Расстояние от ялты до ай петри. Подъем на гору ай-петри на машине с цепями

24.01.2024

Если спросить у россиян, с чем у них ассоциируется Крым, многие в первую очередь ответят – Ай-Петри. Я сама обожаю эту гору и во многом ассоциирую Крым именно с ней и с ее плато. Эта достопримечательность стала неизменной обложкой всех туров в Крым и по праву возглавляет многие списки must visit. Зубцы Ай-Петри притягивают взгляды редкой красотой и непреодолимо манят к себе. Сама я могу неотрывно глазеть на гору, благо ее видно почти из любой точки Ялты.

Первый раз я побывала на горе снежной зимой и сразу в нее влюбилась, потому что по-другому к ней относиться просто невозможно!

Если посмотреть прямо, на горы, когда едешь по Южнобережному шоссе от Ялты в сторону Севастополя, или оглянуться назад, когда лежишь на пляжах Ялты, то увидишь три возвышающихся скалы в форме зубцов. Это и есть вершина знаменитой Ай-Петри.

Ай-Петри настолько популярна, что туристы считают ее высшей точкой Крыма. Но это ошибочное мнение. Высшая точка – гора Роман-Кош (1547 м.) Высота же Ай-Петри – 1234 м. Даже эта цифра весьма символична и только прибавляет достопримечательности еще больше рейтинга.

Легенды

Как и водится у мест с высокой туристической посещаемостью, о нем существует куча романтичных легенд. Но, как и всегда, имеется одно истинное и рациональное объяснение: Ай-Петри в переводе с греческого означает "Святой Петр": на горе находился монастырь Святого , построенный еще древними греками. Остатки его руин сохранились по сей день.

Романтичные легенды же придумали юношу по имени Петя, который бросился с ай-петринских скал из-за того, что родители не одобрили его выбор невесты, которая в свою очередь воскликнула "Ай, Петр!", завидев как любимый разбился о скалы.

Поговаривают также о другом Петре, который сумел покорить сильный ветер, неизменно бушующий на Ай-Петри, держа рубашку по ветру и летая на ней, тем самым изобретя мореходные паруса, значительно облегчившие жизнь греческим морякам, за что и был причислен ими к лику святых.

Погода

Ай-Петри считается самым ветреным местом Крыма. И зимой и летом там бывают продолжительные и мощные ветра. Ну и как известно, в горах погода бывает очень переменчива, внезапно может пойти дождь или снег, а потом на небе ни облачка и жарит солнце. Поэтому нужно быть готовым к переменчивой погоде и иметь с собой и теплый свитер с запасными носками, и солнцезацитные очки с кепкой. Ну и ветровку, само собой.

Зимой же Ай-Петри бьет рекорды по осадкам: там выпадает очень много снега и бывают сильные метели. Для зимнего посещения Ай-Петри стоит особенно утеплиться, взять несколько пар перчаток и маску или балаклаву на лицо. Ну и конечно же, солнечные очки. В солнечные дни снег в горах очень слепит.

Как добраться

На канатной дороге

Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри является больше достопримечательностью, нежели транспортным средством. Путешествие в воздухе протяженностью около 3 километров с перехватывающими дыхание видами зачастую привлекает туристов больше, чем сам конечный пункт – Ай-Петри.

Дорога состоит из двух частей: первый пролет – 1310 метров до средней станции "Сосновый Бор", второй – до станции на Ай-Петри – 1670 м (что считается одним из самых длинных безопорных пролетов в Европе). Время в пути – 15 минут. Канатка работает круглогодично. На последнем участке пути уклон тросов достигает 46 градусов, поэтому чтобы меньше закладывало уши, захватите леденцы. Против замирания сердца на высоте больше 1000 м ничего порекомендовать не могу:)

Добраться до нижней станции в Мисхоре можно маршруткой №102 с верхней платформы ялтинского автовокзала, либо маршруткой №132, отправляющейся с вещевого рынка (ее я вам не советую: она идет по городу и собирает все пробки и сфетофоры, в отличие от 102, которая сразу выезжает на трассу).

Стоимость проезда на канатке – около 300 рублей в одну сторону.

Перед выездом рекомендую зайти на их сайт и посмотреть график работы (а заодно и уточнить стоимость) – бывает, что из-за погодных условий канатка не работает.

На машине

На машине на Ай-Петри лучше всего ехать только в сухое безснежное время года. Когда ложится снег, то без цепей на колесах там нечего делать. А если сходят лавины, то даже с цепями там не особо проедешь по крутому горному серпантину. Поэтому зимой в нелетную погоду на автомобильной трассе до Ай-Петри стоят дежурные машины ДПС и разворачивают всех желающих подышать горным воздухом. Но дорогу до Ай-Петри стараются чистить и поддерживать поэтому шансы проехать, особенно у страстно желающих покататься горнолыжников, есть.

От Ялты нужно ехать по Южнобережному шоссе в сторону Севастополя, до поворота на Бахчисарай. Его не пропустить – там есть указатель на Ай-Петри, который оповещает открыта ли сегодня дорога. Эта дорога до Бахчисарая через Ай-Петринское плато. По ней и нужно ехать, осторожно вписываясь в повороты. Водители утверждают, что на один спуск-подъем они заправляются на 600-700 рублей.

Лесная живописная дорога и горный серпантин – незабываемое удовольствие и неплохой релакс.

На маршрутке

Для ленивых и не желающих заморачиваться с картами и прочей логистикой, существует очень простой вариант. В высокий туристический сезон на нижней платформе автовокзала Ялты работают особые таксисты мини-вэнов, орущие на весь автовокзал "Ай-Петри, едем на Ай-Петри". Не заметить их даже при всем желании невозможно. Запрыгиваешь к ним, заплатив рублей 300 с человека, и спокойненько едешь себе, любуясь пейзажами и не нервничая о том, что пропустишь свою остановку. Около часа лихой езды, и ты на плато. Погулял, осуществил там все свои горные мечты, и обратнно на таком же мини-вэне. Ваша задача –только добраться до автовокзала Ялты. Просто и со вкусом. Но в зимнее время таких таксистов не сыщешь.

Пешком

Любители треккинга тоже не останутся без внимания. На Ай-Петри ведет куча пешеходных троп разной сложности и протяженности из Ялты, Бахчисарая и прочих окрестных деревень. Описания и треки для навигаторов можно найти на пользовательских файлообменниках электронных карт. Я расскажу о двух самых известных, по которым ходила сама.


  • Мисхораская (Кореизская) тропа

От автовокзала Ялты нужно ехать на маршрутке №142 или №115 до остановки на повороте на Кореиз и Гаспру.


Выйдя из маршрутки и стоя спиной к Ялте, справа от вас вы увидите грунтовую лесную дорогу. Это и есть начало Мисхорской тропы. Местами она маркирована и вообще хорошо различима, не заблудитесь. Протяженность тропы – 11 километров. На пути будут два родника, обозначенные навесами и лавочками рядом, их не пропустить. Тропа будет проходить через вершинку Малый Ай-Петри, откуда открывается шикарный вид на лес и море. На подходе к плато есть небольшой крутой участок, и если у вас есть возможность, то прихватите треккинговые палки – они облегчат подъем. Выйдя на плато, вы окажетесь на большой обзорной площадке, откуда, само собой, открывается прекрасный вид на крымские красоты, как вознаграждение за преодоление тягот восхождения. А за площадкой сразу начинается Ай-Петринский городок.

  • Таракташская тропа

Таракташская тропа – уникальное по красоте место из-за массивных выветренных скал-останцев причудливых форм. Тропа начинается от водопада Усан-Су. Как до него добраться, можно прочитать в .

От водопада и начинается Таракташская тропа, выходящая прямо на Ай-Петринскую яйлу.

Тропа маркирована. На деревьях краской сделаны красные отметины. Цвет тропы на схеме соответствует цвету маркировки. Главное на тропе – не пропустить поворот на плато. Часть маршрута (около 2 км) совпадает со Штангеевской тропой, и лишь у одной примечательной скамейки на смотровой площадке, огороженной старым металлическим забором, они расходятся – Штангеевская идет дальше прямо, по кромке скал, а Таракташская уходит влево вверх. Другой скамейки там нет, ее невозможно пропустить. Просто от самой скамейки нужно повернуть на 90 градусов влево и топать вверх.

Протяженность самой тропы до плато от места развилки всего 3,5 километра, так как она берет свое начало уже на приличной высоте. Но чтобы добраться до станции канатной дороги, нужно будет еще немного пройти по плато, следуя указателю, находящемуся прямо на выходе тропы на плато.

Эта тропа гораздо популярней Мисхорской, потому как сама по себе очень живописна и захватывает еще целых две достопримечательности: водопад Учан-Су и кусочек знаменитой Штангеевской тропы. Если вдруг вы заблудитесь или потеряете маркировку, то всегда можно спросить встречных туристов, которых в теплое время года всегда много. Но тропа одна, хорошо натоптанная и вводящих в заблуждение четких развилок там нет, поэтому шансы потеряться минимальны. А вот зимой стоит быть осторожнее – снег заносит тропы и бывает очень глубоким, что усложняет и замедляет передвижение. При таком режиме очень быстро наваливается усталось, да и самой тропы не различить. Не различить и дорог на плато – зимой оно превращается в снежную бескрайнюю пустыню, и заблудиться очень легко, особенно в пургу и туман, что не редкость на Ай-Петри в зимнее время.

Поэтому вариант пеших прогулок безопаснее и приятнее всего в теплое, бесснежное время года. Зимой же лучше пользоваться канаткой или машиной. Ну или услугами местного опытного гида, если желание приключений непреодолимо.

Чем заняться

  • Прежде всего - гулять! Гулять по ай-петринской яйле, наслаждаясь чудесным видом на море и Большую Ялту, или видом на бескрайнее плато (оно действительно огромное, несколько километров в длину и в ширину), любоваться диковинными цветами, крымскими соснами с длинющими иголками и получать кайф от прогулок по богатейшей природе Крыма.

  • Обязательно пройтись по подвесным мостикам на один из зубцов. Мостики раскачиваются и поскрипывают на ветру, а под ногами – 1200 метров. Страшновато, но виды, открывающиеся с зубца, того стоят. Стоишь на небольшой площадочке, и со всех сторон тебя окружает открытое необъятное пространство. Неописуемые ощущения, лучше самому насладиться. До мостков со станции канатки ведут хорошо натоптанные тропы и имеются указатели – не заблудитесь. Просто следуйте за основным потоком граждан – все вновь прибывшие неизменно следуют туда.

  • Посетить пещеры. На Ай-Петри находятся три карстовые пещеры, открытые для посещения туристам: Трехглазка, Ялтинская и Геофизическая. Указатель в сторону пещер также находится недалеко от станции канатной дороги. Найти пещеры самостоятельно не так уж и сложно, а летом вам еще будут неоднократно предлагать экскурсионные и гидовские услуги прямо у канатки – местные гиды отведут вас куда угодно на плато, не только в пещеры, и сопроводят путешествие самыми разнообразными байками, историческими и географическими сведениями.

В пещерах любопытно поглядеть на сталактиты, сталагмиты, летучих мышей и прочий причудливый подземный мир, а летом приятно оказаться в пещерной прохладе после знойной жары. Вход в пещеры платный, цена – рублей 300. Спуски в пещеры оборудованы лестницами.


  • Погулять по палаточному городку-рыночку. Рынок иногда называют татарским, потому что в основном там торгуют татары своими аутентичными лакомствами и изделиями. Но помимо редких сувениров, которые не купишь на прибрежных рынках, тут можно приобрести туры по плато на лошадях и квадроциклах, полеты на дельтаплане, занятия скалолазанием и многие другие экстремальные горные развлекухи. Это определенно стоит попробовать, оказавшись на самой знаменитой вершине Крыма.

Ай-Петри зимой

Зимой Ай-Петри еще сказочней. Белые пушистые сугробы, заиндевелые иголочки сосен, кружение снегов, искрящихся на солнце, заснеженные горные вершины. А самое главное – удивительное для северного глаза сочетание: снег и море. В хорошую видимость (когда нет тумана, высокой облачности или густой пурги) с Ай-Петри видно Большую Ялту и море. И вот это практически нереальное сочетание - белый-белый снег и лазурное море внизу. Если окажетесь в Ялте зимой, то посетить Ай-Петри определенно стоит – редко где еще можно насладиться такими нереальными видами всего в часе езды.


Горнолыжный комплекс

Утверждение о том, что в Крыму есть все, абсолютно верно. Даже горнолыжка там имеется. Единственная в своем роде и именно на Ай-Петри. Добраться до нее можно на машине по уже описанной горной дороге Ялта-Бахчисарай (зимой ее регулярно чистят) или же на такси-снегоходах от станции канатной дороги. Трассы там очень интересные и продолжительные, но бугельные подъемники на тросах требуют недюжего навыка их использования. Это не комфортабельные кабинки или таблетки, к которым мы привыкли. Это закольцованный трос, движущийся с невысокой, но все же скоростью, к которому нужно самому прицепить металлический крючек своего бугеля - небольшой деревянной сидушки на веревочке, которая, собственно, и является твоим подъемником. По неопытности о трос рвут куртки, перчатки, и даже бывали травмы. Поэтому если вы раньше не пользовались этой допотопной советской системой, то следует пройти курс молодого бойца у инструкторов для своей же безопасности. Кроме этого, на горнолыжке можно арендовать бублики, снегоходы и квадроциклы, попробовать ски-джоринг (прицепиться к джипу на веревку и кататься за ним по плато на лыжах или сноуборде). Весьма радует, что на плато есть станция спасателей. Очень опытные и ответственные ребята (авторитетно заявляю, так как они мои знакомые), и под их надзором можно спокойно предаваться зимним увеселениям.

Более подробную информацию о трассах, ценах и прочих особенностях горнолыжки можно посмотреть на их сайте.

Еда

Голод не то, чего стоит опасаться на Ай-Петри. У канатки на плато раскинулся целый город –множество кафешек, торговых палаток, гостиниц и прочих развлекательных услуг. Тут можно удовлетворить самые разнообразные гастрономические интересы и найти все: от вареной кукурузы и чебуреков до устриц и супа-пюре из лосося. Но, конечно, превалируют кафе крымско-татарской кухни - пловы, лагманы и долмы на любой вкус.

Лично мне больше всего нравится кафе "Ай-Петри" (неудивительно, что оно так называется). Оно явно не единственное на плато с таким названием. Находится оно прямо на обрыве, и из панорамных окон до самого пола видно сами зубцы, вагончики канатной дороги, море и лес далеко внизу. Дух захватывает. Находится оно вот где: если выйти из станции канатки и стоять к ней спиной, то нужно пойти налево, дойти до смотровой площадки, встать лицом к морю, полюбоваться пейзажами, и справа прямо на обрыве будет стеклянное кафе, к которому ведет черная железная лестница. Это оно. И обслуживание, и сами блюда в нем на уровне. А цены более чем демократичны для Ялты и для высоты 1234 м. над уровнем моря. Хороший обед из 2 блюд и чебурека в придачу обойдется рублей в 600. Там же можно заказать кальян и подегустрировать крымское домашнее вино, сидя в широких плетеных креслах, обложившись мягкими подушечками. И все это с прекрасным видом на красоты Крыма!


Жилье

Если одного дня на занятие всем, что вы хотели осуществить, мало, то можно остаться на горе на ночь и даже не на одну. Множество гостиниц и хостелов прямо на плато предлагают размещение с различными условиями и по различным ценам. Вплоть до аренды палаток и спальников, чтобы спать на свежем воздухе и любоваться ночью россыпью звезд. Я бы советовала просто погулять по этому горному поселку, поспрашивать и поглядеть, что именно вам могут предложить и выбрать на свой вкус. Остаться там на несколько дней определенно стоит. Можно жить в домиках около канатки, в приюте на метеостанции, на турбазе Кичкинэ рядом с горнолыжным комплексом, в поселке Охотничье, которое находится на трассе Ялта-Бахчисарай, выше канатки. Цены на жилье на горе довольно высокие. Стоимость номеров в отелях можно узнать , а на частные апартаменты – . Зная, что Ай-Петри весьма любим туристами, крымчане не стесняются заламывать там цены. Жить можно в домиках разной комфортности, начиная от вагончиков и заканчивая хорошими лесными избами со стилизованным дизайном. Поэтому цены варьируются от 500 рублей за ночь до 5000. Однако и в тех и в тех не проведена канализация и присутствуют проблемы с водой. Душа там нигде не примешь.


Напоследок

Будучи в Крыму, обязательно стоит посетить Ай-Петри. Эта гора уникальна и прекрасна. Невероятная красота природы, величие скал, таинственность пещер, горный воздух и еще великое множество ништяков на ней вызывают только положительные эмоции и добрые мысли. Обязательно поднимитесь на эту гору, и, готова спорить, вы безумно влюбитесь в нее, так же как и я.

Ай-Петри: легенда и реальность

Свое название гора Ай-Петри получила благодаря древним грекам: на вершине горы сохранились руины древнего греческого монастыря. Название горы переводится как «Святой Петр». Имена так назывался монастырь в древние времена. Что ж, любили греки строить монастыри в подобных местах — вспомните греческие Метеоры!

На сегодняшний день Ай-Петри, пожалуй, одна из самых популярных среди туристов гор в Крыму.

Гора, высота которой составляет 1234 метров, является местом притяжения туристов, т.к. с нее открывается непередаваемый вид на Большую Ялту. С вершины Ай-Петри хорошо виден все курорты Южного берега Крыма, а море отсюда просматривается на расстояние 135 км.


Гора отличается необычной формой, украшенной острыми зубцами, делающими ее заметной среди других крымских вершин. Учёные установили, что вершина Ай-Петри - это бывший коралловый риф.

При этом Ай-Петри - не одиночная вершина, а огромный массив, протянувшийся от Ялты до Фороса и называемый Ай-Петринской яйлой или плато. Как и другие крымские яйлы, она практически безлесна. Однако причины ее безлесья не совсем ясны. Одни ученые считают, что яйлы ранее были покрыты лесом, но уже в историческое время древесный покров был уничтожен пожарами и человеком. Другие считают, что причина в неблагоприятных климатических и почвенных условий. Особенно губительны для деревьев и кустарников сильные зимние ветры (даже у нас была возможность убедиться в правдоподобности этой версии)

Как бы то ни было, плато Ай-Петри место уникальное и красивое. И подняться на него определённо стоит. Осталось лишь решить — как вы это будете делать.

Как добраться

Попасть на вершину можно несколькими способами:

  • на канатной дороге
  • на автотранспорте: личном или воспользоваться услугами многочисленных частников (их цены сопоставимы с ценой на канатку)
  • пешком: туристические маршруты, которых ведет на вершину очень много, найти можно почти из любой точки у подножия горы.

Самый быстрый и известный способ — воспользоваться услугами канатной дороги . Собственно, мы так и сделали. Нижняя станция находится в курортном поселке Мисхор, высота над уровнем моря 87 метров. Стоимость канатки: 350 рублей – взрослый билет; 250 рублей – детский (от сезона к сезону цены имеют тенденцию увеличиваться рублей на 50)


Добрать до канатной дороги можно на автобусе из Ялты (автобусы №27 и 32). Автолюбителям доехать до нижней станции немного сложнее. Станция находится практически в центре Мисхора, но указатели на перекрёстках имеются далеко не везде, и мы постоянно останавливались, чтоб спросить у прохожих — правильно ли мы едем… Наконец, припарковав машину на небольшой стоянке, направились к кассе канатной дороги.

По пути к кассам нас несколько раз пытались подловить дядечки, которые предлагали нам поехать на вершину на их автомобиле: дескать, так интереснее будет. Но мы твёрдо решили подняться хотя бы раз на канатке, а на автомобиле мы потом и сами сможем, если захотим.


Для начала несколько слов о самой канатной дороге. Канатная дорога работает с 10 до 16 часов на подъем и с 10 до 17 часов на спуск без перерывов и выходных. Вместимость кабинок – 30 человек. Протяженность дороги составляет 2980 метров. Состоит она из двух отрезков: примерно в середине вам придётся выйти из кабинки и ждать прибытия верхней кабинки, чтоб пересесть в неё и ехать дальше, до вершины. Этот отрезок дороги между средней и верхней станцией состовляет 1670 метров и является самым длинным безопорным пролетом в Европе, угол подъема – 46 градусов.

Кстати, в этом году у айпетринской канатки будет юбилей — ей исполняется 30 лет. Её строительство началось в далёком 1967 году, а открытие состоялось лишь 31 декабря 1987 г.

Если честно, вагончики канатки выглядят так, будто им все 70… Они похожи на старые довоенные трамваи.


И пока мы едем в нём наверх, я с опаской прислушиваюсь ко всяким разным скрипам… Но вскоре красивые виды за окнами увлекают меня гораздо больше, чем интерьер вагона:


На пересадке из вагона, прибывшего сверху, выходят люди и они.. э…выглядят как наполеоновские солдаты под Москвой: замотаны кто во что горазд, будто не сентябрь сейчас, и мы не в в Крыму. Я, конечно, читала, что надо одеться потеплее, потому что на горе будет прохладно, но не предполагала, НАСКОЛЬКО ПРОХЛАДНО там будет…

Как одеться

Несколько слов об особенностях погоды на Ай-Петри. В контрастности климата между горой и побережьем можно легко убедиться, поднявшись из Ялты — из жаркого субсредиземноморского климата — в умеренно холодный, избыточно влажный климат Ай-Петри. По температурному режиму айпетринское плато можно сравнить со средней полосой России. Если в Ялте Среднегодовая температура воздуха +13 градусов, то на Ай-Петри всего +5,9. Осадков на Ай-Петри выпадает 1052 мм, в Ялте - 635 мм. Скорость ветра на плато может достигать 50 м в секунду!

Поэтому даже летом стоит взять с собой при посещения Ай-Петри ТЁПЛУЮ ОДЕЖДУ. Нет, вы не поняли — реально тёплую одежду. А не трикотажный джемпер, как это сделала я…

А уж зима здесь и вовсе настоящая, с метелями и сугробами. Морозы в феврале бывают до -27 С. Северный ветер обдувает плато 220-230 дней в году. Что касается снежных метелей, в течение зимы, бывает до 35 дней с метелями.

Вот такая шутка природы это место…

Что увидим наверху

На выходе с канатной дороги мы сразу же ощущаем на себе эту смену климатических условий: ветер дует такой, что аж глаза слезятся. И холодно, продувает до дрожи…Наматываю на себя чудом оказавшийся в сумке палантин, и мы отправляемся исследовать плато.

И почти сразу же упираемся в многочисленные кафе, зазывающих блюдами национальной (крымско-татарской) кухни. Тут и там вьётся дымок жаровен.. Нас настойчиво зазывают попить горячего чайку. Но мы вежливо отказываемся — пока не хочется, спасибо…

Нет пока у нас желания воспользоваться и другими развлечениями. Список развлечений стандартный – конные прогулки, квадроциклы, спуск по натянутому тросу с вершины на плато.

Здесь же, на плато, находится туристский приют, принимающий путешественников не только летом, но и зимой, когда здесь рай для любителей горнолыжного спорта. Да, я не оговорилась: на Ай-Петри оборудовано несколько горнолыжных трасс. Где они тут катаются зимой, интересно?


Дальше наш путь проходит через настоящий восточный базар со своим колоритом. Помимо чая и сладостей, тут вам и вина на розлив, и сувениры. Торгуют теплыми чунями из овечьих шкур, жилетками из них же, и прочими изделиями народного промысла. Тропа, которая ведет на вершину — к зубцам, начинается в заповедной зоне, вход в неё платный (100 рублей).


Далее пару-тройку сотен метров предстоит пройти через лесок, по каменистой тропе. По времени это занимает минут 10-15 , но нужно смотреть под ноги — поверхность камней достаточно скользкая в любую погоду! И, хоть набор высоты незначительный, некоторые наверняка успевают устать. Для них, видимо, и висит этот ободряющий плакат:


Выходим из лесочка, до вершины — всего какая-то сотня метров. Но идти быстро не получается — из-за сильного ветра (в лесочке, кстати, его почти не было).

Наконец, перед нами то самое место, с которого делаются самые красивые фотографии с Ай-Петри:


Это знаменитые зубцы. Среди них четыре особенно крупных (высотой до 12-15 м) и много более мелких. Зубцы Ай-Петри образовались при выветривании рифового массива, рассеченного разломами. На одном из зубцов установлен шпиль для поднятия флага, на другом после киносъемок оставлен деревянный крест.

Восхождение на Зубцы доступно только скалолазам. Но для любителей экстрима на зубцах за небольшую плату организован незабываемый аттракцион. Суть аттракциона – по подвесному шаткому мосту пройти над пропастью по зубцам. Адреналин, наверное, хлещет через край.


И я так хотела сделать это, так хотела!… Но так замёрзла из-за жуткого холодного ветра, что порой не чувствовала пальцы рук. Как по такому ветрогану идти по шаткому подвесному мосту с онемевшими от холода конечностями? И решила я — не в этот раз, друзья…

Так что, если у вас есть желание пойти на этот аттракцион — советую утеплиться и обязательно быть в спортивной обуви.

То, что мы не увидели на Ай-Петри…

Проведя несколько минут на этом месте, делаем несколько фотографий и видео для блога.


На этом мы посчитали свою задачу выполненной. И на негнущихся от холода ногах начинаем спускаться обратно к станции канатной дороги.

А между тем, на айпетринском плато есть несколько интересных объектов, до которых мы просто не дошли.

Например, к северо-востоку от зубцов, выше станции канатной дороги, находится небольшая тисовая роща , в которой произрастает 1000-летний тис ягодный. Диаметр ствола 103 м, высота 10 м.

А ещё на Ай-Петри можно посетить ряд пещер , куда организуются экскурсии для туристов. Из трех пещер — Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка — наиболее примечательной является последняя. Свое название она получила благодаря трем отверстиям, через которые туристы и попадают внутрь неё. В пещере можно полюбоваться ледяными сталактитами и сталагмитами, катком и огромной глыбой снега. В пещере всегда сохраняется довольно низкая температура, поэтому она имеет еще несколько названий – Холодильник или Ледяная. Лезть в ледяную пещеру у нас уже точно не было желания.

Также у автодороги Бахчисарай-Ялта находится метеорологическая станция, одна из старейших в Крыму, основанная в 1895 году. Кроме метеонаблюдений здесь велись работы по гидрологии, ботанике, почвоведению, астрономии, зоологии. С 1905 по 1932 гг. начальник метеостанции К. Ф. Левандовский возглавлял исследовательские работы по ветрам и атмосферному электричеству. Было замечено, что на Ай-Петри из-за резкого перепада температуры воздуха в степи и на побережье имеют место постоянные сильные ветра, причём, 125 дней в году скорость их достигает 40 м/с (144 км/час !)

К концу 1930-х замеры проводились с помощью прибора, установленного на самой бровке плато. Данные измерений были необходимы для проектирования ветросиловой станции, мощностью 10000 кВт. Но в 1940 г. прибор был сорван ураганом. В начале 1990-х датские подрядчики, установили 30-метровый стояк с ветроагрегатом на макушке. Всё повторилось: крымский ветер оказался значительно крепче датских технологий - крылья раскрутились так, что их просто сорвало!

Ушли, чтобы вернуться

Спускаясь обратно в кабинке подъёмника, мы решили, что стоит вернуться на Ай-Петри уже по двум причинам. Во-первых, чтобы пройти по тем подвесным мосткам. Во-вторых, чтобы совершить пешую прогулку с осмотром всех неохваченных достопримечательностей (рощи, метеостанции, пещер).

Обо всём этом я обязательно напишу. Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.

Любимая художниками и воспеваемая поэтами. Она располагается на территории Ялтинского горно-лесного заповедника, величаво возвышаясь над Алупкой и Мисхором . Эта каменная громада с зубцами и отвесными обрывами напоминает волшебный замок, часто скрывающийся за облаками.

Тайна имени

Этот природный объект, куда мечтает попасть каждый турист, является одной из вершин одноимённого горного массива. В средние века здесь находилась церковь Святого Петра, которая и дала название этой вершине (в переводе с греческого «Ай» – святой, «Петри» – Пётр). Наверху бывают частые туманы, а также ветры такой силы, что в своё время здесь была установлена ветростанция. Однако её лопасти не выдержали порывов ветра и были сорваны. Но местные утверждают, что это разгневались духи.

Высоту Ай-Петри легко запомнить – 1234 метра над уровнем моря, звучит, как начало детской считалочки. Поднявшись к месту осмотра, туристы смогут увидеть чудесную панораму южного побережья: бескрайняя зелень, игрушечные домики посёлков и море, которое постепенно сливается с небом. Неподалёку от площадки хорошо видны знаменитые зубцы, образованные отвесными пиками.

  • учесть, что на Ай-Петри довольно ветрено и на 5 – 10 градусов прохладнее, чем внизу;
  • взять с собой головной убор и воду;
  • запастись деньгами: возможно, там захочется сфотографироваться с животными, попробовать местные блюда, приобрести сувенир на память или посетить одну из пещер.


Что стоит посмотреть на горе Ай-Петри в Крыму?

Эти места больше напоминают степной Крым , чем горную вершину. Только подойдя к краю большого и ровного плато, можно убедиться, насколько высоко вы забрались. Для начала можно подняться к Ай-Петринским зубцам. На пик горы ведёт пешая тропа, подъём занимает 30 – 60 минут. На всём пути есть лавочки и места для отдыха, поэтому путешествие не будет утомительным.

Здесь насчитывается примерно 300 пещер, но лишь 2 из них доступны туристам. Это пещеры Трехглазка и Ялтинская . Первая знаменита тем, что на дне всегда лежит обледеневший сугроб. Добываемый здесь лёд доставляли во дворец графа Воронцова и использовали для охлаждения продуктов и вин. Спустившись по ступенькам в просторный карстовый зал, можно увидеть сталактиты, сталагмиты и вечный лёд на дне.

Вблизи станции канатки образовалось самобытное поселение, которое тоже можно считать достопримечательностью горы Ай-Петри. Крымские татары наперебой предлагают попробовать домашнее вино, плов, чебуреки, ароматный чай и домашнюю выпечку. Желающие могут прокатиться на верблюде или на лошади.

Добраться на вершину Ай-Петри можно четырьмя способами

1. Самый легкий и быстрый способ – канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри». Маршрут фуникулера проходит над отелями Мисхора, виноградниками и урочищем Сосновый бор. Стоимость подъема в одну сторону для взрослых – 400 рублей, для детей от 6 до 12 лет – 250 рублей. По времени это занимает не более 15 минут.

2. На маршрутном такси. Отправляется транспорт с автовокзала города Ялты. Рейсовых маршруток нет, но найти нужный микроавтобус не составит труда. Стоимость билета 350 рублей. На дорогу уйдет примерно 1,5 часа.

3. На личном автотранспорте. На вершину ведет крутая серпантинная дорога. От автовокзала Ялты до канатной станции на Ай-Петри расстояние составляет 30 км, но из-за сложной дороги ехать придется более 1 часа. Ниже показана карта с маршрутом:

4. Пешком по Мисхорской тропе. Это самый трудный и сложный вариант, идти придётся несколько часов и постоянно в гору.

В заключение предлагаем посмотреть красивое видео о самой знаменитой горе Крыма:

Приветствую! Я приготовила для вас экскурсию с экстремальным восхождением. Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. Обновлено 04.01.2019 г.

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с перевозчиками (список перевозчиков за январь 2019 г. в ВК: https://vk.com/ai.petri?w=page-1728944_54122784 ). Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

Из-за отсутствия снега на крымских курортах в начале января 2019 г. плато Ай-Петри стало самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке.

2 января 2019г. на плато Ай-Петри движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».



Уважаемые, перед поездкой смотрите в Сети погодные условия в зимнее время! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Расчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак.

Актуальная информация о погоде на Ай — Петри: https://ru.snow-forecast.com/resorts/Ay-Petri/6day/mid или в указанной группе в ВК.


4 января 2019 года сошло 6 лавин, транспорт сам выбраться не смог, вызвали тяжёлую технику и шнекороторы для пробивки к застрявшим людям. Лавины накрыли много транспорта.


Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Наша поездка на Ай-Петри состоялась в середине марта, с дорогой повезло — снежные заторы повстречались нам лишь на северном спуске.


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса.


По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне).

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

На вершину Ай-Петри мы направились после прогулки по Ялтинской набережной во второй половине дня. С моря дул холодный ветер и я опасалась, что на верху мы замерзнем окончательно, но вышло наоборот.

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта нашего маршрута.

Просмотреть увеличенную карту

Второй отрезок ближе к плато настоящие американские горки с поворотами на 180°.

Как, я уже сказала, поездка состоялась в начале весны, поэтому листвы на деревьях не было. На середине пути мы остановились сделать несколько фото, дальше такой возможности не представилось из-за особенности трассы. Есть «карманы», но их лучше не занимать, мало ли кто свалится вам на голову …

Фото из группы ВКонтакте «Погода на Ай-Петри» сделаны 2 декабря 2018 года. Со стороны Бахчисарая дорога на Ай-Петри намного хуже, много ям.



В Сети появилась информация о том, что зимой 2019 г. дорогу на Ай-Петри закрывать не будут.

В этом году специалисты «Крымавтодора» решили изменить правило. На подходах к горе установят метеостанции, которые будут прогнозировать погоду и состояние дорожного полотна. Это даст дорожникам вовремя среагировать, обработать дорогу и привести её в рабочее состояние.

В марте в лесу целые поляны подснежников, но фраза «ой какие цветочки, давайте остановимся» была явно не уместной, поэтому сфотографировала то, что росло рядом с дорогой.


На некоторых участках ограждение полностью отсутствовало. Но мой вопрос: «Почему нет отбойников?», друг ответил: «Если мы будем лететь вниз, они нам не помогут». Спасибо, успокоил…

Оставалось дождаться, когда мы поднимемся на Ай-Петри. Мысленно я представляла, как выглядит плато, ведь в последний раз я была там еще лет ….дцать назад. Въехав на гору, оставили машины на свободном участке рядом с администрацией метеорологической станции.


С так называемой обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури утопало в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляли своими зарослями Алупку и Кореиз.

Тишина и умиротворение летали в воздухе, пока под моими ногами …..не зазвенело стекло.

В общем, вниз лучше не смотреть и до ограждения «видовой» площадки не дотрагиваться. Это я потом поняла, что для радости туристов есть совсем другая обзорная площадка, а эта, просто так, на всякий случай…

Вот и само ограждение с витиеватым орнаментом. Жаль, что еще немного, и оно улетит в пропасть. Как же обзорная площадка без ограждения останется….


Правее вдали, хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.

Прямо пойдешь — на разборки попадешь.

Вот такое «архитектурное» сооружение осталось после чей-то дележки. До 2011 года на этом месте находился лыжный клуб. Видимо, теперь эти развалины будут служить в назидание потомкам.

Дальше было совсем грустно. Настроенные рядами «кафе» и торговые палатки с непонятными сувенирами, не имеющими ничего общего с изделиями крымских мастеров. Особого колорита национальной кухни тоже не заметили, поэтому на обед никуда не заходили, оценить предлагаемые блюда не могу.



Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

По всем городам проходят субботники, а самая известная гора Крыма, из-за сложного подъема, остается в стороне от цивилизации. Нет даже самых обычных мусорных баков.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»….

На краю обрыва еще одна «архитектурная достопримечательность». Строилась с размахом так, чтоб ы из всех окон и горы, и море и солнце были видны.


На выцветшей вывеске надпись — Кафе «Веселый Роджер», лучшие рецепты восточной кухни.

Рядом с «восточной кухней» еще одна видовая площадка.



Здесь можно повернуться к морю и отвлечься от действительности, но только в одном направлении, потому что с других сторон всю красоту плато закрывают стройка и частные дома.




Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.

Еще в 2014 году в СМИ сообщили, что плато Ай-Петри приведено в порядок, убран весь строительный мусор и нет незаконных построек. Неужели было еще интереснее….

Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.

Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.

Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…

Вернувшись на стоянку, мы отправились на машинах через всю равнину плато.

Чем дальше на север, тем снега становилось больше. В низинах, там где снег еще не растаял, на склонах катались сноубордисты. Первый снег выпадает на Ай-Петри в октябре, а устойчивый слой сохраняется с середины декабря и до марта-апреля.


А нам предстоял затяжной спуск по горному серпантину в сторону Бахчисарйского района. В начале дороги была колея из снега и льда.

Раньше, при плохих погодных условиях для частных авто дорогу на Ай-Петри перекрывали и со стороны Ялты и со стороны Бахчисарая. Везде дежурила ДПС. Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки.

Желающие добраться на Ай-Петри могут без особого труда найти контакты перевозчика (ссылка выше) в социальных сетях. Отправляется комфортабельный транспорт ежедневно из Ялты.

Организаторы трансфера не скрывают, что на самом деле трасса закрыта. При этом, как именно «пробираются» перевозчики через посты ДПС выяснить не удалось: «У нас другие ходы. Неважно как, но мы доберемся».

Примерно в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .

Конечно, в марте там не так интересно, как в октябре.

Наша мартовская поездка на Ай-Петри завершилась. Впечатления остались неоднозначные.

Что происходит на Ай-Петри в июне 2018 года.

Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Интересно, чем удивит верхняя станция подъемника на Ай-Петри. Как будут развиваться события, покажет время. Статья все время обновляется.

Отели Крыма на Букинге . Под формой бронирования обязательно установите галочку в графе «Я путешествую по работе», из-за санкций Букинг заблокировал поиск отелей Крыма.

Благодарю за внимание!



Похожие статьи