Где находится михайловский сад. История

29.06.2022

Решетка Михайловского сада (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Прогуливаясь вдоль канала Грибоедова в районе Спаса-на-Крови, нельзя не обратить внимание на великолепную решетку в стиле модерн, отделяющую Михайловский сад от набережной. Она поистине уникальна, но самое интересное, что создатель остался неизвестным. Многие приписывают ее мысли архитектора Альфреда Парланда, создавшего Спас-на-Крови, тем более, что по времени события совпадают - это конец 19-начало 20 веков. Именно на этом месте в 1881 г. было совершено покушение на царя Александра II, в честь чего и возведен собор, а на ограде Михайловского сада установлена мемориальная доска.

Что посмотреть

Решетка стоит на парапете, облицованном красными гранитными плитами. Она состоит из 36 колонн, обложенных цветным кирпичом в виде спирали. Снизу и сверху они отделаны белым камнем, что придает им изысканный вид. Несколько столбов и ворота украшены изразцами с изображением диковинных цветов и птиц. Большая часть майолики была утрачена и пока не воссоздана.

Кованые детали решетки изготовлены на заводе «Карл Виклер». Продукция компании украшает многие известные места Санкт-Петербурга, например, знаменитый Дом Зингера (ныне «Дом книги»).

Основа ограды - кованые решетки с замысловатым растительным орнаментом - распускающиеся цветы, ветки - их поистине можно назвать чугунным кружевом, созданным мастером высочайшего уровня. Над воротами установлены интересные фонари - это точная копия тех, что были здесь 100 лет назад, но с поправкой на современные реалии - на них «надета» антивандальная сетка. Впрочем, она выглядит вполне органично. Когда в начале нового тысячелетия началось восстановление, в Русском музее нашли документы, по которым видно, что на воротах висел царский вензель Александра II. Новые ворота и решетка в точности повторяют рисунок старых.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова. Координаты: 59.939924, 30.329740.

Как добраться: от Невского пр-та свернуть на набережную канала Грибоедова в сторону храма Спас-на-Крови.

Михайловский сад - один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII - первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории - регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау - об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада - сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» - небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада - растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I - грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов - комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.

В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада - каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада - использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада - убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка - павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке - это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру - регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец - Михайловский сад».

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский сад

Михайловский сад

На его аллеях рождается ощущение чего-то настоящего, подлинного. И это не случайно. Это единственный из городских садов, который сохранил стилистику подлинного императорского сада. И, наверное, поэтому именно в нём ежегодно проводится замечательный праздник «Императорские сады России».

Петербургские сады и парки появились сразу после основания города. Одним из первых был Летний сад.

Территория современного Михайловского сада до основания Санкт-Петербурга входила в состав шведских охотничьих угодий. А затем стала частью Летнего сада. Тот первый, или Большой, Летний сад простирался от Невы до нынешнего Невского проспекта.

В 1712 году Пётр I отдал часть земли под устройство резиденции его жены, императрицы Екатерины. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный Золотыми хоромами.

Ограда Михайловского сада

При дворце был разбит сад, который простирался между реками Кривушей (нынешним каналом Грибоедова) и Ериком (Фонтанкой) почти до Большой першпективы (Невского проспекта). Сад при Золотых хоромах именовался Царицыным, или садом её величества. Тогда же окончательно за садом закрепилось название Третий Летний сад. Для этого сада из Московской, Псковской и Новгородской губерний привозили соловьёв и других редких птиц. Здесь были в изобилии высажены фруктовые деревья и ягодные кусты.

Южнее дворца были вырыты пять прямоугольных прудов. В них разводили всевозможную рыбу. Восточнее «хором» располагались погреба с винами и другими съестными припасами.

В 1718 году для ухода за садом Пётр I пригласил известного ганноверского садовника Гаспара Фохта. Он работал и в Первом, и Втором, и Третьем Летних садах. Кроме того, он обслуживал Аптекарский огород.

24 июня 1741 года во Втором Летнем саду, на месте, где сейчас находится Михайловский замок, начали строить Летний дворец. В 1745 году во дворце поселилась императрица Елизавета Петровна. Здесь, кстати, родился будущий император Павел I Петрович.

При Елизавете Петровне территория современного Михайловского сада была перепланирована. Сад получил регулярную планировку. Деревья подстригли в формы геометрических фигур, на аллеях расставили скульптуры, вырыли фигурные пруды, устроили цветники, клумбы и павильоны. На берегу Мойки построили императорскую баню. В центре сада находились качели, карусели, горки для катания.

В 1768 году Золотые хоромы Екатерины I по повелению Екатерины II разобрали.

В 1817 году начались масштабные работы по созданию ансамбля Михайловской площади и строительство Михайловского дворца. В план архитектора Карла Ивановича Росси входила перепланировка всей окружающей его территории. В том числе и бывшего Третьего Летнего сада. Благоустройством сада в 1822–1825 годах занимались известные архитекторы, художники, садовники. При сохранении элементов регулярной планировки саду был придан пейзажный характер. У северного фасада дворца был устроен английский луг. А прямоугольные пруды засыпали. На месте Золотых хором Карлом Ивановичем Росси был спроектирован павильон-пристань. Сейчас это павильон Росси.

Переделанный и перепланированный сад по построенному к 1825 году дворцу получил новое имя – Михайловский.

К 1830 году вдоль Михайловского сада была продлена Садовая ограда. Сад отгородили от улицы художественной оградой.

Хозяйкой сада, как и дворца, стала жена великого князя Михаила Павловича великая княгиня Елена Павловна. Великокняжеская чета устраивала здесь конные прогулки, отмечала памятные даты и праздники. Михайловский сад среди горожан получил неофициальное название – сад Елены Павловны.

Одно из самых запоминающихся событий в истории сада произошло в теплый летний день 1839 года. В Михайловском дворце был устроен бал в честь бракосочетания великой княжны Марии Николаевны (дочери Николая I) и герцога Лейхтенбергского. И Михайловский сад превратился поистине в райский сад. Газеты писали: «К балу были свезены все цветы из Павловской и Ораниенбаумской оранжерей на 200 возах и 5 барках, которые вёл особый пароход…. Всё в саду и во дворце цвело и благоухало, а такого обилия редких и многоцветных растений не случалось видеть… Из сада сияла фантастическая иллюминация с чудесным видом на Марсово поле и Неву…»

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала, напротив Михайловского сада, участники террористической организации «Народная воля» смертельно ранили императора Александра II. В этот же день государь скончался. В память об этом событии здесь в 1883–1907 годах был построен собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови.

Между Михайловским садом и собором появилась художественная ограда стиля модерн по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда. Полукруглая ограда была исполнена в 1903–1907 годах на предприятии К. Винклера. Она наряду с оградой Летнего сада считается одной из самых красивых в Санкт-Петербурге. После того как ограда заняла своё место, городовым, следившим за порядком на улицах, было вменено в обязанность присматривать, чтобы праздношатающаяся публика не повредила кованое кружево. А смотрители сада должны были вовремя подливать смазочное масло во втулки ажурных ворот с императорским вензелем, открывавшихся на площадь с центральной аллеи Михайловского сада.

После передачи Михайловского дворца для нужд Музея императора Александра III (Русского музея) в 1898 году сад стал общедоступным. Правда, при входе на воротах повесили табличку: «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В 1900 году территория Михайловского сада сократилась из-за постройки здания Этнографического музея.

После революции Михайловский сад пришёл в запустение.

В 1924 году сад решили восстановить. Очистили пруд, отремонтировали ограду со стороны Садовой улицы, сажали новые деревья.

В 1929 году перед павильоном Росси была установлена деревянная скульптурная композиция авторства А.П. Соловьёва. Скульптор назвал её «Дерево свободы», скульптура представляла собой крестьянина, освобождающегося из оков. В 1939 году в Михайловском саду построили спортивную площадку, установили эстраду и туалет. С запада на восток сквозь сад проложили новую дорожку.

Во время войны и блокады Ленинграда территория Михайловского сада стала местом укрытия многих памятников. Они были зарыты на лужайках и аллеях. Среди них, например, – конный памятник Александру III. Падавшими сюда снарядами многие деревья были повреждены, в саду образовались воронки. Но памятники не пострадали.

Реставрационные работы в Михайловском саду проводились в 1949 году. В 1959 году на лугу был установлен бюст скульптора Ф.И. Шубина.

В 1999 году Михайловский сад был передан в ведение Государственного Русского музея. Очередная реконструкция сада проводилась в 2002–2004 годах. Ему вновь придали черты, которые намечал Карл Иванович Росси. Срубили старые и больные деревья, посадили новые.

Убрали «Дерево свободы» и бюст Шубина, вернули ранее проложенные дорожки.

У павильона Росси, на берегу Мойки, установили бюст архитектора, а также бюсты художников К. Брюллова и А. Иванова.

Из книги Санкт-Петербург – история в преданиях и легендах автора Синдаловский Наум Александрович

автора

Михайловский (Инженерный) замок Никакое другое строение в городе не овеяно стольким количеством мистических и мифических историй, как этот замок на берегах Фонтанки и Мойки. Михайловский (Инженерный) замок – романтическая цитадель «русского Гамлета» императора Павла I

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский дворец (Русский музей) Эту площадь, в прошлом Михайловскую, ныне Искусств, называют венцом творения Карла Ивановича Росси. И подлинным алмазом в этом венце является Михайловский дворец.В 1719 году на участке, где сейчас располагается Михайловский дворец, был

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский сад На его аллеях рождается ощущение чего-то настоящего, подлинного. И это не случайно. Это единственный из городских садов, который сохранил стилистику подлинного императорского сада. И, наверное, поэтому именно в нём ежегодно проводится замечательный

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский театр Императорский Михайловский театр вошёл в историю государства Российского как третий императорский театр. И один из самых интересных театров.Здание театра является составляющей частью ансамбля Михайловской площади (пл. Искусств), созданного Карлом

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Михайловский замок Недолгое пребывание Мальтийского ордена в России сопровождалось передачей рыцарям ряда зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Иоаннитам отдали церковь Рождества Иоанна Предтечи, выстроенную архитектором Ю. Фельтеном на Каменном острове: в

Из книги Император Павел I автора Оболенский Геннадий Львович

Глава шестнадцатая В Михайловский замок Хотят повторить 1762 год. Павел I Начало нового века было торжественно отмечено в обеих столицах. Ушел в прошлое век Просвещения, век трех революций - промышленной в Англии, политической в Северной Америке, социальной во Франции.

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Михайловский замок Из «Записок» Николая Александровича Саблукова:Его величество со всем августейшим семейством оставил старый дворец и переехал в Михайловский, выстроенный наподобие укрепленного замка с подъемными мостами, рвами, потайными лестницами, подземными

V. Г-н Михайловский об отказе «учеников» от наследства В заключение вернемся опять к г-ну Михайловскому в рассмотрению его утверждения по интересующему нас вопросу. Г-н Михайловский заявляет не только то, что эти люди (ученики) «не желают состоять ни в какой преемственной

Из книги ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ (1850-ых-1920-ых гг.) автора Шуб Давид Натанович

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВСКИЙ (1842-1904) IНиколай Константинович Михайловский, выдающийся русский литературный критик, публицист и социолог, родился в Мещовске, Тамбовской губернии, в бедной дворянской семье. Учился он в горном корпусе, который не окончил, 18-ти лет Михайловский

Михайловский сад является едва ли не самым известным парком центральной части Санкт-Петербурга, и соперничать в популярности с ним может, наверное, только расположившийся неподалеку Летний сад. Свою историю Михайловский сад ведет еще с петровских времен, а участие в его устройстве принимали самые именитые мастера садово-парковой архитектуры - Бартоломео Карло Растрелли и Карл Иванович Росси.

Как добраться

Ближайшие к саду станции метро - «Невский проспект» и «Гостиный двор». Мы рекомендуем выходить на «Невском проспекте», чтобы прогуляться по набережной канала Грибоедова и полюбоваться прекрасным храмом Спаса на Крови, построенным в память об императоре Александре II.

История

В шведское время на территории Михайловского сада находились различные сельскохозяйственные постройки, поместье и охотничьи угодья. В 1712 году здесь началось строительство дворца для супруги Петра I, Екатерины. Дворец находился на месте нынешнего павильона Росси.




В 1716-1717 годах Петр I приказал создать план трех Летних садов. Первые два находились на территории современного Летнего сада , а третий располагался на месте дворца Екатерины. Как раз его частью и был современный Михайловский сад.

В 1741 году Растрелли приступил к постройке дворца на месте современного Инженерного замка. Но уже в 1796 Павел I приказал снести дворец и построить новый. Архитектором был назначен Василий Иванович Баженов, знаменитый по проектированию ансамбля московской императорской резиденции «Царицыно». В 1800 году Михайловский (Инженерный) замок был освящен.





В 1819 году Карл Росси приступает к постройке Михайловского дворца, в саду архитектором также была осуществлена масштабная перепланировка. В это же время на берегу реки Мойки был построен павильон, ныне называемый именем великого архитектора.


В XX веке сад подвергся хаотичной застройке и был изменен до неузнаваемости. Территория парка была сокращена в 1902 году в связи с постройкой храма Спаса на Крови. С 1922 года Михайловский сад назывался «садом МОПРа» (Международная организация помощи борцам революции). Здесь располагалась площадки для выступлений и выставок, детские площадки и даже теннисный корт.
В 2000-х годах сад подвергся глобальному обновлению и восстановлению по проекту Карла Росси 1826 года. Сейчас парк относится к Государственному Русскому музею .





Недалеко от Михайловского сада находятся известнейшие петербургские достопримечательности - Летний сад , Марсово поле , Инженерный замок и, конечно же, главная магистраль города - Невский проспект.

Если кратко, в целом:

  • отличное место для спокойного отдыха;
  • возможность совместить осмотр с посещением других исторических мест;
  • в парк нельзя проехать на велосипеде, но за будкой охраны есть велопарковка.

Уникальный образец раннего русского Модерна в Петербурге:

Кованая ограда Михайловского сада у храма Воскресения на Крови (Спас на Крови).

Цветное фото выполнил по уникальной технологии фотограф последнего царя Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1907 году сразу после установки ограды (строители ещё не убрали временную электрическую линию).

он безвозвратно утрачен.

Кованая железная ограда выполнена в 1903-1907 годах на Петербургском художественно-слесарном заводе «Карл Винклер».

Автор ограды точно не известен. Вероятно, это автор Спаса на Крови архитектор Парланд. Красивые цилиндрические колонны облицованы глазурованным кирпичом двух тонов. На колоннах стилизованные фонари, как шапки.

За 80 лет из-за скверного петербургского климата половина металлических конструкций была утрачена,облицовочный кирпич потрескался.

В конце "лихих" 90-х была проведена грандиозная реставрация (Спонсор - табачная компания J. T. International). История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий...

Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам).

На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот.

Александр Борзов‎

Александр, вы все сказали правильно.Просто эту ограду реставрировала моя мастерская. ООО Стек- Творческая мастерская Вьюнова Геннадия.

Что касается проекта ограды - действительно, точно не известно кто рисовал.

Но первый вариант в эскизах был. Я его нашел в архиве. Он был очень простой, совсем не похожий на настоящий.Исполняла работу действительно мастерская Винклера.

На некоторых звеньях стоит клеймо. Но самое интересное другое. На двух отреставрированных звеньях стоят рядом два личных клейма. Запомните эти фамилии- ДОБРЯНОВ, и НИКИТИН.

Теперь можно себе представить, что это были за мастера, если сам Винклер разрешил им их поставить

Геннадий Вьюнов

Зимой и так очень эффектная ограда

приобретает фантастически неземную красоту!



Похожие статьи