От шума в ушах до онкологии: Канонерка умирает в пыли ЗСД. Шумоизоляцию на зсд будут опять усиливать

16.02.2024
Александр Лобановский Общество

На участке Западного скоростного диаметра (ЗСД), проходящем над жилым районом Канонерского острова, будут проводить дополнительные шумозащитные мероприятия, говорится в письме администрации Кировского района жителю острова, местному активисту Глебу Чипиге. Эту информацию сайт подтвердили в АО «ЗСД» (принадлежащая городу компания, выступающая заказчиком ЗСД).

После того, как было запущено движение по центральному участку ЗСД, жители Канонерского острова стали жаловаться на круглосуточный шум. Замеры, проведённые Роспотребнадзором, показали превышение допустимых уровней шумового воздействия. Кроме жилых домов, в зоне повышенного шума оказался новый детский сад, построенный АО «ЗСД». Как сообщал ранее сайт, его открытия жители Канонерского острова ждут уже второй год. В действующем детсаду из-за строительства ЗСД пришлось закрыть один из корпусов и дети вынуждены посещать «укрупнённые» группы.

Год назад Канонерский остров посетил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Местные жители рассказали ему о проблемах детсада и он дал поручение принять меры. После этого на ЗСД были установлены дополнительные шумозащитные экраны.

Как выяснилось из письма районной администрации, это не помогло, уровень шума по-прежнему превышен. Проблему обсуждали 10 июля в прокуратуре Кировского района. Рассматривались варианты шумозащиты детского сада, либо самой трассы. В АО «ЗСД» пришли к выводу, что первый вариант не будет эффективным. Поэтому предложено установить звукопоглощающие панели под потолком нижнего яруса ЗСД. По данным сайт, такой вариант рассматривался ещё год назад, но не был реализован.

Дополнительные шумозащитные мероприятия будут проведены за счёт внебюджетных средств, - сообщили сайт в пресс-службе АО «ЗСД».

Конкретный источник финансирования, сумму затрат, а также сроки выполнения работ в компании не назвали. По имеющейся информации, обо всём этом представитель компании будет докладывать 1 сентября в районной прокуратуре.

В администрации Кировского района и компании «Магистраль Северной столицы» (МСС) не смогли предоставить оперативный комментарий. Отметим, что именно МСС заказывала проект ЗСД, который должен был учитывать негативное воздействие объекта на окружающую среду. Кроме того, эта компания строила, а теперь эксплуатирует трассу.

Добавим, что ни одна из сторон процесса ничего не говорит о ситуации в жилых домах, находящихся менее чем в сотне метров от ЗСД. Люди в них продолжают страдать от шума. В АО «ЗСД» смогли лишь пояснить, что замеры уровня шумового воздействия проводятся на Канонерском острове регулярно. Но каковы их результаты на данный момент, осталось неизвестным.

Жители домов по обеим сторонам ЗСД на Васильевском острове массово взбунтовались против шума. Они хотят себе двойную защиту от гула ЗСД, превышения предельно допустимого уровня которого специалисты не выявили. При этом кивают на опыт , вытребовавшего себе дополнительные шумозащитные экраны. Только Канонерку от звуков платной дороги и они спасти не смогли.

Активную фазу битвы против шума с Центрального участка ЗСД василеостровцы начали лишь на второй год его работы. Сейчас среди «оглушенных» — жильцы квартала Морской набережной и новостроек на намывных территориях.

«Так как чиновники не слышат индивидуальных жалоб жителей, мы запускаем коллективную петицию. Мы требуем установить шумоизоляционные экраны по всей длине вдоль василеостровского участка ЗСД, проходящей в полутоннеле вдоль жилых кварталов на Морской набережной и намывных территориях. Также необходимо провести озеленение, которое будет поглощать шум и грязь, уменьшит уровень загазованности», — требуют активисты.

Василеостровцы решили создать петицию и, набрав под ней максимальное количество подписей, обратить на проблему внимание властей.

Инфографика Мойки78

Адресована петиция губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, компании «Магистраль Северной столицы» и АО «ЗСД». В текст петиции включены жалобы жителей намыва и Морской набережной из соцсетей, приводятся ответы чиновников.

«В реальной жизни люди на собственных ушах слышат ошибки проектировщиков и явное превышение допустимого уровня шума», — гласит петиция.

Между тем в ООО «МСС» «Мойке78» заявили, что уровень шума в зоне влияния ЗСД замеряется ежеквартально в точках, установленных проектной документацией. И никаких превышений до сих пор зафиксировано не было.

«Измерения проводятся аккредитованной испытательной лабораторией. Превышений предельно допустимых уровней шума, установленных действующими санитарными нормами, на территории жилой застройки на Васильевском острове не выявлено», — утверждают в МСС.

Там подчеркнули, что сделали все возможное для защиты от шума еще во время строительства: магистраль проходит в выемке — открытом полутоннеле, установлены акустические экраны, а в квартирах домов, попавших в район трассировки Центрального участка, смонтированы специальные шумозащитные окна с вентиляционными клапанами. Они, по утверждению МСС, позволяют проветривать комнаты, не пропуская шум.

ЗСД на Канонерском острове. Фото: baltphoto/ Валентин Егоршин

В третьих, канонерцы совершенно недовольны установленными дополнительными акустическими экранами, называют их профанацией и продолжают жаловаться на невыносимый шум.

Так что опыт канонерцев, которые почти каждую неделю, не лучший пример для василеостровцев, решивших затеять войну с шумом от платной дороги. Им придется искать новые эффективные пути коммуникаций с властями и концессионером. И доказывать, что ЗСД через небольшой зеленый сквер шумит и мешает так же, как ЗСД практически над крышей дома.

С момента запуска Западного скоростного диаметра (ЗСД) - крупной автомагистрали, проходящей через весь Петербург, - жизнь на Канонерском острове изменилась кардинально: из тихого обособленного микрорайона он превратился в одно из самых шумных мест города. Тем не менее жители Канонерки не хотят покидать остров и отстаивают свои права всеми доступными способами. «Такие дела» пообщались с активистами из самого ближайшего к ЗСД дома, которые 24 часа в сутки проводят под гул автострады.

«Жили как на курорте»

Канонерка - это небольшой остров в Кировском районе Петербурга, расположенный между Морским каналом и Невской губой Финского залива. С петровских времен здесь располагались промышленные объекты, а постоянное население появилось только в 60-е годы XX века, когда для работников ближайших предприятий на острове построили типичные пятиэтажки. На тот момент он был отделен от «большой земли», между Морским портом и Канонеркой ходил паром. Подводный тоннель, соединяющий остров с Петербургом, появился только в середине 80-х, а в 90-е, из-за проблем местных предприятий и хлынувших сюда туристов, территория стала постепенно приходить в упадок.

«В детстве мы жили как на курорте, - вспоминают уроженцы острова Елена Цыганкова и Наталья Авдеева. - З а последним домом здесь начиналось болото, стояли лодочные сараи, сараи с сеном и кроликами, в конце острова у некоторых были огороды. Мы были оторваны от города, а потом построили тоннель - и всему пришел конец. Постепенно началось летнее паломничество, а ЗСД завершил картину и сделал жизнь тут практически невыносимой».

Дома на Канонерском острове, расположенные рядом с ЗСД Фото: Александр Белокуров

Строить Западный скоростной диаметр - хордовую магистраль, соединяющую северный и южный районы Петербурга, решили еще в начале нулевых. Именно тогда появился проект прокладки центральной части трассы через Канонерский остров. Эта идея сразу вызвала отторжение у местных жителей, которые опасались, что появление у них над головами огромной дороги негативно скажется на качестве жизни. Однако властям удалось убедить 4 тысячи островитян в том, что трасса будет тихой и безопасной.

Цыганкова, которая еще до начала строительства агитировала своих соседей выступить за перенос ЗСД, вспоминает, что тогда перед кабинетом главы Кировского района Сергея Иванова стоял макет будущей магистрали. На нем нижняя часть винчестерного тоннеля, проходящего над Канонеркой, была полностью закрыта звукоизоляционными экранами, а ограждения на верхней части были значительно выше, чем оказались в реальности.

«Вынесли буквально все»

Несмотря на вполне обоснованные сомнения петербуржцев, в 2013 году проект центрального участка ЗСД успешно прошел общественные слушания, а подрядчики приступили к строительству. Работы на Канонерском острове велись круглосуточно и уже тогда не давали спать жителям близлежащих домов. К тому же с высоты 60 метров, где шло строительство, вниз на Канонерку сыпались отходы производства: болты, гайки, израсходованные шлифовальные круги и даже нечистоты, а однажды с дороги сорвался погрузчик с рабочим внутри.

Бомбардировка продолжается и сейчас: Цыганкова периодически собирает под магистралью упавшие предметы (например, гайки, малярная кисть и колпак от автомобильного диска) и планирует подарить свою коллекцию городским чиновникам.


Елена Цыганкова держит в руках коллекцию упавших с ЗСД предметов Фото: Александр Белокуров

Другой бедой для островитян обернулось расселение домов, попавших в санитарную зону ЗСД. Принципы формирования этой зоны не до конца ясны и сейчас. В «Магистралях Северной столицы» (МСС) - компании, управляющей дорогой, активистам объяснили, что еще на этапе проектирования их специалисты провели замеры на подобном объекте и приняли решения расселить ближайшие к дороге дома, № 15 и 17 по Канонерскому острову, а также наполовину расселить два других дома, стоящие перпендикулярно к ЗСД. Таким образом, санитарная зона приобрела форму буквы «П», а дом № 14, жители которого больше всего страдают от шума, в ее границы не попал.

Расселенные дома при этом не собирались сносить, а передали в маневренный фонд Санкт-Петербурга, вынудив прежних жильцов оставить в своих квартирах всю сантехнику, газовые плиты и предметы интерьера. Однако почти сразу все это, по свидетельствам местных жителей, было украдено мародерами: «Я живу на пятом этаже и как-то ночью слышу: “Бабах!” Что такое? Оказывается, выкинули из окна ванну. Тут же стоит грузовичок, быстро все погрузили и уехали. Вынесли, в конце концов, буквально все, даже батареи срезали», - рассказывает Наталья Авдеева, жительница дома № 14.

Сейчас пятнадцатый дом совсем не похож на потенциальное жилье из маневренного фонда. Он стал прибежищем любителей заброшенных зданий и бездомных. Люди разводят в нем костры, приводящие к регулярным пожарам: только в июле этого года дом горел трижды. Местные жители не забираются в расселенный дом, но активисты провели в нем шумовые замеры с помощью специального приложения на смартфоне. Выяснилось, что в этом здании уровень шума оказался на 10 дБ ниже, чем в жилом доме № 14. При этом все окна в расселенных квартирах давно выбиты, а в 14-м стоят стеклопакеты. Таким образом, проектировщики допустили серьезную ошибку при формировании санитарной зоны.

«Мы просто хотим тишины»

Большинство канонерцев не присоединялись к протестной борьбе до декабря 2016 года - открытия центрального участка ЗСД для транспорта. Тогда терпение закончилось у всех островитян. Дорогу доделывали в спешке - возведение последнего участка заняло всего три года, - и активисты подозревают, что за соблюдением мер санитарной безопасности строители следили в последнюю очередь. Они указывают на то, что дорожное полотно не защитили снизу специальными шумоизоляционными прослойками и положили на центральном участке обычный, а не прорезиненный асфальт, который мог бы погасить часть нагрузки. В итоге к монотонному гулу автострады добавились жесткие удары колес по дорожным стыкам.

«Я помню, как в декабре, два года назад, услышала вдруг появившийся гул за окном, как будто рядом заработал аэропорт, и не поняла, что происходит. А потом оказалось, что это пустили движение и что это теперь всегда так будет», - говорит Цыганкова.

По словам жителей, звуки ЗСД на Канонерском острове иногда достигают такого уровня, что сложно услышать собеседника, стоящего в нескольких метрах, или подъезжающую сзади легковую машину. Активисты отмечают, что уровень шума зависит от времени года и суток: летом тише, зимой и осенью - громче, в том числе и из-за шипованных шин. Сейчас ЗСД - не самая загруженная дорога Петербурга, но постепенно нагрузка увеличивается, говорят канонерцы.

Шум проникает и в дома, несмотря на установленные МСС специальные окна, которые от обычных стеклопакетов отличаются только наличием небольших вентиляционных клапанов. Зимой эти клапаны покрываются наледью, а летом окна все равно приходится открывать, чтобы проветрить квартиры.

Такое положение дел вынудило жителей массово обращаться в надзорные органы: первые жалобы были поданы весной 2017 года. Однако инициированная островитянами проверка, которую сотрудники Роспотребнадзора попытались провести осенью, сорвалась из-за работ на ЗСД: дорожники перекрыли несколько полос движения, а шумовая нагрузка, соответственно, снизилась. Тем не менее в октябре Роспотребнадзор в сопровождении активистов и представителей СМИ все-таки провел полноценную проверку, итоги которой оказались закономерными: ведомство выявило значительные превышения допустимых показателей.


Расселенный дом № 15 Фото: Александр Белокуров

Так, шумовая нагрузка во дворе дома № 14 при норме в 60 дБ превысила 70 дБ. Независимые же замеры показывают еще более высокие показатели - до 90 дБ, что действительно сравнимо с шумом, который издает взлетающий авиалайнер.

По итогам проверки Роспотребнадзор подал в суд на «Магистрали северной столицы» с требованием устранить нарушения. В МСС долго отрицали свою вину, но в итоге к марту 2018-го все-таки установили дополнительные защитные экраны на нижнем ярусе ЗСД, которые, впрочем, не оказали существенного влияния на уровень шума.

Замеры активистов показывают, что под трассой стало тише всего на 1-2 дБ. Таким образом, проблема осталась нерешенной, и владелец дороги по-прежнему обязан ее устранить. Правда, в МСС с этим утверждением не согласны: сейчас компания оспаривает в суде предписание Роспотребнадзора и сам факт административного правонарушения. Последнее на данный момент заседание не принесло никаких результатов, а следующие намечены на конец августа и начало сентября, когда с возвращением петербуржцев из отпусков движение по ЗСД станет еще более активным и шумным.


Надпись перед домом на Канонерском острове, сделанная активистами Фото: Александр Белокуров

Месяц назад активисты Канонерского острова, взяв на вооружение опыт коллег с Ремесленной улицы, напомнили о себе надписями на асфальте во дворе самого проблемного дома: «Спасите наши уши!» и «Мы умираем из-за ЗСД», а на конец лета запланировано еще несколько акций. Как именно должно быть реализовано спасение от автодороги, борцы за свои права не знают, ссылаясь на то, что они не инженеры. На вопрос: «Чего вы хотите добиться по итогам борьбы?» - отвечают: «Мы просто хотим тишины» .

ПЫТКА ШУМОМ

Утром 1 июля жильцы дома 14 на Канонерском острове увидели под своими окнами манифест: «Спасите наши уши. Мы умираем из-за ЗСД». Автор надписи не известен, но, скорее всего, это кто-то из местных, у кого просто сдали нервы. Дело в том, что вот уже полтора года людей «пытают» не прекращающимся ни на секунду гулом двухуровневой скоростной трассы. Она проходит практически у них над головами - на высоте 50 метров от земли.

- Роспотребнадзор проводил замеры шума в квартирах дома 14 (от него до опор ЗСД - около 60 метров. - прим. авт.), выявил превышение допустимых норм. ООО «Магистраль Северной столицы» - управляющей компании ЗСД - было предписано устранить нарушения. Но оно всячески от этого уклоняется и обжалует предписание в судах, - объясняет житель соседнего, 13-го дома, местный активист Глеб Чипига.

После того как обитатели Канонерки начали массово жаловаться во все инстанции на невыносимый шум, на ЗСД установили дополнительные шумоподавляющие экраны.

Но, по моим ощущениям, ничего особо не изменилось, - вздыхает Глеб.

По ощущениям журналистов «КП », побывавших во дворах на острове, неумолкающий гул похож на психологическое оружие, которым изводят оставшихся на Канонерке аборигенов.

Несколько домов, стоящих в непосредственной близости от опор трассы, расселили еще на стадии строительства ЗСД. Потом в них жили гастарбайтеры и люди без определенного места жительства. Со строительной площадки скоростного диаметра грузовики все еще вывозят песок. По пути его сдувает прямо на школу и детский сад. Турецкого генподрядчика ГАТИ за это оштрафовало на 150 тысяч. Вот только жителям Канонерки от этого легче не стало.

ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО И ЖУТКО ГРОМКО

Без нашего ведома, согласия, вне всякой логики ЗСД почему-то решили провести мимо наших домов, - возмущается Александра Казначеева .

Она живет в доме 14 с самого рождения, с 1977 года. В то время Канонерка еще была полностью отрезана от города.

Здесь было тихо и хорошо. Мы перебирались на Большую землю с помощью парома или речного трамвайчика. Они ходили по расписанию, как электрички. На том берегу высаживались в морском торговом порту . У всех были пропуска. Приход гостей нужно было заранее согласовывать. Только в 1984-м открыли тоннель. Конечно, стало удобнее ездить в город, но и к нам с тех пор стало приезжать много посторонних.

С Александрой мы встретились на детской площадке. Она вышла гулять с маленьким сыном Ваней. Он почти ровесник ЗСД.

Он никогда не жил в тишине. Родился в ноябре 2016 года, застал последние дни стройки, а потом открыли проезд по диаметру, - вспоминает Александра. - Я помню тот день. Я услышала гул, даже не поняла сразу, что это. Спросила у мужа, неужели это ураган. А оказалось, что пустили транспорт. И с тех пор этот шум не прекращается ни днем ни ночью.

Всем жильцам близлежащих домов установили стеклопакеты. Но они не очень спасают.

Почему для всего города ЗСД - это благо, а мы - кучка людей, которые жили тут в тишине и покое, - должны за всех страдать? - недоумевает Александра. - Мы ведь такие же горожане, законопослушные граждане, а до нас никому нет дела, как будто мы люди третьего сорта.

Р. S. Пресс-секретарь ООО «Магистраль Северной столицы» Андрей Цапу не смог оперативно объяснить ситуацию, сославшись на то, что «надписи на асфальте в их компании не комментируют». Ранее в МСС заявляли, что трасса построена в полном соответствии с утвержденным проектом.

Центральный участок Западного скоростного диаметра открылся в Петербурге пару дней назад. Пока одни радуются тому, что дорога на работу сократилась вдвое, другие - жители Канонерского острова, где ЗСД построен буквально над жилыми домами - вмиг оказались оглушены потоком проезжающих автомобилей. Наш спецкор Камилла Джа поехала на остров, чтобы оценить ситуацию и поговорить с местными.

─ Граждане-товарищи, передаем за проезд, - кричит водитель маршрутки № 66 и звонко ссыпает мелочь в ловко приспособленные емкости от «Пискаревской» сметаны. ─ Проходим, можно ехать стоя. Да, до Канонерского острова идет. 40 рублей. Отправляемся: закрываю двери!

Водитель нашей маршрутки выкрикивает фразы, заглушая шансон своего радиоприемника, и с каждой секундой все происходящее начинает походить на середину прошлого века. Кировский завод, прямоугольное здание метрополитена с рядом массивных колонн, «граждане» и «товарищи».

Многие в маршрутке действительно едут стоя - иначе на Канонерский остров добраться затруднительно. Если у вас нет личного автомобиля, то приходится сперва доехать на метро - до станции Нарвская - затем потратить минут 10-15 (если без пробок) до пункта назначения.


Через два часа, проведенных на Канонерском, перестаешь обращать внимание на шум ЗСД. На улицах острова совсем пусто: редкие прохожие ─ молодые родители с детьми или пенсионеры ─ стараются как можно быстрее преодолеть путь до дома или ближайшего продуктового. Оно понятно: выходить на улицу хочется едва ли. Разговаривать с журналистами соглашаются единицы. Да и те настоятельно просят не называть в тексте своего настоящего имени. А предложение сделать фотографию отвергают без раздумий: «Мало ли что, зачем рисковать».

─ Нет, Паша, мы не пойдем на площадку. ─ совсем рядом молодая девушка тянет карапуза в сторону дороги. Розовощекий мальчишка вырывает кулачок из маминой руки и, спотыкаясь и скользя на неустойчивой земле, бежит к качелям.

─ Ну что ты с ним будешь делать, ─ качает головой девушка и обращается ко мне, ─ Ладно, пусть немного поиграет, правда? Ее зовут Ольга, они с Пашей живут в относительно новом доме Канонерского, а за пределы острова не выезжают уже больше 2-х лет. «В городе плохо себя чувствую», ─ смущенно объясняет Оля, ─ «А тут раздолье для ребенка: чистый воздух, песочный пляж летом». Оля увлеченно рассказывает, как им с Пашей здесь хорошо, а потом вдруг как бы вспоминает: «Но мне теперь неспокойно из-за трассы этой висячей. Сначала ее строили - боялась, не дай бог, что-то упадет нам на голову. Сейчас переживаю, что она вовсе отвалится. Не нравится мне эта дорога, хоть она и нужна городу. Волнуюсь за сына, а гарантий никто не дает».


«Натурально, вставная челюсть!»

Дорожки близ Финского залива дворники вроде бы и убирают, но легче идти все равно не становится. Вдоль узких тропинок, попеременно перешагивая снежные массивы и поскальзываясь на обледенелой земле, собачники выгуливают своих питомцев.

─ Джекки, где «мама»? Неси «маме» скорее! – высокая женщина в дутом пуховике и шапке с помпоном похлопывает себя по коленям. ─ Джекки, иди к «маме»! Где «мама»?

Тот, кого зовут Джекки, вытягивается на всех своих четырех лапах, держа в пасти палку и наклонив голову набок.

─ Вот глупый пес, «иди к маме»! Чего стоишь?

Когда мы наконец выбираемся из сугроба, перед глазами поперек неба снова нависает ЗСД.

─ Да вообще хорошее, конечно, дело сделали, ─ произносит, отряхиваясь от снега, названная мама Джекки Ирина. У нее низкий грудной голос и она относится к женщинам без возраста. – Только вот сделали они это дело фигово. В городе как только какой-то элемент архитектуры выпадает из общей картины – все, пиши-пропало. А это что? Натурально, вставная челюсть! Нет, я что, не права?

Ирина широко жестикулирует и много говорит. Попутно отнимает у Джекки деревяшку и бросает ее снова по обе стороны от дороги. На прощание протягивает мне руку и вздыхает:

─ А вообще, поправить уже ничего нельзя: все построили, движение запустили. Пусть только заглушки от шума хоть какие-нибудь придумают. Все лучше, чем вот так.


«Небо одно на всех»

─ На самом деле, все неплохо, ─ уверяет продавщица в соседнем магазине, ─ По-настоящему шумно было, пока строили. А сейчас уже ничего, полегче. Или мы просто обвыкли. Самые плохонькие дома – 15-й, 16-й, 17-й. И еще 12-й, правда, только один корпус. Они прямо под магистралью находятся. Но все обещают полностью расселить к 2020-му году.

─ Обещают к двадцатому, а расселят к тридцатому, ─ подключается к разговору пожилая дама. Видимо, ей хочется поддержать беседу или же это просто способ оттянуть момент, когда придется выйти из теплого магазина на шумную улицу. В любом случае, она становится рядом, облокачивается на свою палочку и улыбается:

─ Еще неизвестно, застанем мы с вами это или нет.

─ Расселят, я верю, обещали же, ─ мягко, но уверенно возражает продавщица.

Ее жизненный оптимизм вдохновляет, хотя, возможно, она просто по-настоящему умеет верить.

─ Говорили, мол, если жилье не приватизировано, то дадут квартиру в новостройке. А если приватизировано, то будут оценивать и уже по факту расселять. У меня вот квартира не приватизирована, но я живу далеко от ЗСД, под расселение не попадаю. Да у меня и не слышно шума, если честно.

─ А у меня слышно, ─ отзывается пожилая дама, удобнее устраиваясь в проходе, ─ Когда окно открываю, все в квартире гудит.

─ Серьезно? Вы же в седьмом доме живете, это далеко, ─ недоумевает продавщица.

─ Да какая разница, в седьмом или в восьмом. Небо - оно одно на всех.


«К этом рано или поздно привыкнут»

Через четверть часа приходится покинуть теплый магазин и выйти на улицу. За это время и без того ледяной ветер стал только сильнее, и в голове начинает крутиться навязчивая мысль, что было бы здорово возвести на острове со стороны канала высокое ограждение, наподобие крепостной стены в Авиньоне. Как бы она замечательно защищала от вихрей…

─ Дочка, почему без шапки? ─ кричит дедушка в ушанке и с длинной белой бородой. ─ Не замерзла?

Бородач представляется Евгением Леонидовичем, журит за отсутствие перчаток и, указав на фотоаппарат, интересуется, чем я занимаюсь.

─ Я тебе сейчас расскажу, ─ кивает он. Мне 75 лет и почти полвека я живу в этом доме, ─ Евгений Леонидович машет рукой в сторону желтой сталинки, ─ Я и моя супруга работали здесь, на судоремонтном заводе, и нам тут нравится. Сейчас уже мы смирились, вернее, пришлось смириться. Потому что сопротивляйся – не сопротивляйся, а ничего не изменится. Когда строили эту дорогу и круглые сутки громыхали на всю округу – вот тогда, наверное, еще был смысл бороться. Да мы и боролись: писали во все инстанции, просили не шуметь. А толку? Мы письмо отправляем в администрацию, например. Одну ночь будет тихо, мы поспим спокойно. А на следующую все по новой.

Евгений Леонидович улыбается холодному солнцу и жмурится, вокруг его глаз начинают играть лучики-морщинки. Он переводит взгляд на подвешенную в воздухе автомагистраль и гладит бороду.

Хочешь узнать, как нам живется с этой новой трассой вместо неба? Это для вас она новая: открыли магистраль, СМИ сразу вспомнили. А для нас она старая - мы там уже несколько лет живем. Зачем вы, журналисты, сейчас интересуетесь? Дорогу уже построили, нашего мнения никто не спрашивал. Ничего не изменится. Через несколько лет, наверное, правда, расселят все дома, не попавшие под санитарные нормы или придумают что-то еще, другой выход. Но с этого момента все будет так. И к этому ЗСД рано или поздно, но привыкнут.



Похожие статьи