Краткая биография русские путешественники. Семь великих путешественников, прославивших русское географическое общество

29.06.2022

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они — покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

Афанасий Никитин

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт

Рекомендуем почитать

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

Семен Дежнев

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

Витус Беринг

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

Харитон и Дмитрий Лаптевы

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

Иван КрузенштернЭто путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.

Василий Головин Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.

Фаддей Беллинсгаузен Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Яков Санников

Яков Санников (около 1780, Усть-Янск, Российская империя - после 1811) - русский купец из Якутска, добытчик песца, бивней мамонта и исследователь Новосибирских островов.
Известен как открыватель острова-призрака «Земля Санникова», которую он видел с Новосибирских островов. Открыл и описал острова Столбовой (1800) и Фаддеевский (1805).
В 1808-1810 годах участвовал в экспедиции ссыльного рижского шведа М. М. Геденштрома. В 1810 году пересёк остров Новая Сибирь, в 1811 году обошёл остров Фаддеевский.
Санников высказал мнение о существовании к северу от Новосибирских островов, в частности от острова Котельного, обширной земли, названной «Земля Санникова».

После 1811 года следы Якова Санникова теряются. Неизвестны ни дальнейший род занятий, ни год смерти. В 1935 году лётчик Грацианский, проводивший полёты в нижнем течении реки Лена, около Кюсюра обнаружил надгробную плиту с надписью «Яков Санников». В его честь назван пролив, по которому сегодня проходит участок Северного морского пути. Открыт в 1773 году якутским промышленником Иваном Ляховым. Изначально пролив был назван в честь врача экспедиции Э.В. Толля В.Н. Катина-Ярцева Ф.А. Матисеном. Нынешнее название дано К.А. Воллосовичем на его карте, и в 1935 году утверждено правительством СССР.

Григорий Шелихов

Григорий Иванович Шелихов (Ше́лехов; 1747, Рыльск - 20 июля 1795, Иркутск) - русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых, с 1775 года занимавшийся обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783-1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке. Он организовал несколько торгово-промысловых компаний, в том числе и на Камчатке. Григорий Иванович осваивал новые земли для Российской империи, был инициатором Российско-американской компании. Основатель Северо-Восточной компании.

В его честь был назван залив. Залив Шелихова (Камчатская область, Россия) располагается между Азиатским побережьем и основанием полуострова Камчатка. Относится к акватории Охотского моря.

Фердинанд Врангель

Врангель показал себя с самой лучшей стороны, и ему, испытанному в сложном кругосветном плавании, поручают возглавить экспедицию на крайний северо-восток Сибири, к устьям Яны и Колымы, чтобы нанести на карту побережье Ледовитого океана вплоть до Берингово пролива, а помимо этого проверить гипотезу о существовании не открытой ещё земли, соединяющей Азию с Америкой.
Три года проводит Врангель во льдах и тундрах со своими спутниками, среди которых главным его помощником был Федор Матюшкин - лицейский товарищ А.С. Пушкина.
В перерывах между походами на Север под руководством Врангеля и Матюшкина была сделана топографическая съёмка огромного побережья, охватившая 35 градусов по долготе. На территории недавно белого пятна было определено 115 астрономических пунктов. Впервые были проведены исследования влияния климата на существование и развитие морских льдов, а в Нижнеколымске была организована первая в этом краю метеостанция. Благодаря метеорологическим наблюдениям этой станции было установлено, что в междуречье Яны и Колымы находится «полюс холода» Северного полушария.
Фердинанд Врангель подробно описал экспедицию и её научные результаты в книге, которая впервые вышла в свет в 1839 году и имела огромный успех. Прославленный шведский полярник Адольф Эрик Норденшельд назвал её «одним из шедевров среди сочинений по Арктике».

Экспедиция в Чукотско-Колымском краю поставила Врангеля в один ряд с крупнейшими исследователями суровой Арктики. Став впоследствии одним из учредителей Русского географического общества, он продумывал проект экспедиции к Северному полюсу. Он предлагает отправиться к полюсу на судне, которое должно стать на зимовку у северного побережья Гренландии, с осени заготовить по пути следования полюсной партии продовольственные склады, а в марте людям выйти точно по направлению меридиана на десяти нартах с собаками. Интересно, что план достижения полюса, составленный Робертом Пири, вступившим на полюс 64 года спустя, в малейших деталях повторил старый проект Врангеля. Именем Врангеля названы остров в Северном Ледовитом океане, гора и мыс на Аляске.Узнав о продаже русским правительством Аляски в 1867 году, Фердинанд Петрович весьма отрицательно отнесся к этому.

Если говорить о великих путешественниках современности, то никак нельзя обойти стороной уникальный талант Фёдора Филипповича Конюхова покорять то, что, на первый взгляд, покорить невозможно. Сегодня Конюхов – первый из лучших путешественников планеты, которому покорились Северный и Южный полюса, высочайшие вершины мира, моря и океаны. В его активе более сорока экспедиций в самые недоступные места нашей планеты.

Потомок северных поморов из Архангельской губернии родился на берегу Азовского моря в рыбацком посёлке Чкалово. Его неуемная жажда познания привела к тому, что уже в 15-летнем возрасте Фёдор на рыбацкой вёсельной лодке переплыл Азовское море. Это был первый шаг на пути к большим свершениям. В течение следующих двадцати лет Конюхов принимает участие в экспедициях к Северному и Южному полюсам, покоряет высочайшие вершины, совершает четыре кругосветных путешествия, участвует в гонке на собачьих упряжках, пятнадцать раз пересекает Атлантический океан. В 2002 году путешественник совершил одиночное плавание через Атлантику на вёсельной лодке и установил рекорд. Совсем недавно, 31 мая 2014 года, Конюхова встречали в Австралии сразу с несколькими рекордами. Знаменитый россиянин стал первым, кто пересёк Тихий океан от континента до континента. Нельзя сказать, что Фёдор Филиппович – человек, зацикленный лишь на путешествиях. Кроме мореходного училища в активе великого путешественника Белорусское художественное училище в Бобруйске и Современный гуманитарный университет в Москве. В 1983 году Фёдор Конюхов стал самым молодым членом Союза художников СССР. Он также – автор двенадцати книг о собственном опыте преодоления трудностей странствий. По завершении легендарного перехода через Тихий океан Конюхов заявил, что не собирается останавливаться на достигнутом. В его планах новые проекты: полет вокруг света на воздушном шаре, кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна на килевой яхте с экипажем, погружение в Марианскую впадину.

Беар Гриллс

Сегодня этот молодой английский путешественник, телеведущий и писатель известен многомиллионной аудитории благодаря самой рейтинговой телепередаче на канале «Дискавери». В октябре 2006 года в эфир с его участием стала выходить передача «Выжить любой ценой». Цель телеведущего – не только развлечь зрителя, но и дать ценные советы и рекомендации, которые могут пригодиться в непредвиденных ситуациях.

Родился Беар в Великобритании в семье потомственных дипломатов, получил прекрасное образование в элитной школе Лэдгроув и Лондонском университете. Родители не препятствовали увлечению сына парусным спортом, скалолазанием и единоборствами. А вот навыки выносливости и умения выживать будущий путешественник получил в армии, где освоил прыжки с парашютом и альпинизм. Эти умения помогли ему впоследствии достичь заветной цели – покорения Эвереста. Это событие произошло в самом конце прошлого века, в 1998 году. Беар Гриллс обладает просто неуёмной энергией. Список его путешествий огромен. С 2000 по 2007 годы он проплыл вокруг Британских островов за тридцать дней, чтобы собрать средства для Британского Королевского общества спасения на водах; пересёк на надувной лодке северную Атлантику; на самолёте с паровым двигателем пролетел над водопадом Анхель, пообедал в аэростате на высоте более семи тысяч метров; на параплане пролетел над Гималаями… В 2008 году путешественник шёл во главе экспедиции, организованной с целью подняться на один из самых отдалённых непокорённых пиков в Антарктиде. Почти все экспедиции, в которых участвует Гриллс, являются благотворительными.

Если вы думаете, что дальние странствия – это прерогатива сильной половины человечества, то глубоко заблуждаетесь. И доказала это молодая американка Эбби Сандерленд, которая в 16-летнем возрасте в одиночку совершила кругосветное путешествие на яхте. Интересно, что родители Эбби не только разрешили ей совершить столь рискованное предприятие, но и помогали готовиться к нему. Нужно отметить, что отец девушки – профессиональный моряк.

23 января 2010 года яхта вышла из порта Марина Дель Рей, что в Калифорнии. К сожалению, первое плавание было неудачным. Вторая попытка состоялась 6 февраля. Очень скоро Эбби сообщила о повреждении корпуса яхты и неисправности двигателя. В это время она находилась между Австралией и Африкой, в 2 тысячах миль от берега. После этого связь с девушкой прервалась, и о ней ничего не было известно. Операция по поиску прошла неудачно, и Эбби признали пропавшей без вести. Однако через месяц с яхты поступил сигнал бедствия с южной части Индийского океана. После 11 часов поисков австралийскими спасателями в зоне сильного шторма была обнаружена яхта, в которой, к счастью, находилась целая и невредимая Эбби. Выжить ей помог большой запас продуктов и воды. Девушка сообщила, что всё время после последнего сеанса связи ей пришлось преодолевать шторм, и она физически не могла выйти на связь и отправить радиограмму. Пример Эбби вдохновляет смелых духом испытывать свои возможности и не останавливаться на достигнутом.

Один из самых оригинальных путешественников современности потратил на своё необычное путешествие вокруг света целых тринадцать лет жизни. Нестандартность ситуации заключалась в том, что Джейсон отказался от достижений цивилизации в виде какой бы то ни было техники. В своё кругосветное путешествие бывший британский уборщик отправился с велосипедом, лодкой и … роликами!

Экспедиция стартовала из Гринвича в 1994 году. В напарники себе 27-летний Льюис выбрал своего друга Стива Смита. В феврале 1995-го путешественники добрались до США. После 111 дней плавания друзья решили пересекать штаты раздельно. В 1996 году путешествующего на роликах Льюиса сбивает машина. Девять месяцев он провёл в больнице. После выздоровления Льюис отправляется на Гавайи, а оттуда на педальной лодке плывёт в Австралию. На Соломоновых островах он попал в эпицентр гражданской войны, а у берегов Австралии на него напал аллигатор. По прибытии в Австралию Льюис прерывает путешествие из-за финансовых трудностей и некоторое время работает в похоронном бюро и торгует майками. В 2005 году он перебирается в Сингапур, оттуда – в Китай, из которого переезжает в Индию. Проехав страну на велосипеде, британец к марту 2007 года добирается до Африки. Оставшаяся часть пути Льюиса проходит через Европу. На велосипеде он проехал через Румынию, Болгарию, Австрию, Германию и Бельгию, затем переплыл через Ла-Манш и в октябре 2007 года вернулся в Лондон, завершив свое уникальное путешествие вокруг света. Джеймс Льюис доказал всему миру и самому себе, что нет предела человеческим возможностям.

Пётр Бекетов (1600 - после 1661) - русский землепроходец XVII века, исследователь Сибири.

Один из наиболее образцовых «российских конкистадоров», честно служивший своему делу и не ввязывавшийся ни в какие авантюры, Бекетов явился основателем нескольких российских городов.

Биография

О ранних годах жизни многих выдающихся личностей XVII века практически ничего не известно; не является исключением в этом смысле и Пётр Бекетов. Информация о нём появляется только в 1620-х годах, когда он устроился стрельцом на государственную службу.

Через некоторое время, в 1627 году, Бекетов отправил челобитную царю, в которой просил дать ему должность сотника, чтобы иметь хоть какое-то приличное жалованье.

Василий Поярков - один из первооткрывателей Сибири. Он внес огромный вклад в освоение этих земель.

В 17 веке Российская империя мечтала присоединить к своим землям Сибирь. Это была огромная и богатейшая территория, на которой проживало множество народов.

Для изучения и присоединения Сибирских земель собирались специальные экспедиции. Одну из них и возглавил Василий Поярков.

Годы жизни

Не сохранились точные сведения о годах жизни Василия Пояркова. До наших дней дошли лишь документальные источники, в которых есть сведения об его деятельности. Датируются они 1610-1667 гг.

Василий Ермолаевич Бугор был арктическим мореходом и одним из первопроходцев Сибири.

Он исследовал неизученные территории, помогая енисейскому воеводе А. Ошанину.

Годы жизни

Точные годы жизни Бугора неизвестны, но историки считают, что он родился около 1600 года и умер в 1668.

Биография Бугора

У Бугора не было знатного происхождения. Он был казачим десятником, участвовал в строительстве острогов и изучении Сибири.

Михаил Стадухин - землепроходец и полярный мореход 17 века, исследовавший Северо-Восточную Сибирь, человек, одним из первых побывавший на севере Охотского моря, а также на реках Колыма, Гижига, Пенжина и Анадырь.

Географические открытия М. Стадухина стали огромным вкладом в открытие, изучение российского побережья Арктики и Тихого океана.

Годы жизни Михаила Стадухина

Год рождения неизвестен, умер в 1666г.

Биография Михаила Стадухина

Достоверно неизвестно, в каком году родился Михаил Стадухин. Предположительно, русский землепроходец появился на свет в семье поморов в одной из деревень на реке Пинеге


Освоение Сибири в XVII веке часто преподносится как важнейшее событие в истории России Нового времени.

О нём говорится как о русском аналоге Великих географических открытий европейского мира и завоевания Нового Света.

Частично это справедливое сравнение. В условиях зарождения всероссийского рынка и подъёма экономики освоение новых торговых путей - немаловажный этап развития страны.

С. И. Челюскин - морской путешественник, исследователь, участник многолетней экспедиции, сделавший серьезные географические открытия, оставленные без внимания при его жизни.

Происхождение

Предки Челюскина (по документам 17 в. - Челюсткины) поначалу были вполне успешными людьми, занимали важные должности, хорошо продвигались по службе, были богаты

Но при Петре Первом отец Семена Ивановича оказался в опале (он был в числе взбунтовавшихся московских стрельцов) и до конца жизни его семья прозябала в деревенской глуши, еле-еле сводя концы с концами.

Точных сведений о том, где и когда родился С. И. Челюскин, до сих пор не обнаружено, примерно это 1700г.

Обучение

В 1714 году дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии.

Он был толковым и старательным учеником. В 1721г., окончив учебу, был рекомендован по аттестату на штурманскую деятельность.


Ю. Ф. Лисянский - выдающийся русский мореплаватель, вместе с Крузенштерном совершивший кругосветное путешествие.

Молодые годы

Родился Ю. Лисянский в малороссийском городе Нежине в простой семье священника в 1773 году. С детства мечтал о море, поэтому поступил учиться в Морской кадетский корпус и успешно его окончил. По назначению служил на фрегате «Подражислав» в составе эскадры адмирала С. К. Грейга. Был участником Гогландского и еще нескольких морских сражений в войне со шведами, служил в качестве волонтера в британском флоте, участвовал в боях с французами на берегах Северной Америки, совершал плавания на Антильские острова и в Индию.

Кругосветное плаванье

Возвратившись на родину, Лисянский был назначен на шлюп «Нева» командиром. Это судно отправлялось в кругосветную экспедицию под руководством И. Ф. Крузенштерна, командовавшего вторым шлюпом «Надежда». Эти два русских корабля покинули родину в середине лета 1803 г. из Кронштадта. В ноябре 1804 г. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первые в истории российского флота пересекли линию экватора. В феврале этого же года оба судна обошли мыс Горн, выйдя в тихоокеанские воды. Здесь корабли разделились.

Харитон Прокофьевич Лаптев является одним из крупнейших русских полярных исследователей. Будущий покоритель Арктики родился в деревне Пекарево, расположенной недалеко от Пскова , в 1700 году. В 1715 г. юный Лаптев поступает в Петербуржскую Морскую академию, которую через три года успешно заканчивает и поступает во флот гардемарином. В 1726 г. производится в мичманы. В 1734 г. участвует в войне против Станислава Лещинского, провозглашенного годом ранее польским королем.

Фрегат «Митава», на котором служил Лаптев, в ходе военных действий попадает в плен к французам, прибегнувшим для этого к обману. По возвращению на родину, Лаптев вместе с остальными офицерами «Митавы» приговаривается к смертной казни за сдачу судна без боя, однако экипаж вовремя признается невиновным. После этого недоразумения Харитон Прокофьевич возвращается на службу. В 1737 г. производится в лейтенанты, и назначается командиром отряда в Великую Северную экспедицию. Целью похода было исследование арктического побережья между Леной и Енисеем, в нем также принял участие другой великий русский полярный исследователь - Дмитрий Яковлевич Лаптев, двоюродный брат Харитона Прокофьевича. В начале весны 1738 г. члены экспедиции прибыли в Якутск.

Дмитрий Яковлевич Лаптев - знаменитый русский путешественник, прославившийся вместе со своим двоюродным братом Харитоном Прокофьевичем Лаптевым своими полярными экспедициями.

Родился в 1701 году в семье мелкопоместных дворян в селе Болотово Псковской губернии . В 1715 году вместе с двоюродным братом начинает обучение в Морской академии в Петербурге. По окончанию учебы в 1718 году Лаптев был произведен в гардемарины на одном из кораблей Кронштадской эскадры.

В 1721 году получает звание мичмана, а в 1724 становится унтер-лейтенантом. С 1727 по 1729 год командовал фрегатом «Святой Яков».

Биография великого полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова необычна и трагична. Он родился в 1877 году в небольшом азовском селе, сегодня этот поселок носит имя великого полярного исследователя. Георгий с ранних лет познал тяжелый труд. Его отец, простой азовский рыбак, пропал без вести на несколько лет. Мальчику пришлось работать, чтобы прокормить мать и восьмерых братьев и сестер. У него не было времени, чтобы учиться грамоте, и до 14 лет он не умел ни читать, ни писать.

После того, как отец вернулся домой, за два года он окончил церковно-приходскую школу и сбежал из дома. Чем мальчик занимался в той жизни и как пробивался к желанной цели, мало известно. Но в 21 год Георгий Седов получил диплом штурмана дальнего плаванья. В 24 года, после успешной сдачи экзамена, он получает чин поручика.
Первая его гидрографическая экспедиция была на Северный Ледовитый океан. Северные льды давно манили молодого моряка. Он мечтал покорить Северный полюс и доказать, что русскому человеку такое под силу.

Началась русско-японская война , и экспедицию на Северный полюс пришлось отложить. Но идея не оставляет его. Он пишет статьи, в которых доказывает, что освоение Северного морского пути необходимо России . Он работал на Каспийском море, на Колыме, исследовал Крестовую губу на Новой земле.

Если вы думаете, что с уходом Эпохи Великих географических открытий канули в лету и выдающиеся путешественники, то вы ошибаетесь! Наши современники тоже совершали самые удивительные путешествия. Среди них и ученые, отправившиеся на поиски подтверждений своим теориям, исследователи морских глубин, и просто искатели приключений, рискнувшие отправиться в кругосветное путешествие в одиночку или с единомышленниками. Об их путешествиях создано немало документальных фильмов, и благодаря ним, мы можем увидеть весь мир их глазами, настоящий, живой, полный опасностей и приключений.

Жак-Ив Кусто́

Капитан Кусто - знаменитый французский исследователь Мирового океана, автор книг и фильмов, изобретатель. Мировой океан приоткрыл множество своих тайн, показал до сих пор недоступную для людей красоту своих глубин для огромного числа любителей подводного плавания. Можно сказать, что Капитан Кусто - отец современного дайвинга, ведь это именно он создал основной аппарат для дайвинга. Занимаясь исследованиями подводного мира нашей планеты, Кусто создал знаменитую плавучую лабораторию "Каллисто" и первый аппарат для погружения "Дениз".

Жак Ив Кусто увлек за собой миллионы людей, показав им на киноэкранах как прекрасен подводный мир, дав возможность увидеть то, что было до сих пор недоступно человеку.

Тур Хейердал

Имя самого известного норвежца 20-го столетия на его родном языке пишется как "Thor", так же как имя одного из главных богов скандинавской мифологии Тора. Он совершил множество путешествия на самодельных плавсредствах контактов древних цивилизаций между собой. Хейердал на практике доказал свою теорию о посещении жителями Южной Америки островов Полинезии, так как ученый мир не воспринимал его идеи.

Вместе со своей командой он за 101 день, проплыв 4300 миль достиг атолла Рароиа. Это было одно из его самых знаменитых путешествий "Экспедиция Кон-Тики" на самодельном плоту. Фильм, снятый им во время путешествия, получил премию "Оскар" в 1951 году.

А в 1969 году он отправился в новую опасную экспедицию на лодке из папируса, чтобы доказать, чтобы доказать возможность пересечения Атлантического океана африканскими народами. Однако, первое путешествие Тура Хейердала на лодке "Ра" закончилось неудачей, лодка затонула, не дойдя всего 600 миль до острова Барбадос.

Год спустя упрямый норвежец повторил свое путешествие и проплыл из Марокко до Барбадоса за 57 дней. Кстати, врачом в этой экспедиции был наш соотечественник Юрий Сенкевич. Позже Хейердал побывал на Мальдивских островах, в Перу и Тенерифе.

Юрий Сенкевич

Популярный телеведущий передачи "Клуб путешественников" Юрий Сенкевич оказался в списке самых знаменитых путешественников не только как врач экспедиции Тура Хейердала. Его "послужной список" путешественника вызывает уважение:

как врач-исследователь Сенкевич проходил подготовку для участия в космическом полёте,
участвовал в 12-й антарктической экспедиции на станцию "Восток" с целью изучения поведения человека в экстремальных условиях,
путешествовал на папирусной лодке "Ра", затем на "Ра-2" и в Индийском океане на "Тигрисе".

Миллионы советских телезрителей смогли увидеть мир, как тогда шутили "глазами Сенкевича". Кстати, передача "Клуб кинопутешествий" была занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Николай Дроздов

Более 40 лет назад Николай Николаевич Дроздов стал ведущим популярной телепередачи "В мире животных". Заядлый путешественник, "галантный всезнайка", часами рассказывающий о животных, как о самых чудесных и красивых существах на свете – будь то слон, букашка, и даже ядовитая змея. Удивительный и прекрасный человек, кумир миллионов зрителей нашей страны, слушать рассказы которого об интересных фактах из жизни птиц, рептилий, домашних и диких зверей, о красоте нашей природы - ни с чем несравнимое удовольствие, ведь так рассказывать может только человек влюбленный в жизнь.

Интересный факт о самом Николае Николаевиче – его двоюродным прапрадедом был митрополит Московский Филарет, а прапрадед по матери Иван Романович фон Дрейлинг был ординарцем фельдмаршала Михаила Кутузова.

Николай Дроздов объездил весь мир, все зоологические и национальные парки, изучая места обитания и повадки животных в естественных условиях, совершил восхождение на Эльбрус, участвовал с длительной экспедиции на научно-исследовательском судне "Каллисто" и в первой советской экспедиции на Эверест, дважды отправлялся к Северному полюсу, прошел по Северному морскому пути на ледоколе "Ямал", проплыл вдоль берегов Аляски и Канады на "Дискаверер".

Фёдор Конюхов

Путешественник-одиночка, покоривший то, что казалось невозможно покорить, не раз преодолевший путь, который невозможно пройти в одиночку – великий современник Фёдор Конюхов. Первый среди путешественников, покоривших Северный и Южный полюса, моря, океаны и высочайшие вершины мира, что доказывают более 40 экспедиций, совершенных им в самые недоступные места нашей планеты. Среди них пять кругосветных путешествий, одиночное плавание через Атлантику (которую он, к слову, пересек неоднократно) на вёсельной лодке. Конюхов первым пересёк Тихий океан от континента до континента.

Но не одними путешествиями заполнена жизнь нашего знаменитого соотечественника – Фёдор Конюхов стал самым молодым членом Союза художников СССР и автором двенадцати книг о путешествиях. Впереди были и новые планы: полет вокруг света на воздушном шаре и кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна, а так же погружение в Марианскую впадину. Однако, приняв в 2010 году сан священника, Фёдор Конюхов решил было более не путешествовать, но… пути Господни неисповедимы и знаменитый путешественник вновь у штурвала. Весной этого года он "побил" российский рекорд и продержался в воздухе на аэростате 19 часов 10 минут.

Беар Гриллс

Слава пришла к молодому английскому путешественнику благодаря самой рейтинговой телепередаче на канале "Дискавери" "Выжить любой ценой", впервые вышедшая в эфир октябре 2006 года. Телеведущий и путешественник не просто "развлекает" зрителей прекрасными видами самых удивительных мест планеты, его цель довести до аудитории жизненные рекомендации, которые могут пригодиться в непредвиденных ситуациях.

Список его путешествий вызывает уважение: он проплыл вокруг Британских островов за тридцать дней, пересёк на надувной лодке северную Атлантику, на самолёте с паровым двигателем пролетел над водопадом Анхель, на параплане пролетел над Гималаями, возглавил экспедицию на один из самых дальних из непокоренных пиков в Антарктиде и устроил… торжественный обед в аэростате на высоте более семи тысяч метров! Большинство экспедиций Гриллса проходят в благотворительных целях.

Эбби Сандерленд

Не только мужчины могут похвастаться дружбой с ветром странствий - Эбби Сандерленд, юная путешественница, которая в 16 лет в одиночку совершила кругосветное путешествие на яхте даст фору многим мужчинам. Вызывает удивление решительность родителей Эбби, ведь они не только позволили ей участвовать в столь опасном предприятии, но и помогали к нему готовиться. Увы, первый старт 23 января 2010 оказался неудачным и Эбби предприняла вторую попытку 6 февраля.

Путешествие оказалось более опасным, чем предполагали: между Австралией и Африкой, в 2 тысячах миль от берега был поврежден корпус яхты и вышел из строя двигатель. После этого сообщения связь прервалась, поиски яхты Эбби оказались неудачными и ее объявили пропавшей без вести. Спустя целый месяц австралийские спасатели в зоне жесточайшего шторма обнаружили потерянную яхту и живую, невредимую Эбби. Кто после этого скажет, что женщине на корабле не место?

Джейсон Льюис

И, наконец, самый оригинальный из современных путешественников, потративший на кругосветное путешествие 13 лет! Почему так долго? Просто дело в том, что Джейсон отказался от какой бы то ни было техники и всяческих достижений цивилизации. Бывший уборщик вместе с другом Стивом Смитом отправился в кругосветку на велосипеде, лодке и роликах!

Экспедиция стартовала из Гринвича в 1994 году, в феврале 1995-го путешественники достигли берегов США и после 111 дней плавания решили пересечь Америку раздельно на роликах. Льюису пришлось на 9 месяцев прервать путешествие после ДТП. После восстановления Льюис отправляется на Гавайи, откуда на педальной лодке переплывает в Австралию, где ему пришлось некоторое время потратить на заработки средств для дальнейшего путешествия… продажей маек.

В 2005 году он добирается до Сингапура затем пересекает на велосипеде Китай и Индию. К марту 2007 года он добрался до Африки и так же на велосипеде пересек всю Европу: Румынию, Болгарию, Австрию, Германию и Бельгию. Переплыв через Ла-Манш, в октябре 2007 года Джейсон Льюис вернулся в Лондон.


Кто бы ни читал об отважных странниках средних веков, которые старались открыть более выгодные торговые пути или увековечить свое имя, с восторгом представляет, как это происходило. Увлеченные любители моря чувствуют запах морской воды и видят перед собой раскрытые паруса фрегатов. Больше всего удивляет то, как великие путешественники могли пережить свои приключения в реальности, проявив столько упорства и находчивости. Благодаря им мир узнавал о новых землях и океанах.

Реальность опасных путешествий

Очень жаль, что на самом деле великие путешественники не всегда могли почувствовать вкус романтики: их суда терпели крушение, а вся команда могла заболеть невиданной в те времена болезнью. Самим морякам, отважившимся на новые открытия, приходилось терпеть лишения, их нередко настигала смерть. Нет ничего удивительного, что сегодня многих так восхищает их отвага и решительность! Так или иначе, благодаря некоторым из путешественников были открыты новые материки, а кто-то из них внес бесценный вклад во всемирную географию. При помощи исторических документов, которые содержат записи очевидцев или пометки из судовых журналов, мы можем иметь правдоподобные сведения об их странствиях. Однако очень жаль, что великие географические путешественники редко достигали того, к чему стремились.

Христофор Колумб в погоне за специями и золотом

Речь пойдет о человеке, который всю свою жизнь мечтал отправиться в далекое плавание. Как и любой другой, оказавшийся на его месте, он понимал, что без финансовой поддержки ему не обойтись, а обрести её у богатых и не желавших делиться своими финансами монархов было не так-то легко. Куда хотел отправиться отчаянный путешественник? Он всем сердцем желал найти кратчайший западный путь к Индии, которая в то время славилась своими специями, ценившимися на вес золота.

Пытаясь доказать свою правоту, Колумб продолжал неоднократно приходить к испанским королю и королеве в течение долгих восьми лет. Стоит отметить, что в его плане было много изъянов. Несмотря на то что ученые уже убедились в шарообразной форме Земли, вопрос заключался в том, какая полоса всемирного океана отделяет Европу от Азии. Как впоследствии оказалось, Христофор допустил две грубые ошибки. Во-первых, он предполагал, что территория Азии занимает намного большую площадь, чем это было и есть на самом деле. Во-вторых, на целую четверть Колумб недооценил размеры нашей планеты.

Первая экспедиция Колумба

Как бы там ни было, "стучите и откроют вам": экспедиция была одобрена, в плавание были экипированы три корабля. Предприимчивые испанские монархи жаждали не только выгодных торговых путей - им была приятна сама мысль о том, чтобы восточные страны обратить в католицизм. И вот 3 августа 1492 года около 90 человек отправилось в далекое плавание. Они проплыли много морских миль, но богатые земли так и не показывались на горизонте. Колумбу постоянно приходилось успокаивать свою команду, иногда даже приуменьшая реальные пройденные расстояния в затянувшемся путешествии. И вот, наконец, как могло бы показаться, они достигли своей цели! Куда же добрались наши неутомимые мореплаватели?

Земля, которой достигла его команда, была Багамскими островами. Там то и дело встречались нагие туземцы, а тропический климат располагал к отдыху. Но в любом случае это было совсем не то, ради чего отправились в путь великие путешественники, оставив свои дома и семьи. После двухнедельного отдыха мореплаватели отправились дальше и достигли Кубы. Колумб никак не мог успокоиться из-за того, что не мог найти ни специй, ни золота.

Далее одиссея продолжалась на восток, где заветное золото было обнаружено. Это произошло на острове, которому Колумб дал название Ла Исла Эспаньола (сейчас Эспаньола). Христофор Колумб уже мечтал о том, как эти земли будут подчинены испанской короне. Его ждало возвращение домой и огромные почести, а также еще одно путешествие.

Последующие экспедиции Колумба

В следующем году вместе с Колумбом отправилась целая армада, состоявшая из 17 кораблей и более 1200 человек. Среди людей было много солдат и священников. Испанцы хотели превратить новые земли в колонии, а жителей сделать католиками. Колумб же по-прежнему желал достичь берегов Индии.

Два последующих плавания в восточную Индию только лишь чуть-чуть увеличили счастье мореплавателя. Как бы то ни было, морские пути, которые были обозначен им, посодействовали колонизации целого материка - Северной Америки. Благодаря его достижениям мир перевернулся с ног на голову.

Васко да Гама - великий мореплаватель

Васко да Гама жил немного ранее Колумба, и уже открыл путь в Индию, огибая Африку. Приготовления к его долгому путешествию начались задолго до его появления на свет - как же этот случай отличался от того, что происходило с Колумбом! Португальские монархи понимали важность торговли пряностями. Мануэл I - король Португалии - считал, что стать во главе экспедиции может только человек, который, как выразился один историк, "сочетал бы в себе мужество солдата с хитростью купца и тактичностью дипломата". По мнению короля, именно Васко да Гама подходил для этой роли.

По природным умениям и предприимчивости этот человек очень сильно отличался от Колумба - хорошо знал свое дело, понимал, куда и зачем плывет. Первая экспедиция, хотя и была связана с определенными трудностями, закончилась успехом - Васко да Гама заключил мирные отношения и договор с индийским правителем о продаже специй. Обрадованный король Португалии сразу же распорядился об организации последующих экспедиций. Таким образом, благодаря этому мужественному человеку был открыт новый морской путь из Европы в Азию.

На протяжении многих веков жили разные люди, которые очень многого достигли в естествознании и географии. Если говорить о достижениях наших соотечественников, то первый великий русский путешественник, который сразу вспоминается, - это Николай Миклухо-Маклай. Хотя его достижения, конечно же, не поставишь в один ряд с заслугами Христофора Колумба, Джеймса Кука, Васко да Гама или Америго Веспуччи. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки и различия народов обусловлены природной и социальной средой.

Среди других русских путешественников, которые внесли определенный вклад в развитие географии, можно назвать Федора Конюхова, Юрия Сенкевича, Ивана Папанина, Николая Пржевальского, Афанасия Никитина, Ерофея Хабарова, Витуса Беринга и многих других. Жизнь каждого из них - длинное путешествие, полное насыщенных событий.

Огромная жажда знаний, вложенная в человека

Может возникнуть вопрос: откуда у людей такая острая потребность в чем-то неизведанном и далеком? Дело в том, что с самого детства в человеке заложена потребность узнавать окружающий мир, исследовать его, находить ответы на вопросы: "В чем смысл жизни? Что мы делаем на нашей планете?" Все мы по сути в душе - "великие" путешественники и первооткрыватели. Мы так устроены, можно даже сказать, так созданы, чтобы постоянно познавать окружающий мир. Мы не случайно находимся на Земле и очень сильно отличаемся от животных, как бы некоторые не стремились доказать, что мы произошли от братьев наших меньших. О стремлении человека с детства узнавать окружающий мир написано множество книг. Одна из таких историй написана М. Зощенко - "Великие путешественники". Далее хотелось бы вкратце рассказать, что это за книга.

М. Зощенко, "Великие путешественники"

В каждом человеке, взрослом или совсем еще ребенке, живет свой Колумб или Васко да Гама. Уже с детства мы можем наблюдать за тем, как ребенок хочет познать окружающий мир. Рассказ Зощенко "Великие путешественники" повествует о трех детях, которые собрались в далекое кругосветное странствие. Они взяли много разных вещей, которые было очень трудно нести, и которые в конце концов превратились в ненужный хлам. Этот короткий поучительный рассказ учит детей тому, что для больших свершений нужны знания. История Зощенко "Великие путешественники" - это шедевр в миниатюре.

Вместо заключения

Как мы видим, в каждом из нас живет огромная тяга к неизведанному - будь ты великий русский путешественник или обычный человек. Каждый стремится найти ответы на животрепещущие вопросы. Великие путешественники и их открытия лишь доказывают эту простую и очень важную истину. А тем временем, вне зависимости от того, преодолеем мы большие расстояния в течении нашей короткой жизни или нет, каждый из нас начнет и закончит свое земное путешествие, полное приключений и длиною в целую жизнь. Вопрос только в одном: что мы откроем во время этого странствия и что оставим после себя?



Похожие статьи