Верона. Девять мест, которые потрясли нас

21.01.2024

Архитектурное наследие

Каменный мост, расположенный в историческом центре Вероны, буквально в 150 метрах севернее собора, представляет собой не только первый каменный мост, который когда-то был построен в Вероне, но и первое большое мраморное сооружение в городе. До сих пор ему надается большое как историческое, так и культурное значение. Он является единственным романским мостом в городе Верона, который, несмотря на пройденные года и войны, никогда не был полностью разрушен. Впервые возведением моста на этом месте занимались еще во II веке до нашей эры, его предшественник практически полностью состоял из дерева, только через некоторое время его заменила каменная конструкция. Времена разрушительных землетрясений, сильно потрясавших Верону в XI-XIII веках и повлекших значительные разрушения других архитектурных сооружений, задели мост незначительно, его небольшая часть была обрушена, но затем снова восстановлена. Более значительные реконструкции проводились только в начале XVI века, ими руководил итальянский ученый и архитектор Фра Джованни Джокондо. Вторая мировая война старалась разрушить сооружение, несмотря на отступление в апреле 1945 года нацистская армия практически полностью уничтожила мост, оставив только арку, расположенную на правом берегу реки Адидже. Стоит отметить, что она была возведена еще в конце XIII века, представляя собой огромную историческую значимость, после войны с участием архитектора Пьеро Гаццолы начато было ее восстановление, в результате приведшее к созданию точной копии оставшихся частей моста.

Особенности возведенного сооружения

Каменный мост, который на сегодняшний день состоит из пяти отличающихся друг от друга размерами и формой арок, выложен белым мрамором и красным кирпичом. Если присмотреться, то можно увидеть, что все арки опираются на специальным образом оборудованные опоры, которые погружены на дно реки Адидже. Третья опора оснащена небольшим круглым окном, а пятая - полукруглым романским окошком. По мнению историков, первоначальную конструкцию декорировали четырьмя одинаковыми окнами, которые после многочисленных средневековых реконструкций были заложены, скорее всего, это было сделано с целью придания конструкции большей устойчивости и надежности. Каменный мост, получивший название Понте Пьетра, от итальянского Ponte Pietra в переводе звучит как «мост-камень». Сегодня посетители со многих стран мира приезжают в Верону чтобы полюбоваться красивым римским арочным мостом, перекинутым через реку Адидже. Стоит отметить, что самый первый мост, построенный на этом месте еще в 89 года до н. э. носил совершенно другое название, местные жители называли его мост Мармореус, только после дальнейших значительных перестроек сооружение получило своё настоящее название. Отличительной особенностью моста считается старинная сторожевая башня, возведенная с одной из сторон, и длина, равная 120 метрам. Кроме того, после отхода немецких захватчиков многие мосты в городе были полностью уничтожены, и до сих пор не восстановлены. Однако Каменный мост архитекторы сумели собрать из оставшихся на дне реки оригинальных фрагментов.

Итальянские памятники архитектуры широко известны во всем мире и ежегодно привлекают внимание тысяч путешественников. Мост Скалигеров в Вероне входит в число наиболее популярных достопримечательностей - увидеть это мощное и вместе с тем красивое сооружение стремятся многие туристы. К тому же именно мост Скалигеров соединяется левобережную часть города со знаменитым замком Кастельвеккио, посещение которого входит в обязательную программу экскурсий по Вероне.

История создания достопримечательности

Мост Скалигеров был построен в 1355 году по приказу правителя Вероны Кангранде II делла Скала - на тот момент сооружение соединило берега реки Адидже и стало единственным подходом к замку Кастельвеккио. Кангранде отдал приказ о строительстве переправы с единственной целью - чтобы обеспечить себе безопасный способ отступления в случае восстания недовольного его тираническим правлением народа.

За строительство моста Скалигеров отвечал известный архитектор Гульельмо Бевилаква - работы продолжались на протяжении десяти лет. Согласно легенде, по завершении строительства благодарный Кангранде преподнес Бевилакве весьма ценный подарок: саблю, которая когда-то принадлежала святителю Мартину Турскому, являющемуся одним из самых почитаемых святых Франции. Среди местных жителей популярна также еще одна интересная история, связанная с Ponte Scaligero - согласно ей, Гульельмо Бевилаква вовсе не был уверен в том, что его работа стала успешной и что столь массивное сооружение выдержит не только испытание временем, но и даже церемонию открытия. Опасаясь возможного гнева влиятельного заказчика, архитектор предусмотрительно явился на празднование верхом на лошади, чтобы в случае обрушения сооружения немедленно скрыться с места происшествия.

К счастью, опасения Гульельмо Бевилаква совершенно не оправдались, и мост Скалигеров оказался настолько крепкой и надежной конструкцией, что без проблем прослужил без реконструкций на протяжении 500 лет. Впервые ремонтные работы понадобилось провести только в конце XVIII века - тогда французскими солдатами была разрушена башня на левом берегу. Но наиболее сильные повреждения мост Скалигеров получил в 1945 году, когда был взорван отступавшими немецкими войсками. Но несмотря на это, уже в 1949-1951 годах сооружение было полностью восстановлено с использованием всех найденных после взрыва фрагментов.

Особенности конструкции

Мост Скалигеров является одним из наиболее крупных сооружений того времени: общая длина переправы достигает 120 метров, но если смотреть на нее под углом, то, благодаря оптической иллюзии, конструкция кажется гораздо длиннее. Ponte Scaligero состоит из:

  • трех пролетов, при этом самым большим является средний - его длина составляет 50 метров;
  • двух пятиугольных башен по краям.

Верхняя часть сооружения выполнена из красного кирпича (отличительный знак большинства архитектурных достопримечательностей Вероны той эпохи), а нижняя - из белого мрамора. Мост Скалигеров опирается на три большие арки, а его зубчатые стены в виде ласточкиного хвоста в точности повторяют форму стен башен замка. Таким образом создается впечатление, что Ponte Scaligero и дворец являются частями одного масштабного ансамбля, несмотря на то, что переправа была построена значительно позже.

Мост Скалигеров: один из главных символов Вероны

На сегодняшний день мост Скалигеров входит в число главных символов Вероны наряду с такими знаменитыми достопримечательностями, как Арена и дом Джульетты. С переправы открывается прекрасный вид на город и реку Адидже, здесь можно сделать множество красочных и запоминающихся фотографий, поэтому многие путешественники стремятся посетить эту достопримечательность в первую очередь.

Посетить Ponte Scaligero можно как самостоятельно, так и в рамках экскурсии к замку Кастельвеккио, поскольку сооружение является фактически единственной возможностью пройти к дворцу. На сегодняшний день на территории замка располагается музей, часть залов которого посвящена истории здания.

Добраться до моста Скалигеров достаточно просто: от железнодорожного вокзала Вероны в эту сторону регулярно ходят автобусы (нужная остановка расположена как раз напротив замка), также можно воспользоваться такси. Но для тех туристов, которые ценят возможность ознакомиться с интересными местами города в максимально комфортных условиях, наиболее предпочтительным вариантом станет заказ трансфера. Мост Скалигеров вот уже на протяжении многих лет является одним из любимых мест для прогулок не только туристов, но и местных жителей, что и неудивительно, учитывая, какие роскошные виды открываются с переправы. Вы сможете сделать множество замечательных фотоснимков и получить массу приятных эмоций.

Верона - второй город в Италии после Рима по количеству хорошо сохранившихся римских построек: здесь есть античный театр и амфитеатр, каменный мост через реку Адидже, арка Гавиев и городские ворота, декоративный аппарат которых прославляет Римскую империю.

Достаточно просто прогуляться по городу, и величественные строения и руины античности напомнят вам о его богатом прошлом. Гуляя по мостовым, под которыми лежат руины и мозаики древнеримских вилл и особняков, вы можете осмотреть фрагменты этих памятников на специально оборудованных археологических участках Скави-Скалиджери и Вилла-ди-Вальдонега.

История

Первые контакты будущей Вероны с Римом отмечаются в IV в. до н.э. Народы, населявшие эту местность, начинают вступать в регулярные торговые отношения с Вечным Городом.

Порта Борсари, один из древнеримских памятников Вероны / www.shutterstock.com

С распадом Западной Римской империи Верона сначала принимает христианство (это происходит между III и IV вв.), а затем становится добычей многочисленных завоевателей из-за Альп. В эти тёмные столетия город переживает недолгий период процветания с 493 по 526 гг., когда Верона становится одним из любимых городов короля остготов Теодориха. Он строит здесь дворцы, водопровод, термы и новые стены.


Панорама средневековой Вероны / Shutterstock.com

С 1181 по 1185 гг. здесь живёт папа Луций III. В это время Верона становится активным участником борьбы свободных коммун за автономию, которою пытались оспорить императоры Фридрих Барбаросса и Фридрих II Штауфен. Через некоторое время власть в городе берёт в свои руки Эццелино да Романо, а с 1263 г. Вероной более 120 лет правит династия Скалигеров.


Мост Скалигеров ночью / Shutterstock.com

Семейство Делла Скала не брезговало никакими средствами для того, чтобы прийти к власти, однако сумело обеспечить городу долговременное экономическое процветание, какого он не знал со времён древнего Рима. Они строили замки, церкви, дворцы и превратили Верону в один из культурных центров позднесредневековой Италии: при дворе Скалигеров гостили Джотто, Данте и Петрарка, причём последний обнаружил в библиотеке местного капитула рукопись писем Цицерона.

17 октября 1797 г. весь регион переходит под контроль Австрии и остаётся в этом статусе до 1866 г., за исключением периода с 1805 по 1814 гг., когда Верона была частью Итальянского королевства. В это время активно строятся укрепления, возводятся форт Пастренго, Арсенал и замок Сан-Пьетро.

Что посмотреть

Амфитеатр «Арена»


Спектакль в амфитеатре «Арена» © Foto Ennevi / Arena di Verona

Это главный памятник Вероны, где проходят крупные концерты и музыкальные фестивали. Он напоминает об античном прошлом города и является третьим из сохранившихся до наших дней амфитеатров по размерам после Колизея в Риме и амфитеатра в Капуе. «Арена» построена в I в. до н.э. Это эллиптическое в плане сооружение покоится на непрерывной последовательности из 27 двойных каменных арок.


Опера «Аида» на сцене «Арены» © Foto Ennevi / Arena di Verona

В эпоху Римской империи («Арена» строилась в период правления Августа и Клавдия) здесь проходили гладиаторские бои; название «Арена» происходит от латинского слова «harena» - «песок»: это покрытие поглощало кровь, оставшуюся после сражений. В течение многих веков в амфитеатре устраивали турниры и дуэли, ставили балеты, цирковые представления и укрощали быков; с 1993 г. здесь проходит самый крупный оперный фестиваль под открытым небом, и это абсолютно незабываемое впечатление.

Площадь Бра

Осматривая Верону, разумно начать с площади Бра: она находится в самом центре города и обычно хорошо освещена лучами солнца. Здесь вы найдёте здания различных времён и стилей.


площадь Бра / Shutterstock.com

Самые известные из них - это «Арена», палаццо-Барбьери и палаццо-делла-Гран-Гвардия; также заслуживают внимания «Альпийский Фонтан», прогулочная мостовая «Листон» и стоящие вдоль неё палаццо аристократов, стены эпохи династии Висконти, памятник Виктору Эммануилу II и пятиугольная башня.


Площадь Бра. Фасад «Арены» и рождественская инсталляция © Isaac74 / Shutterstock.com

«Альпийский Фонтан» установлен посреди многовековых елей, украшающих центральный сквер. Его соорудили в 1975 г. в честь побратимства города Скалигеров и Мюнхена. Местные жители ласково называют его «лимонодавкой» за форму, напоминающую соковыжималку для цитрусов, и с удовольствием купаются в нём, когда веронские спортсмены одерживают важные победы.

Напротив фонтана находится палаццо-Барбьери - здание городского муниципалитета, где также проходят заседания горсовета. Это монументальное здание в стиле неоклассицизм строилось с 1836 по 1848 гг. и напоминает античные храмы. Его масштабы производят мощное впечатление. Центральную часть фасада занимает выступающий портик с колоннами коринфского ордера, широкой лестницей и большим треугольным фронтоном с гербом города. Два крыла украшены массивными полуколоннами, которые добавляют монументальности и задают ритм оконным проёмам в двух этажах здания.

Палаццо Гран-Гвардия / (c) wikimedia.commons

Чуть дальше располагается ещё один монументальный дворец, Гран-Гвардия, который словно пытается состязаться в грандиозности с громадой «Арены». Он строился с 1610 по 1853 гг. и состоит из двух этажей и аттика. Длина здания - почти 90 метров, его фасад украшают тринадцать величественных аркад с мощной и грубоватой рустовкой. Над вторым этажом помещён архитрав с метопами и триглифами.

Пьяцца-делле-Эрбе

Многие века «площадь Трав» оставалась центром социальной, экономической и религиозной жизни Вероны. В древнеримскую эпоху здесь находился Форум, длина которого приблизительно совпадала с длиной нынешней площади. На Форуме были Капитолий, несколько храмов и термы, связанные между собой крытой галереей с многочисленными лавками.


Вид на пьяцца-делле-Эрбе с башни Ламберти © Christian Mueller / Shutterstock.com

В период свободной коммуны здесь находились здания основных государственных институтов, а при Скалигерах к политическим функциям добавились торговые и культурные.

В восточной части площади, со стороны улицы Мадзини, находится палаццо-делла-Раджоне (он же палаццо-дель-Комуне) XIII в., многовековой центр политической власти в городе. Над дворцом высится башня, возведённая в 1172 г. родом Ламберти в стиле романика, характерном для той эпохи; его следы всё ещё заметны ближе к основанию сооружения, выполненному из кирпичей, чередующихся с туфом. С ходом лет башню делали выше, материалы и стили менялись, хотя результат всегда оставался гармоничным, а в 1464 г. была достроена восьмиугольная звонница. Башня достигла 84 метров и стала самой высокой в городе.


Туристы на пьяцца-делле-Эрбе © meunierd / Shutterstock.com

В северо-западной части площади есть две постройки, представляющие исторический и художественный интерес: барочный палаццо-Маффеи и старинная башня Гарделло. Дворец построен в XVII в. и стал первым зданием в стиле барокко во всей Вероне. Его элегантное и изысканное здание имеет три этажа и великолепный фасад, украшенный шестью статуями мифологических персонажей. Все они выполнены из мрамора местного происхождения, кроме статуи Геркулеса: она была найдена на руинах храма I в. н.э. (его руины видны в подвалах ресторана, расположенного на первом этаже).


Фонтан «Веронская Мадонна» на пьяцца-делле-Эрбе и палаццо-Маффеи (в глубине слева) © meunierd / Shutterstock.com

Башня Гарделло построена в XIII в., но нынешний облик обрела при Кансиньорио делла Скала, который распорядился привести башню в порядок в 1363 г. и поднять её до нынешней высоты в 44 м.

На углу с улицей Пелличчаи стоит великолепное здание Домус-Меркаторум, возведённое Скалигерами в 1301 г. для руководства городских цехов, когда на площади разместили новый рынок (пространства для старого, который находился на небольшой площади Меркато-Веккьо, к тому времени стало не хватать). С течением лет он не раз перестраивался и менял своё предназначение, но в конце XIX в. был возвращён в первоначальный вид средневекового дома-крепости.

Мост Понте-ди-Пьетра

Этот мост сооружён в первом веке до р.х. вместо предыдущего деревянного. Он, вне всякого сомнения, является самым древним и одним из самых красивых римских сооружений города, а также одним из символов Вероны. В эпоху античности в Вероне было семь мостов через реку Адидже, два из них располагались недалеко от римского театра: Понте-Мармореус (нынешний Понте-ди-Пьетра) и Понте-Постумиус. В 905 г. на Адидже случился паводок, и последний оказался полуразрушен. Тремя веками позже, в 1239 г., он окончательно сдался на милость стихии.


Мост Понте-ди-Пьетра / Shutterstock.com

За более чем две тысячи лет своей истории Понте-ди-Пьетра пережил множество наводнений и обрушений и был неоднократно отстроен заново. Сейчас он похож на ослиную спину и опирается на несимметричные арки, которые, конечно, значительно отличаются от первоначальной конфигурации сооружения. Однако именно это необычное наслоение материалов и форм, которое свидетельствует о различных этапах в жизни моста, придаёт ему особенный шарм. Идеальное время для прогулки вокруг Понте-ди-Пьетра - вечер, когда умело настроенная подсветка, отблески и плеск речной воды делают его одним из самых романтичных мест Вероны.

Дом Джульетты

Джульетта и Ромео - два самых знаменитых влюблённых на свете - обрели бессмертие благодаря перу Уильяма Шекспира. Фоном их трагедии была именно Верона, один из самых красивых городов Италии, чьё историко-культурное наследие впечатляло художников, поэтов, путешественников и знаменитых людей во все времена. История несчастной любви Ромео и Джульетты разворачивается в двух вполне определённых точках города - доме Джульетты и её могиле.


Знаменитый балкон во дворе дома Джульетты / Shutterstock.com

Дом построен в XIII в. Это дом-башня, долгое время находившийся в собственности семейства Даль Каппелло, чей герб - головной убор - выбит с внутренней стороны входной арки, обращённой во двор. На фасаде здания - знаменитый балкон, с которого Джульетта якобы говорила с возлюбленным. Дом можно посетить: внутри представлена правдоподобная реконструкция дома XV в., распределённая по нескольким этажам; стены украшены отреставрированными сейчас фресками, а кроме них в интерьере выделяются скамьи с резными ящиками, кирпичные камины и другие детали.

В глубине двора установлена статуя Джульетты работы Нерео Костантини. Сюда каждый год приходят тысячи туристов со всего мира.

Античный театр

Сегодня от римского театра, построенного на склоне холма Сан-Пьетро ближе к концу I в. до н.э., остались лишь места для зрителей и трибуна, а также отдельные арки и внушительные фрагменты сцены. На руинах театра в средневековье строились новые гражданские и религиозные здания. Расчистка памятника началась в 1834 г.

Античный театр / www.shutterstock.com

В верхней части театра, в помещении бывшего монастыря Сан-Джироламо, располагается Археологический музей. Он был учреждён в 1924 г. В экспозиции представлены сотни предметов, найденных в Вероне и окрестностях, а также материалы из городских коллекций. Многие вещи хранятся в запасниках и показываются лишь на отдельных выставках.

Башня Ламберти

Башня Ламберти построена из туфа, кирпичей и мрамора в Средние века. В 1464 г. она была отреставрирована, а в 1779 г. на башне установили большие часы. Её высота - 84 м. Башня знаменита двумя своими колоколами - Ренго и Марангоной; первый собирал городской совет или призывал горожан к оружию, а второй отбивал часы или предупреждал о пожаре.


Башня Ламберти со двора палаццо-делла-Раджоне / Shutterstock.com

На башню можно подняться по лестнице или на лифте. Оттуда открывается великолепный вид на старый город и окрестности Вероны.

Кафедральный собор


Кафедральный собор Санта-Мария / Shutterstock.com

Хотя веронский собор расположен на маленькой и строгой площади, это самая красивая и богатая церковь города. Изящный храм Успения Богородицы на месте раннехристианской базилики, возвышающийся над крышами домов исторического центра, был освящён папой Урбано III в 1187 году.

Интерьеры и детали Веронского собора / www.shutterstock.com

В течение последующих столетий он подвергался многочисленным переделкам с целью его расширения и украшения. В середине XV века его нефы увеличились в высоту, добавился позднеготический фасад. В XVI в. архитектор Микеле Санмикели спроектировал колокольню собора. В XVIII в. боковые капеллы Сантиссимо-Сакраменто и Мадонна-дель-Пополо были переделаны в стиле барокко, а в 1880 г. был создан новый мраморный пол. Возведение кампанилы возобновилось в 1913 г.

Фасад собора делится на три части треугольными контрфорсами. Здесь причудливо соединяются готика и романика: это архитектура цветов, доминантой которой является великолепный двухуровневый протир. В нижней части его поддерживают витые колонны, которые опираются на крылатых грифонов. На колоннах покоятся полукруглые арки с растительными орнаментами, сценами охоты и фигурами святых по бокам.

В верхней части мы снова видим полукруглую арку с тимпаном над ней и арочками, которые опираются на восемь колонн. На великолепном портале высечены пророки и звери, а в верхней части его украшает люнет с разноцветным барельефом, изображающим Мадонну на престоле с младенцем, окружённую волхвами и пастухами, прибывшими взглянуть на него.


Деталь портала. Фигуры пророков © Renata Sedmakova / Shutterstock.com

Ещё выше легко заметить модификации XV-XVI вв., когда здание было надстроено, на фасаде появилась пара больших двойных окон-бифор, роза посередине, окружённая слепой лоджией с восемью копиями маленьких колонн, а ещё выше - последний уровень с гербом кардинала Агостино Вальера, который был епископом Вероны на протяжении трёх десятилетий (с 1565 по 1599 гг.) и важным членом конгрегации римской инквизиции.

Эногастрономия

Кулинарная традиция Вероны основана на двух столпах: традиционных местных продуктах и фантазии поваров. Одно из самых известных местных блюд, «ньокки», когда-то было пищей простых людей. Днём «ньокки» считается «жирная пятница», когда эта картофельная клёцка становится королевой веронского карнавала. Из первых блюд стоит отметить тортеллини-ди-валеджо-суль-Минчо, биголи с уткой, ризотто с фаршем «тастасал».

Тортеллини с трюфелем

И, конечно, нельзя не упомянуть местные сыры, прежде всего, монте веронезе с пастбищ Лессинии, который делают в трёх вариантах. Основа его отменного вкуса — это превосходное молоко и неукоснительное соблюдение старинных технологий производства.

Рис «аль-тастасаль»

В целом в Вероне представлена венецианская кухня во всём её разнообразии. Территории вокруг Вероны очень разные по климато-географическим особенностям, поэтому в распоряжении поваров оказывается множество самых разнообразных высококачественных продуктов. В области озера Гарда делают отличное оливковое масло, а также здесь большой выбор вин.

Биголи с уткой

Верона – лидер Италии по количеству выпускаемого вина категории DOC (1,5 млн. гектолитров в год). Из 22 вин категории DOC, производимых на территории региона Венето,10 родом с виноградников Вероны. Два вина высшей категории Bardolino Classico Docg и Recioto di Soave Docg изготавливаются также в Вероне. Виноградники Вероны находятся на холмах, протянувшихся по всей территории провинции от озера Гарда до долины Валь д’Альпоне у границы в Виченцей.

Виноградники в долине Вальполичелла

Большая территория виноградников способствует и разнообразию выпускаемых вин. Это бардолино, лугано, кустоца и гарда, выращиваемые на холмах вокруг озера Гарда. Родиной вальполичеллы и соаве считаются Вальполичелла, Валь Пантена, Валь Скуаранто, Валь Меццане, Валь д’Иллази, Валь Траминья и Валь д’Альпоне. На востоке делают дурелло и монте лессини; на севере, в Валь д’Адидже и Валь Лагарина производят вновь ставшее популярным автохтонное вино энатио.

Как добраться

На самолёте

На самолёте: аэропорт Катулло/Виллафранка находится в 12 км от центра Вероны. Он соединён железнодорожным сообщением с вокзалом Порта Нуова. Из аэропорта летают ежедневные рейсы в Милан, Рим и другие города Италии и Европы.

На поезде

Главный вокзал Вероны называется Верона Порта Нуова. Здесь пересекаются главные железные дороги страны: Милан-Венеция и Рим-Бреннеро. Также с этого вокзала идёт ветка Верона-Мантуя-Модена.

На автомобиле

В Верону ведут две автомагистрали, А4 Турин-Венеция и А22 Бреннеро.

Понте делла Виттория или Мост Победы в Вероне украшен группами скульптур разных авторов. Со стороны исторического центра города автор скульптур Марио Салаццари создал их в 1934 году, а со стороны жилого района Борго Тренто – скульптор Анжело Бьянки в 1931 году.

Мост Виттория назван так в честь победы под городом Витторио Венето 4 ноября 1918 года, в решающей битве первой мировой войны на территории Италии, где потерпела поражение австрийская армия. Весь городской по ту сторону моста посвящён первой мировой войне, его улицы и площади связаны с местами и датами этой войны (улица 4 ноября, Диаз, площадь Витторио Венето и многие другие). Для создания нового моста, связывающего центр города с кварталом Борго Тренто, был объявлен конкурс. Из 40 представленных на него проектов выбрали проект совместно с Феруччо Чиприани. Основным условием проекта нового моста был бюджет, на него можно было истратить не более 2 млн. лир.

мост Виктория, 1943 год

Мост Виттория связывает исторический центр с Борго Тренто и отвечает всем поставленным условиям: простой, строгий, надёжный, монументальный, сочетающий классику и современность. Он создан из армированного железобетона, что придаёт ему необходимую прочность. Мост покрыт камнем и, таким образом, прекрасно вписывается в контекст исторического центра города. Он достаточно ровный и невысокий, потому что с ХХ века уже исчезла транспортная функция и не надо было предусматривать высокие пролёты моста для лодок и барж. Если мы сравним мосты, находящиеся рядом с Понте Виктория, то они намного выше в середине и круче, это Римский Каменный Мост – и средневековый Мост Кастельвеккио. По ним лошади сначала поднимались до середины моста, а потом спускались. Новый мост Виктория имел два пролета со стороны берегов по 32 метра, а средний – 35 метром, т.е. не намного выше, и был удобнее и манёвреннее.

Со стороны берегов на мосту спроектированы небольшие площадки по примеру древних мостов, для обозрения окрестностей (панорама открывается прекрасная). Позднее были построены 4 пилястра, на основании которых установлены мемориальные доски со сводками с фронтов первой мировой войны и речью Короля Викторио Эммануила III 24 мая 1915 года.

На пилястрах установили скульптурные группы. Со стороны центра в 1934 году — работы скульптора Салаццари Аллегории Победы . Классические торжественные статуи полны динамики и реализма. Реализм конных статуй привёл к курьёзу : одна синьора мне рассказала, что в одно прекрасное утро прохожие, переходя мост Виттория увидели, что лошадям ночью одели трусы. Это было в период фашизма перед второй мировой войной. Несколько лет лошади были «одеты», чтобы их анатомические подробности не привлекали внимания. Мускулы, выразительные мужские фигуры, мощные кони противопоставлены воздушным и лёгким женским аллегориям Победы и Родины . Чувственность этих скульптур вызвала полемику, но выразительность, динамизм и яркость не вызывают сомнений.

На противоположной стороне моста две группы статуй работы скульптора Анжело Бьянки .


Рубрика: Верона

Понте Пьетра (итал. Ponte Pietra - «Каменный мост») – древний арочный мост и одна из знаковых достопримечательностей Вероны, с которой открывается очаровательная панорама города. Точный период его постройки не определен, но скорее всего, это 89 год н. э. Таким образом, возраст его – почти 2000 лет.

Единственный римский мост в городе

Изначально он назывался Мраморным, но впоследствии сменил название на Каменный, т. к. мрамор в конструкции моста был вытеснен каменной кладкой. Параметры сооружения таковы: длина 120 м, ширина – почти 4 м; пять пролетов в форме арки, под которыми вода бежит со скоростью 3 м в секунду.

Мост соединяет берега реки Адидже. Несмотря на свой более чем солидный возраст и неоднократные реконструкции, он неплохо сохранился. Так, по виду пилястров легко определяется древний метод кладки opus quadratum, представляющий собой массивные каменные блоки прямоугольной формы с металлическими скрепами. Ученые обнаружили там следы реставрации, проведенной еще в античные времена. Мост Понте Пьетра присутствует на первой карте Вероны, относящейся к Х в. н. э.

Наводнения и землетрясения как часть истории

За два истекших тысячелетия на долю сооружения выпало немало природных катаклизмов и социально-политических потрясений. Река Адидже известна своими частыми и сильными наводнениями, подмывавшими устои моста. Так, наводнение 589 г. изменило русло реки, а в 727 г. уровень воды поднялся настолько, что полностью покрыл Понте Пьетра.

В 1097 г. часть моста провалилась, и ее восстанавливали камнями, которые достали со дна реки. А ведь были еще и землетрясения и, в частности, в XI-XII вв. Это только мизерная часть разрушений, нанесенных сооружению неуправляемой стихией. Каждый раз мост заботливо восстанавливали, т. к. он был важной транспортной артерией и соединял торговый город Геную с пограничным альпийским перевалом Бреннера.

Реставрация после Второй Мировой войны

Верона серьезно пострадала во время войны, и Понте Пьетра не избежал этой печальной участи. Во время отступления немцы заминировали все крупные сооружения в городе, и римский арочный мост был разрушен. Реставрация состоялась лишь в 1959 г., по фотографиям и техническим характеристикам.

Со дна реки были подняты фрагменты сооружения, а недостающие части мраморной кладки заменили другими материалами и, в частности, красным кирпичом. Благодаря ему, облик моста стал еще более живописным – таким, как мы видим его сегодня.

Достопримечательности поблизости от Понте Пьетра

По соседству с мостом есть и другие древние сооружения. Например, Римский Театр, также построенный два тысячелетия назад, у которого неплохо сохранилась сцена и орхестра. В шаговой доступности находится монастырь Сан Джироламо, где действует краеведческий музей с богатой коллекцией артефактов.

На противоположном берегу реки находится церковь святого Стефана, весьма почитаемого в Италии. Были времена, когда она служила главным городским храмом Вероны. Если взглянуть на мост с холма Святого Петра, можно наблюдать на редкость гармоничный архитектурный ансамбль, который Понте-Пьетра образует с близлежащими достопримечательностями.

Адрес: Понте Пьетра, Верона, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.



Похожие статьи