Из истории лайнера «Нормандия. История корабля, потерпевшего крушение из-за спасательных жилетов Крушение лайнера нормандия 1942 год

12.04.2024

Один из лучших пассажирских кораблей своего времени, который в рекордные сроки пересекал Атлантику, с началом Второй мировой войны оказался в составе флота Соединенных Штатов Америки. Послужить французский пароход «Нормандия» не успел — корабль пришлось списать по вине халатного рабочего.

Разработка лайнера

В начале тридцатых годов прошлого века французская судоходная компания поставила своей целью строительство крупного лайнера для трансатлантических рейсов. Французский трансатлантический почтово-пассажирский турбоэлектроход позволил бы успешно конкурировать с тогдашними лидерами судоходной отрасли — британскими гигантами White Star Line и Cunard Line.

Основой разработки стал проект русского инженера В. Юркевича, который предложил особую конструкцию корпуса. Сначала работники судоходной компании не приняли идею и предложение еще никому не известного русского судостроителя, но при помощи высокопоставленных друзей ему удалось переубедить руководство.

До этого инженеры были уверены, что старый тип корпуса был лучшим решением для нового судна. Но теперь стало понятно, что лайнер будет обладать беспрецедентными по тогдашним представлениям гидродинамическими качествами. Проект Юркевича позволил уменьшить и мощность двигателя.

Пересмотр планов

Планы относительно строительства нового пассажирского лайнера пересматривались. Биржевой крах 1929 года негативно отразился на всех крупных судоходных компаниях, но первые работы все же начались в январе 1931 года. Пробные ходовые испытания были проведены уже летом 1935-го.

О будущем судне говорили, называя его «изделием № 534», а рабочие присвоили ему код Т6. Названий перебрали множество: «Нептун», «Генерал Першинг», «Бенджамин Франклин», «Ля Франс». Во французском языке слово «корабль» имеет мужской род, так что когда было предложено название «Нормандия», потребовался артикль «Ля» или «Ле». В итоге в компании решили назвать лайнер просто «Нормандией».

Спуск на воду

Общественный интерес к лайнеру «Нормандия» не утихал с того самого момента, когда были озвучены планы строительства. В день спуска корабля на воду берега реки Луары были заполнены 200 тысячами жителей. На церемонии присутствовал президент Франции Альбер Лебрен, а его жена должна была окрестить судно.

Основные характеристики лайнера «Нормандия» поражали даже простых граждан, которые ничего не смыслят в судостроении. Корабль весил более двадцати семи с половиной тонн, то есть больше, чем любое предыдущее судно. Корпус опустился на воду с такой скоростью, что окатил речной водой около ста наблюдателей. К счастью, никто не пострадал. Затем лайнер отогнали на место выполнения отделочных работ. Первое путешествие на лайнере состоялось только в 1935 году.

Доработки

Изначально планировалось начать обслуживание «Нормандии» в 1934 году. Однако трансатлантические путешествия потеряли актуальность в связи с депрессией. Так, судоходная компания решила поставить корабль в сухой док до 1935 года. Проектировщикам, которые должны были сделать корабль действительно роскошным лайнером, дали достаточно времени. В 1935 году «Нормандия» вошла в порт Гавра.

Первый рейс

29 мая 1935 года в 18:19 лайнер «Нормандия» отправился в первый рейс. Общественность ожидала, что он будет рекордным. Четвертого июня того же года корабль прошел мимо маяка Амброуз, чем побил скоростной рекорд. Новое судно прошло Атлантику за четыре дня, три часа и две минуты. Средняя скорость пересечения составила 29,98 узла — быстрее, чем любой другой лайнер ранее.

Первые проблемы

У лайнера «Нормандия» проблемы с вибрацией на высоких скоростях были обнаружены еще во время пробных испытаний. Но чиновники не видели в этом причины для задержки первого рейса. Однако во время путешествия на лайнере пассажиры отмечали, что в каютах туристического класса невозможно было находиться из-за шума и вибрации.

Инженеры французской судоходной компании считали, что вибрацию нужно устранить очень быстро. Полгода «Нормандия» провела в сухом доке, привлекая знаменитых клиентов. Лайнеру укрепили корму и заменили винты с трехлопастных на четырехлопастные. Перестройка использовалась еще и для того, что улучшить корабль к появлению конкурента из Великобритании.

Конкуренция с Queen Mary

Лайнер «Нормандия» все еще оставался «самым-самым», но появление конкурента могло бы лишить корабль нескольких титулов. Британия в то время заканчивала свое «изделие № 534». Queen Mary (фото выше) должна была войти в состав британского флота летом 1936 года. Было объявлено, что корабль станет первым судном, тоннаж которого превысит 80 тыс. тонн. С тоннажем 79 280 т «Нормандия» потеряла бы титул самого крупного корабля в мире. Поэтому судостроительная компания решила увеличить габариты лайнера. Тоннаж «Нормандии» вырос до 83 423 т.

Через три месяца после возвращения «Нормандия» готовилась выйти на маршрут, а Queen Mary - вступить в гонку за Атлантику. Корпус у нее был менее эффективным, чем у «Нормандии», но двигатели мощнее. Queen Mary побила рекорд французского лайнера и стала первым в мире судном, которое пересекло океан менее чем за четыре дня.

В следующем сезоне «Нормандия» уже могла успешно конкурировать с британским лайнером, потому что двигатели были улучшены. Это позволило развить скорость до 30-31 узлов. Лайнер «Нормандия» снова стал самым быстрым в мире. Но английская разработка была популярнее, потому что роскошные интерьеры «француза» действовали на людей угнетающе.

Стоянка в Нью-Йорке

В 1939 году «Нормандию» поставили на стоянку в Нью-Йорк из-за надвигающейся войны в Европе. Буквально на следующий день опасения подтвердились, когда силы Гитлера вероломно напали на Польшу. Queen Mary пришвартовалась рядом. В июне 1940 года, после того как Франция сдалась Германии, «Нормандия» была арестована береговой охраной. В сочельник судно переименовали в «Лафайетт».

Гибель «Нормандии»

Гибель лайнера «Нормандия» произошла 9 февраля 1942 года. Группа рабочих разрезала переборки газовыми горелками. Один из рабочих случайно поджег спасательные жилеты, не заметив искр от горелки. Пожарных на борту тогда не было, а автоматическая система была отключена. Нью-йоркские пожарные прибыли на место всего через двенадцать минут, но попасть внутрь им не удалось из-за рабочих, выбегающих из горящего лайнера. После всей этой суматохи спасатели все же принялись тушить огонь.

Пожар возник в центральном салоне, где располагались койки для солдат США. Пламя стало быстро распространяться по всему кораблю, сбить его не удавалось. Судно накренилось на левый бок. Один из самых крупных и быстрых лайнеров в мире, который мог бы принять на борт целую дивизию с вооружением, в самый разгар военных действий в Европе, когда американское командование испытывало нужду в транспорте, был выведен из строя за считаные секунды.

Последствия

Вечером того же дня руководитель спасательных работ сообщил корреспондентам, что сто двадцать восемь рабочих получили тяжелые ожоги и были транспортированы в госпиталь, девяноста два из них находятся в очень тяжелом или нестабильном состоянии. Тогда же были озвучены предварительные причины пожара: искры от инструмента рабочего случайным образом попали на груду спасательных жилетов, когда на корабле проводились ремонтные работы. Материал, из которого изготовлены спасательные жилеты, легко воспламеняющийся, поэтому огонь очень быстро распространился.

Судно продолжало накреняться. Ночью 10 февраля мутные потоки воды со дна пролива хлынули в трюмы «Нормандии» - самого дорого судна в мире, рекордсмена. Правый борт продолжал гореть. Лайнер «Нормандия» затонул. Часть легла на гранитный выступ, а вся остальная — в грязь Гудзона. Руль судна зарылся на полтора метра под причал, выломав пять свай. Для подъема «Нормандии» потребовалось пять миллионов долларов и двадцать два месяца.

Откачка воды началась только 2 августа 1943 года, а полностью подняли лайнер только в середине сентября. До конца Второй мировой войны судно стояло в доках в Бруклине, а в 1946 году правительство Соединенных Штатов Америки продало лайнер «Нормандия» по стоимости металлолома, то есть всего лишь за сто шестьдесят две тысячи долларов. Американские правоохранительные органы провели расследование, но выяснить причины возникновения пожара так и не удалось.

Сначала, конечно, планировалось снова поставить судно на воду. Но чтобы поднять «Нормандию» со дна Гудзона, пришлось срезать все трубы, надстройки, мачты. Корабль планировали переоборудовать в авианосец, а затем снова превратить в пассажирский лайнер, но после приблизительной оценки стоимости работ от этих идей отказались. После продажи интерьеры судна еще долгое время выставлялись на разных аукционах.

Может, диверсия?

Некоторые факты указывают на возможную диверсию со стороны немецких агентов или нью-йоркских гангстеров итальянского происхождения. Мнения экспертов ВМФ и ФБР по поводу причин возникновения пожара разошлись. Американские журналисты М. Сейерс и А. Канн тоже пришли к выводу, что гибель «Нормандии» - это работа немецких диверсантов.

В своей книге авторы излагают такое мнение: в течение длительного времени нацистские агенты следили за кораблем. За две недели до капитуляции Франции секретная служба передала агентам в США радиосообщение, которое перехватили на Лонг-Айленде. В сообщении содержалось требование следить за кораблем. Немецкий шпион Курт Фредерик Людвиг регулярно посылал руководству отчеты.

В пользу этой версии говорят несколько фактов. Во-первых, в течение недели до пожара на борту произошло целых четыре возгорания, которые получилось вовремя потушить. Во-вторых, после начала пожара вблизи очага находилось всего два ведра, хотя обычно их было намного больше. Кроме того, система оповещения была отключена на судне практически за месяц до катастрофы, но об этом служба охраны США не знала. В-третьих, на борту находилось большое количество про-немецки настроенных рабочих, анкетные данные которых не были тщательно проверены.

Другие версии

В 1975 году авторитетное английское издание опубликовало сенсационную статью. Журналистское расследование позволило предположить, что гибель «Нормандии» в гавани Нью-Йорка случилась по вине босса гангстеров Лакки Лючано, который хотел наглядно продемонстрировать ВМФ США необходимость защиты портов страны.

Лючано был помещен в тюрьму за убийство. Он неоднократно предлагал властям сотрудничество. Влиятельный босс итальянской мафии предупредил контрразведку о готовящихся поджогах и диверсиях, он предложил свои услуги по защите гавани и предотвращению диверсий, но его проигнорировали. После гибели «Нормандии» ему было обещано освобождение из-под стражи с окончанием военных действий, если его люди будут оказывать содействие властям, а потом босс мафии уедет в Европу. Мафия свое слово сдержала.

Нормандия (корабль)

Нормандия (позже «Лафайетт»)
Normandie
Основная информация
Тип Трансатлантический лайнер
Принадлежность Compagnie Générale Transatlantique
Верфь Шантье ет Ательер де л"Атлантик, Сен-Назер
Спущено на воду 29 октября
Введено в эксплуатацию 29 мая
Выведено из состава флота февраль
Современный статус Разобран на металлолом
Параметры
Тоннаж 79,280 т (83,423 {1935-1936})
Длина 314 м (1,028 футов)
Ширина 35,7 м (117 футов)
Средняя осадка 11,26 м
Технические данные
Силовая установка {{{Двигатели}}}
Винты 4
Мощность 165 тыс. л. с.
Скорость 29 узлов
Экипаж 1,345
Пассажировместимость 1,972 (848 1-го класса, 670 туристического класса, 454 3-го класса)

Описание лайнера

При постройке лайнера было израсходованно наибольшее количество заклёпок, когда-либо использовавшееся для постройки судна. Их общее количество составило 12 млн. штук. Клёпанный корпус «Нормандии» был изготовлен из стали повышенной прочности при использовании в небольшом объёме электросварки. Одиннадцати водонепроницаемых переборок истрачено, в общей сложности, 6,4 тыс. т корпусной стали, изготовленной на заводах "Сименс-Мартин" в Сааре, из 30 тыс. т потребовавшихся на весь корпус. Четыре паровые турбины мощностью 46,5 тыс. л. с. каждая при частоте вращения 2430 об/мин соединялись с четырьмя трехфазными генераторами мощностью по 33,4 тыс. кВт при напряжении 5.5-6.0 кВ. Для электродвижения использовались синхронные двигатели, установленные в корме судна и передававшие на каждый гребной вал мощность 29,4 тыс. кВт при частоте вращения 238-248 об/мин. Двадцать девять водотрубных котлов вырабатывали перегретый пар давлением 28 атм и расходовали до 1,2 тыс. т мазута в сутки. В начале года, для уменьшения сильной вибрации, явившейся следствием конструктивного недостатка все четыре трехлопастных гребных винта (весом 23 т каждый) были заменены на четырёхлопастные (весом 25 т каждый) и одновременно изменена форма выкружек гребных валов. Это позволило полностью решить проблему вибрации корпуса лайнера. В году на «Нормандии» установили радиолокационную станцию - первую на транспортном флоте. Уникальность корабля должны были подчёркивать даже трубы. Наклоненные на 10° в сторону кормы для придания впечатления скорости, они содержали внутри основную массу вентиляционных каналов. Первые две трубы были настоящими и функционирующими, а третья была фальшивой и предназначалась для красоты и равномерного распределения сопротивления воздуха по всей длине судна.

У лайнера, имевшего одиннадцать палуб, была особенная по архитектуре кормовая оконечность, придававшая ему элегантный вид, а также застеклённая прогулочная палуба длинной 290 метров, несколько выступавшая за борт судна. Лайнер, по сложившейся в то время традиции, имел роскошный внутренний интерьер общей стоимостью 55 млн. долларов. На корабле имелось 11 пассажирских лифтов, 22 подъемника для грузов и автомашин. На верхней палубе находились теннисные корты, сад с птицами, магазин и даже католическая часовня размером 5,24 м на 8,23 м и высотой 6,40 м. Главный обеденный салон на 1000 посадочных мест имел высоту в три межпалубных пространства. На судне также располагался театральный зал на 380 мест, двадцатичетырёхметровый плавательный бассейн размером 24,99 м на 5,79 м, оранжерея зимнего сада, гараж на 100 автомобилей. Общий камбуз для всех ресторанов был длиной 50 м, шириной 35м с электрической плитой размерами 17 на 2 метра. Из рекламных проспектов следовало, что на «Нормандии» было 847 кают, 320 чугунных эмалированных ванн, 480 душей, 1490 умывальников и прочих сантехнических приборов, необходимых для нужд пассажиров. Которые ежечасно расходовали до 40 тонн горячей, 100 тонн холодной и 300 тонн забортной воды. Ресторан укомплектован 14,570 скатертями, 226 тыс. салфеток, 150 тыс. полотенец, 58,860 тарелками и 28,120 чашками с блюдцами. В каждом рейсе пассажирами был использовано 38 тыс. простыней.

Normandie (произносится «Норманди́ »), Норма́ндия - трансатлантический почтово-пассажирский турбоэлектроход , спущенный на воду в городе Сен-Назер во Франции , со стапелей верфи Chantiers de l’Atlantique 29 октября 1932 года . Предназначался для срочных трансатлантических рейсов по линии Гавр - Плимут - Нью-Йорк .

Предпосылки к созданию

«Иль де Франс»

«Мавритания» - самое быстрое судно в мире до 1929 года

В течение первых двух десятилетий XX века, компания «Compagnie Générale Transatlantique» (более известная как CGT) укрепляла свои позиции в Северной Атлантике. Трио лайнеров, состоящее из «Франс », «Париж » и «Де Грасс», заработало компании репутацию надежного пароходства. Роскошные внутренние помещения, кухня и обслуживание были отличительными чертами French Line.

«Маджестик» - самое большое судно в мире до 1935 года

Но 1920-е годы принесли экономическое благосостояние, и вскоре ведущие пароходства намеревались возродить гонку. Имперская Германия потеряла почти весь коммерческий флот, когда потерпела поражение в Первой мировой войне в 1918 году . Как ни странно, именно немецкий дуэт начал новую эру в трансатлантических перевозках. В 1929 году Norddeutscher Lloyd ввел в эксплуатацию лайнер «Бремен », а в - его сестру «Европу ». Тоннажем в 50 тыс. т, эти два судна не могли превзойти в размере «Маджестик», но они отобрали у Cunard Line Голубую ленту Атлантики .

Планы

Нормандия

Компании в других странах тоже вели работу: и Cunard Line, и White Star Line запланировали построить суда более 300 м в длину, и способных развивать скорость, достаточную для отвоевания Голубой ленты Атлантики. CGT не хотела оставаться в стороне, и также запланировала строительство лайнера.

Описание лайнера

Планы «Нормандии»

При постройке лайнера было израсходовано наибольшее количество заклёпок, когда-либо использовавшееся для постройки судна. Их общее количество составило 12 млн штук. Клёпанный корпус «Нормандии» был изготовлен из стали повышенной прочности при использовании в небольшом объёме электросварки. Для одиннадцати водонепроницаемых переборок истрачено в общей сложности 6,4 тыс. т корпусной стали, изготовленной на заводах «Сименс-Мартин» в Сааре , из 30 тыс. т, потребовавшихся на весь корпус.

Четыре паровые турбины мощностью 46500 л. с. с частотой вращения 2430 об/мин соединялись с четырьмя трехфазными генераторами мощностью по 33400 кВт и напряжением 5500-6000 вольт. Для привода в движение винтов использовались синхронные двигатели , установленные в корме судна и передававшие на каждый гребной вал мощность 29400 кВт при частоте вращения 238-248 об/мин.

29 водотрубных котлов вырабатывали перегретый пар давлением 28 атм и расходовали до 1200 тонн мазута в сутки. В начале 1936 года , для уменьшения сильной вибрации, явившейся следствием конструктивного недостатка, все четыре трехлопастных гребных винта (весом 23 т каждый) были заменены на четырёхлопастные (весом 25 т каждый). Одновременно изменена форма гребных валов. Это позволило полностью решить проблему вибрации корпуса лайнера.

В 1937 году на «Нормандии» установили радиолокационную станцию - первую на транспортном флоте. Уникальность корабля должны были подчёркивать даже трубы. Наклоненные на 10° в сторону кормы для придания впечатления скорости, они содержали внутри основную массу вентиляционных каналов. Первые две трубы были настоящими и функционирующими, а третья была фальшивой и предназначалась для красоты и равномерного распределения сопротивления воздуха по всей длине судна.

«Нормандия» в профиль

У лайнера, имевшего одиннадцать палуб, была особенная по архитектуре кормовая оконечность, придававшая ему элегантный вид, а также застеклённая прогулочная палуба длиной 290 м, несколько выступавшая за борт судна. Лайнер по сложившейся в то время традиции имел роскошный внутренний интерьер общей стоимостью 55 млн $. На корабле имелось 11 пассажирских лифтов, 22 подъемника для грузов и автомашин. На верхней палубе находились теннисные корты, сад с птицами, магазин и даже католическая часовня.

Главный обеденный салон на 1000 посадочных мест имел высоту в три межпалубных пространства. На судне также располагался театральный зал на 380 мест, плавательный бассейн размером 25×5,8 м, оранжерея зимнего сада, гараж на 100 автомобилей. Общий камбуз для всех ресторанов был длиной 50 м, шириной 35 м с электрической плитой размерами 17×2 м. Из рекламных проспектов следовало, что на «Нормандии» было 847 кают, 320 чугунных эмалированных ванн, 480 душей, 1490 умывальников и прочих сантехнических приборов, необходимых для нужд пассажиров, которые ежечасно расходовали до 40 тонн горячей, 100 тонн холодной и 300 тонн забортной воды. Ресторан укомплектован 14 570 скатертями, 226 тыс. салфеток, 150 тыс. полотенец, 58 860 тарелками и 28 120 чашками с блюдцами. В каждом рейсе пассажирами использовались 38 тыс. простыней.

Первый рейс

Прибытие «Нормандии» в Нью-Йорк

29 мая 1935 года в 18:19 «Нормандия» вышла с причала в Гавре и отправилась в свой первый рейс.

Французская общественность ждала, что первый рейс лайнера будет рекордным. Хотя «Нормандия» и была способна развивать скорость в 30 узлов, Френч Лайн объявила, что не заинтересована в перехвате Голубой ленты Атлантики . 31 мая было объявлено, что судно прошло первые 744 морских миль со средней скоростью в 29,76 узлов.

4 июня 1935 года в 11:02 «Нормандия» прошла мимо маяка Амброуз, чем побила скоростной рекорд, пройдя Атлантику за 4 дня, 3 часа и 2 минуты. Она пересекла Северную Атлантику со средней скоростью в 29,98 узлов: быстрее, чем любой лайнер до неё. Это был успешный рейс. «Нормандия» отобрала Голубую ленту Атлантики у предыдущего рекордсмена, итальянского лайнера «Рекс ». На мачте «Нормандии» взвился голубой вымпел длиной 30 м - по метру за каждый узел. Членам команды выдали по бронзовому медальону со словами «Голубая лента Атлантики - „Нормандия“».

6 июня «Нормандия» вышла из Нью-Йорка. Лайнер пришёл в Саутгемптон через 4 дня, 3 часа и 28 минут со средней скоростью в 30,31 узлов, и таким образом она побила рекорд лайнера «Бремен » компании Norddeutscher Lloyd, установленный в 1929 году.

Проблемы с вибрацией

При эксплуатации была отмечена проблема вибрации на высоких скоростях. Вибрация была обнаружена ещё на ходовых испытаниях, но чиновники French Line не видели в ней причину для задержки первого плавания. Однако во время рейса пассажиры, живущие в каютах туристического класса, считали их непригодными для жилья из-за вибрации и шума.

Все задрожало на корме, где мы помещались. Дрожали палубы, стены, иллюминаторы, шезлонги, стаканы над умывальником, сам умывальник. Вибрация парохода была столь сильной, что начали издавать звуки даже такие предметы, от которых никак этого нельзя было ожидать. Впервые в жизни мы слышали, как звучит полотенце, мыло, ковер на полу, бумага на столе, занавески, воротничок, брошенный на кровать. Звучало и гремело все, что находилось в каюте. Достаточно было пассажиру на секунду задуматься и ослабить мускулы лица, как у него начинали стучать зубы. Всю ночь казалось, что кто-то ломится в двери, стучит в окна, тяжко хохочет. Мы насчитали сотню различных звуков, которые издавала наша каюта.

CGT поняли, что вибрацию нужно устранить как можно раньше. Следующее лето и осень «Нормандия» провела в обслуживании североатлантической линии, привлекая знаменитых клиентов. Но проблема вибрации все не давала покоя. Зимой лайнер поставили в сухой док, чтобы укрепить корму и заменить винты . Трехлопастные винты были заменены четырёхлопастными, и вибрация пропала.

Подготовка ко встрече британского конкурента

Зимняя перестройка использовалась ещё и для того, чтобы улучшить «Нормандию» к появлению конкурента из Великобритании. Пока «Нормандия» трудилась в северной Атлантике, Cunard-White Star Line заканчивала свое «изделие № 534». Оно было спущено на воду и наречено «Queen Mary » в сентябре 1935 года , а войти в состав флота должно было летом 1936 года . Кроме того, было объявлено, что новый английский лайнер станет первым судном, чей тоннаж превысит 80 000 т. С тоннажем в 79 280 т, «Нормандия» потеряла бы титул самого большого судна в мире.

Поэтому French Line решила увеличить размер «Нормандии», главным образом достроив крытый променад на шлюпочной палубе. Таким образом, тоннаж «Нормандия» достиг 83 423 т. «Queen Mary» была меньше и приблизительно на 2 000 т легче, и «Нормандия» осталась самым большим судном в мире. Но оставался открытым вопрос скорости конкурента.

Конкуренция с «Queen Mary»

Конкурент «Нормандии» - «Queen Mary»

Спустя три месяца после возвращения «Нормандии» на Североатлантический маршрут, «Queen Mary» готовилась вступить в гонку за Голубую ленту Атлантики. Хотя её корпус был менее эффективный, чем у «Нормандии», двигатели нового английского лайнера были намного мощнее.

«Нормандия» в море

1 июля 1936 года «Queen Mary» отвалила от причальной стенки в Саутгемптоне и отправилась в свой первый рейс до Нью-Йорка. Вся Великобритания надеялась, что «Queen Mary» отвоюет ленту, но из-за туманной погоды она не смогла развить максимальную скорость.

В августе 1936 года «Queen Mary» побила рекорд «Нормандии». Развив скорость в 30,14 узлов в западном направлении «Queen Mary» стала первым судном, которое пересекло Атлантику менее чем за 4 дня.

В следующем сезоне, в июле 1937 года , двигатели «Нормандии» были улучшены, что позволило ей развить скорость в 30,58 узлов в западном направлении и 31,20 узлов, идя на восток. Она побила рекорд «Queen Mary», и снова на её мачте развивался голубой вымпел. Она была самым быстрым пассажирским судном в мире. Но английский лайнер был популярнее. Роскошные интерьеры «Нормандии» были действительно красивы, но они подавляли людей пафосом и помпезностью [ ] . Она была судном для «звёзд» - киноактеров и других знаменитостей. Поэтому «Нормандия» никогда больше не ходила полностью загруженная пассажирами. «Queen Mary» была оформлена более скромно, и не столь пафосно, как её французский конкурент.

Но Cunard-White Star Line не была удовлетворена титулом самого популярного судна. Они хотели обладать и самым быстрым судном. В августе 1938 года «Queen Mary» разогналась до 30,99 узлов, идя на запад, и 31,69 узлов на восток, таким образом, опять выиграв у «Нормандии».

Ранее в феврале того же года, CGT пробовали их флагман в роли круизного лайнера. С относительно маленьким количеством пассажиров на Североатлантическом маршруте, French Line отослала «Нормандию» в праздничный круиз в Рио-де-Жанейро . «Нормандия» стала самым большим судном, пересекшим экватор.

В начале 1930-х французская судоходная компания Compagnie Générale Transatlantique поставила перед собой задачу построить флагманский лайнер для трансатлантических рейсов, который позволил бы ей конкурировать с британскими гигантами Cunard Line и White Line, считавшимися тогда лидерами судоходной отрасли.

За основу был взят проект русского инженера Владимира Юркевича, предложившего конструкцию корпуса, которая обладала беспрецедентными по тогдашним меркам гидродинамическими качествами. Уже в январе 1931-го начались первые работы по возведению судна, а весной 1935-го - проведены его пробные ходовые испытания.

Вскоре лайнер, получивший название «Нормандия», отправился в свой первый рейс по линии Гавр - Нью-Йорк и по его итогам сразу же стал обладателем престижной награды Blue Riband, установив новый рекорд скорости перехода Северной Атлантики: 4 дня, 3 часа и 25 минут.

В течение следующих лет корабль, негласно считавшийся одним из самых роскошных судов своего времени, продолжал совершать успешные рейсы - вплоть до 31 августа 1939 года: из-за нависшей над Европой военной угрозы лайнер был поставлен на якорь в нью-йоркском порту.

Через год, когда стало известно о капитуляции Франции перед нацистской Германией, «Нормандия» была арестована американской службой береговой охраны, а в декабре 1941-го - после нападения Японии на Перл-Харбор - принята в состав военно-морского флота США. Власти распорядились дать лайнеру новое название - «Лафайетт» - и переоборудовать его в транспортное судно.

Лайнер, получивший название «Нормандия», отправился в свой первый рейс по линии Гавр - Нью-Йорк и по его итогам сразу же стал обладателем престижной награды Blue Riband, установив новый рекорд скорости перехода Северной Атлантики: 4 дня, 3 часа и 25 минут.

В ходе ремонтных работ, длившихся несколько месяцев, произошла ошибка, ставшая роковой в истории легендарного корабля: 9 февраля 1942-го один из рабочих, занимавшихся резкой переборок судна, случайно поджёг лежащую рядом кучу спасательных жилетов. Противопожарная система была отключена, и «Нормандия» загорелась.

Хотя нью-йоркские пожарные прибыли на место происшествия уже через 12 минут, начать тушение им удалось не сразу: из-за множества рабочих, спешивших покинуть судно, они просто не могли попасть на борт.

После того как пожар всё-таки был потушен, выяснилось, что залитая на шлюпочную палубу вода стала скапливаться с одной стороны, чем вызвала опасный крен. К ночи «Нормандия» опрокинулась на левый борт и осталась лежать у пирса под углом 79 градусов.

Выровнять судно и снова поставить его на воду удалось только в 1943 году: для этого специалистам пришлось срезать все трубы, мачты и надстройки лайнера. В результате его отбуксировали вниз по Гудзону и оставили до принятия дальнейших решений.

Сначала «Нормандию» планировали превратить в авианосец, затем снова переоборудовать в пассажирский лайнер, однако после оценки стоимости от этих идей отказались. В октябре 1946-го корабль был продан компании Lipsett Inc. за $160 тысяч, а предметы его интерьера ещё долгое время выставлялись на различных аукционах.

После первой мировой Великобритания вновь вернула себе статус владычицы морей. Германия разгромлена, Франции и Италии не до того - зализывали раны после войны. Россия благодаря революции 1917 года и развязанной не без помощи той же Великобритании и Франции гражданской войны автоматически выбывала из игры на четыре года (да собственно на трансатлантическом "фронте" мы так и не появились).
В начале 20-х Великобритания фактически монополизировала рынок скоростных морских перевозок через Атлантику. Тоесть фактически все топовые рейсы были в руках британской короны. На более дешевом, но и более востребованном "лоу-кост" секторе этого рынка британцев начали теснить старые "колеги" - Германия, Италия, Франция. Появлялись и новые игроки - такие как Швеция и Голландия. Но теже немцы и французы точили "зубы" и на голубую ленту. Уж больно престижная вещь была. В конце концов - выставив даже один-два парохода в этом секторе рынка можно было расчитывать на прилив пассажиров и на более дешевых рейсах. Тем более что в этом классе европейские морские державы дрались то по сути между собой - британцы охотно отдали этот рынок, пресекая в тоже время любые попытки работы "иностранцев" на своих колониальных линиях - в Австралию и Индию.
В результате британцы расслабились - удар был нанесен сокрушительный. В 1929 году Северогерманский Ллойд спускает на воду лайнер Bremen. До 1930 года Бремен - самое быстрое судно атлантики. В 30-м - новый рекорд и опять - Германия - до 1933 года рекордсменом становится Europa. В 1933-м рекорд ставят итальянцы - их Rex "выдавал на гора" 28,92 узла. А в 1935-м "Голубая лента Атлантики" появилась рядом с французским триколором - SS Normadie прогремела как гром среди ясного неба. Еще бы -в 1935 году это самое большое пассажирское судно в мире и самое быстрое судно в мире - 31,2 узла. Рекорд скорости будет побит в следующем году - RMS Queen Mary вернет британцам голубую ленту, а по размерам ее обойдет только в 1940 году RMS Queen Elizabeth.

Итак - SS Normandie. Вот чего от французов никто не ожидал. Справедливости ради надо отметить, что французы вообще всегда были на втором плане мировой морской истории. Как в плане военного, так и гражданского судостроения.
Нормандия выделялась не только скоростью и размерами - она выделалсь в первую очередью характерной для французов утонченностью во всем. Не даром Ильф и Петров отмечали такой факт - немцы или англичане строят судно, а потом внутри делают отель. А французы - сначала строят отель, а потом строят вокруг него судно.
При создании интерьеров Нормандии был использованн опыт "Ile de France", вышедшего в океан в 1927 году. Лайнер не был рекордсменом по скорости и размерам, но мир поразил своими интерьерами - сделанные в стиле Арт Деко, они поразили мир своей изысканностью и красотой. Этот стиль в корабельной архитектуре и интерьерах продержится до 60-х годов ХХ века. На закате своей карьеры Ile de France прославится - он подымет на борт пассажиров ушедшего на дно итальянского лайнера Andrea Doria - это произойдет в 1956 году.
Собственно над интерьерами Нормандии работали теже, кто и работал над Иль де Франсом. А вот работу над корпусом возглавил инженер В. И. Юркевич. Главной особенностью корпуса Нормандии был небольшой носовой бульб - такая конструкция в мировом судостроении применялась впервые.Хотя справидливости ради надо отметить, что несмотря на бульбообразную форму подводной части носовой оконечности форштевень оставался фактически прямым. Но такие "зачатки" позднее переродятся в полноценный носовой бульб, который есть практически на всех современных судах, а в последние годы его можно встретить и на речных судах. Первыми же, кто сделал полноценный бульб станут японцы - многие боевые корабли императорского флота будут уже иметь полноценный носовой бульб.
Форма подводной части корпуса Нормандии давала возможность увеличить скорость без резкого увеличения мощности машин, что в свою очередь давало возможность снизить расход топлива и уменьшить его запасы для увеличения количества коммерческих помещений. Результат не заставил себя ждать - в первом же рейсе французский лайнер показал, на что он способен. В 1936 году Queen Mary побьет его рекорд, но в 1937 году французы вновь отберут голубую ленту у англичан. Шло соперничество и по тоннажу - Qureen Mary ненадолго займет место рекордсмена, но в 1936-1937 году Нормандия возвращает себе титул самого крупного судна - построенный на верхней палубе крытый променад увеличит водоизмещение на 4000 тонн. Рекорд французов перебьют только в 1940 году англичане - тогда вступил в эксплуатацию Queen Elizabeth.

Normandie на ходовых испытаниях, 1935 год


Судьба атлантического рекордсмена круто поменялась 31 августа 1939 года. Судно было задержано в США под предлогом роста напряженности в Европе - 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. В целом французы не возражали - США были традиционным союзником Европы (это уже после войны станет известно о том, что в США решался вопрос о выступлении на стороне Фашистской Германии), поэтому оставить свое скороходное имущество за океаном представлялось самым оптимальным. Нормандию пришвартовали на пирс 88, рядом - на пирсе 90 обосновалась Queen Mary, а в 1940-м году к ним присодинилась Queen Elizabeth. Три рекордсмена застыли в ожидании. И если с судьбой королев было все понятно, то с Нормандией происходило черт де что.
Весной 1940 года "три веселых друга" Рундтштедт, Фон Бок и Гудериан при поддержке не менее "веселого" Умберто Савойского пересекли границу Франции. В результате Франция была разделена на три куска - два оккупационных сектора - Итальянский, Немецкий и т.н. "Южная зона" - свободная от оккупации территория во главе с прогерманским правительством Петена. В пику ему образовалось правительство во главе с Шарлем Де Голем. Кабинет Де Голя находился в Великобритании. А 22 июня 1940 года в Компьенском лесу было подписано второе компьенское перемирие.
Тут же правительство США интернирует "Нормандию" и начинает конвертовку судна в военный транспорт (по другой версии - Нормандия была передана министерству обороны США добровольно правительством Де Голя). Работы начались в декабре 1941 года - сразу после нападения японцев на Перл-Харбор.
9 февраля 1942 года стало началом конца. Бригада рабочих работала в град-салоне судна. Работы велись по военному быстро, в результате на нормы противопожарной безопасной мягко говоря плевали. Искры от сварки брызнули в сторону кипы спасжилетов. Сухое пробковое дерево запылало в ту же минуту. Система пожаротушения судна была частично разобрана, пожарных в порту тоже не было. Огонь начал моментально распространятся по судну. Через 12 минут после возгорания прибыли расчеты, но они не могли попасть внутрь. Так же к месту катастрофы прибыл и В. И. Юркевич. Он предложил помощь пожарным, но она была отвергнута. В результате пожарные влили громадное количество воды с левого борта. Судно накренилось, а в 2-45 ночи 10 февраля крен достиг критического значения - судно легло левым бортом на дно Гудзона.
Тогда же начали работы по подъему судна. Были срезаны все надстройки, загерметезированы все отверстия в корпусе. В 1943 году корпус был поднят и с креном 2 O отбуксирован вниз по Гудзону - с глаз долой.
До 1945 года корпус "Нормандии" ожидал решения властей - что с ним делать. Была даже идея построить на его базе авианосец. Но проект был признан несостоятельным по экономическим соображениям. В октябре 1946 года Lipsett Inc преобрела корпус "Нормандии" за 160 тысяч долларов. В том же году он был разделан на металл.
Французы предпримут попытку вновь выйти на трансатлантический рынок - в 1961 году в эксплуатацию был введен паротурбоход France. Но было поздно - эпоха транстлантических лайнеров заканчивалась.





9 февраля 1942 года


SS Normandie сразу после пожара, пирс 88

Фотографии SS Normandie, сделанные сразу после пожара, а так же во время буксировки корпуса на слом


1942 год, лайнер сразу после пожара


вид на пирс 88


начаты работы по подъему судна. Надстройка уже срезана.


герметизация корпуса производилась водолазами


гребные винты правого борта


буксировка корпуса Нормандии на слом

Конкуренты SS Normandie
SS Bremen


введен в эксплуатацию в 1929 году. В результате поджога в марте 1941 года судно выгорело полностью. Уцелевшие механизмы были переданы на запчасти. По результатам послевоенного раздела флота судно досталось Великобритании, но было разобрано на металл.

Введен в эксплуатацию в феврале 1930 года. С 1941 года использовался как плавказарма. В 1945 году интернирован военной администрацией США. В 1946 году передан в качестве репараций Французской республике. На трансатлантическую линию судно вышло в 1950 году под названием "Либерте". В 1962 году после выхода на линию лайнера France "Европа" была продана в Италию на разборку на металл.


Введен в работу в 1932 году. С 1940 года находился на приколе в порту Бари. В 1943-м после капитуляции Италии судно отбуксировали в Триест. ТАм же в 1944 году лайнер был уничтожен ударом с воздуха Британскими ВВС. В 1950 году судно было поднято и разобрано на металл.

SS Ile De France


Введен в эксплуатацию в 1929 году. С 1940 по 1945 годы - военный транспорт. В 1945 году возвращается на трансатлантический маршрут. В послевоенной истории лайнера есть одна яркая страница - в 1956 году он поднял на борт пассажиров и экипаж тонущего итальянского лайнера Andrea Doria. В 1958 году судно продано и уведено в порт Осака. В 1960 году использовался как декорация к фильму-катастрофе "Последний вояж". Во время съемок судно было взорвано и затонуло.

RMS Queen Mary


Введен в эксплуатацию в 1936 году. С 1940 по 1945 - военный транспорт. В 1947 году лайнер вернулся на трансатлантическую линию. В 1967 году судно было продано в США. сейчас находится в бухте Лонг-Бич (США, штат Калифорния). На борту расположен музей и отель.

RMS Queen Elizabeth


Введен в эксплуатацию в 1940 году. С 1940 по 1945 годы - военный транспорт. С 1946 года лайнер работает на трансатлантической линии. В 1968 году судно было продано в Гонг-Конг, где использовалось в качестве учебного. В 1972 году в результате пожара судно легло на дно бухты Виктория. С 1974 по 1975 год продолжается разборка судна на металл. Часть киля и турбины так и остались на дне по сей день.


Похожие статьи