Храм хатшепсут в долине царей. Храм царицы хатшепсут в фивах

17.07.2023

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила - своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена - словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н.э. был выстроен - точнее, встроен в природную стену - поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» - «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н.э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н.э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) - доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н.э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут - регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе - узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы - лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции - три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения - портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них - в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон - в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, - действительно дочь самого Амона.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.


При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н.э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него - на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.


Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет - имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор - «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет - это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» - женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту - покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон - архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Вход-пилон.
  • Пандусы.
  • Террасы.
  • Крытые первый и второй дворы.
  • Колоннада верхнего уровня
  • Часовни Хатхор.
  • Нижняя и верхняя часовни Анубиса.
  • Часовни Хатшепсут и Тутмоса I.
  • Святилище Амона.
  • Гробница Сененмута.
  • «Осирические» скульптуры, сфинксы и другие артефакты из храма - в Луксорском музее древностей, Египетском музее в Каире, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.
  • До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» - «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма. Основные гипотезы называют такие страны - Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды. Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана. И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта - побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.
  • Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия - останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.
  • Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни - на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис - на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на западном берегу Нила.

Историческое название региона: Верхний Египет.

Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.

Время строительства: приблизительно 1482-1473 гг. до н.э.

Язык: арабский.

Денежная единица современного Египта:египетский фунт.

Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Высота храма: ок. 30 м.

Длина: 240 м.

Ширина: до 100 м.

Ширина дороги процессий: 37 м.

Изначальное количество скульптур в храме: ок. 200.

Высота над у. м.: 107 м.

КЛИМАТ

Тропический пустынный.

Средняя температура января: +14,4°С.

Средняя температура июля: +33,2°С.

Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Ассоциируется не только с его отличными пляжами и курортами Красного моря, но и знакомством, с великой историей этой страны, ее пирамидами, храмами и древними городами. Сегодня мы расскажем вам об удивительной достопримечательности Египта - Храме царицы Хатшепсут.

Храмовый комплекс Хатшепсут находится у подножия высоких скал Дейр эль-Бахри. Но это место необычно не только тем, что отличается от прочих египетских храмов, а тем, что он посвящен женщине-фараону – владыке Египта. Стоит немного рассказать об этой исключительной аристократке древности, чтобы понять, что могло подвигнуть ее на столь амбициозный проект. Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса Первого от царицы Яхмес, а также сводной сестрой и супругой фараона Тутмоса Второго. Муж ее правил недолго – примерно, семь лет, но отказаться от власти в пользу царского наследника Тутмоса Третьего - сына фараона от его младшей жены – Исиды, гордая и властолюбивая женщина, познавшая прелесть власти, не смогла. Кроме того, наследник был еще очень мал, поэтому Хатшепсут провозгласила себя его регентом. Но так как не хотела делить власть, вскоре, назвалась единственной и полноправной владычицей всего Египта. Царица Хатшепсут правила пятнадцать лет, эти годы были очень яркими в истории Египта, женщина смогла показать себя талантливым правителем, военачальником: было несколько победоносных военных кампаний в Азии, Нубии, осуществлена экспедиция в Пунт. Чтобы увековечить великие моменты своего правления, Хатшепсут решила возвести громадный заупокойный храм в свою честь, чтобы его здания, памятники и стелы, напоминали о ней через века.

В те далекие времена, было в порядке веще, возводить заупокойные храмовые комплексы, еще при жизни их будущего владельца. Строительство своего храма, царица Хатшепсут, доверила архитектору Сенмуту. Место было выбрано в Дейр эль-Бахри, рядом с храмом Ментухотепа Первого, который был родоначальником восемнадцатой династии египетских фараонов. Этот выбор места был символичен: таком образом, Хатшепсут подчеркивала личное право на египетский трон.

По окончанию строительных работ храм Хатшепсут в Египте, превзошел все известные на тот период сооружения по всем параметрам: размерам, архитектуре, украшению. Согласно установленных традиций по возведению заупокойных комплексов, храм стоял на границе пустыни и орошаемых земель, к нему вела процессионная дорога, длиною в тридцать семь метров, которую по обеим сторонам охраняли сфинксы из песчаника, раскрашенные яркими красками, они имели головы Хатшепсут, в образе бога Осириса. Перед храмом разбили сад из деревьев и кустарников, вырыли два священных озера, имевшие «Т-образную» форму. Храм был венцом инженерной мысли древних египтян: его вырубили в известняковой скальной породе, он имел три огромные террасы, расположенные одна выше другой. На каждой террасе был открытый двор и крытые помещения с колоннами, портики которых уходили в толщу скалы.

Ярусы храма соединяли пандусами - наклонные дороги, заменявшие лестницы. В давние времена на террасах росли цветы, деревья и были пруды. Самую нижнюю ступень ограждала стена, украшенная соколами. В конце этой террасы были размещены львиные фигуры и статуи царицы Хатшепсут. Тут же были выбиты изображения военных парадов и строительных работ тех времен. Второй ярус в Храме Хатшепсут в своих рельефах повествует о жизни этой царицы: об организованной ей экспедицией в страну Пунт, находящуюся в восточных африканских поселениях. Лестницу украшают фигуры кобр, на спинах которых сидят соколы, это символичные изображения: кобра – символ Верхнего Египта, сокол – Нижнего Египта, а все вместе - единство государства Египет, под властью фараонов. Тут также имеются сфинксы. Верхний ярус был местом проведения священных ритуалов. Вход в святилище Хатшепсут в те давние времена, украшал портик со статуями царицы, они были настолько огромны, что их видели с проплывающих по Нилу кораблей. Сразу за входом находилась сложнейшая сеть скальных подземных залов, богато украшенных золотом, серебром. Тут опять стояли статуи Хатшепсут, в образе бога Осириса. В храме царицы Хатшепсут было две сотни статуй, из них, сто сорок - сфинксы. Храмовые скульптуры представляли царицу в трех ипостасях: как фараона, как Осириса и как сфинкса. Огромное внимание древних ваятелей уделялось точному воспроизведению черт лица и образа царицы, благодаря этому, в наше время был точно воссоздан ее облик.

К огромному сожалению, красоте и великолепию Храма Хатшепсут существовать пришлось недолго. К власти пришел истинный наследник – Тутмос Третий, и приказал уничтожить все напоминания об фараонше-узурпаторше. В храме Хатшепсут все скульптуры разрушили и закопали неподалеку. По царскому приказу переписали официальные хроники, чтобы уничтожить имя царицы, его заменили на имена Тутмоса Третьего и его предшественников, все дела и постройки царицы тоже были приписаны ее преемнику. Несмотря на разрушения, храм остался важным культовым центром страны, на его террасах хоронили представителей знатных семейств жрецов Амона. В период властвования греков и римлян в храмовом святилище у скал Дейр эль-Бахри, с образами Амона вырезали изображения мудрецов и целителей тех времен - Имхотепа и Аменхотепа. Сюда стекались паломники за исцелением от болезней: они верили в святость этого места. По сей день, на стенах храма видны старинные надписи – просьбы об исцелении от болезней, избавлении от страданий. Во времена раннего христианства, храм Хатшепсут был коптской церковью, но затем пришел в упадок, и стал руинами.

Прошло много столетий, когда кропотливый труд археологов, позволил точно восстановить картину былого великолепия и величия погребального храма Хатшепсут, провести его восстановление, реставрацию и представить для знакомства туристам и почитателям египетских древностей. Все началось с изучения руин Эдуардом Навиллем в 1891 году. Поначалу, он даже и представить не мог, что храм Хатшепсут удастся восстановить, так как огромное количество фрагментов скульптур и рельефов были утрачены и вывезены за пределы страны. Но, в 1961 году польскими реставраторами было принято решение, начать восстановление погребального комплекса: они год за годом, собирали утраченное, по крупицам складывали все в единую картину. Благодаря их стараниям, храм снова обрел третью террасу, откуда на путешественников гордо взирают пилястры царицы Хатшепсут. Но реставрационные работы не закончены, впереди еще достаточно работы. Тем не менее, туристы могут посетить храм Хатшепсут в Египте в любое время.

Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.

Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм, - находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.


Вход в храм - со стороны портика Пунта храма Хатшепсут

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Хатхорические колонны

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.


Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения. Его рельефы и надписи повествуют о зачатии и рождении Хатшепсут.


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов


В родильном покое бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и ее ка. При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребенка, а Тот записывает подробности правления царицы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром - колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Ладья Хатшеспут. Древний Египет. XVIII династия. XV в. до н.э. Оригинал: рельеф из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.


Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями. Это речные гребные суда.


Морские парусники

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Египетские корабли во время экспедиции в Пунт


Вещи с корабля грузятся на лодки для доставки на берег


Обитатели страны Пунт жили в свайных постройках с крышами конической формы и при входе пользовались приставными лестницами. Хижины подобного типа и сейчас можно увидеть в некоторых районах Восточной Африки.


Белые и желтые квадратные блоки - копии рельефов, перевезенных в Каирский музей


Царь страны Пунт Пареху с царицей Ати принимают египетское посольство. Царица представлена патологически полной, что говорит о ее слоновьей болезни (хотя возможно, что она из племени готтентотов). Этот рельеф сейчас находится в Каирском музее.


Капитан египетской экспедиции в сопровождении солдат передает правителям страны Пунт товары из Египта.


Деревья «антиу» вместе с корнями поместили в корзины и несут на корабль


Общий вид простенка с рельефами


Шествие, демонстрирующее изобилие вывозимых из Пунта товаров


Драгоценные деревья заносят на борт корабля


Корабли подняли паруса и отправляются в обратный путь на родину

По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения.


Храм Анубиса украшен гипостильным залом с 12-ю 16-гранными колоннами и астрономическим потолком


Юго-западная стена. Изображение Хатшепсут, помещенной между Нехбет(?) и Ра-Хорахти, целенаправленно уничтожено.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Амону.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Анубису.


Северо-восточная стена. Тутмос III приносит дары Сокару.

Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.


Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы. Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.


Традиционный орнамент: «... вся жизнь, стабильность и власть... вся жизнь, стабильность и власть...»

Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, "плывущую" по "золотому озеру", то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.

Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.


Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор


Хатшепсут приносит богатые дары Амону


Тот и Сешат внимательно следят за взвешиванием и учетом доставленных богатств. Здесь и горы мирры, и живые мирровые деревья в кадках.

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.


Большинство изображений Хатшепсут уничтожено Тутмосом III. За спиной полустертой Хатшепсут осталась лишь небольшая фигура, вероятно это ка царицы.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.


Тутмос III перед священной баркой

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут, незадолго до этого сумевшая отстранить от власти своего мужа Тутмоса III и стать, таким образом, первой в истории Египетского царства женщиной-фараоном. Кстати, чтобы подтвердить свой статус фараона, Хатшепсут даже стала демонстративно носить искусственную бороду (символ царской мудрости), ходила с открытым торсом, как подобает представителям сильного пола, и одевалась в мужское платье.

Жрецам волей-неволей пришлось назвать царицу «женским Гором», что, должно быть, повергло в изумление всех жителей страны Нила, ибо подобное явление было фактом неслыханным для династической традиции Египта. После этой метаморфозы слово «величество» обрело совершенно иную форму, а обычаи двора были изменены таким образом, чтобы они могли подходить к правлению женщины. А уж честолюбия Хатшепсут было не занимать. Достаточно увидеть надпись на одном из обелисков царицы, смысл которой сводился к следующему: «Вы (подданные) будете возвещать ее слово, вы будете послушны ее велению. Тот, кто будет воздавать ей поклонение, будет жить, кто кощунственно будет дурно отзываться о ее величестве – умрет».

Итак, после того как партия энергичной царицы обрела могущество, а она сама стала играть ведущую роль в государстве, ею были предприняты грандиозные преобразования, в числе коих оказалось и сооружение ступенчатого храма по проекту, сделанному лучшими архитекторами того времени – фаворитом царицы Сенмутом, его преемником Инени и мастером Тутии, который делал двери из сплава золота и серебра. Особое внимание Хатшепсут уделяла планировке святилища. Она видела в нем настоящий рай Амона, чьи террасы представлялись ей «миртовыми садами чудесной страны Пунт, изначального жилища богов».

Храм поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где высекалось имя и изображение божества. На второй террасе располагалась обширная колоннада, которую можно было увидеть с дальнего расстояния. Все три террасы, или ярусы, соединялись широкими пандусами. Размеренный ритм многократно повторенных светлых колонн особенно подчеркивался на фоне темных скал. Но особое значение придавала Хатшепсут миртовым деревьям, которые следовало высадить на всех просторных террасах. Такие деревья росли только в южной стране Пунт, славившейся богатством, роскошью, экзотическими животными и растениями. Туда и отправила царица экспедицию во главе с приближенным казначеем Нехси, в сундуках которой должны были храниться дары благословенной страны.

Не считая множества меновых товаров, флот из пяти судов вез большую каменную статую царицы, которую предполагалось воздвигнуть в Пунте. Благополучно достигнув одной из южных границ Египта, экспедиция прибыла к месту назначения, где была дружелюбно принята вождем страны и его приближенными. После того как послы вручили им подарки, корабли загрузились щедрыми дарами. Как свидетельствует летопись, среди них были «груды миртовой смолы, свежие миртовые деревья, черное дерево, чистая слоновая кость, ладан, павианы, мартышки и шкуры пантер. Никогда и ничего подобного не привозилось ни одному царю, жившему на севере».

Обозрев привезенные дары, царица тут же принесла часть их в жертву Амону. Огромные груды мирры и внушительные кольца менового золота были тщательно взвешены и употреблены по назначению. Собрав всех своих фаворитов, Хатшепсут напомнила им про оракул Амона, который повелел ей «устроить для него Пунт в его доме и в его саду», и сообщила, что исполнила высочайшее повеление, которое было ей явлено в минуты божественного откровения.

Для всех главных исполнителей нашлось свое место в рельефах на стенах храма. Сенмуту было даже позволено изобразить себя на одной из стел храма молящимся о царице – честь необычайная!

Ступенчатый храм, выстроенный Хатшепсут, надо полагать, не только во славу Амона, представлял собой, по сути, новое явление как в архитектуре, так и в расположении царской гробницы и храма при ней. Дело в том, что к началу Нового царства, которое открыли правления деда Хатшепсут Яхмоса I и ее отца Тутмоса I, фараоны уже понимали, что никакие предосторожности не спасают усыпальницу от разграбления; вот почему к этому времени египетские правители практически перестали сооружать всякие пирамиды – как большие, так и малые. Именно в целях безопасности еще Тутмос I отделил гробницу от стоявшей перед ней молельни, чтобы держать место погребения царя в тайне. Как свидетельствует летопись, тот же архитектор Инени говорил, что он один наблюдал за высеканием пещерной гробницы его величества, так что «никто не видел и не слышал». По новому расположению усыпальница по-прежнему находилась позади молельни (храма), который продолжал оставаться на востоке от гробницы. Но теперь оба места были разделены скалами. Кстати говоря, долина, которая ныне известна как Долина Царей, за несколько сотен лет заполнилась богатейшими усыпальницами преемников Тутмоса и продолжала оставаться кладбищем не только для царей XVIII, но и XIX и XX династий. В ней было высечено более сорока гробниц фиванских царей.

Расположенное террасами святилище Хатшепсут было, следовательно, ее погребальным храмом, посвященным также и отцу царицы, Тутмосу I. Сама же гробница правительницы была высечена в пустынной долине. С ее восточной стороны сразу позади расположенного храма на скалу круто спускается проход, оканчивающийся рядом покоев, в одном из которых находился саркофаг самой царицы, а в другом – саркофаг Тутмоса I. Впрочем, все эти предосторожности не помогли сохранению царских святынь. Оба саркофага были расхищены еще в древности, и археологи, открывшие их уже в новые времена, не обнаружили никаких останков двух фараонов.

И еще одна уникальная примета ступенчатого храма Хатшепсут. Это великолепные белоснежные колонны, поднимающиеся над нижним ярусом. Зрителей, которые видят их издали, несомненно, поразит удивительное чувство пропорций и естественное расположение этих архитектурных деталей. Кстати, архитектура колоннады храма полностью противоречит утверждению, согласно которому искусством расположения внешних колонн впервые овладели греки, а египтяне умели достигать их гармонии только внутри здания. Общая конфигурация храма свидетельствует и о поразительном умении строителей соединять величие природы с рукотворным материалом.

Кроме колоннады ступенчатого храма, сохранившейся до наших дней, можно увидеть и знаменитые обелиски Хатшепсут – игольчатые стелы, стремительно вознесенные к небу. Царица выбрала для них не совсем обычное место, а именно – зал Карнакского храма возле Фив, где некогда ее муж, Тутмос III, был провозглашен фараоном «по повелению Амона». Эти обелиски, высеченные из цельных каменных глыб, были покрыты драгоценными металлами (над чем потрудился архитектор Тутии) и по тем временам считались величайшими сооружениями, которые когда-либо воздвигались в Египте. Царица с гордостью описывала их красоту: «Вершины обелисков сотворены из лучшего сплава золота и серебра… Их лучи затопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба». Высота обелисков достигала сорока метров, а вес каждого из них составлял около трехсот пятидесяти тонн.

Легендарная женщина-фараон правила страной больше двадцати лет, после чего погибла при невыясненных обстоятельствах. Власть снова перешла в руки ее мужа, Тутмоса III. Восстановив себя в правах, царь сполна рассчитался за былые обиды, отнесясь к памяти покойной супруги совсем уж по-варварски. Имя Хатшепсут было стерто со всех стен ступенчатого храма, уничтожены изображения и рельефы, повествующие о деяниях царицы. Та же участь постигла и приближенных царицы, в том числе архитекторов Сенмута, Инени, Тутии и визиря Ханусенеба, чьи имена украшали гробницы и обелиски.

В какой-то мере Тутмоса III можно понять. Прирожденный воин, мечтавший покорить мятежные азиатские племена и добыть славу Египту, он, будучи отстраненным от управления страной, вынужден был заниматься таким, по его мнению, ребячеством, как воскурение фимиама перед Амоном, или сооружением святилищ в честь властительной супруги. Впрочем, все свои воинственные планы Тутмос III вполне реализовал после того, как снова занял трон.

И все же, как ни старался мстительный супруг, память о Хатшепсут он стереть так и не смог. Свидетельство тому – ступенчатый храм и обелиски, которые, несмотря на обезображенный вид, до сих пор поражают своим величием, неземной красотой и смелостью воплощения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Загадки царицы Хатшепсут

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Опала неукротимой царицы и колебания правителя, желающего и в то же время не желающего ее казни Могущественный царедворец против опальной царицы Напомним, что «античная» Мессалина проиграла в борьбе против Клавдия. Влиятельный царедворец Нарцисс, вставший на ее пути,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут,

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри Пожалуй, самый известный памятник эпохи Хатшепсут - ее поминальный храм в Дейр эль-Бахри, на западном берегу Нила, напротив Фив; многие считают этот храм прекраснейшим сооружением Древнего Египта. На основе ниспадающего каскада утесов

Из книги Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта автора Басовская Наталия Ивановна

Наталия Басовская Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта * * *Древний Египет – одна из древнейших человеческих цивилизаций. Ее неугасимый свет очень важен для мировой истории. Египетские пирамиды – это своего рода послание ушедшего мира, адресованное

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Герои русского броненосного флота автора Шигин Владимир Виленович

Бой с «Перваз?Бахри» Отделившись от эскадры контр?адмирала Новосильского, «Владимир» под флагом начальника штаба Черноморского флота, описав дугу по Черному морю, взял курс на встречу с эскадрой Нахимова. 5 ноября с рассветом «Владимир» подошел на вид Анатолийского

автора Мюррей Маргарет

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

Храм царицы Хатшепсут - это древняя достопримечательность, которая находится в пустыне недалеко от Фив, а точнее в Дейр-Эль-Бахри. Храм был найден при раскопках в 19 веке наряду с обнаружением еще нескольких поминальных храмов.

В давние времена храм называли Джесер Джесеру, что в переводе значит «священнейший». Строили его на протяжении девяти лет с 1482 по 1473 гг. до н. э. на седьмом году правления женщины-фараона Хатшепсут. Архитектурой храма занимался Сенмут, которого знали как выдающегося архитектора и государственного деятеля.

Храм имеет внешнее сходство с дворцом-усыпальницей Ментухотепа и даже считается его продолжением, несмотря на то, что он больше по размеру. Строение частично врезано в гору, его ширина составляет приблизительно сорок метров. Главной его составляющей являются три большие террасы, украшенные рядами колонн из белого известняка, визуально схожие с медовыми сотами. По центру каждой террасы имеется пандус, ведущий наверх. Внутри храма - большое количество помещений, которые являлись святилищами и погребальными комнатами. Главным украшением храма являются многочисленные статуи и сфинксы с лицом царицы, а также древние росписи, изображавшие различные события при правлении царицы. Нижняя терраса примыкает к длинной аллее шириной около сорока метров, на которой посажены мирровые деревья и выставлены песчаные сфинксы. К храму ведут три ступени в виде больших террас. Раньше на этих террасах были разбиты целые сады, высажены деревья, оборудованы пруды.

Царица Хатшепсут стала полновластной правительницей Египта после смерти своего мужа Тутмоса II и с первого года правления начала строительство грандиозных сооружений, в том числе усыпальницы для себя. В результате скальный храм стал самым большим и богатым сооружением того времени. Место для возведения храма было выбрано неслучайно. Благодаря соседству с храмом Ментухотепа, который стал основателем XVIII династии фараонов, Хатшепсут хотела подчеркнуть свое право на трон.



Похожие статьи