В поисках легендарной земли. В поисках легендарной земли В научном отряде экспедиции участвовали

09.12.2023

"На протяжении всей своей деятельности Э.В.Толль проявлял себя как истинный патриот своей Родины, он может служить образцом мужества и героизма", - так высоко отмечены заслуги барона Толля устами одного из наиболее выдающихся геологов и географов, путешественников и писателей - Владимиром Афанасьевичем Обручевым. Литературное творчество Обручева-писателя было во многом и напрямую навеяно глубокой верой Толля в существование "Земли Санникова".

Эдуард Васильевич Толль родился 2 (14) марта 1858 г. в г. Таллине (тогда - Ревель) в прибалтийско-немецкой интеллигентной семье, несмотря на баронский титул ее главы, не имевшей значительного достатка, Эдуард учился в местной школе. После смерти отца, переступившего уже за 70-летний возраст, в 1872 г. с матерью переехал в г. Дерпт (Юрьев, ныне - Тарту). Проживание в знаменитом университетском городе предопределило жизненную судьбу любознательного юноши как ученого. В 1878 г. Толль поступил в Юрьевский университет на естественно-исторический факультет, где были еще живы традиции знаменитого исследователя Арктики и Сибири А.Ф.Миддендорфа. Толль упорно изучал геологию, минералогию, увлекался медициной, не пренебрегая и историей, в 1879-1882 годах включился в основательное изучение зоологии, затем биологии. Выпускник известного университета был широко образованным специалистом естественно-научного профиля.

Э.Толль был включен в состав научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора Макса Брауна по Средиземному морю. По берегам Алжира и Балеарских островов он изучал фауну, знакомился с геологическими отложениями, набирался опыта исследователя и знаний. По возвращении в Юрьев защитил кандидатскую диссертацию по зоологии и был оставлен при университете. Расширял знания в зоологии, но не забывал и о геологии, чем привлек внимание директора геологического музея академика Императорской академии наук, участника двух экспедиций в Сибирь Ф.Б.Шмидта.

Открывая недра Яны

В середине 80-х годов готовилась экспедиция в Восточную Сибирь, на Новосибирские острова. Весной 1884 г. Толль получил от ее руководителя А.А.Бунге приглашение фактически стать его помощником. Толлю надлежало прежде всего вести геологические исследования берегов реки Яны в верхнем ее течении. Отбыли Бунге и Толль в двухгодичную экспедицию 6 марта 1885 года, 30 апреля прибыли в Верхоянск, который стал исходным пунктом путешествия. К 1 июня Толль, проделав путь в 390 километров вниз по Яне, вернулся в город. Новый этап путешествия ученый проделывал уже на лошадях, на сей раз - по притоку Яны Дулгалаху, на юго-запад, до его истоков. Оттуда Толль через хребет Яндибуль проследовал до другого притока Яны - Бытынтая. Затем обследовал обрыв на левом берегу реки Холбуй, где в 1877 г. был найден труп древнего носорога. Толль за 38 дней прошел пешком 1500 километров, собрав большую научную коллекцию.

30 июня Толль присоединился к Бунге, к этому времени также обследовавшему другой район бассейна Яны. Вместе они на лодке проплыли вниз по течению до села Казачье, исследуя на пути геологическое строение берегов. В октябре вернулись в Казачье на зимовку и стали готовиться к путешествию на Новосибирские острова - целый архипелаг, площадью около 38 тыс. квадратных километров. Острова эти были мало исследованными, хотя уже была открыта и северная их группа, названная по имени Де-Лонга.

Курс - в океан. Ледовитый

С наступлением светлых дней нового 1886 года Толль 21 апреля отправился на двух нартах к Чай-Поварне - северной оконечности материка. Отсюда 1 мая с якутом С.Корякиным и проводником И.Боярским он проследовал по льду через пролив Дмитрия Лаптева на остров Большой Ляховский. Так Толль впервые вступил на Новосибирские острова, приступив к их исследованию. Он изучал разрезы южного берега, загадочный "каменный лед" и его обнажения. Вскоре на остров прибыл Бунге. Они обменялись результатами исследований, обсудили план действий. Вновь разделились на две группы, теперь уже на полгода. Толль на упряжках перебрался через о. Малый Бельковский на о. Котельный и в основном обследовал его, затем - о. Фаддеевский, а позднее - Новую Сибирь. Выяснял движение льда, его структуру. На Новой Сибири обнаружил пласты бурого угля. Песчаную область Котельного он назвал Землей Бунге.

В середине августа Толль выехал на север Котельного, надеясь увидеть оттуда легендарную Землю Санникова. И вот что мы читаем в записях Толля: "При совершенно чистом горизонте мы ясно увидели в направлении на северо-восток 14-180 контуры четырех столовых гор, которые к востоку соединялись между собой понижением". Толль счел, что эта земля находится в 150-200 километрах, чуть ли не "рукой подать". Надежда и страсть открыть Землю Санникова, ступить на нее возросли еще сильнее. Он с ними не распрощался до конца своих дней.

Лучшие дня

Толль вплоть до начала ноября 1886 г. продолжал обследовать просторы Котельного и Ляховского. Хребет на север от Балыктаха он назвал именем Шмидта.

В декабре они вместе с Бунге послали телеграмму в Академию наук: "Экспедиция окончена благополучно. Осмотрены все пять островов, особенно Новая Сибирь Толлем. Все участники здоровы. Научная добыча богата. Якутск - Киренск. Бунге, Толль".

28 января 1887 г. Толль прибыл со всем научным материалом в Петербург. Он преодолел 12 тысяч километров пути, из которых 8 тысяч - на санях и пешком.

Земля Санникова должна быть нашей!

Э.В.Толль получил известность в кругах специалистов и научной общественности. Он был зачислен хранителем минералогического музея Петербургской Императорской академии наук. Занялся обработкой собранного геологического материала. Получил девятимесячную научную командировку за границу. Летом 1889 года Эдуард Толль женился на Эммелине Вилькон, ставшей его большой любовью и добрым другом. Толль заявил о себе и в печати - вышла в свет его книга по результатам экспедиции. Однако от переутомления, влияния последствий экспедиции он заболел неврастенией, расстройством речи и не смог принять предложение Академии наук по руководству экспедицией по исследованию рек Анабара и Хатанги. Выздоровев, он выступил на IX Международной географической конференции в Вене, где встретился с молодым, но уже очень известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном, который в 1888 г. первым пересек Гренландию на лыжах и намеревался совершить путешествие по российской Антарктиде. Беседа их была долгой, полезной и приятной.

Вскоре Академией наук была намечена на 1893-94 годы новая полярная экспедиция. Толль принял предложение ее возглавить. Главной целью для ученых ставился поиск останков мамонтов на реке Анабар и ее геологическое исследование. Хотя целых трупов мамонтов обнаружить не удалось, экспедиция была признана удачной.

Вскоре Э.В.Толль познакомился и близко сошелся с С.О.Макаровым, океанографом, флотоводцем, вице-адмиралом, совершившим два кругосветных путешествия. Они обсуждали различные вопросы, в том числе об Арктике. Толль принял предложение адмирала об участии в экспедиции на ледоколе "Ермак" под руководством Макарова в качестве геолога. Экспедиция должна была плыть к архипелагу Шпицбергена и обследовать его, но поломка винта ледокола заставила Толля вернуться в российскую столицу.

В июне 1899-го он был срочно вызван в Академию наук и в конце года официально назначен начальником Русской полярной экспедиции Императорской академии наук. Главными целями этой его последней экспедиции были открытие гипотетической Земли Санникова, исследование ее, а также продолжение изучения Арктики, северного российского побережья и Новосибирских островов, работы по прокладыванию Северного морского пути.

биография Э.Толля
роман 05.12.2007 08:45:50

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Эдуа#769;рд Васи#769;льевич Толль (2(14) марта 1858, Ревель, - 1902), русский геолог, арктический исследователь.
Из дворянского рода остзейских немцев, имел титул барона. Родился в г. Ревель (ныне Таллин). Там же окончил школу. Семья после смерти отца в 1872 году перебралась в г. Дерпт (Тарту), где Эдуард поступил в университет на естественно-исторический факультет. Изучал минералогию, геологию, ботанику, зоологию, медицину.
Первая экспедиция проходила у берегов Северной Африки. В Алжире и на Балеарских островах он изучал фауну, флору, геологию. Вернувшись в Дерпт, защитил кандидатскую диссертацию по зоологии, был оставлен при университете.
Труды Толля привлекли внимание знаменитого учёного-полярника А. А. Бунге. Он пригласил Толля в экспедицию на Новосибирские острова. В марте - апреле 1885 года, проделав по реке Яна около 400 километров, Толль прибыл в Верхоянск. Собрав много ценных материалов, вернулся в с. Казачье и через пролив Лаптева перебрался на Новосибирские острова.
Оказавшись на севере Котельного острова, километрах в 150-200 он увидел (или ему показалось, что увидел) неизвестную землю. Толль был уверен, что это - легендарная земля Санникова. Экспедиция завершилась в декабре 1886 года.
28 января 1887 года путешественники прибыли в Петербург. Было составлено геологическое описание Новосибирских островов, собраны обширные коллекции ископаемых животных и растений - две с половиной тысячи экспонатов.
В 1889 году он женился на Эммелине Вилькон, вышла в свет его книга, в Вене на IX Международной географической конференции он познакомился и подружился с Фритьофом Нансеном.
В 1893 году, Толль возглавил новую экспедицию. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос производил раскопки мамонта, на Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай гибели готовившегося к трёхлетнему плаванию нансеновского «Фрама». На севере Сибири описывал Хараулахский, Чекановского и Прончищева хребты, нанёс на карту Анабарскую губу, изучил Хатангинскую губу и низовья реки Анабар. Производя маршрутные съёмки, исправлял и уточнял географические карты того времени. Основной же задачей экспедиции было найти останки мамонтов на реке Анабар, произвести там геологическое исследование.
В 1899 Толль пригласил А. В. Колчака гидрологом в экспедицию на шхуне «Заря», целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно-Сибирском морях Северного Ледовитого океана, а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики, а в случае удачи - открытие «большого материка» («Арктиды», Земли Санникова), в существование которого Толль свято верил.
21 июня 1900 года моторно-парусная «Заря» вышла из Петербурга. В этой экспедиции Колчак провёл два года и две тяжёлые зимовки. Весной 1902 года, когда Толль отправился дальше на север, Колчак был командирован в Петербург с тем, чтобы доставить в столицу уже собранные исследователями материалы. На следующий год Колчаку пришлось возглавить новую экспедицию, снаряжённую для поисков пропавшего во льдах Толля и его спутников. Колчаку удалось обнаружить место последней стоянки Толля, его дневники и другие материалы пропавшей экспедиции.
Дневник Толля, согласно его завещанию, был передан его жене (вдове). Эммелина Толль издала дневник мужа в 1909 году в Берлине. В СССР в сильно урезанном виде он вышел в переводе с немецкого в 1959 году.

Толль Эдуард Васильевич (1858-1902), российский полярный исследователь. Участник экспедиции А. А. Бунге на Новосибирские о-ва в 1885-1886. Руководитель экспедиции в северные районы Якутии, исследовал район между нижним течением рек Лена и Хатанга (1893), возглавил экспедицию на шхуне «Заря» (1900-1902). Пропал без вести в 1902 при переходе по неокрепшему льду в районе о. Беннетта.

Толль окончил один из старейших российских университетов - Юрьевский (Тартуский). Первое путешествие совершил в научной экспедиции по Средиземному морю.

В XIX веке поиски Земли Санникова занимали умы многих исследователей. Уроженец Таллина, геолог Эдуард Васильевич Толль также поставил своей целью отыскать эту землю...

В 1885-1886 годах Толль был помощником А.А. Бунге в академической экспедиции, для "исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири..." Летом 1886 года Толль в течение полутора месяцев объехал на нартах по берегу весь остров Котельный и при совершенно ясной погоде 13 августа видел вместе со своим спутником на севере "контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей". Он решил, что перед ним Земля Санникова.

Толль предположил, что эта земля сложена из базальтов, точно так же, как и некоторые другие острова Новосибирского архипелага, например остров Беннетта. Она отстояла, по его мнению, от уже исследованных островов на 150-200 километров к северу.

Через семь лет состоялась вторая экспедиция Толля. На этот раз он был ее руководителем. Основной целью были раскопки мамонта, обнаруженного на побережье Восточно-Сибирского моря. Сам же Эдуард Васильевич считал, что экспедиция могла принести более разнообразные и важные результаты, чем только раскопки мамонта и добился более широких полномочий. Раскопки останков мамонта оказались не столь результативными: были обнаружены лишь фрагменты ископаемого животного. Другие же результаты экспедиции, были значительно важнее.

Толль, продолжая в Северной Сибири геологические исследования Черского, посетил острова Котельный и опять видел Землю Санникова. Вернувшись на материк, Толль проехал на оленях через хребет Хараулах на Лену и исследовал ее дельту. Перевалив кряж Чекановского, они прошли на запад берегом от Оленёка к Анабару, причем проследили и нанесли на карту невысокий (до 315 метров) кряж Прончищева (длина 180 километров), поднимающийся над Северосибирской низменностью. Они выполнили также первую съемку нижнего Анабара (более 400 километров) и уточнили положение Анабарской губы. Экспедиция собрала обширные ботанические, зоологические, этнографические коллекции.

Русское географическое обшество высоко оценило результаты путешествия Толля, наградив его большой серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского. Академия наук наградила Эдуарда Васильевича денежной премией. Имя исследователя стало известным; он участвовал в работе Международного геологического конгресса в Цюрихе, приветствовал от имени Общества мореплавателя Фритьофа Нансена.

В Норвегии Толль изучал ледники покровного типа, характерные для Скандинавии и мечтал об экспедиции к Земле Санникова. Толль был уверен, что Земля Санникова действительно существует. Это косвенно подтверждалось исследованиями американского капитана Де-Лонга и норвежца Нансена.

В 1900 году Толль был назначен начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова на китобойной яхте "Заря". В путь отправились исследователи-энтузиасты. Летом "Заря" прошла к полуострову Таймыр. Капитан "Зари" Н.Н. Коломейцев из-за разногласий с Толлем оставил судно и в апреле 1901 года вместе с Расторгуевым прошел около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа) за 40 дней. По дороге он открыл впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а его спутник в Пясинском заливе - остров Расторгуева. Новым капитаном "Зари" стал Ф. Матисен.

Осенью 1901 года Толль прошел на "Заре", обогнув мыс Челюскин, от Таймыра к острову Беннета по чистой воде, причем напрасно искал Землю Санникова к северу от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку он остался у западного берега острова Котельного, в проливе Заря. Подойти к Земле Санникова из-за льдов было невозможно.

Вечером 5 июня 1902 года Толль, астроном Фридрих Георгиевич Зееберг и два якута-промышленника Н. Дьяконов и В. Горохов вышли на нартах с собачьими упряжками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала на льдине, дрейфующей в северном направлении, а затем на байдарах они перешли к острову Беннета для его исследования. Осенью снять оттуда отряд должна была "Заря". Толль дал капитану следующую инструкцию: "...Если летом нынешнего года лед около Новосибирских островов и между ними и островом Беннета совсем не исчезнет и не дает, таким образом, плавать "Заре", то предлагаю Вам оставить судно в этой гавани и вернуться со всем экипажем судна зимним путем на материк, следуя известному маршруту с острова Котельного на Ляховские острова. В таком случае Вы возьмете с собой только все документы экспедиции и важнейшие инструменты, оставив здесь остальной инвентарь судна и все коллекции. В этом же случае я постараюсь вернуться до наступления морозов к Новосибирским островам, а затем зимним путем на материк. Во всяком случае твердо верю в счастливое и благополучное окончание экспедиции...""Заря" не смогла подойти к острову Беннета в назначенное время из-за ледовых условий и пришла в безлюдную тогда бухту Тикси, к юго-востоку от дельты Лены. Через несколько дней к острову подошел пароход "Лена", на который был перегружен научный материал, собранный за два года экспедицией Толля.

На "Заре" боцманом был Бегичев, служивший на флоте с 1895 года. 15 августа 1903 года он и несколько спасателей на вельботе с яхты "Заря" вышли в открытое море и взяли курс на мыс Эмма острова Беннета. Как считали в ту пору, Толль и его спутники вынуждены были зазимовать на острове Беннета и спасти их не так уж и трудно...

Толль должен был оставить сведения об экспедиции на мысе Эмма. Еще не дойдя до мыса, члены спасательной экспедиции нашли две стоянки Толля. А на мысе Эмма сразу же были найдены документы: в груде камней, сложенной рукой человека, лежала бутылка с тремя записками. "21 июля благополучно доплыли на байдарах. Отправимся сегодня по восточному берегу к северу. Одна партия из нас постарается к 7 августа быть на этом месте. 25 июля 1902 г., остров Беннета, мыс Эмма. Толль".

Вторая записка была озаглавлена "Для ищущих нас" и содержала подробный план острова Беннета. Наконец, третья записка, подписанная Зеебергом, содержала такой текст: "Нам оказалось более удобным выстроить дом на месте, указанном на этом листке. Там находятся документы. 23 октября 1902 года".

Весной поисковая экспедиция нашла покинутое зимовье Толля. Спасатели нашли на берегу два песцовых капкана и четыре ящика, в которых лежали собранные Толлем геологические коллекции. Неподалеку находился небольшой домик. Там был найден ящик, в котором лежал краткий отчет Толля, адресованный на имя президента Российской Академии наук. Из этого документа явствовало: Толль не утратил веры в существование Земли Санникова, однако так и не сумел из-за туманов разглядеть ее с острова Беннета.

Когда уже кончались запасы продовольствия, Толль и три его спутника приняли решение пробиваться на юг... В ноябре 1902 года они начали обратный переход по молодому льду к Новой Сибири и пропали без вести.

22 ноября 1904 года на заседании Комиссии Российской Академии наук пришли к выводу, что "всех членов партии нужно считать погибшими". Однако, комиссия назначила премию "за отыскание всей партии или части ее" и другую премию, меньших размеров, "за первое указание несомненных следов ее". Увы, эти премии так и не были никому присуждены...

По мнению ряда исследователей, Земля Санникова все же существовала, но в конце XIX или начале XX века была разрушена морем и исчезла подобно островам Пасильевскому и Семгиовскому, сложенным ископаемым льдом.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Толль Эдуард Васильевич

Российский полярный исследователь. Участник экспедиции А. А. Бунге на Новосибирские острова в 1885-1886 годах. Руководитель экспедиции в северные районы Якутии, исследовал район между нижним течением рек Лена и Хатанга (1893), возглавил экспедицию на шхуне "Заря" (1900-1902). Пропал без вести в 1902 году в районе острова Беннета.

В начале XIX века русский промышленник и путешественник Яков Санников увидел к юго-западу от острова Котельного - одного из Новосибирских островов - большую землю. Однако сам он не дошел до нее - путь Санникову преградили огромные полыньи, остававшиеся открытыми в течение почти всего года. Уроженец Таллина, геолог Эдуард Васильевич Толль поставил себе цель отыскать эту землю...

Толль окончил один из старейших российских университетов - Юрьевский (Тартуский) Первое свое путешествие совершил по Средиземному морю: сопровождал в научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора М. Брауна. Во время этого путешествия Толль изучал фауну Средиземного моря, знакомился с геологическим строением некоторых островов.

В 1885-1886 годах Толль был помощником Александра Александровича Бунге в академической экспедиции, организованной Российской Академией наук для "исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири" . Эдуард Васильевич проводил самые разнообразные исследования - геологические, метеорологические, ботанические, географические.

Весной 1886 года Толль во главе отдельного отряда обследовал острова Большой Ляховский, Землю Бунге, Фаддеевский (косу на северо-западе острова Фаддеевского Толль назвал Стрелкой Анжу) и западный берег Новой Сибири. Летом Толль в течение полутора месяцев объехал на нартах по берегу весь остров Котельный и при совершенно ясной погоде 13 августа видел вместе со своим спутником на севере "контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей" . Он решил, что перед ним Земля Санникова.

Толль предположил, что эта земля сложена из базальтов, точно так же, как и некоторые другие острова Новосибирского архипелага, например остров Беннетта. Она отстояла, по его мнению, от уже исследованных островов на 150- 200 километров к северу.

Через семь лет состоялась вторая экспедиция Толля. На этот раз он был ее руководителем. Основной целью были раскопки мамонта, обнаруженного на побережье Восточно-Сибирского моря. Сам же Эдуард Васильевич считал, что экспедиция могла принести более разнообразные и важные результаты, чем только раскопки мамонта, и оказался прав, добившись более широких полномочий. Раскопки останков мамонта оказались не столь интересными: были обнаружены лишь небольшие фрагменты кожи ископаемого животного, покрытые шерстью, части ног да нижняя челюсть. Другие же результаты экспедиции, продолжавшейся год и два дня, были значительно важнее.

Весной 1893 года Толль, продолжая в Северной Сибири геологические исследования Черского, посетил острова Котельный и опять видел Землю Санникова. Вернувшись на материк, Толль вместе с военным моряком-гидрографом Евгением Николаевичем Шилейко в июне проехал на оленях через хребет Хараулах на Лену и исследовал ее дельту. Перевалив кряж Чекановского, они прошли на запад берегом от Оленёка к Анабару, причем проследили и нанесли на карту невысокий (до 315 метров) кряж Прончищева (длина 180 километров), поднимающийся над Северо-сибирской низменностью. Они выполнили также первую съемку нижнего Анабара (более 400 километров) и уточнили положение Анабарской губы - на прежних картах она показывалась на 100 километров восточнее ее истинного положения. Затем путешественники разделились - Шилейко направился на запад к Хатангской губе, а Толль - на Лену для отправки коллекций. Вновь вернувшись на Анабар, он прошел до поселка Хатанги и между реками Анабаром и Хатангой впервые исследовал северный выступ Среднесибирского плоскогорья (кряж Хара-Тас), а в междуречье Анабара и Попигая - короткий кряж Сюрях-Джангы. Экспедиция собрала обширные ботанические, зоологические, этнографические коллекции.

Русское географическое общество высоко оценило результаты путешествия Толля, наградив его большой серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского. Академия наук наградила Эдуарда Васильевича денежной премией. Имя исследователя стало известным; он участвует в работе Международного геологического конгресса в Цюрихе, Русское географическое общество командирует его в Норвегию для приветствия от имени Общества знаменитого путешественника и мореплавателя Фритьофа Нансена на устраиваемых в его честь торжествах.

В Норвегии Толль изучал ледники покровного типа, характерные для Скандинавии. Вернувшись в Россию, ученый оставил службу в Академии наук и переехал в Юрьев, где начал писать большой научный очерк о геологии Новосибирских островов и работу о важнейших задачах исследования полярных стран.

В эти же годы ученый проводил и разнообразные исследования в Прибалтике. Позже плавал на первом русском ледоколе "Ермак". И все это время Толль мечтал об экспедиции к Земле Санникова.

В 1900 году Толль был назначен начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова на китобойной яхте "Заря". В путь отправились исследователи-энтузиасты. 21 июня маленькое судно отошло от Васильевского острова.

Толль был уверен, что Земля Санникова действительно существует. Это косвенно подтверждалось исследованиями американского капитана Де-Лонга и норвежца Нансена.

Летом "Заря" прошла к полуострову Таймыр. Во время зимовки участники экспедиции обследовали очень большой участок прилегающего берега Таймырского полуострова и архипелаг Норденшельда; при этом Федор Андреевич Матисен прошел на север через пролив Матисен и открыл в архипелаге Норденшельда несколько островов Пахтусопа.

Капитан "Зари" Николай Николаевич Коломейцев из-за разногласий с Толлем оставил судно и в апреле 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым прошел около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа) за 40 дней. По дороге он открыл впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а его спутник в Пясинском заливе - остров Расторгуева. Новым капитаном "Зари" стал Ф. Матисен.

Осенью 1901 года Толль прошел на "Заре", обогнув мыс Челюскин, от Таймыра к острову Беннета почти по чистой воде, причем напрасно искал Землю Санникова к северу от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку он остался у западного берега острова Котельного, в проливе Заря. Подойти к Земле Санникова из-за льдов было невозможно.

Вечером 5 июня 1902 года Толль, астроном Фридрих Георгиевич Зееберг и два якута-промышленника Николай Дьяконов и Василий Горохов вышли на нартах с собачьими упряжками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала на льдине, дрейфующей в северном направлении, а затем на байдарах они перешли к острову Беннета для его исследования. Осенью снять оттуда отряд должна была "Заря". Толль дал капитану следующую инструкцию: "…Если летом нынешнего года лед около Новосибирских островов и между ними и островом Беннета совсем не исчезнет и не дает, таким образом, плавать "Заре", то предлагаю Вам оставить судно в этой гавани и вернуться со всем экипажем судна зимним путем на материк, следуя известному маршруту с острова Котельного на Ляховские острова. В таком случае Вы возьмете с собой только все документы экспедиции и важнейшие инструменты, оставив здесь остальной инвентарь судна и все коллекции. В этом же случае я постараюсь вернуться до наступления морозов к Новосибирским островам, а затем зимним путем на материк. Во всяком случае, твердо верю в счастливое и благополучное окончание экспедиции..."

"Заря" не смогла подойти к острову Беннета в назначенное время из-за ледовых условий. Капитан сделал все возможное, но вынужден был отказаться от дальнейших попыток. К тому же истек назначенный самим Толлем срок - судно должно было подойти к острову до 3 сентября.

Осенью, после неудачных попыток пробиться к острову Беннета, "Заря" пришла в совершенно безлюдную тогда бухту Тикси, к юго-востоку от дельты Лены. Через несколько дней к острову подошел пароход "Лена", на который был перегружен обширный научный материал, собранный за два года экспедицией Толля.

На "Заре" боцманом был военный моряк Никифор Алексеевич Бегичев, служивший на флоте с 1895 года. 15 августа 1903 года он и несколько спасателей на вельботе с яхты "Заря" вышли в открытое море и взяли курс на мыс Эмма острова Беннета. Как считали в ту пору, Толль и его спутники вынуждены были зазимовать на острове Беннета, и спасти их не так уж и трудно...

Переход оказался сравнительно легким и быстрым. Море было открытым. Льда не было. Уже через день, 17 августа, вельбот подошел к южному берегу острова Беннета. Следы экспедиции Толля нашлись почти сразу: один из участников экспедиции багром поднял лежащий на прибрежной отмели крышку от алюминиевого котелка. Согласно договоренности, Толль должен был оставить сведения об экспедиции на мысе Эмма. И на следующий день, после первой ночевки на острове, несколько человек отправилось к этому условленному месту...

Еще не дойдя до мыса, члены спасательной экспедиции нашли две стоянки Толля. На них были обнаружены следы костров, рубленые ветки плавника, служившего топливом. А на мысе Эмма сразу же были найдены документы: в груде камней, сложенной рукой человека, лежала бутылка с тремя записками.

"21 июля благополучно доплыли на байдарах. Отправимся сегодня по восточному берегу к северу. Одна партия из нас постарается к 7 августа быть на этом месте. 25 июля 1902 г., остров Беннета, мыс Эмма. Толль".

Вторая записка была озаглавлена "Для ищущих нас" и содержала подробный план острова Беннета. Наконец, третья записка, подписанная Зеебергом, содержала такой текст: "Нам оказалось более удобным выстроить дом на месте, указанном на этом листке. Там находятся документы. 23 октября 1902 года".

Весной на собаках, тащивших на нартах вельбот, Бегичев перешел из устья Яны к острову Котельному, летом на вельботе отправился к острову Беннета, где поисковая экспедиция нашла покинутое зимовье Толля. Спасатели нашли на берегу два песцовых капкана и четыре ящика, в которых лежали собранные Толлем геологические коллекции. Неподалеку находился небольшой домик; до половины он был заполнен снегом, который смерзся, превратившись в ледяную глыбу. На грубых дощатых полах были найдены анемометр, ящик с мелкими геологическими образцами, жестянка с патронами, морской альманах, чистые записные книжки, банки из-под пороха и консервов, отвертка, несколько пустых склянок. Наконец из-под груды камней был извлечен обшитый парусиной ящик, в котором лежал краткий отчет Толля, адресованный на имя президента Российской Академии наук. Из этого документа явствовало: Толль не утратил веры в существование Земли Санникова, однако так и не сумел из-за туманов разглядеть ее с острова Беннета.

Когда уже кончались запасы продовольствия, Толль и три его спутника приняли решение пробиваться на юг... В ноябре 1902 года они начали обратный переход по молодому льду к Новой Сибири и пропали без вести. Что заставило путешественников пойти на такой рискованный шаг, как переход по морскому льду в полярную ночь с запасом продовольствия всего на 14-20 дней? Очевидно, Толль был уверен в том, что яхта "Заря" обязательно придет на остров, а потом, когда выяснилось, что надежды на это больше нет, заниматься промыслом было уже поздно: птицы улетели, олени ушли от преследования на лед...

22 ноября 1904 года на заседании Комиссии Российской Академии наук было, в частности, определено, "что в 1902 г. температура к 9 сентября упала до -21° и до времени ухода Э. В. Толля с острова Беннета (8 ноября) неизменно колебалась между -18° и -25°. При таких низких температурах на пространстве между островом Беннета и Новосибирским архипелагом нагромождаются высокие труднопреодолимые торосы. Затянутые льдом и предательски запорошенные снегом промежутки между торосами во мраке полярной ночи становятся еще опаснее, чем при путешествии в светлое время года. Обширные полыньи, покрытые тонким слоем ледяных кристаллов, совершенно не видны в густом тумане. При движении по полынье байдарка покрывается толстым слоем льда, а двухлопастные весла, обмерзая, превращаются в тяжелые ледяные глыбы. Кроме того, ледяное "сало" спрессовывается перед носовой частью байдарки и еще более затрудняет движение, и обмерзшая байдарка легко переворачивается. При таких обстоятельствах трещина во льду шириной всего лишь в 40 м представляла непреодолимое препятствие для перехода партии".

Комиссия пришла к выводу, что "всех членов партии нужно считать погибшими". И все же, несмотря на этот вердикт, комиссия назначила премию "за отыскание всей партии или части ее" и другую премию, меньших размеров, "за первое указание несомненных следов ее" . Увы, эти премии так и не были никому присуждены...

По мнению ряда исследователей, Земля Санникова все же существовала, но в конце XIX или начале XX века была разрушена морем и исчезла подобно островам Пасильевскому и Семгиовскому, сложенным ископаемым льдом.

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Эдуард I Король Англии из рода Пилнтагенетов, правивший в 1272-1307 гг. Сын Генриха III и Элеоноры Прованской.Ж.: 1) с 1254 г. Элеонора, дочь короля Кастилии Фердинанда III (род. 1244 г. ум. 1290 г.); 2) с 1299 г. Маргарита, дочь короля Франции Филиппа III (род. 1279 г.. ум. 1318 г.)Род. 12 июня 1239 г. ум. 7 июля

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Эдуард II Король Англии из рода Плантагенетов, правивший в 1307-1327 гг. Сын Эдуарда I и Элеоноры Кастильской.Ж.: с 1308 г. Изабелла, дочь короля Франции Филиппа IV (род. 1292 г. ум. 1358 г.).Род. 1284 г. ум. 27 сент. 1327 г.Эдуард вступил на престол двадцатитрёхлетним юношей. По свидетельству

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Эдуард III Английский король из рода Плантагенетов, правивший в 1327-1377 гг. Сын Эдуарда II и Изабеллы Французской.Ж.: с 1329 г. Филиппа, дочь графа Голландского Вильгельма III (род. 1314 г. ум. 1369 г.).Род. 1312 г. ум. 21 июня 1377 г.Эдуард был возведен на престол в результате переворота,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Эдуард VI Король Англии из рода Тюдоров, правиший в 1547-1553 гг. Сын Генриха VIII и Джейн Сеймур.Род. 12 окт. 1537 г. ум. в июля 1553 г.После смерти отца Эдуард остался десятилетним ребёнком. Согласно завещанию Генриха VIII, он должен был находиться под опекой регентского совета из 16

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЮН) автора БСЭ

Кок Эдуард Кок (Coke) Эдуард (1.2.1552, Майлхем, Норфолк, - 3.9.1634. Сток-Поджес, Бакингемшир), английский политический деятель, юрист. Занимал ряд высших юридических и судебных должностей, в частности был генерал-атторнеем (1594-1606), главным судьей суда королевской скамьи (1613-16). В

Из книги Словарь современных цитат автора

Толль Эдуард Васильевич Толль Эдуард Васильевич , русский геолог, арктический исследователь. Окончил Дерптский (ныне Тартуский) университет (1882). В 1885-86 участвовал в руководимой А. А. Бунге экспедиции Петербургской АН на Новосибирские острова;

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Юнг Эдуард Юнг, Янг (Young) Эдуард (крещен в 3.7.1683, Апем, близ Уинчестера, - 5.4.1765, Уэлин, Хартфордшир), английский поэт. Получил юридическое образование в Оксфордском университете. В раннем творчестве придерживался принципов классицизма, исчерпанность которых раскрыл в

Из книги автора

МАЛОФЕЕВ Эдуард Васильевич (р. 1942), футбольный тренер 32 Искренний футбол. Тренерское кредо Малофеева, возглавившего в 1984 г. сборную

КУК, Эдуард (Coke, Edward, 1552–1634), английский юрист 936…Дом человека есть его крепость, и свой дом каждому – безопаснейшее убежище. «Законы Англии» (1628), III, 73 (вторая часть фразы – по-латыни) ? Knowles, p. 224 Эта формула восходит к гораздо более раннему времени, напр.: «…чтобы дом каждого

Из книги автора

МАЛОФЕЕВ, Эдуард Васильевич (р. 1942), футбольный тренер 63 Искренний футбол. Тренерское кредо Малофеева, возглавившего в 1984 г. сборную

Из книги автора

ЭДУАРД I (Edward I, 1239–1307), король Англии с 1272 г. 7 То, что касается всех, должно быть одобрено всеми. Обращение к «образцовому парламенту» (1295) ? Stewart, p. 52 Формула взята из канонического права; включена в «Декреталии в шести книгах» папы Бонифация VIII (1298), V, 12. Она восходит к

Из книги автора

ЭДУАРД III (Edward III, 1312–1377), английский король с 1327 г.; начал Столетнюю войну с Францией 8 Да будет стыдно тому, кто дурно [об этом] подумает. // Honni soit qui mal y pense (франц.). Девиз ордена Подвязки, учрежденного в 1348 или 1349 г. Вероятный литературный источник – двустишие из басни Марии

Из книги автора

ЮНГ (Янг), Эдуард (Young, Edward, 1683–1765), английский поэт 21 Жизнь есть пустыня, жизнь есть одиночество; Смерть присоединяет нас к преобладающему (великому) большинству. // …Death joins us to the great majority. «Месть», трагедия (1721), д. IV ? Knowles, p. 839 ? «Он присоединился к большинству»

8.6.1900 (21.6). – Из С.-Петербурга отправилась Русская полярная экспедиция под руководством барона Э.В. Толля

Русская полярная экспедиция 1900–1902 гг. была снаряжена для исследования Арктики к северу от Новосибирских островов и поиска легендарной Земли Санникова. Руководил экспедицией русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль (2.3.1858–1902). Одним из сотрудников и ближайших помощников Толля был молодой учёный-исследователь, лейтенант Императорского флота .

Экспедиция была важна также с точки зрения экономических и геополитических интересов России в Арктике (издавна мечталось осуществить Северный морской путь из Атлантики в Тихий океан. Она стала продолжением .

Выпускник Дерптского университета, естествоиспытатель Э.В. Толль в 1884–1886 гг. принимал участие в экспедиции учёного-полярника А.А. Бунге, исследовавшей побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до Яны, а также Новосибирские острова. Толль тогда обнаружил на острове Новая Сибирь залежи бурого угля. Кроме того, однажды в августе 1886 г. в ясную погоду с северо-западных утёсов острова Котельного исследователь разглядел контуры ранее неизвестного острова в северо-восточном направлении примерно на расстоянии до ста вёрст, был виден обрывистый берег со столбообразными горами. Ранее об этом сообщал якутский промышленник и исследователь Арктики Яков Санников, именем которого стали называть эту легендарную землю, обозначая ее на карте приблизительным пунктиром.

Огромную роль в снаряжении экспедиции играло покровительство . В молодости он был военным моряком и многие важные вопросы снаряжения мог оценивать лично со знанием дела. Именно благодаря ему Толль получил вдвое больше средств, чем первоначально планировалось: 509 тысяч рублей на март 1904 г. вместо намеченных 240 тысяч. Шхуна "Заря" совершала свой поход в Арктику с Высочайшего дозволения президента Императорской академии наук под его личным вымпелом и с его портретом в кают-компании. Известны многие примеры его личной заботы о членах экспедиции.

По возвращении с Новосибирских островов в 1893 г., где барон Толль снаряжал эвакуационные базы для норвежского мореплавателя Ф. Нансена, Толль выступил в Академии наук с подробным докладом о необходимости организовать экспедицию для открытия архипелага, лежащего на север от наших Новосибирских островов. Толль подчеркивал, что результаты экспедиции будут иметь большое значение и с точки зрения национальных интересов страны, ведь исследователь хотел положить начало плаваниям судов по Северному морскому пути с заходами в сибирские реки для транспортного освоения сибирских просторов. Кроме того, Толль считал, что открытые угленосные пласты острова Новая Сибирь очень важны с геостратегической точки зрения: суда, идущие из Архангельска во Владивосток Северным морским путём, могли бы пополнять запасы угля в середине своего пути, а военные корабли получали бы возможность достигать Владивостокского порта не вокруг Африки, а кратчайшим и практически внутренним российским путём. Сторонником этой идеи был и адмирал . Принятию решения помогли ставшие известными сведения, что эту же цель (открытия Земли Санникова для устройства там базы) в то время преследовали соседи-американцы, которых нужно было опередить.

На подходящем судне предполагалось летом 1898 или 1899 г. пройти с запада, обогнув , до устья Лены, где устроить первую зимовку. Следующим летом планировалось совершить поход на север на собачьих нартах, найти в августе Землю Санникова и высадить там экспедицию с двухлетним запасом продовольствия. На обратном пути часть путешественников должна была соорудить на острове Котельном продовольственный склад и вернуться на материк; группе же оставшихся на Земле Санникова ставилась задача возвести дом для зимовки и проводить в течение года различные научные исследования; другая группа должна была построить доставленное на судне домище для зимовки. Весной и летом третьего года экспедиции предполагалось проводить исследования на острове Беннетта и летом же, на вторично пришедшем из устья Лены судне, обойдя Новосибирские острова с востока, вернуться на базу в устье Лены. В навигацию 1903 г., после исследования Новосибирских островов экспедиция должна была двинуться на восток, обогнуть и, пройдя через Берингов пролив, закончить свой путь во Владивостоке.

Корабль, на котором предстояло совершить свой морской поход, рекомендовал Толлю Нансен как подобный знаменитому "Фраму". Этот парусный барк с паровым двигателем "Харальд Харфагер" ранее использовался для промысла тюленей близ Гренландии. Корабль был куплен Россией в Норвегии, переоборудован под новые задачи, его переименовали в шхуну "Заря". Оборудование для проведения гидрологических исследований заказали в Англии, Швеции и России. Благодаря усилиям лейтенанта Колчака для работы на глубине Русская полярная экспедиция была снаряжена лучше нансеновской Норвежской полярной экспедиции.

Колчак, ранее не будучи знакомым с данным видом научных работ, прошел специальный курс и практику в Геофизической и Павловской магнитной обсерваториях под Петербургом; совершил командировку в Норвегию для консультации с Нансеном, в течение некоторого времени проходил у него стажировку, после чего по поручению барона Толля Александр Васильевич ездил в Москву и Архангельск с целью завершения комплектования команды, встречался с губернатором Архангельска, посетил Онегу, другие поморские места. В результате Колчаку удалось нанять троих человек, одного из которых (Семена Евстифеева) Толль признал впоследствии своим лучшим матросом.

В верхнем ряду: третий слева над Толлем - Колчак.
Второй ряд: Н.Н. Коломейцев, Ф.А. Матисен,Э.В. Толль, Г.Э. Вальтер, Ф.Г. Зееберг, А.А. Бялыницкий-Бируля.
Нижний ряд – сидят члены команды.

В основном и вспомогательном составе экспедиции участвовали ученые и специалисты:

– начальник экспедиции, геолог, зоолог.
Н.Н. Коломейцев – лейтенант, командир "Зари". Опытный участник полярных плаваний.
Ф.А. Матисен – лейтенант, помощник командира и старший офицер судна. Геодезист, картограф, минералог, метеоролог и фотограф экспедиции. Принимал участие в экспедиции на в 1899 г.
А.В. Колчак – лейтенант, второй офицер шхуны, гидрограф, гидролог, магнитолог, гидрохимик, топограф и картограф. Плавал в Тихом океане, проводил гидрологические и гидрохимические исследования в Японском и Корейском морях. Был приглашён в экспедицию Э.В. Толлем, обратившим внимание на научные работы лейтенанта по океанографии.
А.А. Бялыницкий-Бируля – старший зоолог и фотограф, сотрудник Зоологического музея Императорской Академии наук. Принимал участие в экспедиции на Шпицберген в 1899 г. Работал на Соловецкой биологической станции, изучал морскую фауну Белого моря.
Ф.Г. Зееберг – кандидат физико-математических наук, астроном и магнитолог.
Г.Э. Вальтер – доктор медицины, врач-бактериолог и второй зоолог экспедиции, в 1899 г. принимал участие в научно-промысловой экспедиции близ Мурманского побережья и Новой Земли.
К.А. Воллосович – геолог.
О.Ф. Ционглинский – студент, политический ссыльный.
М.И. Бруснев – инженер-технолог, политический ссыльный.
В.Н. Катин-Ярцев – врач, политический ссыльный.

Команда шхуны состояла из 13 человек, в том числе:

Н.А. Бегичев – боцман.
Эдуард Огрин – старший механик.
Семён Евстифеев – матрос рулевой.
В.А. Железников – рулевой старшина.
Алексей Семяшкин П. Стрижевым .
Иван Малыгин – матрос рулевой. Заменен впоследствии С. Расторгуевым .
Николай Безбородов – матрос рулевой.
С.И. Расторгуев – каюр, матрос рулевой.
Петр Стрижев – каюр, матрос рулевой.
Сергей Толстов – матрос рулевой.
Эдуард Червинский – второй машинист.
Иван Клуг – старший кочегар.
Гавриил Пузырев – второй кочегар.
Трифон Носов – третий кочегар.
Фома Яскевич – повар.

В начале мая 1900 г. Коломейцев и Колчак привели шхуну из Бергена в С.-Петербург, забрав по пути из Мемеля начальника экспедиции барона Толля. 29 мая готовящуюся к отправлению шхуну посетил . Командир судна писал: «Его Величество подробно осматривал "Зарю" и в конце обратился к начальнику экспедиции барону Толлю с милостивым вопросом, не нужно ли чего-нибудь для экспедиции. А нужда была обстоятельная. Нам не хватало угля. Вследствие монаршей милости уголь нам отпущен из складов морского ведомства, так же как и много материалов, которых нельзя было достать в продаже. Морское ведомство открыло нам свои магазины, чем мы и воспользовались» .

Перед самым началом экспедиции Толль получил от Нансена пакет с документацией и материалами по сибирской Арктике: координаты отдельных островов, рукой Нансена сделанный набросок бухты Колина Арчера, где скандинав советовал Толлю перезимовать, рекомендации разузнать расположение долин рек северо-восточной части Таймыра и др.

8 июня 1900 г. "Заря" отправилась в путь, но сначала зашла в Кронштадт, где экспедицию встретил военный губернатор города . Адмирал с супругой посетили "Зарю" и на ней проводили экспедицию до выхода на рейд. В Кронштадте на борт был догружён уголь высшего качества, хронометры и взрывчатые вещества, книги для библиотеки.

Первая небольшая поломка случилась ещё в водах Финского залива, ее исправлением занялись в . Здесь же Толль сошёл с судна и отправился в Норвегию, где решил ещё раз посоветоваться с Нансеном. Далее руководитель экспедиции выехал в Берген, куда уже подошла "Заря". Здесь на борт догружено было доставленное от Нансена гидрологическое и гидрохимическое оборудование, а также 1500 пудов сушёной рыбы для собак и еще 50 т угля.

10 июля шхуна прошла мимо мыса Нордкап и оказалась в открытых арктических водах. 11 июля "Заря" встала на рейде Александровска-на-Мурмане для погрузки ранее купленного угля. Лишним уголь быть не мог – он означал жизнь судна и экипажа в Арктике в непредвиденных условиях. Также на борт приняли 60 ездовых собак с двумя каюрами – Петром Стрижевым и Степаном Расторгуевым, взятыми в экспедицию вместо двух матросов. Судно получило осадку в 18½ футов, что в дальнейшем несколько осложнило маневренность, во время волнения на море палубу даже заливало водой.

К сожалению, вся первая половина экспедиции проходила в атмосфере конфликта начальника экспедиции Толля и командира "Зари" Коломейцева, имевших разное представление о дисциплине на судне.

18 июля "Заря" покинула Екатерининскую гавань и 25 июля подошла к острову Вайгач. На мысе Гребень была назначена встреча со специально купленной для целей экспедиции поморской шхуной, в задачу которой входило доставить уголь из Архангельска в пролив Югорский Шар в бухту Варнека. Однако шхуна не пришла, получив повреждение при встрече со льдом, и Толль принял решение её не дожидаться и как можно скорее обогнуть мыс Челюскин, что по расчетам позволяло экспедиции зазимовать на восточном Таймыре – наименее изученной территории на всём Северном морском пути.

Дойдя 18 апреля до места близ залива Гафнера, где осенью ими было устроено продовольственное депо, Толль и Колчак обнаружили, что раскопать его препятствует слежавшийся твердый сугроб высотой в 8 метров. От плана дойти до мыса Челюскина пришлось отказаться. На обратном пути стали заканчиваться продукты, собаки выбивались из сил, не желая уже двигаться без помощи людей. Толль с Колчаком часто впрягались в нарты сами. В день проходили около 20 км, однако к началу мая уже не могли проходить в сутки более 12 км. Собаки стали гибнуть от голода, Колчак, привязавшийся к собаке по кличке Печать, предложил не пристреливать её, а довезти до "Зари" полуживую на нартах, на которых уже лежала одна. Однажды целые сутки путникам пришлось просидеть в палатке из-за пурги. На 41-й день похода 18 мая они измученные и голодные всё-таки дотянули до базы.

По итогам этого похода были установлены неточности карты Нансена и старых географических карт Великой Северной экспедиции, описывавшей эти берега в 1734-1742 гг. Толль очень ценил Колчака, и «за обстоятельное обследование географических объектов и морских вод в районе Карского моря», в благодарность за совместно перенесенные тяготы и риск он назвал его именем один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе.

В августе 1901 г. "Заря" высвободилась из ледового плена. 19 августа шхуна пересекла долготу мыса Челюскин. В честь этого события были подняты кормовой флаг и вымпел с Андреевским крестом и литерой "К" под царской короной, личный вымпел президента Академии наук Великого Князя Константина Константиновича. На берегу была сделана групповая фотография на фоне сооруженного большого гурия (конусообразной груды камней). Колчак и Зееберг здесь провели астрономические, магнитные, гидрологические исследования. Дав салют в честь С.И. Челюскина, исследователи отправились далее на восток. "Заря" стала четвертым судном после "Веги" Норденшельда с ее вспомогательным кораблём "Лена" и "Фрама" Нансена, обогнувшим самую северную точку Евразии.

Пройдя мыс Челюскин, корабль вышел в неизведанные воды, где еще никто не был: экспедиции Норденшельда и Нансена двигались много южнее. Шхуна взяла курс на северо-восток к предполагаемому месту нахождения Земли Санникова. Толль пообещал премию первому её увидевшему.

Приблизительно на широте 77°20’ близ острова Котельный путь преградили сплошные льды. Так как видимость была нулевой и поиски Земли Санникова в таких условиях были невозможны, Толль распорядился двигаться к самому северному в архипелаге острову Беннетта, где он хотел зазимовать с тем, чтобы в следующем году отправиться к искомой Земле.

В ночь на 29 августа случился редкой силы шторм, судно ложилось на борт, волна накрывала шканцы, собаки барахтались в ледяной соленой воде. Остров Беннетта никто бы и не увидел, если бы внезапно не рассеялся туман. «Теперь совершенно ясно, что можно было 10 раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив её», - записал вечером Толль в своем дневнике. Льды не позволили "Заре" подойти к берегу, и Толль решил возвращаться к острову Котельный, а по дороге еще раз попытаться зайти далеко на север от Новосибирских островов. Дойти на этот раз полярникам удалось до точки с координатами 77.32° с. ш. 142.17° в. д., но никаких признаков земли не наблюдалось, дальше стояли непроходимые льды, покрытые туманом.

3 сентября шхуна вошла в Нерпичью бухту у западного берега Котельного и два дня спустя с трудом пробилась к месту стоянки. На берегу уже был построен домик из плавника, и встречала Толля вспомогательная партия К.А. Воллосовича, добравшаяся туда отдельно с востока. "Заря" встала на якорь для ремонта машины и помпы, в которой начала вскипать вода от накопившейся на стенках соли.

На этом пришлось закончить вторую навигацию. Плавание в 1901 г. продолжалось 25 суток, из которых ходовых было лишь 15. Пройденное за это время расстояние составило 1350 миль, угля израсходовано 65,7 т. Оставалось ещё 75 т угля, на 1549 миль плавания при благоприятных условиях.

Вспомогательная партия Воллосовича имела задачей геологические исследования и организацию продовольственных складов на Новосибирских островах на маршруте следования основной экспедиции на юг в случае потери судна. В марте 1901 г. Воллосович из Усть-Янска выехал на Новосибирские острова с санной группой в составе 11 человек при 5 нартах, запряжённых 14 собаками каждая, и при 20 оленях. В состав партии входили ссыльный студент-естественник Ционглинский, ссыльный технолог Бруснев, каюр-промысловики. Весной и летом 1901 г. на острова доставлялись тяжелые грузы для восьми продуктовых складов. Кроме того, в ноябре 1901 г. партия Воллосовича оставила на острове Котельном два хорошо укреплённых и защищённых от песцов и белых медведей амбара с провизией и оленьими шкурами. После обследования Новосибирских островов Воллосович со своей партией перебрался для зимовки на "Зарю" в качестве участника основной экспедиции.

Затёртая льдами недалеко от берега "Заря" была превращена в геофизическую и метеорологическую станцию. Колчак, как и во время первой зимовки на Таймыре, старался не терять времени даром: для изучения острова он покидал судно при любом случае. Силами экспедиции вокруг жилища Воллосовича вскоре был сооружён домик для магнитных исследований, метеорологическая станция и баня, выстроенные из выносимого сибирскими реками плавника.

Толль стал проводить научные беседы с командой, превратив "Зарю" в "плавучий университет". С докладами по своим специальностям выступали Колчак, Бируля, Зееберг. По вечерам в кают-компании спорили на философские темы с активным участием Колчака. Правда, в эту зимовку он перенес воспаление надкостницы с высокой температурой.

У Воллосовича стала наблюдаться неврастения, и Толль разрешил ему уехать, так как во время этой зимовки экспедиция уже не находилась в условиях такой изоляции, как во время первой. 15 января вместе с Воллосовичем до первого жилья на побережье поехал и Толль, чтобы привлечь нескольких местных жителей в планировавшийся поход на север архипелага. 30 марта начальник экспедиции вернулся на базу. К этому времени пришла телеграмма президента Академии наук с указанием экспедиции ограничиться исследованием Новосибирских островов и закончить плавание в этом году в устье Лены.

Однако Толль был сильно разочарован тем, что Землю Санникова так и не удалось открыть. Несмотря на достигнутые успехи в описании побережья, промеры глубин, которые Колчак делал на протяжении всего пути экспедиции, результаты экспедиции начинали казаться руководителю слишком малыми. Поэтому Толль принял решение с началом полярного дня отправить Матисена на поиски этой загадочной Земли, а после его возвращения самому отправиться в санно-байдарочную экспедицию на Землю Санникова, если она будет найдена, если нет – то на остров Беннетта, чтобы там провести третью зимовку. Толль думал, что хотя бы тщательное обследование этого неизученного острова позволит ему достойно отчитаться в С.-Петербурге о результатах экспедиции и вписать ее в историю науки. Вместе с Толлем собрался ехать Зееберг. Толль планировал взять в поход и доктора Вальтера, однако в декабре врач умер от расстройства сердечной деятельности. (В конце апреля приехал новый врач, политический ссыльный В.Н. Катин-Ярцев, сосланный за участие с РСДРП. В 1918 г. адмирал Колчак встретит его в Харбине, где врач-революционер будет спасаться от режима большевиков.)

Поначалу отправиться в путь запланировали на февраль-март 1902 г. Первым на поиски Земли Санникова был отправлен Матисен, он вернулся 17 апреля и доложил, что, пройдя 7 миль от устья реки Решетникова, он уперся в полынью и повернул назад. Матисен посетил также стрелку Фаддевского острова, остров Фигурина и Землю Бунге.

29 апреля Бируля с тремя якутами отправился на остров Новая Сибирь. Перед ними была поставлена задача дожидаться там к концу лета подхода "Зари", которая должна была их подобрать на пути к Беннетту.

В первых числах мая Колчак и Стрижев ездили на Бельковский остров, перейдя 30-километровый пролив. Колчак объехал остров, произвёл его съемку и положил его на карту, также были собраны образцы горных пород. К югу от Бельковского Колчак открыл небольшой скалистый остров и назвал его именем своего каюра Стрижева. В северном и западном направлении Колчак также, как и его предшественники, уперся в полынью.

23 мая барон Толль, астроном Зееберг, эвен Николай Протодьяконов (по прозвищу Омук) и якут Василий Горохов (по прозвищу Чичак) отправились на север на трех нартах, везя с собой запаса продовольствия чуть больше чем на 2 месяца. Изначально Толль собирался взять в свой поход и надежного Колчака, однако судно нельзя было оставить без опытного офицера.

Предполагалось исследовать остров Беннетта, до этого посещённый лишь экспедицией Де-Лонга в 1879 г. и произвести ледовую рекогносцировку с целью дальнейшего поиска неизвестной земли. После окончания работ полярников должна была подобрать "Заря". Толль объехал на собаках северные берега островов Котельного и Фаддеевского, после чего переправился на остров Новая Сибирь и 21 июня остановился там около мыса Высокого, откуда через неделю отправились к острову Беннетта. Четверо суток путешественники плыли на льдине, после чего пересели на байдарку и 21 июля высадились на берегу острова у мыса Эммы. Путь занял 2 месяца, и провиант был на исходе. Перед Толлем теперь вставали задачи не только исследований, но и пропитания и обратной дороги. Колчак впоследствии говорил по этому поводу: «Действительно, предприятие его было чрезвычайно рискованное, шансов было очень мало, но барон Толль был человек, который верил в свою звезду и в то, что ему всё сойдёт, и пошёл на это предприятие»...

Исследователь Синюков считает, что у Толля просто не оставалось иного выхода, так как он «слишком много авансов выдал Академии наук, прессе, коллегам, и вернуться без открытия Земли Санникова уже не мог». Огромные финансовые средства, выданные Толлю в кредит, заставляли барона предпринимать крайние отчаянные шаги.

Перед отъездом Толль оставил Матисену пространную инструкцию, а также пакет с надписью «Вскрыть, если экспедиция лишится своего корабля и без меня начнет обратный путь на материк, или в случае моей смерти» , в котором находилось письмо на имя Матисена с передачей ему всех прав начальника экспедиции и перечень действий, которые должен был принять командир, чтобы спасти людей.

«Предел времени, когда вы можете отказаться от дальнейших стараний снять меня с острова Беннета, определяется тем моментом, когда на "Заре" будет израсходован весь запас топлива для машины до 15 тонн угля». После этого следовало через Сибирь доставить в С.-Петербург собранные коллекции и немедленно начать организацию новой экспедиции. В этом случае Толль надеялся самостоятельно добраться до Новосибирских островов, а затем к устью Лены.

1 июля, вырвавшись из льдов при помощи взрывов, "Заря" вышла на внешний рейд, однако тут же была затерта льдами, которые стали увлекать судно на северо-восток. Запасы угля на шхуне истощались. Лишь 3 августа это невольное путешествие со льдами завершилось, и освободившаяся шхуна, проведя необходимые судовые работы, 8 августа отправилась в направлении острова Беннетта. Однако из-за льда смогли подойти к острову не ближе 90 миль. Попробовали доплыть хотя бы до Новой Сибири, чтобы снять партию Бирули. В мелководном проливе судно получило повреждения, появилась течь, но "Заря" продолжала пробиваться сквозь льды, все время меняя курс между островами в поисках свободного прохода. Однако уже 17 августа лед заставил Матисена повернуть назад.

К 23 августа на "Заре" осталась минимальная норма угля, о которой говорил в своей инструкции Толль. И Матисен, потеряв надежду на улучшение состояния льдов, отказался от снятия людей, оставшихся на Новой Сибири и острове Беннетта, он решил следовать в бухту Тикси. Ведь даже если бы Матисен смог подойти к Беннетту, на обратный путь угля уже не оставалось.

Матисен не мог повернуть на юг, не посоветовавшись с Колчаком. Как пишет историк П.Н. Зырянов, Колчак, скорее всего, также не видел иного выхода, впоследствии он никогда не критиковал этого решения Матисена и не отмежевывался от него. Среди авторов, писавших на тему гибели Толля, только советский профессор В.Ю. Визе считал, что «это решение стоило жизни Толлю и его спутникам», фактически обвиняя этим Матисена. Другие специалисты понимали, что с недостаточным запасом угля и провизии и полученными повреждениями корпуса скорее всего погиб бы и экипаж "Зари". Да и сам Толль оставил Матисену приказание идти в Тикси после уменьшения запасов угля до пределов, необходимых для возвращения. Никто из современников, знавших обстоятельства дела, Матисена не осуждал.

25 августа искалеченная льдами "Заря" еле достигла устья Лены и подошла к бухте Тикси. Отсутствие угля не позволяло даже провести третью зимовку. 30 августа в бухту Тикси вошла "Лена", тот самый вспомогательный пароход, что обогнул когда-то мыс Челюскин вместе с Норденшельдом. Опасаясь ледостава, капитан парохода дал экспедиции на сборы всего три дня. Колчак отправился на "Лене" на поиски более удобной стоянки для "Зари", и нашёл его за маленьким островом, который он назвал именем Бруснева. Туда и отвели "Зарю", где с нее на борт парохода были перегружены все наиболее ценные коллекции и оборудование. Бруснев оставался там в селении Казачьем в ожидании Толля и Бирули.

2 сентября "Лена" отошла от причала. "Заря" с одним человеком на борту последний раз отсалютовала флагом. Однако пароход вскоре сел на мель, и, в связи с ограниченным количеством еды, пришлось ввести общий для всех паёк. "Продовольственным диктатором" избрали Колчака. В то же время Матисен и Колчак разработали план по оказанию помощи группам Толля и Былыницкого-Бирули: если эти группы не появятся самостоятельно на материке, в начале февраля на Новосибирские острова, навстречу им, на Новую Сибирь должен был отправиться Бруснев, предварительно приготовивший 6 хороших нарт и докупивший собак. В случае, если Толль и Бируля своими силами вернутся на материк, их у Чай-Поварни близ Святого Носа должны были ожидать еще осенью заготовленные Брусневым ездовые олени, на которых полярники могли добраться до Казачьего.

30 сентября 1902 г. пароход "Лена" подошёл к Якутску, и его пассажиры сошли на берег. Из Якутска в Иркутск ехали через тайгу на почтовых лошадях. В начале декабря Колчак добрался до С.-Петербурга, где немедленно занялся подготовкой экспедиции для спасения оставшихся в Арктике товарищей.

5 мая 1903 г. под руководством Колчака началась 7-месячная спасательно-поисковая экспедиция со сложнейшим 90-дневным морским санно-шлюпочным походом на пределе человеческих возможностей и без потерь. Общая численность экспедиции составляла 17 человек, все они были отмечены впоследствии наградами (как и участники экспедиции Толля). Колчаку удалось найти места стоянок группы Толля и его записки, в том числе последнюю (от 26 октября 1902 г.) записку в виде отчета на имя президента Императорской академии наук с кратким описанием острова, списком инструментов и коллекций. Записка оканчивалась словами: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.».

Предполагаемая судьба группы Толля была следующей. 21 июля они добрались до острова Беннетта. Учитывая запланированное на середину августа прибытие "Зари", руководитель, видимо, решил сосредоточить все силы на исследовании острова. Было изучено его геологическое строение. Толль увидел и записал, что в долинах острова встречаются вымытые кости мамонта и других животных, описал и современный животный мир, состоявший из медведей, моржей, оленей (стадо в 30 голов), пролетали гусиные стаи.

Группа Толля построила себе жилище из плавника, он же мог служить и топливом. Гораздо хуже было с провиантом. Колчак писал, что «по какому-то недоразумению партией барона Толля не было использовано удобное время для охоты и не было сделано никаких запасов», ­видимо, поскольку надеялись на прибытие "Зари". Для удовлетворения текущих потребностей в пище охотились на оленей. Были убиты также 3 медведя, мяса которых хватило бы на несколько месяцев, однако оно было брошено на льду.

Когда по состоянию льда стало понятно, что "Заря" уже не придёт, стрелять и заготавливать птиц было поздно, к тому же на месте стоянки экспедицией Колчака было обнаружено не более 30 патронов для дробовика. Олени ушли с острова Беннетта на юг осенью, вслед за ними пришлось уходить и людям.

Экспедиция Колчака обследовала все острова Новосибирской группы, однако следов группы Толля нигде так и не обнаружили. По-видимому, она погибла во время перехода по льду с острова Беннетта на Новую Сибирь. Оставленные для нее на южном направлении запасы продовольствия остались нетронутыми.

Партия Бирули, не дождавшись в конце лета прихода "Зари", соорудила на западном берегу острова Новая Сибирь пригодное для зимовки жилище, а в ноябре 1902 г., когда лед окончательно встал, совершила благополучный переход с острова на материк, прибыв в Казачье в начале декабря.

Научно-практические результаты экспедиции оказались очень важными, поскольку предыдущие экспедиции под руководством Нансена и Норденшельда систематических съемок и промеров глубин не вели и составленные ими карты берегов и островов были лишь приблизительными. Русская экспедиция положила начало комплексному исследованию арктических морей и побережья. По результатам работ экспедиции была составлена геологическая карта полуострова Таймыра и островов. Краткий физико-географический и биологический очерк северного побережья Сибири содержит сведения о климате, гидрографии, геологии, животном и растительном мире Таймыра и Новосибирских островов.

Научные результаты также включали в себя исследования в области метеорологии, океанографии, земного магнетизма, гляциологии, физической географии, ботаники, геологии, палеонтологии, этнографии, полярных сияний. На материалах экспедиции лейтенант Колчак выполнил фундаментальное исследование о льдах Карского и Восточно-Сибирского морей, представлявшее собой новый шаг в развитии полярной океанографии. Колчак выявил схему движения арктического льда для всего полярного бассейна. Эти открытия имели важное значение и во всё последующее время освоения Арктики вплоть до наших дней.

При советской власти история экспедиции искажалась, замалчивались роли и заслуги Толля и, в первую очередь, "белогвардейца" Колчака – как учёного-океанолога и отважного исследователя Арктики. Замалчивались его научные труды, получившие признание мировой науки. Советские ученые, разумеется, использовали его труды, но обычно без ссылок на автора. В 1939 г. остров Колчака переименовали, дав ему имя того самого дезертировавшего матроса с "Зари" Расторгуева.

(Использован в сокращении и с дополнениями материал из "Википедии".)

См. статьи в календаре Святая Русь о русских исследователях высоких широт и дальних сибирских земель:

История барона Толля началась задолго до его рождения. В начале XIX века, точнее, в 1810 году, путешественник и зверобой Яков Санников отправил в Императорское Русское географическое общество донесение об очередном открытии новой земли. В один из ясных солнечных дней, добывая песца на северной оконечности острова Котельный, он ясно видел на горизонте землю. К тому моменту Яков слыл уже известным путешественником, на его счету были три открытых острова, поэтому в словах Санникова не усомнились. Тем более, что открытие подтверждалось свидетельством его спутника.


Новосибирские острова. Где-то на севере от острова Котельный и видели Землю Санникова. Источник: wikimedia.org

Легенды и мечтатели

Вообще, Санников давно предполагал, что севернее Котельного лежит неизведанная земля. О ней издревле ходили легенды. У северных якутов существовали предания о народе онкилонов, который однажды снялся со своих стоянок и вместе с оленями и собаками ушел на Север, якобы в теплые плодородные земли. Об этом рассказывали вернувшиеся с промысла охотники. Да и перелетные птицы, вместо того чтобы лететь на юг, тянулись косяками к северу, возвращаясь потом оттуда с потомством.

Как бы там ни было, но экспедицию на поиски новой земли государство организовывать не спешило. За него это сделал барон Толль. На свои деньги он с такими же энтузиастами добрался до Котельного. Ему, как и Санникову, удалось рассмотреть таинственную землю: четыре горы, переходящие в низину.

Из-за сложностей в погодных условиях, что не редкость в тех краях, добраться до увиденной суши экспедиция не сумела. Толль вернулся ни с чем. Но со дня, когда на горизонте показались пока еще недостижимые горы, поиск загадочной страны онкилонов стал для барона делом всей его последующей жизни.


«Заря» в лагуне Нерпалах, 14 декабря 1901 года, скан из книги Кузнецова «В поисках земли Санникова». Источник: wikimedia.org

Директива сверху

Сообщение Эдуарда Васильевича в Российской академии наук об обнаруженной им земле дало толчок амбициям Морского ведомства России. Докладом заинтересовались на самом верху: сам император дал приказ организовать первую официальную полярную экспедицию. Долго не могли найти требуемых для снаряжения экспедиции денег: тогда бюджет России трещал по швам.

Неизвестно, сколько бы еще правительство переливало из пустого в порожнее, возможно, экспедиция вообще бы не состоялась. Но Николай II в последний день 1899 года своим указом направил на организацию похода 200 тысяч рублей, изъяв их из кармана Академии наук.

Это было все, что смог сделать царь для первопроходцев. У них не было главного: судна, которое способно выдержать морское путешествие в жесточайших условиях Крайнего Севера.

И снова Толль вложил в рискованное предприятие собственные сбережения. Он выкупил у норвежцев тюленебойную парусно-паровую шхуну «Харальд прекрасноволосый», которое было переименовано в «Зарю». Покупка и переоборудование судна в шхуну-барк обошлись в 60 000 рублей – сумму, по тем временам неподъемную даже для барона. Поэтому пришлось привлекать благотворителей. Интерес к новым для России землям был настолько велик, что собрали сумму, примерно равную той, что была выделена Академией. Прекрасно продуманная и полностью укомплектованная экспедиция тронулась в путь из Кронштадта 21 июня 1900 года.


Экипаж экспедиции Эдуарда Толля. Третий слева в верхнем ряду будущий адмирал Колчак. Источник: wikimedia.org

Тот, кого нельзя называть

В экспедиции участвовали два десятка человек. Но в советское время об одном из них предпочитали не упоминать. Этот человек занимался тем, что промерял глубины: он был специалистом по гидрогеологическим и магнитным изысканиям. Звали его Александр Колчак . Впоследствии он станет противостоящим целой стране адмиралом. А в тот год в греческом порту Пирея Толль практически сманил зеленого лейтенанта в экспедицию с броненосца «Петропавловск», который шел с Балтики на Дальний Восток. Колчак разделил с бароном все тяготы экстремального путешествия по Арктике. Они вместе пережили зимовку на Таймыре, дважды добрались до Котельного. Только через год с небольшим (в сентябре) им удалось дойти до места, где вроде бы должна быть увиденная Толлем земля.

Хоть малые глубины и говорили о том, что суша где-то рядом, увидеть ее путешественники так и не смогли. Появились плотные туманы, и поиск в очередной раз был отложен. Команде пришлось еще раз зимовать на Котельном.

Таинственное исчезновение

В следующую весну Толль предпринял еще попытку добраться до таинственной земли. Но к моменту его возвращения шхуна не пришла к месту встречи: ледяные глыбы повредили «Зарю». Лейтенант Колчак обратился к Академии наук с просьбой доверить ему спасательную миссию. И с начала мая по начало декабря 1903 года в районе, где пропал барон, проходили активные поиски.

Но все старания найти команду Толля пропали даром: найдены были только геологическая коллекция и записка, написанная его рукой. Из записки узнали, что команда отправилась на юг острова Беннетта в октябре 1902 года. Добрался ли он до земли Санникова или так и погиб, не достигнув мечты, неизвестно.

Стоянку Толля в тридцатых годах нашли советские исследователи. А в семидесятых, по указаниям барона Толля, которые он оставил в своем дневнике, нашли схрон с прекрасно сохранившимися продуктами. Тушенка оказалась совершенно съедобной, что еще на месте проверили исследователи.



Похожие статьи