Современный шлюп и его паруса. Различия яхт по типу вооружения

29.12.2023

Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных парусов.

Большие парусные суда носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром; к ветру оно может идти только под большим углом - порядка 60-70 . На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.

Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.

Различают несколько видов косых парусов.

Четырехугольный гафельный парус (рис. 12, в и 13, а) имеет гафель-наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) . соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.

В настоящее время двухшвертовики применяются очень редко.

На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту (рис. 12, а), или шпринтом - шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним - в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе «Оптимист» (рис. 12, б).

Лет 40-50 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечивающие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.

Бермудский парус (рис. 12, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя шкаторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса. - к гику.

По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением - это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной яхты-шхуны «Вандреди 13» длиной 39м и парусностью около 100 м2.

Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт - очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей парусности оно неудобно-парус получается высоким, поэтому и сила давления ветра на Паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.

В СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис. 12)-господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов «ОК», «Оптимист» и «Финн»).

Для снижения высоты парусности и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до 60м2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 13).

Шлюп - это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.

Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский шлюп (или, как его часто называют, «три четверти», так как стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис. 13, б и в). Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником.


Рис. 14 Тендеры"
А - гафельный, Б - бермудский

Когда парусность больше 60-80м2, ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют тип вооружения, называемый тендером. Тендер (рис. 14) несет в переднем треугольнике два или больше передних парусов, чем и отличается от шлюпа. Эти паруса называются: стаксель (ближний к мачте внизу), кливер (впереди стакселя) и кливер-топсель (или летучка) который ставится у самого топа мачты.

Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).

Двухмачтовые вооружения (рис. 15) применяют на крупных крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса, можно приспособиться к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.

Не очень крупные крейсерские яхты (50-100 м2) в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть как гафель" ные, так и бермудские. Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафель-ный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань - гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8- 10% общей площади парусности яхты.


Рис. 15. Двухмачтовые яхты.
А - бермудский иол; б - стаксельный кэч. В - гафельная шхуна; Г - бермудская стаксельная шхуна

Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань-мачта стоит впереди головки руля.

Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань-стакселем. Такие кэчи называют стаксельными (рис. 15, б). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой.

На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.

Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой, а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний). Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис. 15, г). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок- и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты - парусностью более 150-200 м 2 .

Парусное вооружение используется для создания тяги, чтобы двигать судно используя ветер. Состоит из рангоута и парусов. Парусное вооружение может быть разным. Существуют десятки типов парусного вооружения. Мы не будем рассматривать их сейчас. Большей частью вы будете иметь дело с очень распространенным типом «бермудский шлюп».

Парусное вооружение «бермудский шлюп».
Основные и дополнительные паруса.

  1. Фаловый угол
  2. Колдунчики
  3. Передняя шкаторина
  4. Галсовый угол
  5. Гика шкот
  6. Стаксель шкот
  7. Шкотовый угол
  8. Колдунчики

Основные паруса - грот и стаксель

Стаксель

передний парус в бермудском вооружении. Генуя или генуэзский стаксель, стаксель, штормовой стаксель - все это названия переднего паруса.

Стаксель на закрутке

Один парус для любой силы ветра. При усилении ветра его площадь можно уменьшить, закрутив его частично вокруг форштага с помощью троса и барабана закрутки из кокпита.

Закрутка стакселя - механизм, барабан, позволяющий накручивать стаксель на штаг. Закрутка стакселя позволяет не ставить или снимать парус каждый раз, когда выходите или подходите к стоянке, а просто накручивать его на штаг. Его минус в том, что он не оптимален для всех погодных условий.

Стаксель на карабинах

Сменный стаксель крепится на карабинах (раксах) к форштагу. Такое крепление надежно и не позволит упасть парусу при подъеме или спуске. Его можно быстро поменять на парус меньшего масштаба или большего. Такой парус удобен для длительных путешествий, но не удобен на регатах.

Стаксель на штаг пирсе

Сменный парус, может быть свернут без закрутки стакселя. В переднюю шкаторину вшит лик-трос, который удерживается в лик-пазе штаг-пирса. Штаг-пирс пластиковая или алюминиевая планка на штаге. Такой стаксель обеспечивает лучшие динамические характеристики, но его сложно скручивать на яхтах более 35 футов. Управляют стакселем (переводят его с борта на борт) с помощью стаксель шкотов завязанных на шкотовом угле паруса, и проведенных по разным бортам яхты.

Грот

Парус грот расположен позади мачты.
Классический грот опускается и поднимается фалом через топ мачты. Для небольших яхт иногда используют патент-риф, конструкцию вертлюга, который позволяет накручивать грот на гик.
При усилении ветра площадь грота уменьшают - «берут рифы». Закручивают грот частично в мачту или на гик (при патент-рифе). Если грот классический - парус приспускают на фале и подбирают образовавшийся «карман» риф штертами.

Грот может убираться на закрутку, расположенную внутри мачты.

Гика шкот - снасть, которым управляется гик и соответственно грот.
Каретка гика шкота и гика шкот - снасти для управления гротом.

Части паруса

Фаловый угол - верхний, за него парус подымают.

Шкотовый угол - в люверс шкотового угла привязывают стаксель шкоты, которыми управляют парусом

Галсовый угол - передний, показывает каким галсом идет яхта

Шкаторина - кромка паруса, может быть задней, передней и нижней.

Дополнительные паруса

Спинакер

Спинакер - легкий парус большой площади, шьется из нейлона. Используется для полных курсов - фордевинда и бакштага.

Спинакер несут на специальном рангоуте - спинакер гике

Генакер

Генакер - ассиметричный спинакер, гибрид между генуей и спинакером. Со спинакером он схож тем, что не крепится к штагу, такой же легкий и большой площади. Он как и генуя крепится на носу яхты или на бушприте за галсовый угол. Гик ему не нужен. Управлять им значительно легче, чем спинакером

Штормовые паруса

Трисель и штормовой стаксель


Шьются из очень плотной ткани меньшего размера по сравнению с основными парусами.

Трисель - штормовой грот, небольшой площади из очень плотной ткани. Парус трисель используется вместо грота, но он не крепится к гику, а правляется из кокпита двумя отдельными шкотами.

Слово «бермудский» относится к конструкции парусов и способов крепления их к рангоуту на судне . Характерными признаками бермудских парусов является:

  • вид сбоку близкий к треугольному;
  • крепление к судну и его мачте по передней шкаторине паруса;
  • для управления парусом используется один угол - шкотовый и (или) нижняя шкаторина.

Слово «шлюп » означает, что судно одномачтовое, но с двумя парусами:

  • гротом (закрепляемом на мачте по всей передней шкаторине)
  • стакселем, соединенным верхним т. е. фаловым углом с мачтой, нижним (называющимся галсовым) углом к носовой части палубы, и всей передней шкаториной либо к тросу (это может быть трос вшитый в переднюю шкаторину паруса, или штаг - трос удерживающий мачту спереди, или штаг-пирс, т. е. жесткая снасть вместо троса в виде трубы или штока).

Штаг-пирс, несомненно, лучший вариант, но применяется реже из-за дороговизны и (или) большой массы.

Бермудский шлюп выглядит как показано на рисунке 4.1.

На рисунке вместо размеров указаны буквенные обозначения:

s п - площадь плавника.
s р - площадь руля.
s к - площадь подводной части корпуса.
B maх - максимальная ширина корпуса яхты.
B квл - ширина по КВЛ.
B кормы - ширина кормы.
V - водоизмещение яхты.
m пл - масса плавника.

Объяснения

  1. Круто к ветру - когда яхта движется навстречу к ветру под некоторым острым углом. У современных круизных яхт этот угол порядка 45°, но у самых быстроходных больших яхт может быть и 30°!
  2. Лавировка - способ (технология) движения яхты навстречу к ветру, состоящий в попеременном движении: то левым, то правым галсами (Галс - положение яхты относительно направления ветра. Правый галс - ветер дует в правый борт, с правой половины яхты, левый галс - в левый борт, с левой половины.
  3. Выбираться на ветер - двигаться навстречу к ветру;
  4. Бермудские паруса имеют три угла и три шкаторины , каждый со своим именем:
    - верхний угол, за который парус поднимается вверх по мачте с помощью фала (т. е. троса, веревки) называется фаловым углом;
    - нижний угол паруса, обращенный к встречному ветру, называется галсовым углом;
    - задний угол паруса, обращенный в направлении по ветру, называется шкотовым углом и служит для управления парусом с помощью шкота (веревки);
    - шкаторины - это края паруса;
    - передняя шкаторина в рабочем положении обращена к ветру и в нее вшит трос (называется он ликтрос);
    - задняя шкаторина - сзади. С нее стекает отработанный поток ветра;
    - нижняя шкаторина обращена к палубе.
  5. Мореходность - свойство яхты успешно противостоять стихии ветра и волн определенной силы. Чем сильнее ветер и волны тем должна быть мореходнее яхта. Более прочная и более приспособленная к неожиданностям погоды яхта считается более мореходной.
  6. Генуя - широкий стаксель, заходящий своим шкотовым углом за мачту в сторону кормы.

Пропорции круизного бермудского шлюпа

Пропорции современных круизных яхт можно выразить через главный размер L квл. Собственно L квл лежит обычно в пределах 2,5 ÷ 20 м.

L mах ≥ L квл. L max может достигать 1,3L квл однако имеется тенденция к L mах = L квл.
Н = (1 ÷ 1,5)Lквл, чаще всего H ≈ 1,3L квл.
h cт = (0,75 ÷ 1)H; лучше когда h cт = H, однако возникают проблемы прочности мачты.
h б = (0,07 ÷ 0,2)L квл; чем больше h б, тем мореходнее яхта.
∆ ≈ 0,1L квл - смещение ЦП в нос от ЦБС. Очень важная величина, влияющая на управляемость яхты.
Т общ = (0,2 ÷ 0,3)L квл; Т к ≈ 0,05L квл.
Плавник, как и перо руля - подводные крылья. Они действуют как крыло планера, только расположены вертикально.
s к ≈ 0,6L квл × Т к;
s п ≈ 0,6Sк = 0,036L квл × T к.
Многое зависит от формы подводного крыла, т. е. от t, 1, b.
В поперечном сечении плавник и перо руля имеют форму капли с тупым концом вперед. t ≈ (1,8 ÷ 2,5)l = (0,18 ÷ 0,25)L квл, где l ≈ 0,1L квл; b ≈ (0,012 ÷ 0,015)L квл.
Для пера руля соотношение между t, 1 и b - аналогичны, но для руля s р ≈ 0,25s п.
m пл ≤ (0,2 ÷ 0,4)V для крейсерских и килевых яхт;
m пл ≈ 0 для легких лодок, швертботов, парусных досок и катамаранов (вообще для многокорпусных яхт),
V = (0,0046 ÷ 0,007)L 3 квл; S = (0,5 ÷ 0,75)L 2 квл;
S ст ≈ S гр, лучше когда S ст = 1,25S гр.
B max ≈ (0,3 ÷ 0,45)L квл. В квл ≈ (0,27 ÷ 0,4)L квл.
B к ≈ В квл.

За пестротой обозначений, терминов и численных соотношений не легко угадать прелесть классической круизной яхты. Поэтому сформулируем ее преимущества в кратком словесном виде.

Во-первых , и это главное, круизный бермудский шлюп доброй пропорции хороший лавировщик. «Мертвая зона», куда рулевой не может сразу и непосредственно (разве что под мотором) привести яхту, составляет всего лишь около 90° из 360° (по 45° на правую и левую стороны от направления навстречу ветру). При парусах высокого аэродинамического качества и высоких аналогичных характеристиках плавника и в целом подводной части яхты эту цифру можно снизить до 80°.

Гоночные большие супер-яхты достигают даже 60°. Однако, каждый градус навстречу ветру обходится все дороже и дороже, что требует сверх дорогую парусную ткань и тем более готовые паруса. Самые современные мачты, такелаж, устройства управления и оборудование тоже стоят дороже обычных. Не менее дорого обходятся и гидродинамические качества подводной части яхты: сложные формы плавника, сверхчистые поверхности, не допускающие малейших прилипаний водорослей и другой грязи, «узкие» ворота режимов плавания: строгое выдерживание углов атаки парусов по отношению к переменному ветру, сверхточный учет дестабилизирующих факторов (волны, течения и др. и т. д. и т. п.) требуют применения дорогостоящих приборов и компьютеров в процессе плавания.

Во-вторых , круизный бермудский шлюп доброй пропорции удобен в управлении и не требует многочисленной команды вследствие хорошо организованной проводки шкотов и механизации органов управления: лебедки, блоки, стопора, рулевое устройство - предельно просты.

В-третьих , на попутных курсах, где треугольные (бермудские) паруса не являются самыми эффективными, имеется возможность ставить дополнительный парус из легкой ткани - спинакер или генакер (генакер - несимметричный спинакер, спинакер же напоминает парашют и сравним по площади с суммарной площадью лавировочных парусов). Это дает заметный прирост скорости и достигается максимум возможного. Применение спинакера или генакера требуют хорошей слаженности от экипажа в управлении. Справедливость требует сказать, что на бермудском шлюпе паруса поставленные «бабочкой» на курсе фордевинд позволяют без хлопот идти в турпоход.

В-четвертых , широкое и плоское днище кормы в сочетании с высокой энерговооруженностью (т. е. S/V = 24 ÷ 30 м2/на тонну водоизмещения) позволяет яхте выходить из водоизмещающего режима плавания в режим серфинга и достигать скорости хода выше, чем ее ограничивает закон Фруда в водоизмещающем режиме (по Фруду или с учетом 1 узел = 1853 м/час, или 0,514 м/с, 1 фут = 0,3048 м. ). Надежную круизную яхту типа бермудский шлюп можно создать относительно дешево.

На прямой вопрос: «Какова скорость яхты?» Ответ таков: «Она всегда разная».

При скорости ветра равной нулю (полный штиль) яхта будет стоять или сплавляться по течению или грести парусами за счет набегающих волн и чуть двигаться. В этом случае выручает мотор или весла. Но, это редкая ситуация, когда совсем не дует.

При невысокой волне (для каждого размера яхты это своя величина) при ветре 3 ÷ 4 балла (3,4 ÷ 7,9 м/с) яхта средних размеров (≈ 6 ÷ 7 м по КВЛ) развивает скорость согласно формуле Фруда около 10 ÷ 13 км/ч. Для этой же яхты при скорости ветра 12 м/с можно достичь скорости 25 км/ч. Яхты больших размеров ходят быстрее, меньших размеров - медленнее.

В условиях крепкого ветра и шторма (свыше 20 м/с) самый быстрый ход бывает курсом галфвинд вдоль волны или чуть наискосок. Встречные к волне курсы под острым углом к ветру ход сильно замедляют, а малые яхты уже не могут бороться со стихией и дрейфуют по ветру или останавливаются на якорях.

Ход на попутной волне выводит яхту на режим серфинга и глиссирование. Скорость увеличивается до скорости ветра и более!

У рулевого (капитана) яхты большой выбор различных вариантов: пытаться двигаться в выбранном направлении, скрыться в убежище, встать на якорь, попробовать использовать мотор, несмотря на то, что круизная яхта - само-выпрямляющаяся яхта, если даже окажется мачтой вниз - это за счет массы плавника.

При чрезмерной для вашей яхты силе ветра, когда возникают опасный (большой и рывками) крен и сильный дрейф, уменьшают площадь парусности, на морском языке: «берут рифы». Эта операция значительно облегчается и ускоряется, если на яхте сделаны устройства для скручивания парусов: закрутка стакселя вокруг передней шкаторины, патент-риф грота для скручивания его по нижней шкаторине с одновременным потравливанием фала.

Увлечение яхтами - выжимателями скорости всеми возможными способами, уже на этапе конструирования приводит к ухудшению их обитаемости (т. е. бытовых условий) и, главное, к снижению надежности, поскольку сверх-облегченные яхты часто попадают в условия на грани их прочности. Управление такими яхтами требует высочайшей квалификации экипажа.

Под вооружением понимают паруса и все устройства для управления ими.

4.1. Типы парусного вооружения: прямое вооружение (корабль, бриг), смешанное (барк, баркентина, бригантина), косое (люгерное, латинское, рейковое, шпринтовое, гафельное), бермудское (кэт, шлюп, тендер, йол, кэч, шхуна).

Типы парусов: а - прямой (брифок); б - рейковый (люгерный); в - разрезной фок; г - латинский; д - китайский; е - шпринтовый; ж - гафельный; з - гуари;и - бермудский.

Тендеры"
А - гафельный, Б - бермудский

Двухмачтовые яхты.

А - бермудский иол; б - стаксельный кэч. В - гафельная шхуна; Г - бермудская стаксельная шхуна

Части парусного вооружения.

Основные части вооружения – паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут.

Совокупность всех деревянных и металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов называется рангоутом .

Части рангоута бермудского и гафельного кэта, шлюпа: мачта, гик, гафель, реек стакселя, спинакер-гик, штагпирс, бушприт.

Материал для изготовления рангоута : дерево, металл, пластик.

Конструкция деревянного рангоута : цельный, клееный, пустотельный, складная мачта, пасынки

Сечения рангоута:

А - каплевидная деревянная мачта с лик-пазом;

Б и В - круглые мачты с рельсами под наружные ползуны;

Г и Д - мачты с рельсам под внутренние ползуны,

Е - металлическая мачта с лик-пазом

Мачта бывает и складной, то есть может быть положена вокруг оси, закрепленной впасынках. Пасынки либо проходят сквозь пяртнерс и своим шпором упираются в степс (как и обычная мачта), либо крепятся прямо на палубе. Иногда их называют стандерсами.

Части мачт : топ, шпор, клотик.

Верхний конец мачты называетсятопом, нижний -шпором. Кло́тик (клот ; от нидерл. kloot - шар, набалдашник), наделка закруглённой формы с выступающими краями на топе мачты или флагштока. Клотик изготовляется из дерева или металла. Внутри клотика устанавливают ролики фалов для подъёма флажных сигналов, фонаря и др. Кроме того, клотик прикрывает торец мачты от влаги.

Устройства для применения и проводки такелажа : краспицы, оковки, чиксы, роульсы.

краспицами. Если краспиц больше одной пары, их называют верхние, средние, нижние; если больше трех пар, - по номерам, начиная снизу (первые краспицы, вторые, третьи и т. д.).

На гафельной яхте верхние концы частей стоячего такелажа надеваются на мачту заделанными на них петлями - огонами. Огоны опираются начиксы - деревянные или металлические заплечики, предохраняющие их от сползания. Роульсы -маленькие шкивы для изменения направления тяги шкотов или других снастей; обычно их ставят на утках или полуклюзах. Металлические детали, предназначенные для крепления к корпусу и рангоуту такелажа и краспиц, называют оковками.

Части гика, гафеля, рея, спинакер-гика : нок, пятка, усы, расклоты, бейфут, шпрюйт. Устройство крепления их к мачте : вертлюги, усы, бейфуты.

Гик -горизонтальное рангоутное дерево, к которому одним из способов крепится нижняя шкаторина грота (бизани, фока). Гик грота называетсягрота-гик ***, гик бизани -бизань-гик, гик фока -фока-гик. Конец гика, упирающийся в мачту, называетсяпяткой, противоположный конец -ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг, позволяющий гику поворачиваться в стороны и вверх. Вертлюг часто делают передвижным вверх по рельсу (особенно на гоночных яхтах), чтобы иметь возможность добрать парус, не трогая фала, при помощигалс-оттяжки. Гафель, как и гик, имеет нок и пятку. Пятка гафеля имеетусы, схватывающие мачту. Усы могут быть неподвижными или вертлюжными: неподвижные чаще всего делают из дерева (дуба или ясеня), а вертлюжные - из металла. Поверхность усов, обращенную к мачте, обшивают кожей, а место на мачте, где они ходят, - тонкой листовой медью или латунью, предохраняя ее таким образом от износа. Чтобы усы не соскочили с мачты, концы их соединяют тонким стальным тросиком -бейфутом. Одним из концов бейфут крепится к усам тонкой пеньковой снастью такой крепости, чтобы при падении гафеля она рвалась, предохраняя усы от поломки. На бейфут надевают деревянные шарики - раксклоты, чтобы он легче ходил по мачте и не царапал ее.

Шпрюйт -

Устройства для крепления и проводки такелажа : оковки, стрелки, шпрюйты, блоки, роульсы.

Металлические детали, предназначенные для крепления к корпусу и рангоуту такелажа и краспиц, называют оковками. Шпрюйт - туго натянутый стальной трос, по которому скользит блок (заменяет рельсы).Роульсы -маленькие шкивы для изменения направления тяги шкотов или других снастей; обычно их ставят на утках или полуклюзах.Блоки служат для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Неподвижный блок не дает выигрыша в силе и служит лишь для изменения ее направления. Подвижной блок дает выигрыш в силе примерно вдвое, но для перемещения груза требует вдвое больше снасти, чем потребовалось бы без блока. Для определения выигрыша в силе, который дают тали считают, сколько снастей держит груз. Сколько таких снастей-лопарей, таков примерно и выигрыш в силе. Блоки бывают самых разных типов. Наиболее распространены пластмассовые окованные блоки, которые состоят изшкива -диска с канавкой на ободе, по которому катится снасть,нагеля - оси шкива, оковки с отверстием для оси ищек, предохраняющих снасть от трения об оковку и направляющих ее по шкиву.

Устройства для крепления парусов к рангоуту : ликпазы, рельсы, сегарсы.

4.2.2. Такелаж. Такелаж стоячий и бегучий. Дельные вещи.

Стоячий такелаж : ванты (основные, топовые, ромбовидные), штаги (основной, топштаг, контрштаг), бакштаги, ахтерштаги, их назначение. Назначение.

Стоячий такелаж состоит извант, Поддерживающих мачту от изгиба к бортам,штагов, поддерживающих ее от изгиба назад, ибакштагов, поддерживающих от изгиба вперед. На швертботах-кэтах, например класса «Финн» и «ОК», мачта не имеет стоячего такелажа и под действием ветра на паруса свободно прогибается. Если на яхте две пары вант, то верхние называюттоп-вантами, а нижние- основными. Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой, топ-ванты часто распираюткраспицами .

Если вант несколько пар и все они идут нижними концами на палубу, то те, что идут на самый топ мачты, называют топ-вантами . Дальше вниз по порядку расположены: верхние ванты, средние и нижние .

Сколько бы ни было пар вант, самые нижние, идущие прямо на палубу, без краспиц, называют основными. Топ-ванты всегда проводят в плоскости мачты, а основные - слегка к корме. Когда основных вант две пары, одну из них проводят несколько впереди мачты. На бермудских мачтах часто делают ромбо-ванты, они идут на мачту с самого топа через верхние краспицы.

Штаг, идущий от вершины переднего парусного треугольника и поддерживающий стаксель, называютосновным, а если нет других, то просто штагом. Если штагов несколько, то штаг, идущий с топа мачты, называюттоп-штагом **, штаг, на котором ставится кливер,кливер-леером. У яхт с бермудским вооружением топ мачты в большинстве случаев поддерживается еще одним или двумяахтер-штагами, идущими на корму судна.

Бакштаги идут на палубу судна к бортам от того места на мачте, где крепится основной штаг. Крепят бакштаги таким образом, чтобы их можно было отдавать и выбирать при смене галса. Для этого нижние концы бакштагов снабжаются талями или ползунами, которые перемещаются по закрепленным на палубе рельсам или туго натянутым стальным тросам- шпрюйтам.

Крепление их к мачте и к корпусу судна : путенсы, талрепы, рычажные устройства, лебёдки .

Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках -вант-путенсах и штаг-путенсах, надежно закрепленных на самом корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется талрепами - винтовыми стяжками или талрепными узлами .

На современных яхтах широкое распространение получили быстродействующие рычажные натяжки, или лебедки, облегчающие работу команды и ускоряющие отдачу и закладывание бакштагов (см. рис. 51 ). Такими натяжками иногда снабжают и задние основные ванты - тогда подветренная ванта ослабляется и не режет грот

Материал для стоячего такелажа.

Стальной трос оцинкованный или из нержавеющей стали. Жесткие тросы свивают из толстой проволоки и употребляют для стоячего такелажа, где они не подвергаются сильным изгибам, но испытывают значительные нагрузки. Пропускать такие тросы в блоки нельзя.

Бегучий такелаж . Части бегучего такелажа бермудского и гафельного кэта, шлюпа. Назначение снастей. Материал для бегучего такелажа.

Бегущий такелаж

Куда он бегает и зачем нужен? Тянем, поднимаем – это в двух словах о бегучем такелаже.

Фал: если сказать просто – веревка. Запомнить его предназначение не сложно – все что поднимается вверх поднимается фалами. Что в первую очередь мы поднимаем, ну конечно паруса. Для того чтоб не путаться и не кричать – «эй потяни зеленую веревочку», названия фалов как правило состоит из двух слов. Первое слово название паруса + слово «фал». Все достаточно просто «грота-фал», «стаксель-фал» и т.д.

Как и любая веревка фал имеет два конца. Конец к которому крепится парус или оснастка называют «корневым», конец за который тянут – «ходовым»

Блок: служит для облегчения работы с бегучим такелажем и изменения направления тяги. Физику учили и зачем нужны блоки особо объяснять не надо. Единственное что следует иметь ввиду что неподвижные блоки не дают выигрыша в уменьшении силы, их основная задача изменение направления тяги.

Шкот: опять веревка, на этот раз для управления парусами. Название также складывается из двух слов. «гика-шкот», «стаксель-шкот» именно эти шкоты Вы будете наиболее часто использовать. Первый служит для управления основным парусом – гротом, второй для управления стакселем. Правило управления достаточно просто если идем против ветра – чем острее курс и сильнее ветер тем больше надо «набивать» (натягивать) шкоты, ветер меньше курс «полнее» - травим шкоты. Когда идем полным курсом (ветер в спину) : «грота-шкот» как правило полностью отпускают, а стаксель-шкот подбирают так чтобы стаксель имел наибольшую полноту относительно ветра.

Топенант: снасть удерживающая гик. Как правило топенант идет от топа мачты вниз к ноку гика образуя с мачтой и гиком треугольник. Его основная задача не дать гику упасть на палубу когда грот не поднят, используется во время стоянок, хождения под двигателем. При поднятом гроте топенант следует потравить – иначе он будет мешать правильной работе паруса.

Лебедка: поднять парус фалом или придать гроту нужное положение шкотом не так просто. Силы нужны. Для облегчения этой задачи и служат лебедки. Фал или шкот обводится вокруг лебедки (накинуть шлаг), чем сильнее усилие необходимо приложить тем больше шлагов необходимо накинуть. Оптимально три шлага. Затем при помощи ручки лебедка приводится в движение, существенно облегчая прилагаемые усилия. Устройства лебедок различны от самых простых, до самостопорящихся и электрических.

Стопор: подобрали шкоты, но ведь их нужно закрепить, для этого используют стопор. Устройство позволяющее крепить ходовой конец снасти, а при необходимости быстро сбросить его.

На данном этапе достаточно. Хотя конечно это далеко не весь перечень бегучего такелажа еще есть: брасы, лопари, галсы и т.д. и тому подобное. Нам сейчас необходим минимум который позволит понять как работает яхта, а тонкости … это уже с опытом и по желанию.

Бегучий такелаж служит для управления рангоутом и парусами, подъема сигнальных флагов. В данном случае к бегучему такелажу относятся гика шкоты – служат для управления гиком, грота шкоты – служат для настройки грота по гику, грота-фал – для подъема грота на мачту, стаксель-фал – для подъема стакселя на мачту, оттяжка гика – для притягивания гика к палубе, чтобы он не задирался на полных курсах и стаксель-шкоты – для управления стакселем.

Тросы, служащие материалом для бегучего такелажа, могут быть растительными, синтетическими и стальными.
На яхтах используют следующие растительные тросы:
- пеньковые - изготовленные из волокон пеньки, получаемой при обработке стеблей конопли. Трос, свитый из чистой пеньки, называется белым (бельным). Если каболки пенькового троса пропускают через горячую древесную смолу (для предохранения от гниения), то трос, свитый из них, называют смоленым (смольным). Смольные тросы на яхтах почти не применяются, так как они менее крепки (на 10-20%) и, выделяя смолу, могут пачкать паруса и окрашенные поверхности. Все новые бельные пеньковые тросы вытягиваются при нагрузке в среднем на 8-9%;
- сизальские - выделывают их из волокон растения агава, растущего в Мексике, а также на юге Крыма и Кавказа. По крепости эти тросы подобны пеньковым, отличаются желтым цветом и множеством торчащих волокон (мохнатые). Как и пеньковые, употребляются для снастей бегучего такелажа и швартовов;
- маннльскве -их делают из волокон стеблей диких бананов. Новый манильский трос серебристо-белого цвета. Он несколько прочнее пенькового и сивальского тросов. Манильский трос отлиачется от остальных растительных тросов эластичностью, мягкостью, легкостью и способностью плавать. Все эти качества позволяют достаточно широко применять его для бегучего такелажа, швартовов, буксиров, завозных концов. Однако манильский трос быстрее изнашивается, чем пеньковый;
- хлопчатобумажные - делают их из хлопчатобумажных нитей. Эти тросы по крепости значительно уступают пеньковым, сильно тянутся (особенно при намокании), уменьшаясь в толщине, и довольно быстро изнашиваются и гниют. Тем не менее легкость, мягкость и эластичность хлопчатобумажного троса делают его очень удобным для работы на шкотах. Новый трос благодаря совершенно белому цвету, имеет очень нарядный вид.
В последние годы широкое распространение получили тросы, изготовленные из синтетических волокон. Благодаря превосходным качествам они постепенно вытесняют в морском деле растительные тросы.
Главное достоинствосинтетических тросов - полная неподверженность гниению. Они более прочны, упруги и легки, чем растительные. Так, по некоторым данным, при одинаковой толщине капроновый трос на 12% легче, в два раза эластичнее, в три с лишним раза крепче пенькового троса и в два с половиной раза эластичнее манильского.
Используются синтетические тросы (капроновые, лавсановые, перлоновые и др.) для бегучего такелажа (шкоты и фалы), в качестве ликтроса для ликовки парусов из синтетической ткани, а также швартовов и якорных канатов. Несмотря на относительно высокую стоимость, синтетические тросы с лихвой окупают себя благодаря долговечности и другим достоинствам.
Недостатком синтетических тросов является их повышенная жесткость: при высучивании через руку о них можно легко содрать кожу. Кроме того, они очень тянутся: капроновый трос без ущерба для прочности может удлиняться до 40% первоначальной длины. Обладая малым коэффициентом трения, синтетические тросы, если их плохо закрепить, могут потравиться. Поэтому при вязании узлов ходовой конец снасти из такого троса следует прихватывать к коренному. Синтетические тросы шелковисто-белого цвета.
Стальные тросы имеют ряд преимуществ: при одинаковом весе с растительными они значительно крепче и надежнее в работе, меньше изнашиваются и меньше подвержены влиянию сырости. Вместе с тем они значительно более жестки, боятся изломов, и только особо гибкие стальные тросы выдерживают некоторые узлы. Стальные тросы неэластичны и при резких натяжениях лопаются.
Делают стальной трос из отдельных проволок, покрытых цинком (или из нержавеющей стали). По роду выделки стальные тросы бывают жесткие, гибкие и особо гибкие. Гибкие и особо гибкие тросы делают из тонких проволок, с пеньковыми сердечниками в каждой пряди. Поэтому они обладают хорошей гибкостью и используются для бегучего такелажа. При той же толщине жесткие тросы в восемь раз крепче пеньковых, а гибкие - в шесть.

Выделка тросов

Растительныетросы выделывают следующим образом. Из волокон, если представить их подвешенными отвесно, вращением по часовой стрелке, «по солнцу», свиваютсякаболки. Из некоторого числа каболок, но уже против часовой стрелки, «против солнца», свиваютпряди. Из трех или четырех прядей, снова «по солнцу», свивают трех- или четырех" прядный тростросовой работы прямого спуска .
Если каболки свивать «против солнца», пряди - «по солнцу», а трос - «против солнца», получится трос тросовой работы, нообратного спуска.
Четырехпрядный трос внутри между прядями имеет еще пятую, слабо свитую и вытянутую прямо прядь, которая называется сердечником. Четырехпрядный трос эластичнее, но слабее трехпрядного на 10-20%.
Если прядями для троса служат трехпрядные тросы тросовой работы, то каждый из них называется стрендью, а свитый из них трос - тросом кабельнойработы. Обычно тросы тросовой работы прямого спуска, а кабельной работы - обратного. Структура этих тросов показана на рис. 55.
Чтобы узнать, какого спуска данный трос, можно воспользоваться следующим правилом: если на направление прядей можно наложить русскую букву «И», это трос прямого спуска, витки пряди идут как витки винта правого шага; если же на направление прядей можно наложить латинскую букву «N», то это трос обратного спуска (как винт левого шага).
Тросы кабельной работы на 15-20% слабее, чем тросовой работы.
На яхтах широко применяются такжеплетеные (фаловые) тросы. Они изготовляются в виде плетеной трубки с сердечником или без него. Это лучшие тросы для снастей бегучего такелажа, не испытывающего очень больших напряжений: шкотов, такелажа спинакера и т. п. Плетеные тросы делаются из льняных, хлопчатобумажных или синтетических нитей.
По техническим показателям растительные тросы делятся на специальные, повышенные и нормальные; по степени скрутки - на туго и слабо свитые.
Выделка синтетических тросов не отличается от выделки растительных. Так, капроновый трос, изготовляемый из капронового волокна, делается следующим образом. Нити из капронового волокна скручиваются «против солнца» в так называемую филаментарную нитку; несколько таких ниток скручивают «по солнцу» в каболки; каболки скручивают «против солнца» в пряди, а из трех прядей «по солнцу» свивают уже трос тросовой работы. Далее капроновый трос можно подвергнуть термостабилизации для фиксации его свитой структуры и пропитать особым составом, чтобы предохранить от загорания.
В отличие от растительных и синтетических стальные тросы свивают из шести, семи и более прядей. Вокруг пенькового сердечника свивают пряди из оцинкованной или нержавеющей проволоки, а из прядей вокруг пенькового же или проволочного сердечника свивают трос. Пеньковые сердечники придают тросам гибкость и сохраняют смазку, предохраняющую сердечник от гниения, а внутренние проволоки от ржавления. Жесткие тросы делают только с центральным проволочным или пеньковым сердечником.
По способу изготовления стальные тросы могут быть:
- спиральной свивки илиоднопрядные, когда трос представляет собой одн\ прядь, так называемыебензельные тросы;
- крестовой свивки илидвойной крестовой свивки; этот спуск подобен спуску обычного пенькового троса тросовой работы; проволоки в этих тросах, по рисунку поверхности троса, расположены параллельно его оси;
- кабельной работы, как такие же пеньковые; делаются из трех, четырех или шести тросов крестовой свивки (стрендей).
Кроме того, стальные тросы различают по направлению свивки: она может быть прямой -«по солнцу», обратной- «против солнца» и комбинированной, когда трос изготовляется из чередующихся прядей прямой и обратной свивки.
Для стоячего и бегучего такелажа яхт применяют шести- или семипрядный стальной трос крестовой свивки. На гоночных яхтах для стоячего такелажа стараются использовать тросы спиральной свивки или заменять их струнами - катаной проволокой из высококачественной стали, так как они создают меньшее воздушное сопротивление благодаря гладкой поверхности.
Прочность троса
Прочность троса определяют, чтобы узнать, какую нагрузку он может выдержать. Зависит она от его толщины. Чтобы не ошибиться и не взять трос тоньше или толще, чем это нужно, пользуются расчетами по приближенным формулам.
Различаютразрывную прочность троса -нагрузку, при которой он рвется, ирабочую прочность -нагрузку, которую можно прилагать длительное время, не рискуя повредить или порвать трос. Рабочая прочность берется примерно в шесть раз меньше разрывной. Измерив толщину троса, можно рассчитать его рабочую и разрывную прочность (табл. 1 ). Толщина растительных тросов определяется длиной их окружности в миллиметрах, а толщина стальных тросов - по диаметру, причем при измерении нужно брать наибольший диаметр по выступающим противолежащим прядям.

Важно иметь в виду, что мокрый растительный трос слабее сухого, а наличие сплесня (см. дальше) уменьшает крепость любого троса примерно на 10- 15%.
В зависимости от толщины растительные тросы имеют определенные названия. Трос окружностью до 25 мм называетсялинь, тросы от 25 до 100 мм специальных названий не имеют и называются просто тросами тросовой или кабельной работы во столько-то миллиметров. Тросы от 100 до 150 мм называютперлинями, от 150 до 350мм -кабельтовами, свыше 350мм - канатами.
Полезно запомнить, что 25мм - это окружность толстого карандаша, 100 мм - юбилейного рубля, а 200 мм - граненого стакана.

Для временных схваток или других работ, не требующих особой чистоты отделки, кроме ворсы употребляютшкимушку - шнур, свитый вручную из двух нитей, или специальный льняной шнурок; для клетневания, бензелей и изготовления матов используютшкимушгар - шнурок из низкосортной пеньки, свитый фабричным способом из двух, трех или шести прядей.

Лебёдки, тали. Их назначение, части, выигрыш в силе.

Ниже мы знакомим новичков с названиями основных элементов яхты, стоячего и бегучего такелажа, паруса и просто яхтенными (морскими) терминами.

Парус

Парус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. А теперь более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

Мачта

Мачта - это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.

Вооружение гика: 1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

– это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.

Ванты

Ванты - это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Штаг

Штаг - это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад

Грот (парус)

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.

Шкот

Шкот (нидерл. schoot ) - снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту).

ФАЛ

Фал (нидерл. val (от vallen - падать, спускать ) - снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов,вымпелов и т.п. Фалы , используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.

Концы

Коне́ц (концы́) - название любой верёвки или троса на флоте. Например при швартовке швартовый конец одной стороной привязывают к пирсе (пристань) на кнехт а другой на утку на яхте.

Кранцы

Кра́нец - подкладка, которую кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт, служит для уменьшения контактных нагрузок на корпус судна.Раньше кранцы были плетённые из верёвок, но в дальнейшем они были вытеснены надутыми воздухом резиновыми шарами или цилиндрами. В силу своей дешевизны и практичности в качестве кранцев наиболее широко используются старые автомобильные покрышки.

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ - сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.


Наветренная сторона
- сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Галью́н - просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Камбуз - просто кухня

Овершта́г - поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.

Фордевинд - 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд ), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

И наконец - Адмиральский час

Адмиральский час - предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.



Похожие статьи