолепно и грамотно сделанные как в техническом, так и в художественном планах, что просто не могли не восхищать как местных жителей, так и повидавших мир торговцев, моряков, путешественников.

Обычно они вызывали настолько сильную реакцию, что практически сразу и безоговорочно были занесены в список «Семь чудес света», после чего уже почти никогда не покидали его, кроме единственного случая, когда Александрийский маяк уверенно потеснил оттуда знаменитые вавилонские стены.

То, что в перечень входило именно семь чудес древнего мира – не случайность. Число это принадлежало Аполлону и символизировало завершённость, полноту и совершенство, а потому было особо почитаемо древними греками.

Люди всегда любили составлять списки, в которые заносили все самое лучшее, красивое и оригинальное, и жители Греции, как истинные поклонники всего прекрасного, исключением не были. Поэтому среди классических жанров поэзии этого народа были направления, прославляющие как самых именитых культурных деятелей (поэтов, философов, правителей) так и красивейшие памятники архитектуры древнего мира.

Первый список чудес света

Первый список чудес древнего мира составил Геродот в V веке до н.э. Все они находились в Греции, на острове Самос, родине Пифагора, Эпикура, Аристарха и других именитых деятелей Эллады. Правда, был он, коротким и состоял всего лишь из трёх пунктов:

  1. Акведук – представлял собой канал протяжённостью в один километр и снабжавший местных жителей водой;
  2. Храм Геры – был возведён еще в VIII веке до н.э. Свод этого грациозного строения поддерживали около ста высоких колонн, основание которых было обработано специально придуманным для этого станком;
  3. Дамба-мол.

Со временем в Греции и близлежащих к ней странах стали появляться всё больше и больше интересных диковинок, и удивительных сооружений, которые с лёгкостью затмили список Геродота, расширили его и полностью видоизменили.

Второй список чудес


Стены Вавилона

В своём списке про семь чудес света Антипатра прежде всего упомянул про стены древнего Вавилона, что был расположен на территории современного Ирака (впоследствии их вытеснил оттуда Александрийский маяк).

Старые стены Вавилона были созданы Навуходоносором в VII веке до н.э. – и были абсолютно неприступны, поскольку для того, чтобы проникнуть в город, врагу нужно было преодолеть не только их, но и ров, кедровые ворота, обитые металлическими пластинами, оборонительный вал, бастионы и водные препятствия. Поскольку сам город был спланирован в форме квадрата, стены, которыми он был обнесён, имели такую же форму.

При этом длина каждой стены составляла 23 км, ширина – 24 метра, высота – от 60 до 100 м, и ещё на десять метров они уходили под землю. Было обнаружено, что Старый Вавилон окружал не один пояс стен, а целых три, и их протяжённость превышала 90 км.

Через столетие после их возведения древний город всё же был захвачен – несмотря на то, что стены Вавилона продолжали верой и правдой служить городу, его обитатели сами открыли ворота царю Персии Киру.

Статуя Зевса в Олимпии

Естественно, в своём списке «Семь чудес света» Антипатра не мог не упомянуть про возведённую в Греции в 435 г. до н.э. статую самого главного бога Олимпа – Зевса. Люди, увидев её впервые, всегда приходили в невыразимое восхищение: голова и плечи бога излучали божественный свет, а глаза сияли настолько ярко, что создавалось впечатление, будто они метали молнии. При этом высота статуи составляла от 12 до 17 метров, одежда Громовержца была изготовлена из золота, а тело из эбенового дерева покрывали пластины из слоновой кости.


Статуя была такой величавой, что после того, как Греция официально приняла христианство, даже ярые фанатики не посмели уничтожить её. Статую отправили в Константинополь, где она находилась во дворце местного правителя и сгорела во время крупного пожара.

Идея создать цветущий сад (VII в. до н.э.) посреди сухой равнины принадлежала Навуходоносору, который захотел утешить свою молодую жену, которая в Вавилоне чувствовала себя чрезвычайно некомфортно, поскольку выросла среди гор, покрытых обильной растительностью.

Несмотря на всю сложность задумки, инженеры и архитекторы Древнего Вавилона (расположен на территории современного Ирака) с этой задачей справились и возвели четырехъярусное сооружение, внешне чрезвычайно сильно похожее на зелёный холм – на каждом его этаже росли не только трава и цветы, но и кустарники и даже деревья. Расти, цвести и плодоносить они могли благодаря специально разработанной сложной системе орошения.

После крушения Вавилона, город пришёл в упадок, а вместе с ним погибли и сады – без искусственного полива и ухода долго существовать они не смогли.

Гелиоса, бога Солнца, почитали во всей Греции, но особенно сильно ему поклонялись жители острова Родос. Поэтому, когда после долгой осады враг отступил, благодарные за это Гелиосу жители острова посвятили победу своему главному божеству и решили создать статую невиданных по тем временам масштабам и установить её у входа в порт.


Нужно отметить, что это у них получилось: на изготовление статуи ушло около 10 лет – и мир увидел её где-то между 292 и 280 гг. до н.э. Несмотря на то что точных данных о том, как именно выглядела скульптура, нет, высота монумента однозначно составляла не менее тридцати метров. В качестве каркаса для статуи были использованы три огромных каменных столба, скреплённых между собой обручами, которые мастера обшивали бронзовыми листами, после чего в приготовленную форму заливали глину.

Глиняная статуя долго просуществовать не смогла и была уничтожена первым крупным землетрясением: ноги Гелиоса подогнулись, и статуя рухнула, развалившись на части.

Пирамида Хеопса

Единственным памятником архитектуры из списка «Семь чудес света», что смог достоять до наших дней, является древнейшая египетская пирамида Хеопса, возраст которой превышает 4,5 тыс. лет. Ее высота сразу после окончания строительства составляла 147 м, потом она стала несколько ниже – 138 м (вершина усыпальницы с течением времени оказалась разрушена). Вплоть до XIV века пирамида являлась самым высоким сооружением древнего мира.

Чтобы возвести пирамиду таких масштабов, древним египтянам понадобилось использовать 2,5 млн. блоков весом около 2,5 т. При этом для того, чтобы скрепить их между собой, древние архитекторы не использовали абсолютно никаких растворов, глыбы соединяли по специальной технологии, поэтому расстояние между ними составляло не более полмиллиметра.

Не мог Антипатра говоря про «Семь чудес света» не упомянуть и о первом в мире мавзолее, построенный в 353 годы до н.э. Расположен он был в Карии (территория современной Турции), а возводить его начал правитель Мавсол.

Высота гробницы составила 46 метров, вдоль стен было установлено 36 колонн, между которыми скульпторы расположены статуи мифических зверей. Крыша имела треугольную форму, а на её вершине находилась шестиметровая скульптура – колесница. Возницами её была супружеская пара, Мавсол и его жена Артемисия, которые впоследствии были кремированы и здесь похоронены (при этом строительство заканчивала супруга, поскольку Мавсол умер ещё до окончания работ).


Мавзолей просуществовал около девятнадцати веков, перенёс не одно землетрясение. Против крестоносцев гробница не устояла – они разобрали усыпальницу и вместо неё построили замок Святого Петра.

Храм Артемиды

Но больше всего покорил Антипатра своей красотой храм Артемиды, возведённый в 550 г. до н.э. на территории современного Эфеса (Турция) – несмотря на то, что в его списке «Семь чудес света», это сооружение оказалось на последнем месте, ему он посвятил наибольшее количество строк. Здание было полностью сделано из мрамора, его поддерживали 127 колон, при этом высота каждой составляла около 18 метров.

Само сооружение было приблизительно 131 м в длину и 79 м – в ширину. В середине была установлена пятнадцатиметровая статуя Артемиды, изготовленная из золота и слоновой кости, декорированная драгоценными камнями. Украшением храма занимались самые знаменитые скульпторы древней Греции, благодаря чему дом богини по красоте превзошёл все известные в мире храмы.

Третий окончательный список

Кто знает, может, список Антипатра «Семь чудес света» так и остался неизменным, если бы не Александрийский маяк, которому удалось вытеснить из перечня стены старого Вавилона (первые воспоминания о нём как о чуде свете встречаются у Плиния Старшего).


Огромный маяк, высота которого составляла около 120 метров, был возведён в IV в. до н.э. на острове Фарос возле Александрии (Египет). Он оказался единственным чудом древнего мира, что имело практическое предназначение – он должен был не только освещать путь кораблям и показывать им дорогу в гавань (сигнальные огни маяка были заметны даже на расстоянии, превышающем 60 км), но и служил наблюдательным пунктом, с которого хорошо проглядывались окрестности и неприятеля можно было увидеть издалека.

Здание это простояло почти тысячелетие, до XIV века, пережило несколько серьёзных землетрясений, пока одно из них полностью не стёрло рукотворное чудо с лица земли.

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.



Самый известный список рукотворных чудес света был составлен на основе путешествий писателя Говарда Хиллмана, который опубликовал более 25 книг о путешествиях, кулинарии и вине.

Изначально его список носил личный характер т.е. его личные предпочтения и симпатии к каким то рукотворным сооружениям. А в 1968 году он решил его опубликовать, после поездки в Мачу-Пикчу. Он составил этот список со следующими техногенными чудесами света и опубликовал его для того чтобы сориентировать туристов планирующих поездки:

Один из новых семи чудес света, самый красивый город инков и основа археологических раскопок Южной Америки.

Индия.

Тадж-Махал великолепный памятник, который отражает огромную любовь.

. Бирма .

Храмы Баган-это множество древних святилищ буддистов, которые были построены, в основном, между X и XII веками на территории Мьянмы (Бирмы).


. Индонезия.

Бали называют островом богов. Этот райский остров имеет бесконечное количество индуистских храмов, каждый из которых более красив, чем другие.

. Мексика.

Теотиуакан является самым посещаемым археологическим комплексом в Мексике. Он славится своими пирамидами, которые являются одними из самых высоких конструкций доколумбовой Америки.

Кроме перечисленных сооружений, на свете еще существует немало рукотворных чудес заслуживающих внесения в этот список, как древних, например , так и современных, например отель в Сингапуре или искусственные острова в Дубае. Об этом я еще напишу.

Также обнародован список из сорока пунктов с , который рекомендуется к посещению туристами.

В форму ниже вписывайте свой эл. адрес и Гугл сообщит вам обо всех обновлениях на сайте.

В мире найдется немало мест таинственных и загадочных. Но лишь некоторые из них признаны подлинными чудесами, которым более не было равных на Земле! Из этой статьи вы узнаете, какие из 7 чудес света сохранились до наших дней, а какие - навсегда канули в Лету. Представляем вашему вниманию 7 чудес света - список состоит из следующих пунктов:

Этот эксклюзивный комплекс вошел в список 7 чудес света. Основой садов Семирамиды стало монументальное здание в четыре яруса, возведенное в форме пирамиды. Свисающие зеленые насаждения в сочетании с фонтанами и водоемами превратили его в настоящий оазис. Согласно старинному приданию, эти сады были созданы для жены вавилонского правителя Навуходоносора II по имени Амитис.

Чтобы поддерживать зеленое чудо в жизнеспособном состоянии, требовалось большое количество воды. Проблему решили за счет человеческого ресурса, а точнее - рабского труда. Рабы безостановочно вращали деревянное колесо, к которому были привязаны бурдюки из кожи. Это колесо забирало воду из реки (по другой версии - из неких подземных источников). Вода нагнеталась на самый верхний ярус, а оттуда стекала по сложной системе многочисленных каналов.

После смерти правителя Навуходоносора Вавилон на некоторое время стал резиденцией Александра Македонского. После кончины великого полководца город стал постепенно приходить в запустение, сады Семирамиды также остались без должного ухода. Через некоторое время вышла из берегов расположенная поблизости река, что привело к размыванию фундамента постройки.

Пирамида фараона Хеопса

Этот ныне существующий географический объект, который также входит в список 7 чудес света, иногда называют Великой пирамидой Гизы. Она служит усыпальницей египетского правителя Хеопса (Хуфу). Пирамида была возведена неподалеку от Гизы - пригорода Каира. Чтобы создать это чудо, потребовались совместные усилия 100 тысяч человек. Согласно расчетам археологов, работы продолжались порядка двадцати лет.

Статуя Зевса в Олимпии

В честь бога-Громовержца было возведено поистине монументальное сооружение. Храм Зевса был целиком сооружен из мрамора, включая даже крышу. По периметру святилища располагались 34 колонны, выполненные из известняка. Стены храма покрывали живописные барельефы с изображениями , а также подвигов Геракла.

Но в список 7 чудес света вошел не храмовый комплекс, а статуя Зевса. Над воплощением в жизнь этого шедевра поработал древнегреческий скульптор Фидий. Тело бога было создано из слоновой кости, на украшение статуи также ушло великое множество редких самоцветов и около 200 кг золота без малейшей примеси лигатуры. Глаза Громовержца словно бы метали молнии, а голова и плечи переливались неземным светом.

Согласно преданию, в центр мраморного пола храма ударила молния. Это было расценено, как выражение одобрения со стороны Зевса. На месте удара установили жертвенник из меди. Статуя Зевса разрушилась при пожаре, который произошел в храме в 425 году. Существует другая версия, согласно которой ее перевезли в Стамбул, где фигура Громовержца сгорела в 476 году.

Античный город Галикарнас был известен резиденциями вельмож, театрами и зелеными садами. Но в список 7 чудес света вошли не эти архитектурные красоты, а гробница жестокого правителя Мавсола. В мавзолее насчитывалось 3 уровня, суммарная высота постройки составила 46 метров. В этом рукотворном шедевре смешалось несколько архитектурных направлений.

В качестве украшения мавзолея были задействованы традиционные колонны, а также статуи всадников и львов. На самой вершине находилась скульптура царя Мавсола, горделиво восседающего в запряженной конями колеснице. Мавзолей простоял около 19-ти веков, причиной его разрушения стало сильное землетрясение. Любопытный факт - некоторые обломки мавзолея пошли на строительство крепости святого Петра.

Фаросский маяк был сооружен в 3 веке до нашей эры, он также включен во всемирно известный список 7 чудес света. Этот объект должен был помогать морским судам благополучно преодолевать прибрежные рифы и избежать кораблекрушения . Днем мореплавателей вел столб дыма, а в темное время суток они могли ориентироваться на языки пламени.

Александрийский маяк возвышался на 120 метров над уровнем моря, его сигналы можно было разглядеть на расстоянии до 48 км. Верхнюю часть конструкции украсила статуя Исиды-Фарии, которую почитали в качестве покровительницы мореплавателей. Чтобы сделать поток света максимально эффективным, строители применили оригинальную систему выгнутых зеркал.

Фаросский маяк, как и многие другие объекты из списка 7 чудес света, был уничтожен довольно тривиальным образом. Его разрушило мощное землетрясение, которое произошло в середине 14-го века. Некоторые фрагменты Александрийского маяка ученые обнаружили на дне морском во время исследований в 1996 году.

Колосс Родосский

Эта статуя была изготовлена в честь Гелиоса (бога Солнца). Предполагалось, что рост фигуры составит 18 метров, но впоследствии ее решили сделать 36-метровой. Статуя в виде бога-юноши была отлита из бронзы, она расположилась на мраморном постаменте. Строительство велось на холме, созданном искусственным путем. Внутри фигуры располагались камни, что было сделано для повышения устойчивости конструкции.

Скульптор Харес, который работал над Колоссом Родосским, допустил просчет при определении количества необходимых материалов. Мастеру пришлось занять много денег, чтобы получить возможность завершить свой шедевр. Харес был полностью разорен и окружен кредиторами, скульптор покончил с собой.

Родосского Колосса погубило землетрясение, произошедшее в 222 или 226 г. до н.э. Статуя разломилась в области коленей, а ее обломки продолжали лежать на месте еще около 1000 лет. Фрагменты Колосса были проданы арабами, которые захватили Родос в 977 году. Чтобы вывезти части скульптуры, потребовалось снарядить караван, состоящий из 900 верблюдов.

Кстати, не приходилось ли вам задумываться о том, почему чудес света всего семь? В таком случае, рекомендуем вам ознакомиться со статьей " " - и вам откроется тайный смысл этой "удачливой" цифры!

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход – к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Самые ранние сведения о семи чудесах света найдены в трудах древнего философа и ученого Геродота. Пять тысяч лет до нашей эры Геродот попытался классифицировать эти чудесные и загадочные объекты. Труд Геродота, в котором он подробно описывал уникальные архитектурные шедевры древнего мира, сгорел при пожаре в Александрийской библиотеке, как и множество других уникальных рукописей. До наших дней дошли только отдельные записи в уцелевших рукописях и фрагменты сооружений, относящихся к семи чудесам света, которые найдены в результате археологических раскопок.

В небольшом сочинении Филона Византийского, имеющего название «О семи чудесах света» на двенадцати страницах описываются семь объектов древности. Но писал свой труд автор на основе услышанных рассказов других, однако сам никогда их не видел.

В Европе о семи чудесах света узнали после выхода книги «Наброски по истории архитектуры». В ней автор, Фишер фон Эрлах, скрупулезно описал семь уникальных объектов древности.

На Руси самое первое упоминание о семи чудесах света найдено в трудах Симеона Полоцкого, который в своих записях ссылается на некий византийский источник.

В перечень самых знаменитых памятников древнего мира входят: египетская пирамида в Эль-Гизе, статуя Зевса Олимпийского, Фаросский маяк, Висячие сады Семирамиды, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и храм Артемиды Эфесской.

Пирамиды Гизы.

Сегодня из всех перечисленных семи чудес света древнего мира сохранилась только Великая пирамида Хеопса, находящаяся в Эль-Гизе.

Около четырех тысяч лет пирамида Хеопса была самым высоким сооружением. Спроектирована и построена она была как усыпальница самого известного фараона – Хуфу (Хеопса). Строительство пирамиды завершилось в 2580 году до н.э. Затем здесь же были построены еще пирамиды для внука и сына Хеопса, а также пирамиды для цариц. Но великая пирамида Хеопса самая большая из них. Археологи предполагают, что строительство этой пирамиды осуществлялось около 20 лет и в возведении ее участвовало не менее ста тысяч человек. Для постройки потребовалось 2 млн. каменных блоков, вес каждого не менее 2,5 тонн. Рабочие использовали рычаги, блоки и пандусы для укладки без раствора и подгонки друг к другу каждого такого блока. В завершенном виде пирамида представляла собой ступенчатое сооружение. Затем ступени были закрыты отполированными белоснежными блоками из известняка. Блоки так плотно прилегали друг к другу, что между ними нельзя даже просунуть лезвие ножа. Великая пирамида вознеслась ввысь на 147 метров! Длина одной из сторон основания пирамиды Хеопса составляет 230 метров. Пирамида занимает площадь большую, чем девять футбольных полей. Древние египтяне считали, что если сохранить тело фараона, то его дух будет жить и после смерти, поэтому они мумифицировали тело фараона Хуфу и поместили его в погребальную камеру, находящуюся в центре пирамиды.

Висячие сады Семирамиды.

В шестом веке до н.э. Нововавилонский царь Навуходоносор II приказал построить дивные сады для свой жены Амитис. Являясь мидийской принцессой, она скучала в пыльном и шумном Вавилоне по своей родине, которая славилась ароматами многочисленных садов и зелеными цветущими холмами. Царь хотел не только порадовать Амитис, но и создать такой шедевр, который мог бы прославить его.

Висячие сады Семирамиды считаются вторым чудом света. Существуют летописи, которые очень подробно описывают сады вавилонского царя. Согласно найденным записям, сады были построены около 600 г до н.э. Древний Вавилон находился на берегу реки Евфрат, южнее современного Багдада. Несмотря на то, что идея создать среди засушливой вавилонской равнины цветущих садов и зеленых холмов считалась несбыточной фантазией, проект Навуходоносора II все же воплотился в жизнь.

Висячие сада Семирамиды представляли собой четырёхъярусную пирамиду, ярусы которой были одновременно и террасами, и балконами. Ярусы удерживались мощными колоннами. На каждом из них были посажены уникальные растения (цветы, деревья, трава и кустарники). Семена и саженцы для садов привозились из всех стран мира. Внешне пирамида напоминала постоянно цветущий холм. Для садов была сконструирована уникальная система орошения. Круглые сутки несколько сотен рабов вращали колеса с ведрами для снабжения растений водой.

Вавилонские сады были поистине оазисом в жарком и душном Вавилоне. Царицу Амитис неизвестно почему стали называть по имени ассирийской царицы – Семирамиды, поэтому и удивительные сады Вавилона также называли висячими садами Семирамиды.

В 9 веке до нашей эры Александр Македонский так был покорен великолепием садов Вавилона, что разместил свою резиденцию во дворце. Он любил отдыхать в тени садов и вспоминать свою родную Македонию. Когда город пришел в упадок, подавать воду в сады стало некому, все растения погибли, а многочисленные землетрясения окончательно разрушили дворец. Вавилон исчез вместе с одним из красивейших объектов древности – Висячими садами Семирамиды.

Храм Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды в Эфесе был создан по инициативе и финансировании Александра Македонского. Внутреннее убранство храма было великолепным: прекрасные статуи и потрясающие картины, созданные самыми лучшими художниками и зодчими того времени. Но история этого храма началась задолго до этого. В 560 году до н.э. царь Лидии Крез (считался самым богатым правителем того времени) построил в городе Эфесе величественный храм в честь богини луны Артемиды, которая считалась покровительницей молодых девушек и животных. Храм был построен из местного строительного сырья – мрамора и известняка, добывавшегося в близлежащих горах. Основной особенностью храма стали гигантские мраморные колонны в количестве 120 штук. В центре храма стояла статуя богини Артемиды. Этот храм превосходил размером знаменитый тогда афинский храм Парфенон. Простоял он двести лет и в 356 году до н.э. храм был полностью сожжен. Согласно истории, поджег его Геростат, таким образом, мечтающий прославиться в века. Интересно совпадение – храм был сожжен в тот день, когда родился Александр Македонский. Прошли годы. Александр Великий посетил Эфес и приказал восстановить храм. Храм, построенный Александром, просуществовал до III века н.э. Город погибал, бухту Эфеса заносило илом. Храм подвергся разграблению готами, затапливался многочисленными наводнениями. Сегодня на месте храма можно увидеть только несколько блоков и одну восстановленную колонну.

Галикарнасский мавзолей.

Мавсол, правитель Карии, сумел достичь могущества и приобрести значительные богатства. Кария тогда входила в персидскую империю, а столицей ее стал город Галикарнас. Он решил построить для себя и своей царицы гробницу. Но, как он мечтал, гробница должна быть необычной – она должна стать памятником его богатству и могуществу. Сам Мавсол не дожил до завершения строительства этого величественного объекта, но его вдова продолжила руководить строительством. Гробницу достроили в 350 году до н.э. и назвали ее по имени царя - Мавзолеем. В дальнейшем это название стали давать величественным и внушительным гробницам.

Мавзолей в Галикарнасе представлял собой прямоугольник размерами 75х66 метров, высотой 46 метров. Прах царствующей четы хранился в золотых урнах, размещенных в усыпальнице Мавзолея. Несколько каменных львов охраняли это помещение. Над самой усыпальницей возвышался величественный храм, окруженный статуями и колоннами. На вершине здания была возведена ступенчатая пирамида. А венчало весь комплекс скульптурное изображение колесницы, которой правила царствующая чета. Через 18 столетий мощное землетрясение разрушило до основания Мавзолей. В 1489 году обломки величественной гробницы были использованы христианскими рыцарями для постройки своего замка. Сама усыпальница была безжалостно разграблена мародерами. В настоящее время части основания Мавзолея, рельефы и статуи, которые были найдены при раскопках, находятся в лондонском Британском музее.

Колосс Родосский.

Пятым чудом света древнего мира считается статуя Колосса Родосского. Гигантская статуя стояла в портовом городе на острове Родос. Жители Родоса считали себя независимыми торговцами и старались не вмешиваться в чужие военные конфликты, но им не удалось избежать того, что их самих неоднократно завоевывали. В IV веке народу Родоса удалось отстоять свой город от нашествия воинственных греков. В ознаменование этой победы решили построить статую бога солнца Гелиоса. Точное месторасположения и вид статуи остался неизвестным для нас, из летописей следует только то, что выполнена она была из бронзы и достигала в высоту тридцать три метра. Чтобы сделать ее устойчивой, во время строительства ее полую оболочку заполняли камнями. Возводилась она 12 лет! В 280 году до н.э. Колосс стал в полный рост над родосской бухтой. Через 50 лет произошло сильное землетрясение, и Колосс рухнул, переломившись на уровне колен. Местный оракул потребовал не восстанавливать статую. 900 лет каждый приезжий на Родос мог взглянуть на статую поверженного бога. В 654 году н.э. сирийский князь, захвативший остров, снял со статуи все бронзовые пластины и увез их в Сирию.

Александрийский маяк.

В III веке до н.э. на острове Форос, недалеко от берега александрийской бухты был построен маяк, чтобы помочь кораблям, проходящим рифы на подходе к александрийскому порту. Маяк высотой в 117 метров состоял из трех массивных мраморных башен. На вершине одной из башен стояла статуя Зевса. Ночью маяк отражал языки пламени, а днем над ним взвивался столб дыма. Для работы маяка требовалось большое количество топлива. Дерево привозили к маяку многочисленные мулы и лошади. Вместо зеркал, направляющих свет в море, использовались бронзовые пластины. Простоял Форосский маяк 1500 лет и был уничтожен землетрясением. На обломках маяка мусульмане построили свой военный форт. Этот военный объект до сих пор стоит на месте фаросского маяка.

Олимпийская статуя Зевса.

Три тысячи лет назад Олимпия являлась религиозным центром Греции. В то время наиболее почитаемым греческим божеством был царь богов – Зевс. Регулярно проводились празднества, включая и спортивные соревнования. Считается, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 году до н.э. После этого 1100 лет проводились соревнования с периодичностью раз в четыре года. На время проведения игр прекращались все войны, чтобы дать участникам прибыть на место соревнований. Граждане Олимпии решили возвести в городе величественный храм, посвященный Зевсу. Десять лет ушло на его строительство. В храме должна была находиться статуя Зевса. Скульптор Фидий с подручными сначала создали деревянный каркас скульптуры, затем покрыли его пластинами из слоновой кости, одежда же бога была выполнена из золотых листов. Несмотря на огромное количество деталей, из которых состояла скульптура, смотрелась она как монолитная фигура. Зевс величественно восседал на троне, украшенном драгоценными камнями и инкрустированном черным деревом. Статуя в высоту достигала 13 метров, доходя до потолка храма. На протяжении 800 лет после ее создания статуя Зевса в Олимпии была седьмым чудом света. Римский император Калигула пожелал, чтобы статую перенесли в Рим. По легенде, когда прибыли рабочие, посланные императором, статуя разразилась громким хохотом, и рабочие в испуге разбежались. В 391 году н.э. римляне запретили проведение Олимпийских игр и закрыли все греческие храмы. Через несколько лет статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г.н.э. дворец, где находилась статуя, сгорел. Храм в Олимпии был разрушен землетрясением. Человечество потеряло одно из своих чудес – статую Зевса в Олимпии.

Остается надеяться, что когда-нибудь мировые технологии достигнут такого уровня, что смогут воссоздать семь чудес света древнего мира. И это будет поистине дань памяти поколений талантливым зодчим древности, создавших шедевры архитектуры, которым нет равных в современном мире.



Похожие статьи