Бахчисарай достопримечательности пещерный город. Пещерные города крыма

09.09.2023

В Крыму есть несколько пещерных городов, но лучше всего сохранился Чуфут-Кале. По популярности у туристов его можно сравнить с ялтинским «Ласточкиным гнездом» и Ханским дворцом в Бахчисарае. Прогуливаясь по руинам города-призрака, путешественники погружаются в историю Крыма, словно попадая в иное измерение. Сотни лет скала была надежной защитой и пристанищем для людей. Аланы, караимы, крымские татары — каждый народ давал название городу на свой лад. Но главный объединяющий все эти наименования смысл концентрируется в слове «Крепость».

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом. Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Ворота Кучук-Капу

Если вы решили отправиться на экскурсию в город-призрак, вам просто необходима удобная спортивная обувь, поскольку ходить придется и немало по горам - по долам. Чтобы попасть на Чуфут-Кале, нужно в первую очередь приехать в Бахчисарай, затем сесть на маршрутное такси, которое движется в Староселье. Выйдя на конечной остановке, придется преодолеть километровый подъем до прекрасного скального Успенского Монастыря, а там и до Чуфут-Кале рукой подать!

Поднявшись по крутому зигзагу древней мощеной дороги, вы, наконец, попадете в «мертвый город»… Представление открывают южные Малые ворота — Кучук-Капу. Их прозвали «потайными», так как ворота не видны издалека. Массивные дубовые створки врат обиты железом; к ним примыкает южная оборонительная стена, сложенная из необработанного камня толщиной до 1 метра и высотой до 5 метров. Верхняя часть стены снабжена бойницами для стрельбы из ружей.

Когда-то Кучук-Капу были настоящей ловушкой. Тараном выбить ворота было практически невозможно. Неудобный крутой спуск и пологая тропа у самого входа, которая резко сворачивает, делали любые маневры весьма затруднительными. Даже если штурмующие все-таки врывались на территорию крепости, они попадали в узкий коридор, специально вырубленный в скале. С деревянного настила на них сыпались камни, лился кипяток, а в оборонительных пещерах, несчастных поджидали лучники, стреляющие без промаха.

Пещерный комплекс

Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы.

В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных.

Караимские кенассы

«Кенасская» улица проходит по южной стороне плато. Слева видны руины многочисленных домов, справа за высокой оградой два здания храмов. Большая или Соборная кенасса была построена в XIV веке. Малую кенассу возвели в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда «стройматериал».

Оба храма находятся во дворике за каменными стенами. Во двор ведет калитка, а порогом служит беломраморная плита, взятая из более древней постройки. Перед Большой кенассой у ограды находится высеченный из камня резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Скорее всего, это остатки миквы — фонтана для ритуальных омовений перед посещением храма. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. В незапамятные времена на этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Малая кенасса предназначалась для повседневных служб и собраний, поскольку текущие и судебные дела караимской общины решались духовными властями.

Большая Соборная кенаса представляет собой здание базиликального типа, снаружи обнесенное галереей с десятью колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Здесь устраивались торжественные праздничные службы.

Типография

На Главной улице сохранилось здание самой древней типографии в Крыму, основанной в 1731 году. Здесь печаталась в основном литература религиозного содержания. Первая книга датируется 1734 годом, последняя — 1805 годом. Позже типографию перевели в Евпаторию. Кстати, в библиотеке Бахчисарайского музея можно увидеть книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в чуфут-калинской типографии.

Гробница Джанике-ханым

На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.

Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года.

На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице... Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп.

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден...».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода...

Осадный колодец

В период с1998-2001 годы в древней крепости было сделано сенсационное открытие. Исследователи обнаружили осадный колодец Чуфут-Кале.

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.

Одной из главных достопримечательностей Бахчисарая является Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. ОНа прилегающей к монастырскому комплексу территории расположено кладбище воинов, павших во времена Крымской войны 1854-1857 годов. Успенский пещерный монастырь был возведен в VIII веке византийскими монахами.

В XIII веке он временно прекратил свою деятельность, а затем в начале XIV века вновь возродился. В 1475 году Успенский монастырь чудом избежал разгрома во время турецкого набега и стал резиденцией митрополита. Не смотря на это, материальное положение храма было бедственным, его настоятели были вынуждены просить помощи у московских великих царей и князей. С XV по XVIII века Успенский монастырь выполнял главенствующую роль в религиозной жизни православного населения Крыма.

Главной святыней обители является икона Богородицы, в монастыре ее также называют Панагия (Всесвятая). К другим ценным образцам можно отнести икону Успения Богородицы, а также копии икон Богородица Киево-Печерская и Богородица Троеручица.

Бахчисарайский дворец

Бахчисарайский дворец в Крыму – место во многом уникальное. Начать стоит с того, что это не только памятник культуры и истории, но и единственный в мире образец архитектурного стиля, характерного для крымско-татарских дворцов. Одно это делает крымскую достопримечательность местом, которое действительно стоит посетить, ибо такого больше нет нигде в мире.

На территории дворца располагается музей, посвящённый истории и культуре крымских татар, а так же выставки холодного и огнестрельного оружия. Все они могут порадовать посетителей отличными коллекциями экспонатов, многие из которых отмечены печатью редкости.

Сам же дворец, во многом имеющий отсылки к османской архитектуре XVI-XVII веков, воплощает собой представление о мусульманском рае на земле, и нельзя не сказать, что с этой непростой функцией он не справляется. Стоит отметить, что первоначальный вид дворца утерян, ибо в 1736 году дворец был сожжён, однако перед сожжением было составлено его подробное описание. За прошедшие века дворец неоднократно обновлялся, реставрировался и перестаивался, что в значительной мере привело к утрате единого стиля, однако в последние десятилетия изменения в основном направлены на предание Бахчисарайскому дворцу его первоначального облика. Работы продолжаются и по сей день. Но даже и без полного восстановления оригинального облика там есть, на что посмотреть.

Дворец за долгие века его существования посещали многие известные деятели истории и культуры - к примеру, поэт Александр Сергеевич Пушкин и императрица российская Екатерина Вторая. С каждым таким посещением связана маленькая история, в той или иной мере оставившая след в атмосфере Бахчисарайского дворца.

Бахчисарайский дворец – одно из самых интересных мест Крыма, которое стоит посетить самому и порекомендовать друзьям.

А какие достопримечательности Бахчисарая вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Сюйреньская крепость

Сюйреньская крепость – достопримечательность Крыма, которая в Средневековье являлась феодальным замком владельца окрестных сел. Эта крепость является наиболее загадочной из «пещерных городов». До сих пор не установлено точное и даже приблизительное время постройки крепости.

В свое время крепость контролировала пути к Мангупу и долину реки Бельбек. Сейчас от сооружения сохранились лишь остатки, а именно - части башни и крепостных стен. Диаметр башни – 8 метров, а протяженность оборонительных стен – 92 метра. На башне осталось перекрытие купольной формы с остатками древней фресковой росписи, поэтому предполагается, что на этом месте существовала часовня. Рядом с сооружением находится пещерный монастырь Челтер-Коба.

Найти крепость можно в 1 километре от сел Малое и Большое Садовое.

Знаменитый Фонтан слез - "сельсебиль" - находится в комплексе Ханского дворца в Бахчисарае, Крым. Воспетый А.С. Пушкиным фонтан построен знаменитым иранским мастером Омером в 1764 году.

Согласно красивой легенде, фонтан построен в память рано умершей прекрасной Диляры, которую хан Крым-Гирей полюбил всей душой. Хан хотел, чтобы фонтан вечно источал слезы, как источало их его страдающее сердце.

Фонтан находится во внутреннем дворике Хан-Сарая, первоначально же он находился у стены мавзолея Диляры-Бикеч. Фонтан украшен двумя надписями - стихотворением поэта Шейхия, посвященным Крым-Гирею, и цитатой из 18-го стиха 76-ой суры Корана.

Фонтан представляет собой мраморную плиту с орнаментом, на которой размещены шесть чаш - по центру три большие чаши, по бокам - три маленькие. В верхней части фонтана можно увидеть мраморный цветок лотоса из пяти лепестков,символизирующий человеческий глаз. Из сердцевины этого цветка вода, символизирующая слезы, попадает в верхнюю большую чашу, из нее в две маленькие боковые, а из них - в среднюю чашу. Так повторяется три раза. У подножия фонтана изображена спираль, похожая на улитку, олицетворяющая собой продолжение человеческой жизни.

Пещерный монастырь Шулдан

Пещерные монастыри Крыма обладают необъяснимой магической силой. Люди, их создававшие, каким-то непостижимым образом умели выбирать места уникальные, обладающие одухотворенной красотой. Монастырь Шулдан – лучшее тому подтверждение.

Монастырь возник предположительно в XIII-XIV веках к северу от современного села Терновка. Он состоял из двадцати пещер, большинство из которых теперь разрушены, и двух храмов. Главный храм, просторный и высокий, расположен в первом ярусе. Его прямоугольное помещение, вырубленное прямо в скале, заканчивается подковообразной алтарной частью. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. Над восточным входом, во втором ярусе пещерного комплекса, расположен еще один храм. Он сохранился хуже, но в его арочной нише можно увидеть престол, а на выступе южной стены – жертвенник. Трудно даже представить, сколько сил и времени потребовалось монахам, чтобы высечь в скале, пусть даже сложенной довольно «мягкими» известковыми породами, кельи и храмы.

Монастырь долгое время был заброшен. Сейчас в нем потихоньку возрождается жизнь, открыт для посещения главный храм. На краю горного плато из подручного материала выстроена беседка. Из нее открывается потрясающий вид на Шульскую долину, вид, не испорченный приметами цивилизации – только горы, укрытые лесом, да бесконечный звонкий простор синего неба.

Чуфут-Кале

«Еврейская крепость», «Парная крепость», «Кырк-Ер», «Скала караимов», «Кырк-Ор», «Гевхер-Кермен», «Чифут-Калеси», «Скала иудеев» - всё это о Чуфут-Кале, ныне лежащем в руинах городе-крепости в Крыму.

Этот город, некогда бывший первой резиденцией ханов независимого Крыма, возник примерно в V-VI веке нашей эры как укреплённое поселение на границе владений могущественной Византии. В тот период его население, вероятнее всего, состояло из алан, однако тех сменили кипчаки, и на смену которым пришли уже караимы. За свою многовековую историю город даже успел побывать столицей крошечного княжества, которое находилось в вассальной зависимости от Крымского Юрта Золотой Орды. Конец Чуфут-Кале как многолюдного города наступил после присоединения этих земель к Российской Империи. При власти татар этот город был одним из немногих, где могли свободно жить караимы, а в России никаких ограничений на их проживание не было, и потому переход Чуфут-Кале в русское подданство привёл к исходу караимов из города в те места, где ранее им жить не разрешалось. Итог оказался печален - концу XIX века город оказался покинут всеми жителями.

Из сохранившихся строений в Чуфут-Кале наиболее известен мавзолей Джаныке-ханым, дочери знаменитого хана Тохтамыша, постройка которого датируется 1437 годом. Кроме него есть и другие сохранившиеся постройки, к примеру, два караимских храма, которые в настоящее время активно реставрируются караимской общиной. Хотя ныне город почти полностью превратился в руины, его посещение не оставит равнодушными тех, кто по-настоящему любит и ценит места, в которых Историю можно увидеть, потрогать и ощутить всем своим естеством.

Научный городок Крымской астрофизической обсерватории

Небольшой уютный городок, в котором из-за его компактности улицы не имеют названий, затерялся в крымских предгорьях недалеко от Бахчисарая. Официально называют его Научным. Здесь размещена большая обсерватория – Крымская астрофизическая.

Поселок напоминает скорее территорию санатория – тишина, никакой суеты, ровные сосновые аллеи, неширокие асфальтированные дорожки ведут к одиночным 2-3 этажным домам еще сталинской застройки. После шума летних крымских трасс погружение в эту нереальную тишину заставляет думать, что рай на земле находится именно здесь. Если вам выпадет счастье попасть сюда весной, то цветущие яблоневые сады дополнят это ощущение. А какая ошеломляющая панорама гор Главной крымской гряды открывается отсюда! Красавец Чатыр-Даг, Бабуган, Ялтинская яйла… И все это в антураже белых куполов разнокалиберных башен-телескопов, которые то там, то здесь выглядывают среди зеленых крон старого парка. Говорят, что парк высаживали специалисты Никитского ботанического сада, используя редкие породы деревьев.

Это место для астрономических наблюдений было выбрано неслучайно - здесь наименьшее количество облачных дней, самый прозрачный воздух, а, следовательно, и наилучшие условия для изучения Вселенной. Попасть сюда можно с экскурсией, а можно приехать самому и даже пожить несколько дней – в городке есть небольшая гостиница.

Пещерный город Качи-Кальон

Самые ранние следы присутствия людей в Качи-Кальоне датируются IV веком. В VIII-X веках здесь возник монастырь, основанный предположительно выходцами из Византии. После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен. После присоединения Крыма к России здешняя церковь была восстановлена, а источник, находящийся в гроте, стал местом паломничества, его считали целебным. Паломники, приходившие к нему, не делали различий в вероисповедании и национальности - это были греки и караимы, татары и русские - христиане, иудеи и мусульмане.

Сегодня Качи-Кальон пустует, все наземные постройки давно разрушились и заросли травой, остались лишь пещерные храмы и святой источник.

Среди гротов наиболее примечательны Первый (где находилась церковь святой Софии и винодельческий комплекс с винодавильней), Второй (монашеское общежитие), Третий (церковно-погребальный комплекс), Четвертый (монастырь Св. Анастасии) и Пятый (полуразрушенный грот).

Самые популярные достопримечательности в Бахчисарае с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Бахчисарая на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Еще достопримечательности Бахчисарая

Бахчисарай можно считать одним из самых интересных мест «экскурсионного» Крыма. Расположенная среди живописных горных плато и долин, окруженная древними пещерными городами, бывшая столица Крымского ханства полностью сохранила очарование прошлых эпох.

Самым значимым культурным объектом Бахчисарая является ханский дворец, куда устремляются многочисленные экскурсии, чтобы ближе познакомиться с историей и культурой крымских татар. На улицах старых городских кварталов среди увитых зеленью террас спрятались уютные рестораны, где гостей накормят вкусными блюдами национальной кухни. В окрестностях раскинулись несколько покинутых пещерных городов, некогда процветавших и многолюдных.

Атмосфера Бахчисарая пронизана колоритом ушедшего в историю Крымского ханства. Особенно он ощущается в дворцовом саду, возле стен городских мечетей и на узких каменных улочках исторического квартала.

Квартиры и отели по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Бахчисарае?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Уникальный и единственный в мире памятник дворцовой архитектуры Крымского ханства. Начало строительства комплекса было положено в XVI веке при Сахибе I Герае (Гирее). Впоследствии каждый правитель вносил свои изменения в облик дворца. В 1736 году ханская резиденция была сожжена после взятия столицы войсками Российской империи. Позже дворец восстановили по сохранившемуся описанию. В XVIII-XX вв. было проведено несколько реставраций. В наши дни сооружение является частью Бахчисарайского историко-культурного заповедника.

Фонтан-сельсебиль XVIII века на территории ханского дворца, который прославился на весь мир благодаря знаменитой поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Легенда гласит, что жестокий хан Кырым Герай (Гирей) полюбил молодую невольницу Диляре и сделал ее своей женой. Но она вскоре умерла в его гареме от тоски. Хан так страдал после ее кончины, что вызвал мастера и приказал возвести памятник – «камень слез», в котором воплотилась бы вся боль его утраты. Так появился Фонтан слёз.

Группа каменных дорожных знаков, установленных в 1784-1787 гг. на пути следования императрицы Екатерины II из Санкт-Петербурга в Крым. На территории полуострова сохранилось пять таких монументов. Один из них расположен рядом с ханским дворцом в Бахчисарае у моста через речку Чурук-Су. Во время своего визита правительница останавливалась в дворцовых покоях, специально отремонтированных к ее приезду.

Парк миниатюр, расположенный на площади 2,5 га неподалеку от ханского дворца. Он был открыт в 2013 году с целью популяризации Бахчисарая как туристического направления. Здесь в уменьшенных размерах представлены все главные достопримечательности Крыма: дворцы, соборы, обелиски и другие памятники архитектуры. Всего в парке размещено 53 миниатюры, выполненные в масштабе 1:25.

Археологический комплекс, расположенный на месте первой столицы Крымского ханства в с. Староселье, что находится неподалеку от Бахчисарая. Девлет-Сарай ранее был полноценным ханским дворцом. До наших дней дошли только мавзолей-усыпальница и здание медресе. С 2011 году на территории комплекса работает музей «Ларишес», где представлена интересная экспозиция с артефактами периода Крымского ханства: гравюрами, картами, манускриптами и книгами, а также работами современных крымских художников.

Православная обитель в урочище Мариам-Дере, основанная в VIII столетии монахами из Византии. В XIII-XIV вв. монастырь пришел в упадок, но потом снова возродился. Во время османского завоевания ему удалось избежать разрушения. До XVIII века монастырь был главным религиозным центром всех крымских христиан. На протяжении XVIII-XIX вв. его территория была значительно расширена, появилось несколько новых построек. В 1921 году обитель была упразднена. Ее повторное возрождение началось в 1993 году.

Действующая мужская обитель, которая располагается в искусственных гротах VI века в пределах Мангупского плато на склонах крутых скал. Монастырь был основан в XIV веке, но после завоевания Крыма турками-османами он надолго прекратил свою работу. Обитель была восстановлена только в конце XX столетия. С площадок перед гротами открывается великолепная панорама на окружающие монастырь окрестности.

Мусульманский храм XVI-XVIII вв. на территории Бахчисарая, возведенный на пожертвования родственницы одного из крымских ханов. Сооружение выстроено в смешанном стиле классицизма и барокко. Размеры мечети небольшие, у нее отсутствуют традиционные башни-минареты. В XX веке в здании долгое время размещались складские помещения. На данный момент мечеть еще не отреставрирована.

Храм был возведен в 1707 году по велению дочери хана Селима I Герая (Гирея). Высокий минарет мечети доминирует над архитектурной застройкой старых кварталов Бахчисарая. Название сооружения в переводе с крымскотатарского означает «мечеть из досок», так как при строительстве и кладке стен использовались деревянные балки. Тахталы-Джами является действующей пятничной мечетью.

Храм начала XX века, возведенный к 300-летнему юбилею воцарения династии Романовых на российском престоле. Как и многие другие религиозные учреждения, церковь была закрыта в 1930-е гг. Помещение долго использовалось под зернохранилище и конюшню, в послевоенные годы здесь работал кинотеатр. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. на пожертвования христианской общины была проведена реконструкция.

Древний пещерный монастырь, приблизительно основанный в VIII веке (согласно косвенным свидетельствам) греческим монахами. Он расположен примерно в 8 км от Бахчисарая на территории пещерного города Качи-Кальон. За прошедшие века он пережил несколько периодов запустения и возрождения. Небольшое количество монахов жило здесь до 1930-х гг. В 2005 году скит был восстановлен после долгого перерыва силами братьев Свято-Успенского монастыря.

Город-крепость V-VI вв., основанная на самой границе византийских владений. Сначала в Чуфут-Кале проживали аланы, затем он был захвачен кыпчаками. После перехода полуострова под контроль ордынских ханов крепость превратилась в центр небольшого княжества – вассала Золотой Орды. В XIV столетии в городе начали селиться караимы, которые покинули Чуфут-Кале в XIX веке после снятия ограничения на места проживания этой этнической группы.

Заброшенный некрополь неподалеку от Чуфут-Кале с 7 тысячами каменных надгробий. Это место считалось священным, так как оно находится на территории вековой дубовой рощи. Дубы считались у караимов сакральными деревьями. Захоронения на кладбище проводились и после того, как представители этой народности покинули Чуфут-Кале. Самые последние могилы датируются началом XX столетия.

Пещерный город в окрестностях Бахчисарая, основанный в VI веке в качестве приграничного оборонительного укрепления. Развитие Эски-Кермен началось в X веке и достигло своего апогея в XII-XIII вв. В то время на его территории проживало более 2000 человек. В 1299 и 1399 гг. город был дважды разорен татаро-монголами, после чего уже не восстановился. До наших дней дошли постройки, датированные VI-XII столетиями.

Еще один пещерный город в окрестностях Бахчисарая, относящийся к VI веку. На его территории найдено более 230 пещер. Согласно одним источникам, Тепе-Кермен выполнял функции оборонительной крепости, по другим данным – он являлся монастырем. Город просуществовал до XIV века до того момента, пока не был разорен в результате очередного похода Золотой Орды. До наших дней дошли только руины.

Крепость Мангуп-Кале расположена неподалеку от села Залесное на высоте 583 метра над уровнем моря. Считается, что первые скифские поселения появились на этом месте еще в III – IV вв., с VII века город вошел в Хазарский каганат. Позже Мангуп-Кале побывал столицей поздневизантийского княжества Феодоро и турецким фортом. В XVIII веке поселение покинули последние жители – община караимов. С тех пор оно стоит заброшенным.

Пещерный монастырь в долине реки Качи, расположенный на территории Бахчисарайского района. В древности он стоял на перекрестке торговых путей, которые соединяли степную часть Крыма с морским побережьем. Жители Качи-Кальон занимались производством вина, о чем свидетельствуют сохранившиеся винодельни и мастерские, где производилась посуда для хранения этого напитка.

Природные каменные изваяния высотой до 20 метров, расположенные в долине реки Чурук-Су (в переводе с крымскотатарского это название означает «гнилая вода»). Исполины образовались естественным способом в результате многовекового выветривания скал, состоящих преимущественно из известняковой породы. Местность объявлена природным памятником регионального значения в 1960-х гг.

Каменные глыбы на холме Узун-Тарла, находящиеся рядом с поселком Залесное неподалеку от Бахчисарая. В высоту образования достигают 10-15 метров. Вместе со скалой их размер доходит до 300 метров над уровнем моря. В зависимости от времени суток, изваяния «меняют» свой облик и напоминают то каменные фигуры с острова Пасха, то застывших сказочных персонажей. Все зависит от игры воображения смотрящего и от освещения.

Беш-Кош — невысокая скальная гряда, сложенная из известняковых пород, которая расположена на восточной окраине Бахчисарая. Вид на плато открывается сразу за последними городскими домами. В результате археологических раскопок в районе Беш-Кош были обнаружены следы поселения тавров, обитавших на полуострове в VIII-VII вв. до нашей эры. Гряда является природной границей живописной долины Биюк-Ашлама-Дере.

Приветствую, друзья!

Сегодня я предлагаю вам оставить уютные, современные номера и жаркий пляж, и отправиться в далекое прошлое, а именно – заглянуть в пещерные города в Крыму.

Думаю, многим из вас любопытно узнать, как люди в этих пещерных городах быт вели, устраивали вечеринки и насмерть бились с идеологическими врагами.

Но, желательно в такую экспедицию отправляться с компанией или экскурсией, а то ведь можно ненароком нырнуть под какую-нибудь каменную арку и под жалкое пиликанье уставшей батареи мобильного не найти «черного входа».

Изучайте информацию и выбирайте, какие из пещерных городов вы исследуете в первую очередь!

Чуфут-Кале, в переводе иудейская крепость – последнее из названий древнего пещерного города. Также он известен, как Кырк-Ер или Кырк-Ор, остальные названия вспоминают не так часто.

Пещерный город Чуфут-Кале создавался как крепостное укрепление в V-VI вв. По одной из версий ученых именно здесь находился древний город Фуллы, упоминание о котором есть в летописях.

Чуфут-Кале населяли в свое время аланы, кыпчаки, он становился добычей ордынского эмира, а также владениями Золотой орды . Здесь была основана столица Крымского ханства Кырк-Ер, во главе Хаджи I Герая, которая впоследствии была перенесена в Бахчисарай.

Со времен Крымского ханства в пещерный город переселялись караимы , так как действовал определенный запрет на их свободное расселение. После того, как резиденция хана была перенесена в другое место, город переименовали в Чуфут-кале, а населявшие его караимы не должны были покидать его пределы.

Свободу передвижения караимы получили с приходом советской власти, и постепенно покинули пещерный город, который вскоре пришел в запустение.


Где находится Чуфут-кале

Чуфут-Кале расположился в Бахчисарайском районе, в 2-3 км от у села Староселье .

Как добраться

От автовокзала в Бахчисарае до остановки «Староселье» ходит маршрутный автобус. Затем вам придется прогуляться пешком мимо Успенского пещерного монастыря. Потеряться на этом отрезке маловероятно, везде есть указатели и зазывалы, желающие сопроводить вас на экскурсию.

Посещение Чуфут-Кале платное:

  • Взрослый билет — 200 рублей
  • Детский — 100 рублей
  • Пенсионерам — 150 рублей
  • Экскурсионное обслуживание — 100 рублей

Полезно знать

Руины Чуфут-Кале – популярная достопримечательность Бахчисарая, но учитывайте, что вам придется много ходить пешком , подниматься по вырубленным ступеням и разбитым тропам. Больше и интересней я пишу о крепости .

Столица княжества Феодоро – Мангуп-Кале

Когда-то это плато облюбовали таврские племена, которые и дали ему название – Мангуп . Это было еще в I тысячелетии до н.э. В последующие века Мангуп населяли скифы, сарматы, аланы и готы.

Только в V в. на Мангупе стали появляться первые постройки-укрепления, а пещерный город стал разрастаться. Уже в VII в. город был хорошо защищен и обнесен крепостной стеной.

С XIII по XV вв. пещерный город на плато Мангуп достиг своего расцвета, став столицей княжества Феодоро и носивший его имя.

Не справившись с натиском осман, в 1475 году город был разорен и сожжен. Наполовину восстановленный Мангуп-Кале уже никогда не вернулся к прежней жизни, и в 1790 году был оставлен жителями.

Где находится Мангуп-Кале

Расстояние от Бахчисарая до плато Мангуп около 20 км. Ближайший ориентир с. Хаджа-Сала.

Как добраться

Если вы приехали в Бахчисарай, то теперь вам необходимо сесть на автовокзале на автобус до села Залесное , а выйти на одноименной остановке.

Полезно знать

Город располагается на просторном плато, на высоте 583 м. Он действительно производит впечатление неприступного поселения. Но забраться на плато все же стоит – оттуда открываются потрясающие виды.

Таинственный Эски-Кермен

В 6-7 км от Мангуп-Кале находится еще один пещерный город – Он появился в конце VI в. и благополучно просуществовал до конца XIV в.

Несмотря на то что о нем не так много известно, по предположениям ученых и археологическим свидетельствам Эски-Кермен был очень хорошо укреплен и развит. Об этом говорит и расположение кварталов, и руины храмов и построек, и осадный колодец с коридором в 20 метров, к которому ведут 80 каменных ступеней.

Где находится Эски-Кермен

Бахчисарайский район, 14 км южнее от Бахчисарая. Недалеко от сел Красный мак, Терновка, Залесное .

Как добраться

От автовокзала в Бахчисарае на маршрутном автобусе до села Красный мак, а затем, следуя указателям идти пешком.

Можно воспользоваться предложением местных «такси», которые доставят вас до самого плато, но на территорию пещерного города вам придется забираться самостоятельно.

Полезно знать

Идти в пещерный город можно как с экскурсоводом, так и самому – на стенах и стендах есть информационные таблички, рассказывающие о том или ином объекте. Но оставаться на плато с ночевкой запрещено.

Город действительно впечатляет по количеству оставшихся квартир и интересных мест для исследователей.

Больше фото и описания маршрута по городу

Город-замок Тепе-Кермен

Этот небольшой пещерный город, выстроенный в несколько ярусов, появился в VI в. Он имел свои улицы, многочисленные постройки, и две главные дороги, которые хорошо сохранили следы от древних повозок.

Свое существование он закончил в XIII в. после жестокого набега ордынского хана, хотя некоторые уцелевшие храмы еще какое-то время функционировали.

Удивительно, как жили люди в этом городе, если поблизости никогда не было никаких источников. Поднимайтесь на и разгадайте эту загадку!

Где находится

Бахчисарайский район, 7 км от самого Бахчисарая на юго-восток. Ориентир – с. Кудрино .

Как добраться

Держать курс на с. Кудрино. С автовокзала в Бахчисарае можно доехать на автобусе сообщением Бахчисарай-Синапное.

Полезно знать

Несмотря на то что Тепе-Кермен не такой большой, здесь есть что посмотреть – совсем крошечные кельи, спрятанные в кустарниках, руины наземных церквей, гробницы, пещерные «многокомнатные квартиры».

Ну и чудесное расположение на высоком плато, откуда открывается вид на Качинскую долину .

Подробнее о пещерном городе .

Северный пещерный город – Бакла

Как и многие другие пещерные города Бакла в первую очередь выполнял функцию военного укрепления. С V по XIII вв. город принадлежал византийцам , которые выстроили в южной части замок и оборонительные постройки.

Горожане занимались земледелием, виноделием, посещали храмы, возможно одно из найденных подземных помещений выполняло роль монастыря.

Но и здесь постарался этот несносный ордынский хан Ногай , полностью разоривший этот город в 1299 году.

Где находится Бакла

Бахчисарайский район, вблизи села Скалистое.

Как добраться

Автобусом от Бахчисарая до с. Скалистое, затем пешком еще около 2 км, следуя указателям.

Полезно знать

На территории Баклы было найдено множество склепов, к сожалению многие из них были разграблены. Некоторые византийские украшения и предметы быта, до которых не добрались черные археологи, можно увидеть в Бахчисарайском музее.

Где прятались монахи – пещерный монастырь Качи-Кальон

Когда говорят о Качи-Кальоне , то подразумевают именно пещерный монастырь, хотя исследователи – ученые и археологи, заявляют, что это был крупный пещерный город, с несколькими храмами, появившимися позже.

Развитие Качи-Кальона пришлось на период с V по XIII вв. Населяли его разные народности, здесь даже есть стоянка древнего человека.

Качи-Кальон представляет собой комплекс пещерных помещений с различными постройками. Обычно экскурсия проходит по четырем гротам из пяти, в которых располагаются кельи, хозяйственные и винодельческие помещения, древние храмы.

На территории Качи-Кальона находится чудодейственный источник св. Анастасии, а также бисерный храм , церковь св. Софии.

Где находится

Бахчисарайский район, в 7 км от Бахчисарая, между Предущельным и Баштановкой , в Качинской долине.

Как добраться

На автобусе от Бахчисарая можно доехать до с. Предущельное (остановка Предущельное 2), затем идти пешком по трассе до указателя «Качи-Кальон».

Полезно знать

Пятый грот является очень труднодоступным для туристов, в основном его посещают альпинисты.

Сама экскурсия по пещерному городу стоит не дорого, но если вас «перехватят» гиды в Бахчисарае и станут предлагать отвезти к самому порогу Качи-Кальон (что очень заманчиво), то это обойдется вам от 1500 до 2500 рублей.

То ли крепость, то ли город – Каламита

В VI в. на горе Монастырской византийцами было возведено гарнизонное укрепление. Оно состояло изначально из четырех, а потом из шести башен, крепких стен, пещерных казематов.

На территории крепости находился и храм, церковь, другие постройки, кладбище.

Каламита – такое название она получила от генуэзцев, выполняла роль оборонительного и военного объекта, а располагавшееся под стенами крепости население могло укрываться в ней от набегов захватчиков.

Сейчас на этом месте находятся лишь останки четырех башен, руины храма, некоторые памятники. Под крепостью расположился пещерный Свято-Климентовский монастырь , о котором я писал в о достопримечательностях Севастополя.

Где находится Каламита

Крепость и городище находятся в одном из районов – Инкермане , на Монастырской горе.

Как добраться

Из Севастополя на автотранспорте до Инкермана, а там сойти на остановке «Втормет», ориентиром послужит автозаправка ТЭС и ул. Карьерная.

Полезно знать

Не думайте, что путешествие и осмотр древних руин будет чем-то простым и малоинтересным. Заберитесь сначала по горным тропам туда, где снизу виднеются лишь башни, и то, что вы там увидите, надеюсь, вас впечатлит.

Ажурный пещерный монастырь – Челтер-Мармара

Многоярусный пещерный монастырь Челтер-Мармара немного отличается от предыдущих своим необычным оформлением. Все его многочисленные скальные помещения соединялись деревянными балками, лестницами, балконами, и были пронумерованы снаружи.

Возник монастырь в конце XIII в. и просуществовал до конца XV в. Здесь находились храмы, помещения для ведения хозяйства и содержания скота, трапезные, многочисленные кельи, но самым впечатляющим остается большой колонный зал, длиной в 32 метра.

Сверху монастырь укрывает козырек горы Челтер-Кая , что являлось хорошим оборонительным средством в те времена.

Мужской монастырь Челтер-Мармара не заброшен сегодня, его восстановлением занимаются монахи.

Где находится

Балаклавский район, с. Терновка.

Как добраться

От с. Терновка надо немного вернуться по шоссе назад, затем свернуть в сторону скалы Челтер-Кая.

Полезно знать

Подниматься к монастырю придется по крутому склону. Вырубленные в скалах узкие лестницы, ведущие на другой ярус, обрамлены с виду хлипкими перилами, ограждающими от пропасти – дух захватывает.

Так как монастырь действующий и здесь проходят служения, то атмосфера древней и современной духовности переплетаются настолько, что трудно понять, где ты находишься в реальности.

Легенда о Девичьей башне из города Кыз-Кермен

Небольшое городище Кыз-Кермен до наших дней сохранилось слабовато, в основном это фрагменты оборонительных, но очень мощных укреплений, пещерные помещения, вырубленные ступени и лестницы, останки построек – парадных ворот, сторожевых башен.

И все же экскурсия доставляет удовольствие – лабиринты древних сооружений, неизменные чудесные пейзажи, легенды этого городища и ужасные факты жертвоприношения оставляют неоднозначные эмоции.

Об истории этого городища рассказано мало, возможно, что возник он еще в VI в. до н.э. Но по оценкам археологов и ученых имел наибольшее развитие и расцвет в VIII-IX вв.

Где находится

Кыз-Кермен принадлежит Бахчисарайскому району, но находится от него на расстоянии 12 км. Городище расположилось на плато мыса Кыз-Куле. Ближайшее село и ориентир – с. Машино.

Как добраться

Из Бахчисарая на автобусе или другом транспорте по маршруту на с. Синапное, сойти на остановке «Машино» и следовать около 1 км на север. Но на фоне степного и холмистого пейзажа плато будет видно издалека.

Полезно знать

Более всего интересен верхний ярус пещерного города и само плато, здесь сохранилось много свидетельств древних поселенцев. Будьте внимательны, многие ступени давно испорчены или совсем стерты временем.

Подробнее о пещерном городе Кыз-Кермен читайте

В поисках «Острой пики» – Сюйрень

Еще одно значимое пещерное укрепление – Сюйрень, в переводе «Острая пика» расположилось на территории Бахчисарайского района.

Главная и единственная башня с крепкими стенами была возведена византийцами на отрезке времени с VI по XI вв. (точное время не указано).

Отличное расположение на высоком мысе, прямо над долиной реки Бельбек , позволяло контролировать ситуацию.

Здесь же были найдены останки жилых сооружений и помещений, вырубленных в скалах, гробницы.

Где находится

В 10 км южнее от Бахчисарая, недалеко от сел Большое садовое и Малое садовое, на мысе Куле-Бурун.

Как добраться

Из Бахчисарая мимо указанных выше сел ходят автобусы. Выйдя на остановке Малое садовое нужно пересечь реку Бельбек (лучше по мосту), затем центральную улицу Большого садового и выйти в долину, где хорошо будет видно и сам мыс, и дорогу, ведущую к его подножью.

Полезно знать

Башня крепости Сюйрень хоть и не совсем уцелела, но находится в лучшем состоянии, чем башни в других древних фортификационных городах. Она достигает в высоту 10 м из прежних 12-ти, а на ее стенах, там, где находилось помещение часовни, сохранились фрагменты фресок.

Кстати, за одно, по дороге можно свернуть к скале Ай-Тодор и посетить пещерный монастырь Челтер-коба и действующий храм св. Теодора.

Бесплатное посещение пещерных городов

Ситуация с оплатой билетов на входе в заповедные зоны похоже подходит к финальной развязке.

Билетеры могут заявить, что посещение объекта без экскурсии запрещено и навязать вас экскурсовода за деньги. Тут я уж не знаю как быть и какими бумаги размахивать перед носом «держателей ключей от входа» .

Главное, что вы должны быть готовы отстаивать свои права, если они будут нарушаться грубым образом. Хотя в некоторых местах такое и не наблюдается. Из недавних, это

И экскурсий от фирмы Турнадо:

  1. На дельтаплане вокруг пещерных городов — описание
  2. Велотур «Иосфатова долина» — описание
  3. Джип-тур к Сюреньской крепости — описание

До скорой встречи!

Пещерный город Чуфут-Кале расположен недалеко от города Бахчисарай, на расстоянии 2,8 км. Крепость Чуфут-Кале находится на высоте 600 метров над уровнем моря. Три из четырех подходов к крепости являются отвесными скалами. ​

Географические координаты Чуфут-Кале на карте Крыма GPS N 44.741298, E 33.920656

Добраться до Чуфут-Кале очень просто с Бахчисарая, практически с любой точки города есть указатели, но, даже если на них не обращать внимания, из центра в сторону окраины города двигаться по улице Ленина до улицы Старосельской. Продолжая движение в сторону окраины города по улице Старосельская, Вы упретесь в мощенную камнем широкую дорогу, местами с кусками уложенного асфальта, по ней двигайтесь примерно около 600 метров и Вы добрались до скального Успенского монастыря, от монастыря дорога движется в горы.


Добраться до крепости Чуфут-Кале можно двумя способами: либо пешком, либо с Бахчисарая подъем на джипах. Оба варианта по-своему хороши. На джипах Вы посетите больше мест. Движение по горному хребту, узкие скальные дороги и потрясающие виды Вам обеспечены. Подымаясь пешком, можно посетить Успенский монастырь, а если от монастыря возьмете чуть правей по дороге в сторону Чуфут-Кале, то попадете на старинное кладбище, место немного жутковатое, но оставляет впечатления от своей старины и архитектурных форм.


Дальше дорога двинется вверх под небольшим углом. При средней скорости движения 2-3 км в час Вы доберетесь за минут 30 к вершине вполне в хорошем состоянии.
Название Чуфут-Кале появилось в 17 веке и переводится как “Еврейская Крепость”. Еврейской ее начали называть из-за обитателей этих мест караимов. По мнению многих историков и самих караимов их корни происходят от евреев.
История Крепости предположительно началась в 5-том веке нашей эры, с поселения Фуллы, которое часто упоминается в Византийских архивах и хрониках. Но однозначную дату ученые историки так и не определили.


Основателями пещерного города Чуфут-Кале считают аланов, но этому противоречит их нежелание к строительству и оседлому образу жизни. Скорее всего племена аланов захватили чей-то укрепленный пещерный город, но история таких сведений до нас не донесла.
С 10 по 14 века пещерный город Чуфут-Кале постепенно превращается в крепость, появляется крепостная стена и оборонительные сооружения.
В 15 веке город уже практически на 80% был заселен караимами по причине того, что в Крымском ханстве им разрешали селиться только в небольшом количестве мест.


В 1532 году недалеко от Чуфут-Кале ханом Сахиб Герайем была построена новая ханская резиденция, которую назвали Бахчисарай. С тех пор город-крепость Чуфут-Кале стала терять свою актуальность, если бы не ханский указ о месте жительства караимов, то возможно опустела бы сразу.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи и крепость Чуфут-Кале стала пустеть. К концу 19 века крепость полностью опустела, караимы расселились по всему Крыму, оборонительные свойства крепости практически в центре Крыма утратили свою необходимость.


Посещение Чуфут-Кале довольно-таки интересно, весь город практически высечен в камне, в скале, в два, а иногда и в три, этажа. Город-крепость имела два входа, естественную защиту с трех сторон и рукотворную стену с четвертой. Внутри города было множество сооружений, оружейниц, склады, мечеть, казармы для гарнизона и жилые помещения. Был обустроен небольшой дворец и долгие годы тут размещался монетный двор Крымского ханства. Также в Чуфут-Кале была школа и небольшой продуктовый рынок.


В начале 15-го века появился ров, в силу веяний с запада. Эффективность рва была весьма сомнительна, но, как настоящая Крепость, этот атрибут придавал ей более внушительный вид.
Чуфут-Кале - одна из старинных , ее географическая близость к зачастую объединяет эти две достопримечательности в одну экскурсию: сначала , потом подъем к скальному Успенскому монастырю и последним усилием подъем к городу-крепости Чуфут- Кале.

Чуфут-Кале на карте Крыма

Похожие статьи