667 бдрм проект подводная лодка. Атомные подводные лодки ссср

27.07.2023

Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - . Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г.

Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-51 (зав.№379) заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г. и принята Флотом 29 декабря 1984 г.


Конструкция двухкорпусная - в основе конструкция ПЛАРБ пр.667БДР - увеличена высота ограждения ракетных шахт, вдоль ракетного отсека размещен длинный щелевой шпигат, увеличена длина носовой и кормовой оконечностей, обтекатель ГАС пластиковый безреберный, увеличен диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса "приполнены" в районе 1-3 отсеков.

Материал конструкции прочного корпуса - сталь, полученная методом электрошлакового переплава с повышенными показателями пластичности.

Для выравнивания набегающего потока воды перед винтами на легком корпусе лодки установлено специальное гидродинамическое устройство.

В проекте лодки предусмотрены меры по значительному снжению шумности - в отсеках с агрегатами энергетической установки установлены локальные звукопоглотители, прочный и легкий корпуса оснащены новым противогидроакустическим покрытием. По уровню шумности лодка близка к показателям ПЛАРБ типа "Огайо" (США).

Для улучшения условий обтаемости на корабле размещен солярий, сауна и спортивный зал. Усовершенствована система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем. Система обеспечивает содержание в воздухе кислорода в кределах 25% и углекислого газа не выше 0.8%.

По особеностям конструкции легкого корпуса (как минимум) лодки можно разделить на ранний и поздний варианты проекта (см.реестр ниже). Основное визуальное отличие в размерах и расположении щелевого шпигата в легком корпусе лодки.


ПЛАРБ К-51 "Верхотурье" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время ремонта на ЦС "Звездочка", 04.06.1998 г. ().


На первом и втором фото - ранний вариант проекта - ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" и К-51 "Верхотурье". На нижнем фото - ПЛАРБ позднего варианта проекта - К-18 "Карелия". Отличия выделены (фото из архива Rambo54, ).


ПЛАРБ пр.667БДРМ - DELTA-IV на ходовых испытаниях после ремонта,опубликовано 21.02.2008 г. (фото - Илья Курганов, http://forums.airbase.ru).


Двигательная установка :
- 2 х водо-водяных реактора ВД-4СГ мощностью по 90 МВт
- 2 х паровая турбиная установка (ПТУ) ГТЗА ОК-700А с эшелонным расположением мощностью по 30.000 л.с.
х 2 х электродвигатели экономичесокго хода мощностью по 225 л.с.

Движитель : 2 вала
- на первых кораблях проекта - 2 х 4 лопасти соосные винты
- на последующих кораблях - малошумные 5-лопастные винты фиксированного шага

Типы винтов на ПЛАРБ пр.667БДРМ:



Винты ПЛАРБ пр.667БДРМ БС-64 в процессе переоборудования в ПЛАСН , ЦС "Звездочка", март 2005 г. Ракетный отсек частично демонтирован, корпус разрезан на две части для вставки отсека со специальным оборудованием (фото из архива Rambo54, ).


Энертегика :
- 2 х турбогенератора ТГ-3000 мощностью по 3000 кВт
- 2 х дизельгенератора ДГ-460 мощностью по 460 л.с.
- аккумуляторные батареи - свинцово-кислотные

ТТХ лодки :
Экипаж - 135-140 чел

Длина - 167 м
Ширина - 11.7 м
Осадка средняя - 8.8 м

Водоизмещение полное подводное - 18200 т
Водоизмещение нормальное надводное - 11700 т

Скорость хода:
- полная подводная под ГТЗА - 27 уз
- полная надводная под ГТЗА - 14 уз
Глубина погружения предельная - 400 м

Автономность - 80-90 сут

Вооружение:

16 х БРПЛ комплекса Д-9РМ с ракетами 3М37 / Р-29РМ / РСМ-54 - SS-N-23 SKIFF разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Разработка ракетного комплекса начата в 1979 г. Основные отличия от предыдущих ракетных комплексов - большая дальность стрельбы (9300 км), более высокая точность (ок.250 м) и больший радиус развода боевых блоков. Комплекс Д-9РМ был последним отечественным комплексом с жидкостными БРПЛ. комплекс принят на вооружение в 1986 г. Пуск всего боекомплекта может выполняться единым залпом. Ограничения по погодным условиям отсутствуют.
Глубина пуска - до 55 м

Модернизированные варианты:
- 1988 г. - комплекс Д-9РМУ с ракетами Р-29РМУ - используются более совершенные боевые блоки, система наведения ракет дополнена системой ГЛОНАСС, повышена стойкость ракет к поражающим факторам ядерного взрыва, обеспечивается стрельба ракетами по настильным траекториям.

2002 г. - начало размещения ракет модернизированных по ОКР "Станция" - Р-29РМУ1 - оснащение ракетновым боевым блоком среднего класса мощности с улучшенной точностью.


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" проходит ремонт в ЦС "Звездочка", февраль 2014 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


Оборудование :
БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Омнибус-БДРМ" ()
Управление общекорабельными системами
ГАК
"Скат-БДРМ" ()
- основная антенна имеет диаметр 8.1 и и высоту 4.5 м ()
- убирающаяся буксируемая антенна ()
Комплекс РЛС
МРК-50
Радио-техническое оборудование
- система обнаружения радиолокационных сигналов (СОРС) "Залив-П" ()
- радиопеленгатор "Завеса-П" ()
Радиосвязь
- ПМУ спутниковой связи "Синтез" ()
- радиостанция К-652 "Ива-МВ" ()
- ПМУ "Анис-МВ" ()
Навигационный комплекс - комплекс "Шлюз" ()
- радиосекстант с ПМУ ()
Перископы - перископ ПЗКГ
- перископ ПЗНГ-8М
Прочее совмещенной подъемно-мачтовое устройство РДП и системы ВАН-М ()


Выдвижные устройства ПЛАРБ К-51 "Верхотурье". Ходовые испытания после ремонта, июль 2013 г. Слева-направо: ПМУ "Анис-МВ", РЛС МРК-50, перископ ПЗНГ-8М, антенна типа К-652 "Ива-МВ", ПМУ "Синтез" (кадр ТВ программы "Полигон").


Статус : СССР / Россия


ПЛАРБ пр.667БДРМ - DELTA-IV - К-18 "Карелия" и К-51 "Верхотурье", Северный флот, Гаджиево, 2003 г. (http://forums.airbase.ru).



Подводная лодка - носитель БРПЛ, созданных по ОКР "Лайнер" - ПЛАРБ К-114 "Тула" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время вывода в спусковой бассейн СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, май 2004 г. (автор фото - Г.Ковпак, http://www.submarines.narod.ru).


http://forums.airbase.ru).


ПЛАРБ К-117 "Брянск" в завершающей стадии ремонта на ЦС "Звездочка", вероятно, 2008 г. (http://warfare.be).


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" и К-117 "Брянск" пр.667БДРМ - DELTA-IV, Гаджиево, декабрь 2010 г. (фото - Рустем Адагамов, http://drugoi.livejournal.com/).

2011 г. 29 декабря - на ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" находящейся в доке ПД-50 на СРЗ-82 в п.Росляково под Мурманском произошел пожар. Пожаром поврежден легкий корпус в районе главной антенны ГАК, повреждена антенна ГАК и другие части лодки. Ремонт производится на ЦС "Звездочка" вместе с плановым ремонтом, который планировался на лето 2012 г. ().


Тушение пожара на ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" в доке ПД-50 на СРЗ-82 в п.Росляково, 29.12.2011г. (http://charly015.blogspot.ru).


Зона поражения пожаром ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" (http://charly015.blogspot.ru).


Повреждения легкого корпуса ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" после пожара 29.12.2011г. (http://charly015.blogspot.ru).



ПЛАРБ К-407 "Новомосковск" выходит на ходовые испытания после ремонта на ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ К-407 "Новомосковск" на ходовых испытаниях после ремонта на ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).



ПЛАРБ пр.667БДРМ К-51 "Верхотурье" у стенки набережной ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" у стенки наливной док-камеры ЦС "Звездочка", лето 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ пр.667БДРМ К-51 "Верхотурье" выходит на ходовые испытания после ремонта в ЦС "Звездочка", осень 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


- 2013 г. 30 октября - в ходе внезапной проверки стратегических ядерных сил с борта ПЛАРБ К-117 "Брянск" пр.667БДРМ произведен пуск БРПЛ типа Р-29РМУ по полигону Кура на Камчатке ().


- 2014 г. 08 мая - ПЛАРБ К-114 "Тула"в ходе учений стратегических сил успешно произвела пуск ракеты из подводного положения по полигону Кура на Камчатке ().

Реестр ПЛА пр.677БДРМ (версия 20.10.2013 г.):


пп
Название Проект, зав.№
Завод Закладка Спуск на воду Приемка Флотом Примечание
1 К-51
"Верхотурье"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 23.02.1981
07.03.1984
29.12.1984 До 11.06.1992 г. лодка носила имя "Имени XXVI съезда КПСС". 09.02.1999 г. поименована "Верхотурье".
- 1993 г. 01 марта - переведена на ЦС "Звездочка" для прохождения среднего ремонта с модернизацией
- 1999 г. ноябрь - завершен средний ремонт с модернизацией
- 2000 г. 8 июля - ПЛАРБ вернулась к месту постоянной дислокации в Гаджиево
- 2010 г. 23 августа - прибыла в ЦС "Звездочка" для восстановления технической готовности и продления срока службы.
- 2012 г - завершен ремонт с частичной модернизацией на ЦС "Звездочка"
2 К-84
"Екатеринбург"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 17.02.1982 сентябрь 1984 30.12.1985 09.02.1999 г. поименована "Екатеринбург".
- 1996 г. 03 декабря - ПЛАРБ прибыла в ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта
- 1998 г. 24 марта - начало среднего ремонта на "Звездочке"
- 2003 г. 15 января - завершен ремонт, подписан Акт
- 2012 г - в ремонте с частичной модернизацией на ЦС "Звездочка". Планируется завершение на 2014 г.
3 К-64
"Помосковье"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 18.12.1982 03.03.1984 23.12.1986 - 1999 г. - начата модернизация по в качестве специальной ПЛА БС-64
- 2008 г. - поименована "Подмосковье"
4 К-114
"Тула"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 22.02.1984 22.01.1987 30.10.1987 21.08.1997 г. поименована "Тула".
- 2005 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
5 К-117
"Брянск"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 20.04.1985 08.02.1988 30.09.1988 27.01.1998 г. поименована "Брянск".
- 2008 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
6 К-18
"Карелия"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 07.02.1986 02.02.1989 10.10.1989 18.09.1996 г. поименована "Карелия".
- 2010 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
7 К-407
"Новомосковск"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 14.07.1987 28.02.1990 27.11.1990 19.07.1999 г. поименована "Новомосковск".
- 2012 г - завершен ремонт с частичной модернизацией

Лодки проекта в составе Флота:
Год Итого в ВМФ К-51
"Верхотурье"
К-84
"Екатеринбург"
К-64
"Помосковье"
К-114
"Тула"
К-117
"Брянск"
К-18
"Карелия"
К-407
"Новомосковск"
1985 1 - - - - - -
1986 2 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - - - - -
1987 3 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - - - -
1988 5 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - -
1989 6 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа -
1990 6 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа -
1991 7 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа
1992 7 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа
1993 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1994 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1995 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1996 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1997 5 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1998 5 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1999 4 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" лодка поставлена в ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта с переоборудованием в ПЛАСН
СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2000 4 ремонт на ЦС "Звездочка" стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2001 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка" стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2002 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево завершен ремонт на "Звездочке" стоит в ЦС "Звездочка", вырезаны ракетные отсеки
ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2003 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево поддерживающий ремонт в Северодвинске
2004 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2005 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2006 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2007 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2008 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт в ЦС "Звездочка"
2009 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка"
2010 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево завершен ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
2011 4 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ПД-50 СРЗ-82 (Росляково)
29.12 - пожар в носовой части ПЛ в доке СРЗ-82.

лодка с вырезанным ракетным отсеком находится у набережной ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка"
2012 5 завершен ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево июль - завершен ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2013 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2014 6 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево 19.12 планируется передафа Флоту после ремонта на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
планируется начало ремонта в ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2015 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево

Бортовые номера лодок проекта (ист. - Jane"s ):

Источники :
Википедия. Сайт http://en.wikipedia.org , 2013 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/ , 2009-2013 г.г.
Jane"s Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.

Последним кораблем “семейства 667”, а также последним Cоветским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически “плавно перешедшим” в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР В извесном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го – 3-го отсеков были несколько «приполнены».

В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения «Огайо».

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л. с.

РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

В проекте 667БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БДРМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля посредством астрокоррекции производится с подвсплытием на перископную глубину с периодичностью один раз в двое суток.

Подводный крейсер проекта 667БДРМ оснащен комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеются две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать на большой глубине радиосообщения, целеуказания и сигналы космической системы навигации.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя – Виктора Петровича Макеева), представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54) с максимальной дальностью стрельбы 9300 км.

Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т (равную забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент»). Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность -100 кг). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками.

Высокая точность (КВО – 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты «Трайдент» 0-5 (по различным оценкам – 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других «сверхпрочных» объектов). Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска – 55 м, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован, боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва.

По оценкам ряда специалистов, модернизированный комплекс Д-9РМ превосходит американский аналог «Трайдент» 0-5 – по таким важнейшим показателям, как точность поражения целей и способность преодолевать средства ПРО противника.

Новый торпедно-ракетный комплекс, установленный на подводной лодке проекта 667БДРМ, состоит из четырех 533-мм торпедных аппаратов с системой быстрого заряжения, обеспечивающих использование практически всех типов современных торпед, противолодочных ракето-торпед и приборов гидроакустического противодействия.

Строительство лодок проекта 667БДРМ было начато в Северодвинске в 1981 году. Флот получил, в общей сложности, семь атомоходов данного типа. Первым командиром головной лодки – К-51 – был назначен капитан 1-го ранга Ю.К.Русаков.

В 1990 году на одном из крейсеров проекта 667БДРМ были проведены специальные испытания с подготовкой и запуском всего боекомплекта из 16 ракет в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). Подобный опыт являлся уникальным как для нашей страны, так и в мире.

закладка спуск на воду ввод в строй

К-51 «Верхотурье» 23.02.81 01.84 29.12.84

К-84 «Екатеринбург» 11.83 12.84 02.85

К-64 11.84 12.85 02.86

К-114 «Тула» 12.85 09.06 01.87

К-117 «Брянск» 09.86 09.87 03.88

К-18 «Карелия» 09.87 11.88 09.89

К-407 «Новомосковск» 11.88 10.80 20.02.92

В настоящее время РПКСН проекта 667БДРМ (по классификации НАТО – Delta IV) являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Все они находятся в составе 3-й флотилии стратегических ПЛ Северного флота и базируются в бухте Ягельная. Для размещения отдельных лодок имеются и специальные базы-укрытия, представляющие собой надежно защищенные подземные сооружения, предназначенные для стоянки, а также обеспечения ремонта и перезарядки реакторов ядерным топливом.

Подводные лодки проекта 667БДРМ стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к Российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом), они, даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке (полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8% «природных ситуаций»), могут быть обнаружены новейшими американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа «Улучшенный Лос-Анджелес» на дистанциях менее 30 км. Однако в условиях, характерных для остальных 92% времени года, при наличии волнения и ветра со скоростью более 10-15 м/с, РПКСН проекта 667БДРМ не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС типа BQQ-5 (установленных на «Лос-Анжелесах») на дальностях менее 10 км, когда дальнейшее подводное слежение вызывает повышенную опасность столкновения лодок и одинаково опасно как для «охотника», так и для «дичи». Более того, в северных полярных морях существуют обширные мелководные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта 667БДРМ снижается до менее чем 10 км (т.е. обеспечивается практически абсолютная выживаемость подводных ракетоносцев). При этом следует иметь в виду тот факт, что Российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо (даже в нынешних условиях) прикрытых противолодочными средствами флота, что еще больше снижает реальную эффективность НАТОвских лодок- «киллеров».

Характеристика РПКСН проекта 667БДРМ

Длина наибольшая – 167,0 м

Ширина наибольшая – 11,7 м

Осадка средняя – 8,8 м

Водоизмещение:

нормальное – 11740 м3

полное – 18200 м3

Рабочая глубина погружения – 400 м

Предельная глубина погружения – 650 м

Полная скорость подводного хода – 23 уз.

Полная скорость надводного хода – 13 уз.

Экипаж – 140 чел.

Автономность – 90 сут.

В начале 2000-х годов в случае, если договор CHB-II вступит в силу, РПКСН пр.667БДРМ станут и самыми «экономичными» отечественными стратегическими системами, если в настоящее время стоимость одного боезаряда, доставленного к цели ракетой РВСН в 1,4 раза дешевле, чем боезаряда баллистической ракеты морского базирования, то после перехода наземных баллистических ракет на моноблочное снаряжение (как это определено Российско-американскими договоренностями) «морской» боезаряд станет в 2,2 – 2,3 раза дешевле «сухопутного».

В ноябре 1999 г. завершил средний ремонт (продолжавшийся на СРЗ «Звездочка» четыре года) ракетоносец К-51 «Верхотурье». В конце мая 2000 г. он прибыл на Северный флот для продолжения несения боевой службы.

6 марта 2000 г. на корабле К-18 «Карелия» впервые в мире президент страны В. Путин выходил в море на ракетную стрельбу.

Лодки пр. 667БДРМ используются в настоящее время и для запусков на низкие околоземные орбиты искусственных спутников земли, в том числе и в коммерческих целях. С РПКСН проекта 667БДРМ ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты РСМ-54, в июле 1998 г. впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной «лодочной» ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.

По-видимому, служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится по меньшей мере до 2010-2015 гг. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия (заседание которой проходило в сентябре 1999 г. под председательством премьер-министра России Владимира Путина) приняла решение о возобновлении производства ракет типа РCМ-54. Заказ рассчитан на пять лет. В кооперации с Государственным ракетным центром им.Макеева (который в настоящее проводит реорганизацию своего производства) в его реализации примут участие Миасский и Златоустовскии машиностроительные заводы, а также предприятия Красноярска.

В случае, если США в одностороннем порядке примут решение о выходе из договора по ПРО 1972 года, Россия вынуждена будет прибегнуть к ответным мерам по поддержанию стратегического баланса. В качестве одной из таких мер в рамках т. н. «асимметричного ответа» рассматривается возможность вновь вернуться к оснащению ракет Р-29РМ головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения.

Предполагается и снаряжение части ракет этого типа моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн).

Таким образом, подводные лодки проекта 667БДРМ способны, в случае необходимости, превратиться из узкоспециализированного средства “ядерного сдерживания” в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.

Советские атомные ракетоносцы на протяжении почти 30 лет успешно противостояли ядерному потенциалу Западных стран, играя роль надежного элемента сдерживания. Атомная подлодка, вооруженная баллистическими ракетами была, есть и будет самым мощным оружием в современной эпохе. Благодаря большой разрушительной мощи и совершенному оборудованию подводные ракетоносцы являются самыми совершенными военными кораблями, которые когда-либо сходили со стапелей. Советский Союз мог гордиться своими достижениями в области строительства АПЛ. Сегодня богатые традиции советских подводников, весь огромный накопленный опыт в строительстве кораблей этого класса, успешно применяют на деле российские подводники. Боевая служба подводных лодок проекта 667бдрм типа «Дельфин» яркое тому подтверждение. Ракетные подводные крейсера «Новомосковск», «Екатеринбург» и «Верхотурье» продолжают исправно нести боевое дежурство в составе Северного флота.

Семь ядерных подлодок типа «Дельфин» являются основой морской компоненты ядерной триады России в настоящий момент. Эти корабли являются прямыми потомками подводных атомоходов проекта 667, которые были самыми массовыми в советском флоте.

Старый, новый проект 667БРДМ типа «Дельфин»

Развал Советского Союза оставил ВМС России богатое наследство. Огромный атомный подводный флот стоял в бухтах на Северном флоте и находился в местах базирования на Дальнем Востоке. Советские атомные субмарины имели различный возраст и были по-разному готовы к дальнейшему продолжению службы. Из всех типов и классов подводных судов лучше всего сохранились атомоходы проекта 667БРДМ типа «Дельфин». Именно на эти корабли и была сделана ставка на будущее поддержание боеготовности российских морских ядерных сил.

Следует сразу сказать, что этот проект являлся сборной солянкой, в которую были включены лучшие конструкторские наработки в процессе строительства кораблей проекта 667. Как и прежде, разработкой улучшенного проекта занималось ЦКБ «Рубин» — флагман отечественного атомного подводного кораблестроения.

Корабли типа «Дельфин» должны были стать завершающей версией проекта 667, ознаменовав переход от атомных подлодок 2-го поколения к подводным кораблям 3-го поколения. По советской классификации лодки этого типа относились к классу ракетных подводных крейсеров, соответственно и тип кораблей обозначался, как РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Разработку улучшенного проекта начали в далеком 1975 году, когда американские ВМС стали разрабатывать конструкцию новой атомной подлодки типа «Огайо». В новой американской субмарине планировалось разместить 24 баллистические ракеты «Трайдент –II».

Находящиеся на тот момент в составе ВМФ СССР атомные ракетоносцы имели на вооружении меньшее количество стратегических ракет. В виду сложившейся ситуации и для создания паритета с американцами по количеству ядерных носителей, было принято решение создать для флота более мощный корабль. Базовой основой для новых советских субмарин стали подлодки проекта 667БДР «Кальмар». В конструкции новой подлодки было решено увеличить все и существенно улучшить навигационные характеристики подводного судна. Корабли были рассчитаны на установку новых советских стратегических ракет Р-29РМ, поэтому требовалось увеличить размеры корабля. Соответственно увеличились носовые и кормовые оконечности подлодки.

В процессе проектирования были предприняты попытки понизить шумность корабля и сделать гидроакустическую картину субмарины менее заметной. Многие системы на апл проекта 667БДРМ были использованы впервые, включая новое гидролокационное оборудование. Результатом работы конструкторов стал практически новый проект, который положил начало новой финальной серии советских атомных ракетоносцев, состоящей из 7 кораблей.

Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ

Головной корабль серии — атомную подлодку Б-51 «Верхотурье» — заложили на праздник, 23 февраля 1981 года. Для постройки кораблей этого проекта было выбрано основное предприятие советского атомного кораблестроения — Северодвинский машиностроительный завод «Севмаш». В течение 9 лет, начиная с 1981 года по 1990 год, предприятием было спущено на воду и введено в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стал РПКСН К-407 «Новомосковск».

Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженный горб, в котором разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил шифр «Delta-IV», продолжая тем ряд боевых судов под шифром Delta. Размеры подлодки впечатляли. Длина корпуса лодки составила 167 м, а водоизмещение выросло до 11740 тонн. Атомная субмарина имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный основной корпус корабля и переборки изготавливались из прочной стали, способной выдержать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные характеристики материалов позволяли лодке опускаться на глубину до 600 м.

Основные узлы и агрегаты подводного корабля размещались на специальных амортизационных платформах, снижающих вибрацию и акустические шумы. Отсеки с энергетической установкой имели локальные звукопоглотители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этих целей маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной чертой субмарин проекта 667БДРМ стали гребные винты, которые имели пять лопастей, и обладали улучшенной гидроакустической картиной.

Подобные мероприятия и новшества существенно повысили скрытность корабля, приблизив гидроакустические параметры советской субмарины к параметрам американского ракетоносца типа «Огайо».

Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.

Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.

Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.

В отличие от кораблей ранних серий на «дельфинах» существенно улучшились условия личного состава, обеспечивающие комфортное несение службы во время длительных и дальних боевых походов. Экипаж субмарины по штату насчитывал 140 человек.

Огневая мощь ракетоносцев проекта 667БДРМ

Корабли изначально проектировались под баллистическую ракету Р-29РМ. Ракетный комплекс Д-9РМ, установленный на субмаринах, представлял собой стартовую площадку для 16 стратегических межконтинентальных ракет. Советская ракета обладала значительным технологическим преимуществом перед американскими аналогами. По дальности стрельбы и точности попадания боевыми блоками Р-29РМ не имела себе равных. Имея меньшие габариты и взлетную массу, советская ракета могла доставить ядерные заряды на расстояние свыше 8 тыс. км.

Данный тип ракет стал последним, в котором использовались жидкостные ракетные двигатели. Далее все типы ракетного оружия, устанавливаемого на отечественных субмаринах, работали на твердом топливе. В течение пяти лет, начиная с 1996 года по 2001 все баллистические ракеты, стоящие на вооружении подводных лодок проекта 667БДРМ были заменены на модернизированную версию, ракету Р-29РМУ2. В последствие уже российские ракетоносцы типа «Дельфин» были переоснащены для пуска ракет Р-29РМУ2.1 «Лайнер». В 2011 году с РПКСН «Екатеринбург» был произведен первый подводный пуск новой модернизированной ракеты. Следом за этими испытаниями в этом же году, уже с борта атомной подводной лодки К-114 «Тула» стартовала вторая межконтинентальная ракета этого типа. Лодки проекта 667БДРМ могли осуществлять ракетный залп, находясь на рабочей глубине 55 м.

Тактическое вооружение подводных атомоходов типа «Дельфин» было представлено четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм и противолодочным торпедно-ракетным комплексом «Водопад».

Атомные ракетные подводные крейсера проекта 667БДРМ в российском флоте

Все семь кораблей этого проекта были введены в строй еще в Советском Союзе. На момент развала СССР эти субмарины оставались наиболее современным и составляли костяк ядерных сил ВМФ России. Все суда были причислены к Северному флоту и базировались на военно-морской базе Гаджиево. В начале 90-х годов было принято правительственное решение поддерживать ракетоносцы проекта 667БДРМ в боевом состоянии, а при достаточном финансировании провести плановый ремонт и модернизацию. Головная лодка серии первой в 1993 году прошла плановый ремонт и модернизацию, снова вступив в строй СФ. На остальных кораблях, начиная 1996 года, поочередно проводились плановые ремонты, модернизация.

Атомная подлодка К-64 «Подмосковье» была выведена из эксплуатации в 1999 году. Модернизация корабля продолжилась долгих 16 лет. В итоге лодка была переоборудована в опытно-испытательный корабль, способный обеспечивать доставку сверхмалых субмарин. Корабль получил новый номер БС-64. Ввод корабля в строй Северного флота состоялся в 2019 году. На бывшем ракетоносце «Подмосковье» были убраны ракетные шахты и установлен новый отсек для транспортировки сверхмалых подлодок.

На сегодняшний день все корабли находятся в строю. Ожидается начало нового этапа восстановления технической готовности всех кораблей. Подводная лодка К-117 «Брянск» — первый из кораблей подобного класса осуществила пуск межконтинентальной ракеты на малое расстояние. В последние годы корабль неоднократно совершал учебные и боевые пуски баллистических ракет в акватории Баренцева моря.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения, подводная лодка К-18 совершила всплытие на Северном полюсе, установив государственный флаг России и ВМФ. В 1996 году решением Главкома ВМФ подводная лодка получила новое название «Карелия».

В итоге

Все корабли проекта 667БДРМ остаются на данный момент в составе Северного флота и представляют собой наиболее современные и боеспособные корабли российского флота. Корабли этого класса обладают необходимой боевой мощью, являясь важной составляющей российской ядерной триады. Шесть ракетоносцев поочередно несут боевое дежурство, тогда как лодка «Подмосковье» задействована в исследовательских программах и проектах.

Находясь на боевом дежурстве, российские ракетоносцы создают массу проблем для поисковых отрядов стран НАТО. Хорошая скрытность и большая автономность обеспечивают этим субмаринам удобные стартовые позиции в мировом океане. Местом действия ракетоносцев проекта 667БДРМ в основном являются полярные широты, где российские субмарины представляют постоянную реальную угрозу потенциальному противнику.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Несколько дней ничего не писал в блоге. Обидно. Зато на "Защищать Россию" написал статью про финальную серия 667-го семейства, проект 667БДРМ «Дельфин».

Проект 667БДРМ как и его предшественники, создан в стенах ЦКБ «Рубин» под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева.



Конструкция новой подлодки является дальнейшим развитием 667-го семейства. От предыдущего проекта 667БДР ее отличают: увеличенная из-за возросших размеров ракет высота «горба» (ограждение ракетных шахт); увеличенная длина носовой и кормовой конечностей корабля; обводы легкого корпуса в районе 1-3-го отсеков были «приполнены». Были приняты меры по значительному снижению шумности и уменьшению помех при работе бортовой гидроакустической аппаратуры. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов.

2.

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60000 л.с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л.с.

3.

У подлодок проекта 667БДРМ установлены малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы на легком корпусе поставлено специальное устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

На подлодках этого проекта значительно улучшены места обитания экипажа. Подводники получили в свое распоряжение спортивный зал, солярий, сауну и т.п. Система электрохимической регенерации воздуха и поглощения углекислого газа была улучшена.

Новые системы:
Для централизации управления всеми видами вооружения установлена боевая информационно-управляющая система «Омнибус-БДРМ». Она собирает и обрабатывает информацию по решению задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

Установлен новый гидроакустический комплекс МГК-520 «Скат-БДРМ». В носовой части корабля расположена его антенна, обтекатель которой выполнен из стеклопластика, что позволило существенно снизить уровень гидроакустических помех. Также есть вторая, буксируемая антенна, которая расположена в хвостовой части корабля и в нерабочем положении убирается в корпус.

Установлен навигационный комплекс «Шлюз», который обеспечивает нужную точность применения ракетного оружия.

Вооружение:
Подлодки получили новое оружие — 16 баллистических ракет Р-29РМ, которые впоследствии при модернизации на предприятии «Звездочка» в 1996-2001 годах были заменены на их модификацию Р-29РМУ2 «Синева». Пуск — одиночный и залповый — может осуществляться на глубине до 55 метров и при скорости 7-8 узлов. В перспективе планируется перевооружение на Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Четыре носовых 533 мм торпедных аппарата и боекомплект из 12 торпед (533-мм торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР «Водопад»).

Подводные лодки проекта 667БДР являются самыми удачными РПКСН нашего флота и одной из самых важных частей ядерной триады России. Практически все корабли находятся в прекрасном техническом состоянии, для чего каждая подлодка средний ремонт. После ремонта К-407 «Новомосковск» началось ВТГ.

Сейчас на Северодвинском предприятии «Звездочка» находятся две подлодки проекта 667БДРМ: К-114 «Тула» — плановый заводской ремонт, БС-64 «Подмосковье» — переоборудование по проекту 09787.

Атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту сами по себе - произведение искусства водоизмещением в несколько тысяч тонн. Подлодки «судного дня» - оружие во всех смысла уникальное. Технические решения по обеспечению живучести, вооружение и средства контроля обстановки и связи - не просто отдельные узлы и агрегаты, а десяток работ профильных НИИ и предприятий. Именно благодаря тому, что при проектировании субмарин разработчики учли потенциал для модернизации, многие из подлодок времен «холодной войны» возвращаются в строй после переоснащения современным оборудованием и вооружением.
Специалисты уверены - сравнительно небольшая работа по модернизации позволит на протяжении десятилетий обеспечивать ядерный паритет и неотвратимость ответного ядерного удара в случае агрессии против России, а переоборудование субмарин под использование глубоководных аппаратов позволит решать узкоспециализированные задачи на большой глубине.Потенциальная угроза Для любого вероятного противника боевое дежурство ракетного подводного крейсера стратегического назначения - головная боль, переходящая в мигрень. Степень опасности таких подводных лодок, а точнее, ракет с ядерной боевой частью в их отсеках для вооружения, очень емко описывает один зарубежный термин. «Неприемлемый ущерб» в понимании зарубежных военных, прежде всего, связан с самой возможностью нанесения полномасштабного ядерного удара всей «ядерной триадой» - с воздуха, суши и моря.Вследствие этого, размыта и величина «неприемлемого ущерба». Однако специалисты отмечают, что для американских военных - главного оппонента Советского Союза в «холодной войне», главным страхом были и остаются подводные лодки, способные нанести удар неожиданно, находясь при этом в непосредственной близости от границ страны.
Именно созданию и модернизации таких субмарин сначала в Советском Союзе, а затем и в России всегда уделяли особенное внимание. Наращивание ядерного щита страны - дело нужное и важное, но модернизация уже существующих субмарин и переоснащение бортового оборудования и вооружения - задача не меньшей важности. АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин», несмотря на год спуска на воду головного корабля - уникальные субмарины. Еще на этапе проработки специалисты ЦКБМТ «Рубин» учли практически все, что было необходимо для постройки стратегических подводных ракетоносцев.
Лодка получила прочный корпус, покрытый специальным материалом для снижения шумности и заметности, переработанную силовую установку, и знаменитый на весь мир отсек для вооружения - тот самый «горб» на несколько десятков метров позади рубки, в котором хранятся межконтинентальные баллистические ракеты. Эксперты и историки флота отмечают, что несмотря на частичное сходство АПЛ второго и третьего поколения, по уровню технологических решений «Дельфин» смог бы потягаться с лунной программой или созданием перспективной орбитальной станции.Уничтожение и рекорд
Обеспечить применение баллистической ракеты в условиях, когда субмарина-носитель фактически является целью «номер один» - непросто даже опытному экипажу. Несмотря на то, что боевое дежурство и управление крейсером с полным водоизмещением более 18 тысяч тонн доверяют только профессионалам, применением вооружения, от которого зависит жизнь целого государства нужно владеть в совершенстве. Применение баллистических ракет с борта «Дельфина» - процесс уникальный. Конструкция лодки и ракетных шахт позволяет «возить» с собой до 16 баллистических ракет Р-29РМУ2 «Синева».
Запуск таких ракет в боевых условиях может проходить без всплытия субмарины на поверхность с глубины до 50 метров, а дальность полета ракеты ограничивается отметкой в 9 с небольшим тысяч километров. «Дельфину», кстати, принадлежит совершенно уникальный ракетный рекорд стратегического назначения, повторить который военно-морской флот зарубежных государств до сих пор не сумел.Как многие уже успели догадаться, речь идет об уникальной операции «Бегемот-2», в основу которой заложили худший сценарий развития международного кризиса, при котором от экипажа подводного крейсера требовалось не просто осуществить пуск ракеты, а выпустить в направлении условного противника весь возимый боекомплект субмарины. 16 баллистических ракет с интервалом в несколько секунд работы из надводного положения улетели в сторону условного противника, а подводная лодка К-407 и ее экипаж застолбили за собой звание первых в мире по подобным операциям. Впрочем, уникальные операции подлодке этого проекта предстоит проводить и в ближайшем будущем.
Из «стратега» в «диверсанты»
Одна из подводных лодок проекта 667БДРМ недавно вернулась в строй после капитального ремонта. Однако К-64 (БС-64 «Подмосковье») существенно изменилась. Уникальную субмарину из «всадника апокалипсиса» превратили в уникального подводного разведчика-диверсанта. Нужно отметить, что процесс модернизации оказался сложным и долгим - работы велись аж с 1999 года и по разным причинам ввод АПЛ в строй был серьезно скорректирован.
Однако, несмотря на эти сложности, атомный разведчик-диверсант уже вышел на ходовые испытания, и по их завершению будет принят в состав флота. Словосочетание «разведчик-диверсант» в этом контексте употребляется специально, ведь в качестве основного вооружения К-64 теперь выступают не огромные баллистические ракеты, способные стереть с поверхности планеты целые страны, а глубоководные аппараты. Главное предназначение таких глубоководных модулей - противодействий любым попыткам внедриться в каналы связи и управления, т.н «жучки» на подводных кабелях. Особенность глубоководных аппаратов, «запускаемых» с борта подводной лодки состоит не столько в том, на какую глубину такая техника может погружаться, а в том, насколько автономно и длительно такая техника может работать.
Специалисты отмечают, что подводная лодка в этом случае будет служить лишь носителем, а после отделения глубоководных аппаратов сможет «уйти домой» и вернуться в район уже после того, как глубоководные разведчики выполнят всю работу. Эксперты отмечают, что действовать уникальной субмарине предстоит, в том числе, в арктических широтах. Именно к этому региону с недавнего времени приковано пристальное внимание ведущих мировых держав - колоссальные залежи полезных ископаемых и территориальные претензии некоторых государств еще не раз окажутся в новостных заголовках.
Несмотря на то, что состав оборудования, которым пользуются для морских работ в Главном управлении глубоководных исследований неизвестен, выбор беспилотных морских разведчиков для работы на огромной глубине объясняется просто. Эксперты отмечают, что ни один из существующих глубоководных аппаратов с экипажем внутри не сравнится с беспилотниками по живучести и безопасности.«Глубоководную работу уже осуществляла ПЛ АС-12 "Лошарик". Тогда после 20 суток плавания всего-то исправили деформации корпуса, вызванные давлением на больших глубинах, а также провели незначительный ремонт и проверили работу ряда механизмов», - пояснил военный эксперт Алексей Леонков. Есть основания полагать, что кроме переоборудования субмарины-носителя существенным доработкам подвергнутся и сами глубоководные аппараты.
Кроме выполнения задач в интересах Минобороны России, морские глубинные беспилотники смогут заниматься геологоразведкой и другой научной работой. Помимо прочего, такую субмарину можно будет задействовать и в поисково-спасательных операциях - например, осуществлять обследование затонувших кораблей или разбившихся авиалайнеров. Специалисты не исключают, что в будущем по мере строительства новых ракетных крейсеров стратегического назначения и ввода субмарин в эксплуатацию подводный флот специального назначения может быть увеличен, ведь задач, для решения которых требуется глубоководная техника и соответствующие корабли-носители с каждым годом, становится все больше.



Похожие статьи